Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Владимир Морозов

Независимый аналитик

Юлия Сокольщик

Независимый аналитик

Основные события:

— Новый оборонный бюджет США и расширение санкций против «Северного потока-2»

— Новый санкционный механизм ЕС

— Торговые санкции США против российских и китайских компаний

— Санкции США против Турции

— Новые кейсы вторичных санкций

Основные события:

— Новый оборонный бюджет США и расширение санкций против «Северного потока-2»

— Новый санкционный механизм ЕС

— Торговые санкции США против российских и китайских компаний

— Санкции США против Турции

— Новые кейсы вторичных санкций

Санкции против России

Расширение санкций против российских трубопроводов

В декабре Конгресс США одобрил Закон об ассигнованиях на нужды национальной обороны (National Defence Authorization Act, NDAA 2021). Несмотря на вето, наложенное президентом США Д. Трампом, 28 декабря Конгресс преодолел вето президента и тем самым закон вступил в силу.

Для России новый закон об оборонном бюджете интересен тем, что в новом законе расширяется действие санкций США в отношении российских экспортных трубопроводов — прежде всего «Северного потока-2» и «Турецкого потока». Санкции, введенные в 2019 г., предусматривали ограничительные меры в отношении компаний, предоставляющих специальные суда-трубоукладчики для прокладки трубопроводов на морском дне. Новый документ расширяет перечень услуг, которые могут стать основанием для вторичных санкций. Теперь ограничения могут коснуться компаний, предоставляющих страховые и сертификационные услуги, необходимые для завершения строительства трубопровода. Также санкции распространяются на компании, которые предоставляют услуги по модернизации и/или установке сварочного оборудования на участвующих в постройке судах, а также модификации или установке прочего допоборудования.

Новые ограничения стали продолжением политики США на препятствование достройки «Северного потока-2», который, по мнению американских властей, «подрывает энергетическую безопасность Европы». Стоит отметить, что жесткое давление со стороны Вашингтона вызвало резкое неприятие как со стороны официального Берлина, так и властей ЕС. На фоне введения дополнительных санкций в отношении «Северного потока-2» в Германии также оживилась дискуссия по вопросу противодействия односторонним ограничительным мерам. Среди возможных вариантов решения проблемы санкций в отношении СП-2 предлагается создание специального фонда по защите климата, коммерческие подразделения которого возьмут на себя роль «посредника» между СП-2 и немецкими и другими компаниями, задействованными в завершении проекта.

Торговые санкции против российских и китайских компаний

В декабре Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США (Bureau of Industry and Security, U.S. Department of Commerce) опубликовало обновление списка т.н. «конечных военных пользователей» (Military End Users, MEU), в который вошли в общей сложности 103 российских (45) и китайских (58) компаний и других юридических лиц. Среди интересных обновлений списка стоит отметить включение в санкционный список компании ВСМПО-Ависма — одного из ведущего поставщика титана и специальных сплавов для мирового авиастроения (в т.ч. и для американского самолетостроительного гиганта Boeing), который долгое время исключался из возможных санкционных ограничений США. Вместе с тем, ключевое отличие санкций Минторга США от санкций Минфина заключается в том, что теперь американским физическим и юридическим лицам потребуется получение специальной лицензии Минторга для продолжения взаимодействия с компаниями из списка MEU. Иными словами, новые санкции существенно осложняют жизнь попавшим под санкции компаниям и юридическим лицам, однако вряд ли будут иметь разрушительные последствия для их деятельности.

Санкции ЕС

Новый санкционный механизм

7 декабря Совет ЕС утвердил новый санкционный механизм, направленный на введение ограничительных мер в отношении лиц, причастных к нарушению прав человека. Документ достаточно подробно перечисляет условия введения ограничительных мер. При это набор возможных ограничительных мер остается неизменным — запрет на въезд в страны — члены ЕС, а также блокировка активов физических и юридических лиц в юрисдикции ЕС.

