Возможные санкции КНР против американских компаний;
Новые кейсы вторичных санкций.
Основные события:
Второй пакет санкций по «делу Скрипалей»;
Расширение санкций против Ирана;
Новые санкции против Венесуэлы;
Возможные санкции КНР против американских компаний;
Новые кейсы вторичных санкций.
Санкции против России
США ввели второй пакет санкций в рамках «Закона о контроле над химическим и биологическим оружием и запретом его военного применения» (Закон ХБО, Chemical and Biological Weapons Control and Warfare Elimination Act of 1991, CBW Act) в связи с т.н. «делом Скрипалей». Примечательно, что текст указа президента США не содержит конкретной отсылки к России, однако данная отсылка уточняется в соответствующей директиве. Указ президента США предполагает два новых вида ограничительных мер:
— противодействие продлению и выдаче новых займов со стороны международных финансовых институтов;
— запрет американским банкам и финансовым институтам на предоставление кредитов и других займов правительству РФ, за исключением кредитов на цели приобретения продуктов питания и других видов сельскохозяйственных товаров. Запрет распространяется на новые ценные бумаги российских государственных структур, номинированные в любой валюте, отличной от российского рубля, а также на любые займы в валюте, отличной от рубля.
Под термином российских государственных структур и правительства РФ подразумеваются любые министерства, ведомства, а также государственные фонды, включая Центральный банк РФ, министерство финансов РФ и Фонд национального благосостояния (ФНБ). При этом, запрет не распространяется на российские государственные корпорации и другие компании с государственным участием.
Первый пакет санкций в отношении России в связи с Законом ХБО был введен в августе 2018 г. Предполагалось, что вторая часть санкций будет введена в ноябре 2018 г. Однако срок введения новых ограничительных мер неоднократно переносился, в первую очередь в связи с тем, что предполагаемый набор мер в рамках Закона ХБО включал помимо прочего прекращение всех торговых отношений между странами, снижение уровня дипломатического представительства, а также де-факто отмену прямого авиасообщения между странами. Это связано с тем, что Закон ХБО был принят в 1991 г. и ограничительные меры, перечисленные в нем не учитывали те изменения в санкционной политике США, которые произошли за прошедшее время. Тем самым, американской администрации потребовалось дополнительное время на согласование возможных санкций.
Санкции против Ирана
США внесли ряд изменений в санкционный режим в отношении металлургической промышленности Ирана (включая черную металлургию, производство алюминия и меди). Ключевое изменение заключается в де-факто объединении двух действующих санкционных программ в отношении Ирана — санкций за нарушение прав человека (Iranian Human Rights Abuses Sanctions) и секторальных санкций в отношении металлургической промышленности. С 6 августа обе санкционные программы переименованы в «Iranian Sector and Human Rights Abuses Sanctions». По заявлению министерства финансов США целью объединения программ является выполнение положений указа президента США №13871. Напомним, что указ от 8 мая 2019 г. предусматривает санкции в отношении физических и юридических лиц, занятых в секторе черной металлургии Ирана, а также производстве алюминия и меди и включает следующие возможные меры:
1. блокировку активов юридических лиц, относящихся к иранскому сектору черной металлургии, а также производства алюминия и меди;
2. блокирующие санкции в отношении лиц из третьих стран, которые осуществляют «существенные транзакции» с указанным сектором иранской экономики, а также физических и юридических лиц, осуществлявших поставки продукции иранского железа, стали, меди и алюминии на рынки третьих стран;
3. санкции в отношении физических и юридических лиц, осуществлявших материальное и/или техническое содействие, передачу технологий а также поставку товаров и услуг лицам, перечисленным в пункте 1;
4. санкции в отношении юридических лиц, находящихся под прямым и/или непрямым контролем лиц из пункта 1.
Помимо изменений в санкционном режиме относительно металлургической промышленности Ирана, США также ввели санкции в отношении ряда физических и юридических лиц. Ограничения введены в связи с предполагаемым участием указанных лиц в ядерной программе Ирана.
Санкции против Венесуэлы
США расширили санкции в отношении Венесуэлы. В соответствии с новым указом президента США предусмотрена блокировка активов правительства Венесуэлы (включая Центральный банк и государственную нефтегазовую компанию PdVSA) на территории США, а также всех лиц, которые осуществляли какое-либо содействие, помощь, включая поставку товаров, технологий и услуг, техническое содействие и пр. лицам, которые ранее были внесены в SDN-список по «венесуэльскому» пакету санкций, а также в отношении лиц и компаний, находящихся под их контролем. При этом, был обновлен ряд генеральных лицензий (генеральные лицензии 2A, 3F, 4C, 7C, 8C, 9E, 10A, 13C, 15B, 16B, 18A, 20A) и выдан ряд новых генеральных лицензий (генеральные лицензии 21 - 33), разрешающие некоторые операции, прежде всего с государственным долгом страны, а также с компаниями нефтегазового сектора.
Санкции КНР
Пекин объявил о возможном введении санкции в отношении ряда американских компаний, участвующих в поставках вооружений и военной техники Тайваню. Ранее США одобрили поставки истребителей F-16 Тайваню на сумму в 8 млрд долл. США (66 самолетов и 75 двигателей производства General Electric). При этом отмечается, что возможные меры со стороны КНР не повлияют серьезным образом на американских производителей (в первую очередь — Lockheed Martin и General Electric).
Новые кейсы вторичных санкций
Министерство финансов США оштрафовало американскую компании PACCAR Inc и ее дочернюю компанию DAF Trucks N.V. (DAF). Штраф связан с нарушением санкционного режима в отношении Ирана (Iranian transactions and sanctions regulations), а именно в связи с продажей грузовых автомобилей и сопутствующих товаров в Иран. В октябре 2013 г. и июне 2014 г. DAF продала через своих дилеров в Болгарии, Германии более 60 грузовиков в Иран, хотя, как отмечается, руководство компании знало или имело возможность узнать о конечной стране поставок. В документах компании было указано, что 51 грузовик предназначался для продажи в России. С учетом того, что случай квалифицирован как не вопиющий, а также в связи с тем, что PACCAR добровольно раскрыла подробности дела, OFAC назначил штраф в размере 2 713 214 долл. США.
Другой интересный кейс урегулирования претензий Минфина США в связи с нарушением действующих санкционных программ связан с компанией Atradius Trade Credit Insurance Inc, предоставляющей услуги страхования дебиторской задолженности. Отмечается, что октябре 2016 г., Atradius по поручению американской компании, занятой в сфере производства косметики, приступила к процедуре взыскания долга в размере более 5 млн долл. США с компании Grupo Wisa S.A. (которая в мае 2016 г. была внесена в санкционные списки США в рамках программы противодействия незаконному обороту наркотических средств). В связи с принятием на себя указанных обязательств, Atradius получила на свои счета денежную сумму, возникшую в связи с ликвидацией Grupo Wisa S.A. OFAC назначил Atradius штраф в размере 345 315 долл. США, приняв во внимание то обстоятельство, что Atradius добровольно сообщила о случае нарушения санкционного законодательства регулятору, провела полное внутреннее расследование инцидента и обязалась впредь усилить процедуры комплайенса, а также то, что указанный случай не является вопиющим нарушением санкционного режима.
OFAC также выпустил предписания в отношении двух компаний — DNI Express Shipping Company и Southern Cross Aviation за нарушение процедур в рамках Reporting, Procedures and Penalties Regulations (RPPR). Отмечается, что DNI Express Shipping Company, по мнению Минфина США нарушила санкционный режим в отношении Судана, однако после получения повестки со стороны OFAC с требованием предоставить необходимую информацию по сделкам и транзакциям несколько раз предоставила ложную и противоречивую информацию. В свою очередь, Southern Cross Aviation, на запрос OFAC о возможном нарушении санкций в отношении Ирана (продажа вертолетов в Ирана через Эквадор) изначально отрицала факт сделки, а впоследствии предоставила неверную информацию о том, что указанные вертолеты должны были эксплуатироваться иранской компанией в Эквадоре (при этом также не были предоставлены оригиналы запрашиваемых договоров и иных документов).
В свою очередь, Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США внесло 19 компаний из Армении, Бельгии, Великобритании, Гонконга, Грузии, Канады, Китая, Малайзии, Нидерландов, России и Объединенных Арабских Эмиратов в санкционные списки за нарушение режима экспортного контроля. При этом, указанные компании обвиняются в нарушении ряда санкционных режимов:
— Al Merikh General Trading (ОАЭ) осуществляла перевалку грузов из США, предназначавшихся для страны, находящейся под санкциями США, без получения необходимой экспортной лицензии;
— 4 китайских компании, среди которых — China General Nuclear Power Group, China General Nuclear Power Corporation (CGNPC), China Nuclear Power Technology Research Institute Co. Ltd., Suzhou Nuclear Power Research Institute Co. Ltd., пытавшиеся приобрести ядерные технологии и материалы в США в целях военного использования;
— Corad Technology Ltd. (Гонконг) осуществляла продажу технологий, полученных в США в Иране, с целью использования в иранских военных и космической программах, а также осуществляла передачу указанных технологий в КНДР и КНР для военного использования;
— Industrial Metals and Commodities, Nicolas Kaiga (Бельгия), Emirates Alloys, Super Alloys, Saeed Valadbaigi (ОАЭ), NBH Industries (Малайзия), Georgia Petrochemical and Aviatech (Грузия) за попытки поставить и обслуживать алюминиевые трубы производства Малайзии в Иран;
— Kelvo Inc. (Канада) пыталась поставить продукцию двойного назначения в Россию и Армению без получения соответствующей экспортной лицензии;
— Markel CJSC, Yerevan Telecommunications Research Institute — YETRI (Армения) были связаны с иранскими лицами, находящимися под санкциями США;
— Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт попал в санкционный список, в связи с тем, что является подразделением российского концерна КРЭТ, который находится под санкциями в рамках указа президента США №13661.