Государственный департамент США отменил исключения из закона CAATSA для компаний — участников строительства трубопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Ранее исключение действовало для всех трубопроводов, строительство и/или финансирование которых началось до 2 августа 2017 г. (дата вступления в силу CAATSA). Вместе с тем, несмотря на отмену исключений, Государственный департамент не опубликовал дополнительные списки физических и юридических лиц, попадающих под новые санкции.
Палата представителей Конгресса США приняла вариант оборонного бюджета на 2021 г. (National Defense Authorization Act for the Fiscal Year of 2021, NDAA). В рамках одной из поправок предусматривается расширение санкций в отношении трубопровода «Северный поток-2», а именно — под санкции могут попасть компании, предоставляющие не только специализированные суда-трубоукладчики, но и услуги по страхованию, техническому обслуживанию, а также поставкам соответствующих технологий. В свою очередь, Сенат также одобрил собственную версию NDAA, которая также включает дополнительные санкции в отношении «Северного потока-2». Помимо уже перечисленных санкций в аналогичном законопроекте Палаты представителей, «сенатская» версия также включает санкции в отношении лиц, предоставляющих услуги по сертифицированию указанных трубопроводов.
Группа «ГАЗ»
OFAC продлил генеральные лицензии для GAZ Group до 22 января 2021 г. Тем временем в США продолжается судебный процесс по иску российского бизнесмена О. Дерипаски против главы Казначейства С. Мнучина и директора Управления по контролю зарубежных активов Минфина США (OFAC) А. Гаки. В юридическом сообществе по обе стороны океана иск Олега Дерипаски привлекает к себе пристальное внимание. Успешных случаев выхода из-под санкций США по решению суда крайне мало, поскольку суды зачастую становятся на сторону федеральных властей. Иск О. Дерипаски крайне важен с точки зрения системной аргументации позиции российского лица, попавшего под санкции по «украинскому» пакету, хотя к событиям на и вокруг Украины он не имел никакого отношения. Впоследствии OFAC объяснил, что норма исполнительного указа №13661 применялась к россиянину из-за его «поддержки проектов Владимира Путина». А норма исполнительного указа №13662 — ввиду того, что Олег Дерипаска работает в российском энергетическом секторе.
Санкции ЕС
Санкции за нарушения в киберпространстве
ЕС впервые задействовал правовой механизм по введению санкций по кибер-проблематике, созданный в мае прошлого года. Совет ЕС внес изменения в приложение, где фиксируются лица, попавшие под санкции, добавив в «санкционный список» двух граждан КНР, четырех граждан России, а также три организации: компанию из Китая, организацию из КНДР и одно из подразделений российской разведки. Ожидается, что последует реакция Москвы и Пекина. Впрочем, большого резонанса событие, вероятно, не вызовет, поскольку этот политический жест не создает ущерба для экономических связей.
Санкции ЕС против Турции
Президент Франции Э. Макрон призвал к санкциям против Турции. Речь о наказании Анкары за геологоразведочные работы на кипрском шельфе. Вопрос о санкциях против Турции за нарушение суверенитета Кипра поднимался на уровне ЕС уже давно. У Брюсселя накопилось достаточно претензий к партнерам. Разногласия между ЕС и Турцией по данному вопросу проявились ещё в марте 2018 г. В ноябре 2019 г. Совет ЕС принял решение о введении санкций против Турции. Согласно решению, государства — члены ЕС должны: запретить въезд на свою территорию или транзит через неё лицам, вовлечённым в поддержку и планирование операций по бурению скважин или участие в них, а также заморозить финансовые активы причастных к бурению скважин физических и юридических лиц.
Санкции за нарушение прав человека
В ЕС звучат призывы к Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррелля ускорить процесс принятия санкций против нарушителей прав человека. Речь идет о проекте по примеру «Глобального Магнитского». Самое интересное, что поводом является «нарушение прав человека в Китае». Активность парламентариев ЕС может спутать карты европейской дипломатии: ЕС может вовлекаться в американскую игру по сдерживанию Китая. Создание правового механизма санкций ЕС по правам человека было анонсировано еще в прошлом году.
Санкции Великобритании
Министерство иностранных дел Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии утвердило первый самостоятельный санкционный режим после выхода из состава ЕС. Новые санкции были введены в отношении ряда лиц (в том числе и российских) в связи с обвинениями в нарушении прав человека (аналог «Глобального Акта Магнитского» в США).
Санкции против КНР
Проблема Синьцзян-Уйгурского автономного округа
1 июля Государственный департамент, Министерство торговли, Министерство внутренней безопасности США опубликовали рекомендацию по минимизации рисков для бизнеса в связи с потенциальным включением в производственные цепочки компаний, имеющих отношение к нарушениям прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (Китай). Цель документа — уведомить бизнес о возможных репутационных, экономических и юридических рисках.
