Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Полина Чуприянова

Программный координатор РСМД

Смена политического руководства в Сирии способствовала началу процесса смягчения ограничений со стороны США. Первые два раунда снятия санкций прошли в январе и мае этого года, когда американский минфин выпустил несколько генеральных лицензий. Гораздо более серьезные шаги по снятию рестрикций были предприняты властями США в начале прошлой недели. 30 июня Дональд Трамп одобрил отмену сразу шести указов о санкциях в отношении Сирии. Госдеп США начал проработку вопроса полной или частичной отмены санкций, введенных в соответствии с «Законом Цезаря», который предусматривает ограничения на сделки с Центральным банком Сирии, а также фиксирует механизм введения санкций в отношении третьих стран за сотрудничество с властями республики. Приостановлено действие закона об ответственности Сирии и об уничтожении химического и бактериологического оружия (CBW Act).

Блокирующие финансовые ограничения, запрещающие проведение любых операций с фигурантами санкционных списков, были сняты с более 500 сирийских лиц и организаций. Но одновременно были заблокированы почти 140 физических и юридических лиц, связанных с предыдущим правительством Башара Асада (бывшими чиновниками, членами их семей, прочими). Тем самым США демонстрируют, что любые послабления возможны только при условии сохранения лояльного Соединенным Штатам руководства.

Сам факт оперативного сворачивания ограничений против Сирии, последовательно ужесточающихся на протяжении более двух десятилетий, стал громким новостным поводом. Подобные шаги невольно могут восприниматься российскими наблюдателями как сигнал о способности США к переговорам и потенциальным соглашениям о пересмотре политики санкций в отношении Москвы. Это восприятие усиливается тенденциями последних нескольких месяцев, в течение которых США уклоняются от применения новых антироссийских ограничений.

Вместе с тем подобного рода ожидания преждевременны. Ключевой фактор снятия санкций с Сирии — смена политического руководства страны и начало проведения политики, соответствующей интересам Соединенных Штатов. В российском случае подобные сдвиги невозможны. У других государств, находящихся под значительными рестрикциями США, включая Иран и КНДР, предпосылок к сдаче позиций пока также не просматривается.

Важно и то, что даже сегодняшнее снятие санкций с Сирии не выступает гарантом устойчивости такой политики. Все шаги американских властей легко обратимы. Исключения из федеральных законов могут быть оперативно отменены. При этом отмена самих законов практически недостижима в силу специфики американской практики принятия решений.


Смена политического руководства в Сирии способствовала началу процесса смягчения ограничений со стороны США. Первые два раунда снятия санкций прошли в январе и мае этого года, когда американский минфин выпустил несколько генеральных лицензий. Первая разрешала осуществлять сделки с сирийским правительством в области энергетики, а также допускала проведение личных и коммерческих переводов. Вторая давала возможность трансакций с ЦБ Сирии и еще 27 государственными и частными предприятиями.

Гораздо более серьезные шаги по снятию рестрикций были предприняты властями США в начале недели. 30 июня Дональд Трамп одобрил отмену сразу шести указов о санкциях в отношении Сирии. В их числе — указ 13338 от 2004 г., вводящий запрет на экспорт товаров военного и двойного назначения, ограничивающий доступ сирийской гражданской авиации в США, обязывающий профильные органы применять блокирующие меры против лиц, связанных с экс-президентом Башаром Асадом. Также Трамп, в частности, отменил указ 13460 от 2008 г., предусматривающий возможность применения блокирующих ограничений против сирийских граждан и организаций, причастных к коррупции.

Были приняты и иные меры по смягчению мер. Госдеп США начал проработку вопроса полной или частичной отмены санкций, введенных в соответствии с «Законом Цезаря», который предусматривает ограничения на сделки с Центральным банком Сирии, а также фиксирует механизм введения санкций в отношении третьих стран за сотрудничество с властями республики. Приостановлено действие закона об ответственности Сирии и об уничтожении химического и бактериологического оружия (CBW Act).

Блокирующие финансовые ограничения, запрещающие проведение любых операций с фигурантами санкционных списков, были сняты с более 500 сирийских лиц и организаций. Но одновременно были заблокированы почти 140 физических и юридических лиц, связанных с предыдущим правительством Башара Асада (бывшими чиновниками, членами их семей, прочими). Тем самым США демонстрируют, что любые послабления возможны только при условии сохранения лояльного Соединенным Штатам руководства.

В списке физических лиц и организаций, заблокированных в соответствии с ныне отмененными антисирийскими санкциями, числились и российские лица. Среди них — государственные компании «Рособоронэкспорт» и «Промсырьеимпорт», несколько банков (РФК-банк, Мир Бизнес Банк) и другие. Однако говорить о выводе их из-под ограничений ошибочно. Часть из них переведены под действие других документов, в частности, указа 13894. Другие были изначально заблокированы в соответствии с несколькими режимами санкций, и отмена одного из таких режимов не меняет ситуацию. Так, в отношении «Рособоронэкспорта» блокирующие рестрикции были введены сразу по нескольким основаниям — в связи с ситуацией на Украине и из-за ограничений против Ирана. Иными словами, для ряда российских и зарубежных предприятий ситуация осталась без изменений, а санкции были сохранены в полном объеме.

Сам факт оперативного сворачивания ограничений против Сирии, последовательно ужесточающихся на протяжении более двух десятилетий, стал громким новостным поводом. Подобные шаги невольно могут восприниматься российскими наблюдателями как сигнал о способности США к переговорам и потенциальным соглашениям о пересмотре политики санкций в отношении Москвы. Это восприятие усиливается тенденциями последних нескольких месяцев, в течение которых США уклоняются от применения новых антироссийских ограничений.

Вместе с тем подобного рода ожидания преждевременны. Ключевой фактор снятия санкций с Сирии — смена политического руководства страны и начало проведения политики, соответствующей интересам Соединенных Штатов. В российском случае подобные сдвиги невозможны. У других государств, находящихся под значительными рестрикциями США, включая Иран и КНДР, предпосылок к сдаче позиций пока также не просматривается.

Впрочем, в конгрессе США сохраняются призывы ужесточить антироссийские ограничения — со стороны как демократов, так и республиканцев. Так, сенатор от Республиканской партии Линдси Грэм внес законопроект, предусматривающий введение 500% пошлин на импорт из стран — покупателей нефти, нефтепродуктов, природного газа, урана и других продуктов из России. Столь радикальные предложения редко проходят дальше первого этапа рассмотрения, однако в случае доработки могут быть одобрены. 3 июля состоялся очередной телефонный разговор Дональда Трампа и Владимира Путина. Об угрозах новых санкций не сообщалось. Однако риски их эскалации все еще актуальны.

Важно и то, что даже сегодняшнее снятие санкций с Сирии не выступает гарантом устойчивости такой политики. Все шаги американских властей легко обратимы. Во-первых, действие исполнительных указов может быть возобновлено в полном объеме в случае начала проведения Дамаском неудобной для США политики. Таким же образом был восстановлен весь комплекс ограничительных мер против Ирана после выхода США из ядерной сделки (СВПД) в 2018 году. Во-вторых, исключения из федеральных законов могут быть оперативно отменены. При этом отмена самих законов практически недостижима в силу специфики американской практики принятия решений.

В сухом остатке к потенциалу устойчивости текущего курса США на сирийском направлении, равно как к возможности экстраполяции такой политики на Россию, стоит относиться весьма сдержанно. В первом случае США оставляют за собой право манипулировать сохранением действующих послаблений, навязывая сирийскому правительству те или иные условия и правила игры. Смягчение антироссийских ограничений возможно лишь в случае значительных уступок. Москва на такие уступки не пойдет. А значит, любые сравнения с Сирией бессмысленны.

Впервые опубликовано в «Известиях».

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.5)
 (2 голоса)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся