Одним из ключевых событий, которое пусть и не затрагивает тему антироссийских санкций напрямую, однако косвенно влияет на возможность введения новых ограничений, стали промежуточные выборы в Конгресс США. По итогам выборов Республиканская партия сохранила контроль над верхней палатой Конгресса — Сенатом, при этом уступив контроль над Палатой представителям Демократической партии. Хотя среди политической элиты США довольно сложно найти желающих нормализации отношений с Российской Федерацией, частичный успех демократов повышает вероятность введения новых санкций в отношении РФ, причем по самому негативному для возможной нормализации отношений поводу — предполагаемому вмешательству России в президентские выборы 2016 г. Однако вряд ли стоит ожидать немедленного усиления ограничительных мер как в рамках CAATSA, так и скорейшего принятия таких актов, как DETER и DASKA или некоего компромиссного варианта. В настоящий момент рассматривается возможность предметного обсуждения новых ограничений не раньше января будущего года.
США готовятся ввести в действие вторую часть санкций в отношении России, в связи с обвинениями в использовании химического оружия для отравления Сергея и Юлии Скрипаль в марте 2018 г. в Солсбери. Первая часть данных ограничений была введена в августе, в то время как «второй пакет» санкций должен был вступить в силу 22 ноября. Изначально предполагалось отложить рассмотрение и принятие конкретных мер (которые, в частности, могут включать как полное прекращение торговли между странами, за исключением продуктов питания, так и запрет для национальных авиаперевозчиков России (Аэрофлот) осуществлять рейсы в США, санкции в отношении банков с государственным участием, снижение уровня дипломатических отношений) до января 2019 г., однако вторая часть санкций может быть введена уже в декабре 2018 года.
Несмотря на существенные неопределенности как с новыми санкциями в рамках DETER и DASKA, так и вторым пакетом санкций по т.н. «делу Скрипалей» Минфин США продолжает вводить ограничения в рамках закона CAATSA. Под ограничения попал ряд санаториев и курортов в Крыму.
Европейский союз также выразил серьезную озабоченность последствиями «керченского инцидента». Официальные представители ЕС заявили, что ЕС продлит санкции в отношении России в декабре в качестве реакции на инцидент.
5 ноября США ожидаемо ввели второй пакет санкций в отношении Исламской Республики Иран. Вторая часть санкций затронула более 700 физических лиц, компаний, самолетов и судов. В частности, среди них — 50 иранских банков, 200 физических лиц и морских судов, связанных с судоходством и энергетическим сектором Ирана, а также более 65 иранских самолетов. Помимо этого, часть иранских банков была отключена от международной межбанковской системы передачи информации и расчетов SWIFT.
Помимо заморозки активов, запрета на въезд в США и других мер, также предусмотрен запрет на покупку иранской нефти и нефтепродуктов, кроме ряда стран (Китай, Индия, Республика Корея, Япония, Италия, Греция, Тайвань, Турция). С целью сохранения возможностей экспорта сырой нефти в данные страны из санкционного списка также был исключен иранский порт Чабахар. Ряд исключений также был сделан для атомной промышленности, в том числе и для российско-иранского проекта АЭС Бушер.
Санкции против России
Одним из ключевых событий, которое пусть и не затрагивает тему антироссийских санкций напрямую, однако косвенно влияет на возможность введения новых ограничений, стали промежуточные выборы в Конгресс США. По итогам выборов Республиканская партия сохранила контроль над верхней палатой Конгресса — Сенатом, при этом уступив контроль над Палатой представителям Демократической партии. Хотя среди политической элиты США довольно сложно найти желающих нормализации отношений с Российской Федерацией, частичный успех демократов повышает вероятность введения новых санкций в отношении РФ, причем по самому негативному для возможной нормализации отношений поводу — предполагаемому вмешательству России в президентские выборы 2016 г. Однако вряд ли стоит ожидать немедленного усиления ограничительных мер как в рамках CAATSA, так и скорейшего принятия таких актов, как DETER и DASKA или некоего компромиссного варианта. В настоящий момент рассматривается возможность предметного обсуждения новых ограничений не раньше января будущего года.
В то же время, США готовятся ввести в действие вторую часть санкций в отношении России, в связи с обвинениями в использовании химического оружия для отравления Сергея и Юлии Скрипаль в марте 2018 г. в Солсбери. Первая часть данных ограничений была введена в августе, в то время как «второй пакет» санкций должен был вступить в силу 22 ноября. Изначально предполагалось отложить рассмотрение и принятие конкретных мер (которые, в частности, могут включать как полное прекращение торговли между странами, за исключением продуктов питания, так и запрет для национальных авиаперевозчиков России (Аэрофлот) осуществлять рейсы в США, санкции в отношении банков с государственным участием, снижение уровня дипломатических отношений) до января 2019 г., однако вторая часть санкций может быть введена уже в декабре 2018 года.