9 июля Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) ввело санкции против китайской правительственной организации и четырех действующих или бывших правительственных чиновников в связи с серьезными нарушениями прав человека против этнических меньшинств в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В частности, власти США предполагают, что имели место быть массовые произвольные задержания и жестокое физическое насилие, среди прочих нарушений, против уйгурского населения. Новые санкции введены по исполнительному указу №13818 («Блокирование собственности лиц, вовлеченных в серьезные нарушения прав человека или коррупцию»), который основан на положениях Глобального закона Магнитского и издан для его реализации.
Санкции в связи с нарушениями прав человека
OFAC внес в SDN строительную корпорацию Синьцзяна (Xinjiang Production and Construction Corps), а также двух граждан КНР, связанных с ней. По корпорации выписана генлицензия до 30 сентября для сворачивания сделок.
Статус Гонконга
14 июля президент США Д. Трамп подписал закон «Об автономии Гонконга» (“Hong Kong Autonomy Act”). Закон призван обеспечить соблюдение (а) Объединенной декларации Правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительства Китайской Народной Республики по вопросу о Гонконге 1984 года, (б) Основного закона Особого административного района Гонконг Китайской Народной Республики, согласно которым элементы социалистической системы управления и экономической системы не будут распространяться на Гонконг. Минфин США должен предоставлять Конгрессу ежегодный отчет с информацией о лицах, которые каким-либо образом препятствовали соблюдению Китаем положений вышеупомянутых документов, а также финансовых институтах, которые проводили значимые трансакции в интересах этих лиц. По сути, Минфин должен выявить лиц, по мнению властей США, подрывающих демократию в регионе. Президент, в свою очередь, должен вводить санкции: заморозка активов и визовые ограничения. Предусмотрена возможность президента отменить санкции по данному закону, однако подобное решение может быть заблокировано Конгрессом в случае принятия совместной резолюции о недоверии.
Вслед за подписанием Hong Kong Autonomy Act, 14 июля Д. Трамп подписал исполнительный указ №13936, который вводит чрезвычайное положение по ситуации в Гонконге. Указ упраздняет специальный режим отношений США и Гонконга в связи с новым законодательством КНР. Кроме того, он дает полномочия органам исполнительной власти вводить блокирующие и визовые санкции против китайских лиц, вовлеченных, по мнению властей США, в подрыв демократии в Гонконге.
Санкции за нарушения в киберпространстве
OFAC внес в SDN-список троих россиян, а также пять компаний: одну российскую, три китайские и одну из Судана. Физические лица внесены по статье кибер-преступлений, вмешательства в выборы по исполнительным указам №13848, предусматривающих наказание за кибер-преступления и вмешательство в выборы, и №13661, изданным в связи с украинскими событиями. Компания «ООО М Инвест» и три китайские компании проходят как связанные с Е.В. Пригожиным. Суданская фирма связана с М Инвест.
Санкции против Ирана
В июле была проведена первая трансакция в рамках механизма SHTA — The Swiss Humanitarian Trade Arrangement. Это механизм был создан правительством Швейцарии в партнерстве с США для проведения трансакций в целях обеспечения поставок гуманитарных грузов в Иран. Использование SHTA не подпадает под санкции США против Ирана. С учетом использования доллара США, а также прозрачности механизма проведения транзакций, европейцам будет сложнее отстаивать полезность механизма INSTEX посредством апелляций к гуманитарному характеру сделок.
Другая новость важна для поставщиков металлов, а также подрядчиков и партнеров строительных фирм в Иране. Государственный департамент США расширил список металлов, поставка которых будет считаться нарушением режима санкций против Ирана. Кроме того, под санкции попадают поставки для строительного сектора. По мнению Госдепа, Корпус Стражей Исламской революции (КСИР) контролирует строительный сектор. Изменения по строительному сектору особенно важны. В нем совершается гораздо больше трансакций, которые, к тому же, более многообразны с точки зрения поставляемых материалов и услуг. Хотя в заявлении Госдепа идет речь о поставках материалов, нужно внимательно проверить детали сделок перед их заключением.
Прочие санкционные режимы
Венесуэла
OFAC ввел санкции против братьев Сантьяго Хосе и Рикардо Хосе Морон Эрнандес. Причина — предполагаемая поддержка действий «режима» Н. Мадуро, который власти США считают «коррумпированным», а именно: центральная роль в золотодобывающей промышленности и тесная связь с семьей Н. Мадуро.
Борьба с терроризмом
OFAC ввел санкции против двух лиц за финансовую поддержку ИГИЛ (запрещенная в России). Основой для введения санкций послужил исполнительный указ №13224, который направлен против тех, кто каким-либо образом способствует терроризму.