Противодействие вторичным санкциям

В декабре был опубликован доклад Генерального директората ЕС по вопросам внешней политики, посвященный анализу действия вторичных санкций США в отношении России, Ирана и Кубы, а также мерам по противодействию односторонним ограничениям. В качестве возможных мер противодействия экстерриториальным санкциям в докладе предлагаются:

  1. последовательное непризнание экстерриториальных санкций совместно с другими странами;
  2. поощрение и содействие европейскому бизнесу в передаче споров на рассмотрение международных инвестиционных арбитражей и американских судов;
  3. обжалование экстерриториальных санкций в Органе по разрешению споров ВТО;
  4. повышение роли евро в международной финансовой системе; и некоторые иные;
  5. в случае, если последствия вторичных санкций наносят серьезный урон ЕС, его членов и европейского бизнеса (при этом остальные меры не дали нужного результата), предусматривается возможность блокировки транзакций финансовых институтов посредством системы SWIFT (компания базируется в Бельгии и подчиняется праву ЕС).

Особое внимание уделено вопросам европейского законодательства, блокирующего применение американских санкций на территории ЕС. С 1996 г. в ЕС действует Блокирующий статут (Blocking Statute), принятый в ответ на санкции США в отношении Кубы, Ирана и Ливии. Он предусматривает такие меры как разрешение европейцам не соблюдать санкционное законодательство США, возможность взыскания убытков, вызванных американскими санкциями и непризнание решений иностранных судов, основанных на соответствующих нормативных правовых актах США. В докладе предлагается расширить его действие, в частности, для целей противодействия американским санкциям против СП-2.

Наконец, важной деталью доклада стало предложение создать единый координирующий орган по вопросам санкционной политики. Отличительной чертой ограничительных мер ЕС является отсутствие центрального администратора санкций ЕС, аналогичного OFAC в США. В то же время, с учетом наращивания числа общих санкционных механизмов ЕС, перехода темы санкций в ведение Генерального директората по финансовой стабильности, финансовым услугам и рынкам капитала Союза (Directorate-General for Financial Stability, Financial Services and Capital Markets Union, DG FISMA) очевидная тенденция на формирование аналогичной США системы использования методов экономического принуждения. Для целей повышения эффективности санкций ЕС и ответа на экстерриториальное действие иностранных в докладе предлагается создать координирующий орган, с рабочим названием Агентство ЕС по контролю за зарубежными активами (EU-Agency for Foreign Assets Control, EU-AFAC).

Санкции против КНР

США добавили в санкционный список Бюро промышленности и торговли Минторга США десятки компаний из КНР, в частности DJI — китайского крупного производителя дронов. Данная мера затруднит компаниям из США предоставление деталей или компонентов для использования DJI в своих дронах, так как это будет возможным при наличии лицензии Минторга США.

Также Бюро промышленности и безопасности (BIS) Министерства торговли США добавило Китайскую международную корпорацию по производству полупроводников (SMIC) в свой санкционный список. Министр торговли США У. Росс комментирует данное действие, заявляя, что США не позволят использовать свои передовые технологии для наращивания военного потенциала «противника». По мнению властей США, есть риск использования американских технологий в военных целях ввиду китайской доктрины военно-гражданского слияния и свидетельств связи SMIC с соответствующими организациями в китайском военно-промышленном комплексе.

Санкции США против Турции

В связи с покупкой Турцией российской зенитной ракетной системы С-400 CША ввели неблокирующие санкции против Управления оборонной промышленности Турции (SSB) — ведомства Министерства обороны Турции, отвечающего за закупку военной техники, а также блокирующие санкции против четырех физических лиц, связанных с данным органом, в числе которых — его глава И. Демир. Для введения санкций был задействован закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» и принятый в его исполнение указ 13849. Для турецкого ведомства санкции означают: запрет на выдачу ведомству лицензий и разрешений на экспорт из США товаров и технологий, запрет на предоставление ему ссуд или кредитов финансовыми учреждениями США на общую сумму более 10 миллионов долларов в течение 12-месячного периода, запрет на получение им помощи Экспортно-импортного банка США, требование к США противодействовать предоставлению кредитов SSB международными финансовыми учреждениями.