Несмотря на существенные неопределенности как с новыми санкциями в рамках DETER и DASKA, так и вторым пакетом санкций по т.н. «делу Скрипалей» Минфин США продолжает вводить ограничения в рамках закона CAATSA. Под ограничения попал ряд санаториев и курортов в Крыму.
Министерство финансов США в очередной раз продлило сроки продажи бумаг российских компаний En+ и РУСАЛ для американских инвесторов до 12 декабря. Хотя ранее неоднократно заявлялось о достижении компромисса между Минфином США и О. Дерипаской по поводу снижения его доли в холдинге En+, судя по всему, стороны пока не пришли к окончательному соглашению.
Под «российский пакет» санкций попала также американская компания Cobham Holdings Inc. В рамках урегулирования спора с Министерством финансов США компания выплатила штраф в размере 87 507 долл. США, в связи с нарушением санкционного законодательства. Отмечается, что в 2014–2015 гг. бывшая дочерняя компания холдинга поставила дочерней компании российского концерна «Алмаз-Антей» компоненты для сборки коммерческого радиолокатора управления воздушным движением. Ограничения в отношении российского концерна «Алмаз-Антей», ведущего производителя средств ПВО, были введены в связи с катастрофой самолета MH17 17 июля 2014 г. над территорией Украины.
В свою очередь, Европейский союз также выразил серьезную озабоченность последствиями «керченского инцидента». Официальные представители ЕС заявили, что ЕС продлит санкции в отношении России в декабре в качестве реакции на инцидент. Также сообщается, что в настоящий момент по предложению Великобритании, Швеции, Польши и балтийских стран проходит рассмотрение документов по вопросу ужесточения санкций в отношении России. По мнению ЕС, новые ограничения должны быть введены «вследствие нарушения международно-правовых норм, территориальной целостности и независимости Украины». Стоит также отметить, что данный инцидент, скорее всего, послужит еще одним аргументом в пользу точки зрения о необходимости «гармонизации» санкционного законодательства и санкционного давления США и ЕС.
Реакция России
Россия ввела санкции в отношении 322 граждан Украины и 68 юридических лиц, подконтрольных наиболее влиятельным украинским бизнесменам. Согласно документу, ограничительные меры направлены «на противодействие недружественным действиям» в отношении российских граждан и юридических лиц со стороны Украины и с целью «нормализации двусторонних отношений».
В числе мер воздействия вводится блокировка безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и имущества на территории РФ, а также запрет на вывод капитала из России. За составление списка отвечали Минэкономики, Минпромторг и Минфин, координировал работу в целом первый вице-премьер Антон Силуанов. Непосредственно указ о введении санкций из-за «недружественных действий» Украины был подписан Президентом РФ В. Путиным 22 октября.
Ноябрь также отметился рядом законодательных инициатив по снижению негативного последствия санкций в отношении России. В частности, страховые компании получили право не раскрывать информацию о своих акционерах, находящихся под международными санкциями. В случае, если в отношении лиц, являющихся акционерами (участниками) специализированного депозитария страховщика, лиц, являющихся акционерами (участниками, членами) страховщика, лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится страховая организация, действуют меры ограничительного характера, введенные иностранными государствами, то указанный специализированный депозитарий и страховщик вправе принять решение не осуществлять и/или осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие неограниченному кругу лиц информации о структуре и составе акционеров (участников), лицах, под контролем или значительным влиянием которых находится страховая организация. Информация не подлежит раскрытию в случае представления специализированным депозитарием и страховщиком в Банк России информации о принятом решении.
Помимо этого установлены ограничения требований к банкам, находящимся под международными санкциями, в которых открываются спецсчета для обеспечения заявок на участие в закупках. Предусмотрено, что денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг, могут размещаться на специальных счетах в банках, соответствующих установленным Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 N 748 требованиям, за исключением требований, касающихся размера собственных средств (капитала) и уровня кредитного рейтинга, если в отношении банков или в отношении лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки, по состоянию на 1 января 2015 года действуют международные санкции и банки определены отдельным решением Правительства РФ.
Наконец, подготовлены, однако в настоящий момент не вступили в силу ряд Постановлений Правительства РФ в отношении раскрытия информации находящимися под иностранными санкциями небанковскими кредитными организациями, кредитными организациями и банкам-участниками системы страхования вкладов.
Тем не менее, в заявлениях официальных лиц, а также в ряде исследований отмечается, что ограничительные меры со стороны США и ЕС наносят серьезный ущерб российской экономике и препятствуют ускорению экономического роста. В частности, агентство Bloomberg утверждает, что санкции привели к потере 6% ВВП в период с 2014 по 2018 г. И если в российской экспертной среде и в официальной позиции звучат предостережения о необходимости скорейшего проведения структурных реформ с целью снижения неблагоприятных эффектов от ограничительных мер, наравне с попытками перевести международные расчеты в евро или другие валюты, а также отдельно указывать в условиях международных контрактов штрафы за исполнение санкций в отношении России, то за рубежом отмечается попадание российской валюты в «геополитическую ловушку», колебания курса которой в гораздо большей степени сейчас зависят от внешнеполитических шоков, нежели от динамики цен на углеводороды. Одним из наиболее ярких примеров является нежелание большинства финансовых институтов КНР вести операции в интересах российских физических и юридических лиц, попавших под санкции США, в особенности на фоне активного применения Минфином США т.н. «вторичных санкций».
При этом на фоне в целом негативных прогнозов дальнейшего влияния антироссийских санкций на экономическое развитие страны, некоторые руководители российских компаний в целом положительно оценивают влияние санкций. К примеру, в рамках опроса PWC от 19 до 40% руководителей крупных, средних и малых предприятий положительно оценивали эффект санкций на их бизнес, при этом большинство из тех, кто позитивно оценивает данные эффекты заняты в сфере сельского хозяйства.
Санкции в отношении Ирана
5 ноября США ожидаемо ввели второй пакет санкций в отношении Исламской Республики Иран. Вторая часть санкций затронула более 700 физических лиц, компаний, самолетов и судов. В частности, среди них — 50 иранских банков, 200 физических лиц и морских судов, связанных с судоходством и энергетическим сектором Ирана, а также более 65 иранских самолетов. Помимо этого, часть иранских банков была отключена от международной межбанковской системы передачи информации и расчетов SWIFT.
Помимо заморозки активов, запрета на въезд в США и других мер, также предусмотрен запрет на покупку иранской нефти и нефтепродуктов, кроме ряда стран (Китай, Индия, Республика Корея, Япония, Италия, Греция, Тайвань, Турция). С целью сохранения возможностей экспорта сырой нефти в данные страны из санкционного списка также был исключен иранский порт Чабахар. Ряд исключений также был сделан для атомной промышленности, в том числе и для российско-иранского проекта АЭС Бушер.
Несмотря на заявления иранских официальных лиц о возможности преодоления негативных последствий санкций, а также информации о ведущихся переговорах по созданию аналога SWIFT с участием Ирана и России, новые санкции окажут весьма негативное влияние на иранскую экономику, а также руководство страны. Кроме того, многие европейские страны отказываются размещать на своей территории штаб-квартиру новой организации по обходу американских ограничительных мер в отношении Ирана, в частности из-за опасений введения «вторичных» санкций.
Санкции в отношении Китая
США призвали своих союзников отказаться от использования оборудования производства китайской компании Huawei. Особую озабоченность американского правительства вызывает предполагаемая тесная связь китайского производителя с правительством КНР. Похожий случай произошел ранее с компанией ZTE, однако, в отличие от Huawei, в отношении ZTE были введены ограничительные меры, что вынудило китайского производителя принять ряд условий со стороны правительства США.
Другие санкционные режимы
Министерство финансов США выпустило предупреждение об автоматическом введении ограничительных мер в отношении любых физических и юридических лиц, поставляющих нефть, а также другие горюче-смазочные материалы для правительства Сирийской Арабской Республики (САР). Наряду с этим, в документы отдельно указаны действующие практики поставки топлива в САР, а также приведен неполный список морских судов, которые использовались для поставки топлива в страну. В частности, под ограничения попали ФГУП «Промсырьеимпорт» и ООО «КГК» (английское название Global Vision Group). В список также внесли иранскую компанию Tadbir Kish и шесть физических лиц. Среди них Андрей Догаев, замдиректора «Промсырьеимпорта».
США ввели санкции в отношении 17 физических лиц из Саудовской Аравии, подозреваемых в совершении убийства журналиста Д. Хашикджи в консульстве Саудовской Аравии в Турции. Отмечается, что несмотря на значительное давление со стороны Конгресса, а также американской общественности, данные санкции являются незначительными, поскольку по заявлению Президента США Д. Трампа, введение серьезных ограничительных мер против королевства приведет к резко негативным последствиям для США и мировой экономики в целом.