Сирия
OFAC обновил санкционный список по Сирии, добавив в него новых физических и юридических лиц, на основании Закона Цезаря, подписанного президентом США в прошлом месяце, а также исполнительных указов №13582 и №13894. Причина — поддержка режима Б. Асада. Среди попавших в SDN-список — сын президента Сирии Хафез 2001 года рождения и бизнесмен Васим Аль-Каттан, а также связанные с ним компании. Последний якобы оказывает значительную поддержку правительству Сирии или вступал в значительные трансакции с ним. Одно физическое лицо было удалено из санкционного списка.
Новые кейсы вторичных санкций
Amazon.com, Inc.
Американская компания Amazon заключила соглашение об урегулировании с Управлением по контролю над иностранными активами Министерства финансов США (OFAC). Компания согласилась выплатить ведомству сумму в размере 134 523 долл. Максимально возможный штраф мог составить 1 038 206 212 долл. Электронная автоматизированная система, которая отслеживает, является ли покупатель фигурантом «черных списков», и идет ли речь о санкционных юрисдикциях, дала сбои. В результате, Amazon доставлял товары в Иран, Сирию и в Крым. Помимо всего прочего, сервисом пользовались сотрудники посольств Ирана, КНДР и других стран за рубежом. А также иные лица под санкциями. В итоге, Amazon побил все рекорды по числу нарушенных режимов.
Тем не менее, ситуация не столь критична. Во-первых, нарушения были непреднамеренными. Компания вовремя не отследила сбой системы, но она не нарушала санкционные режимы сознательно. Дело не было классифицировано как «вопиющее». Во-вторых, Amazon сам обнаружил проблему и раскрыл ее OFAC. Предполагается, что за это сумма выплат должна быть сокращена на 50%. Кроме того, компания всецело сотрудничала с расследованием. В-третьих, общая сумма трансакций была незначительной — 269 000 долл. То есть речь шла о большом числе мелких трансакций. Amazon также провел существенную реорганизацию системы комплаенса.
Стоит отметить, что Amazon не отчитался перед OFAC за сделки, совершенные в соответствие с генеральной лицензией. Вследствие этого, OFAC обнулил действие лицензии по этим сделкам. Таким образом, наличие генеральной лицензии не освобождает компании от отчетности перед OFAC.
Essentra FZE Company Limited
Компания Essentra FZE из ОАЭ и Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) достигли соглашения о выплате компанией штрафа в размере 665 112 долл. Помимо этого, фирме придется решить вопрос с Минюстом.
Essentra FZE производит сигаретные фильтры и бумагу. Суть нарушения состоит в том, что на представителя компании вышли представители из КНДР с предложением своего рынка в обход санкций по следующей схеме: товар оформляется на фирмы в КНР, а оттуда направляется в КНДР.
Детали схемы обсуждались в переписке по электронной почте. Переписка потом была приложена к материалам дела. Оплата проходила, в том числе, через филиал американского банка. Видимо, речь шла уже о переводе денег от "промежуточных" фирм. По факту речь идет о вовлечении американской финансовой системы в схему по обходу санкций.
В итоге следствие выявило ряд отягчающих обстоятельств для компании: вопиющее нарушение, преднамеренность действий, попытки скрыть сделки, осведомленность менеджмента. Компания не раскрыла нарушения добровольно, хотя затем сотрудничала с регулятором. В итоге размер выплат Essentra FZE составит на треть меньше, чем мог бы (923 766 долл.).
Одновременно дело, судя по всему, ведет еще и Минюст. В руки прокуратуры попадают дела с преднамеренной составляющей.
Whitford Worldwide Company, LLC
28 июля 2020 г. американская компания Whitford Worldwide и OFAC договорились о выплате компанией штрафа в 824 314 долл. за нарушение санкций против Ирана. Речь идет о 74 нарушениях в период 2012–2015 гг.
Whitford Worldwide — многопрофильная компания, которая имеет зарубежные филиалы. В числе прочего производит эмалированную посуду. Иран был для компании одним из рынков сбыта.
В 2012 г. были ужесточены санкции США против Ирана. В 2013 г. в компании поняли, что есть риски нарушения режимов США. Но менеджер по вопросам регулирования, не являясь специалистом по санкциям, дал ошибочную рекомендацию. Он посоветовал продолжать поставки в Иран через третьи страны, не заявляя иранских лиц в качестве стороны сделки.
В 2015 г. в компании поняли осознали, что схема нарушает законодательство и добровольно сообщили в OFAC. Смягчающими обстоятельствами для глобальной компании стало добросовестное сотрудничество с OFAC и полная перестройка compliance, нарушения посчитали не вопиющими. В итоге штраф не дотянул до миллиона. Максимальный размер штрафа мог составить более 15 млн долл. Серьезным отягчающим обстоятельством было то, что менеджмент был в курсе схемы обхода.
Примечательно, что все более распространенной мерой по исправлению ситуации становится увольнение ответственных сотрудников, как произошло и в данном кейсе.