Новые кейсы вторичных санкций

National Commercial Bank

28 декабря 2020 г. National Commercial Bank (NCB), банк с головным офисом в городе Джедда (Саудовская Аравия), и Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) заключили соглашение, согласно которому NCB выплатит 653 347 долл. в качестве штрафа за явные нарушения санкционных режимов по Судану и Сирии. Интересно отметить, что данный кейс является беспрецедентным случаем попадания компании из Саудовской Аравии под штраф Министерства финансов США.

Причина вторичных санкций состоит в том, что в период с 7 ноября 2011 г. по 28 августа 2014 г. NCB провел запрещенные трансакции в интересах лиц из Судана и Сирии, которые при этом не являлись клиентами банка — через финансовую систему США, тем самым нарушив Положения о санкциях против Судана (Sudanese Sanctions Regulations), а также ст. 1 и ст.2(b) исполнительного указа 13582 от 17 августа 2011 г., который блокирует собственность правительства Сирии и запрещает определенные трансакции, имеющие отношение к Сирии, в том числе трансакции, связанные с операциями с нефтепродуктами сирийского происхождения, инвестиции, экспорт и ре-экспорт американскими лицами услуг и др.

Максимально возможная сумма штрафа могла составить 12 111 632 долл. Однако нарушения банка были признаны не вопиющими, и NCB добровольно раскрыл Минфину США восемь нарушений режима санкций по Сирии. Кроме того, OFAC учел ряд смягчающих обстоятельств, среди которых — непреднамеренный характер нарушений, отсутствие у банка «санкционной истории», что означает, что NCB ранее не был объектом ограничительных мер OFAC, фактор сотрудничества NCB c OFAC в ходе расследования, усиление банком системы комплаенс, в частности смену совета директоров и руководителей высшего звена, внедрение нового ПО для скрининга операций, проведение тренингов для персонала, а также ряд других мер.

Обвинения в нарушении законодательства об экспортном контроле США

Гражданину России Ильясу Сабирову и двум гражданам Болгарии было предъявлено обвинение в нарушении Закона о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA), Закона о реформе экспортного контроля (ECRA) и закона об отмывании денег. По версии следствия, обвиняемые разработали схему закупки радиационно-стойких схем из США, устойчивых к повреждениям или сбоям в космическом пространстве, для экспорта в Россию. Следствие считает, что обвиняемые использовали болгарскую компанию Multi Technology Integration Group (MTIG) для получения товаров из США и отправки их в Россию без необходимых экспортных лицензий в 2015 году. Согласно обвинительному заключению, И. Сабиров является главой двух российских компаний — «Космос Комплект» и ООО «Совтест Комп», а два гражданина Болгарии работали на него в «Космос Комплект» и MTIG.

Министерство торговли США ввело санкции против Ильяса Сабирова, Димитра Димитрова, Милана Димитрова, Марианы Мариновой Гарговой, компании MTIG, «Космос Комплект» и «Совтест Комп», добавив их в санкционный список Бюро промышленности и безопасности Минторга США.

Уголовный процесс против граждан ФРГ

В Высшем региональном суде свободного и ганзейского города Гамбург идет уголовный процесс против двух граждан Германии, обвиняемых в нарушении режима санкций против России. По версии следствия, один из обвиняемых осуществил продажу и поставку 15 станков для обработки металлов на сумму в 8 млн евро, которые могут быть использованы в оборонных целях — для производства ракетной техники. Второй обвиняемый выступал посредником, контактируя с российскими бизнес-структурами, связанными, по мнению стороны обвинения, с российскими спецслужбами. Следствие считает, что обвиняемые использовали подложные документы для получения экспортной лицензии. Согласно документам, получателем товаров была гражданская компания.

Кейс Lamesa Holding

Швейцарский суд отклонил иск холдинговой компании Lamesa Виктора Вексельберга, который пытался вернуть свои активы, ранее замороженные банком Julius Baer в связи с тем, что бизнесмен находится под санкциями США. Хотя сама компания не заблокирована, суд, приравняв компанию к самому В. Вексельбергу, посчитал правомерным отказ от разморозки счетов компании, а также от трансакций и выплат дивидендов по ценным бумагам.

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся