В наше время по разным причинам происходит откат к силовым методам достижения внешнеполитических целей. На этом фоне внимание к инструментам «мягкой силы» снижается. Однако эти вопросы необходимо возвращать в экспертно-дискуссионную и в практическую плоскость с целью поиска и формулирования тех ценностных опор и систематизации имеющегося у нас потенциала «мягкой силы», которые могли бы составить суть нашей внешнеполитической деятельности — как для лучшего понимания нас партнерами, так и для своих собственных интересов.
Основная тенденция современных международных отношений — становление многополярности. Вместе с этим, с учетом стремительного развития информационных технологий и усиления влияния «смыслами», для формирующихся «полюсов» все больше возрастает важность грамотного, концептуального и цельного идеологического позиционирования. У России появляется уникальная возможность предложить свое видение формирующегося мироустройства. Наша задача — представить свою конструктивную «повестку дня», разработанную на основе наших традиционных ценностей и национальных интересов, а также содержащую цели развития, которые бы «откликались» и оказались выгодны для других членов международного сообщества. Одновременно необходима разработка и реализация последовательных шагов по разъяснению, популяризации и закреплению такой концепции в информационном пространстве. Важно переосмыслить и модернизировать существующую систему собственного позиционирования, направленную на максимально широкую внешнюю аудиторию, включая различные международные площадки, двустороннее взаимодействие, а также население других стран.
Кроме того, важной частью этого «глобального» процесса должно стать комплексное формирование и продвижение понятного и привлекательного «имиджа» нашей страны, включая создание сопутствующих «продуктов-брэндов». Для этого, прежде всего, необходимо провести «ревизию» имеющегося потенциала «мягкого» влияния, определить и четко сформулировать наши сильные стороны и предложить современные смыслы, которые мы хотим и можем транслировать с учетом имеющихся ресурсов, чтобы стать тем авторитетным «центром притяжения», который соответствует нашим внешнеполитическим амбициям.
В наше время по разным причинам происходит откат к силовым методам достижения внешнеполитических целей. Фиксируются рост числа военных столкновений как гражданских, так и межгосударственных, увеличение государственных расходов на оборону и закупок вооружений (в 2022 г. общемировые военные расходы выросли на 3,7% и достигли 2,24 трлн долл., что составляет 2,2% глобального ВВП). Санкционная политика западных стран осложнила глобализационные процессы и запустила переформатирование устоявшихся логистических связей.
На этом фоне внимание к инструментам «мягкой силы» снизилось. Следует уточнить, что само понятие введено в лексикон международных отношений прежде всего как противовес силе «жесткой», основанной на военном потенциале. Из-за такого противопоставления теряется самостоятельная ценность самой концепции «мягкой силы», которая в виду вышеупомянутых обстоятельств оказалась отодвинута в отечественном внешнеполитическом инструментарии на задний план до «лучших времен».
Однако, как представляется, эти вопросы необходимо возвращать не только в экспертно-дискуссионную, но и в практическую плоскость с целью поиска и формулирования тех ценностных опор и систематизации имеющегося у нас потенциала «мягкой силы», которые могли бы составить суть нашей внешнеполитической деятельности — как для лучшего понимания нас партнерами, так и для своих собственных интересов. Для этого есть несколько причин.
Прежде всего стоит учитывать, что основная тенденция современных международных отношений — становление многополярности. В наше время информационных технологий и влияния «смыслами», для формирующихся «полюсов» все больше возрастает важность грамотного, концептуального и цельного идеологического позиционирования себя (в соответствии с нынешними ценностями и, желательно, с ориентиром на будущие тенденции) и обоснования своей линии для максимизации эффективности продвижения национальных интересов. Важный элемент такого позиционирования — нацеленность на завоевание доверия, уважения и признания у широкого круга граждан других стран. Ценностная ориентация внешней политики «полюсных» государств оказывает большое влияние на её «привлекательность» и принятие, а значит и на результативность. Поэтому основные центры современных международных отношений активно занялись актуализацией своих «повесток дня», на основе которых они будут продвигать соответствующие интересы.
Страны так называемого коллективного Запада давно и достаточно успешно двигаются в этом направлении (по сути, во многом именно поэтому мы и консолидируем их в этот обобщающий термин «коллективный Запад» — на основе постулируемых ими ценностей и концепций). При этом они находятся в постоянном процессе адаптации своей «мягкой силы» под изменяющийся внешнеполитический контекст. Так, страны «Группы семи» пытаются сохранить за собой статус морального и экономического лидера через переосмысление идейных составляющих этого лидерства. Их задача — обеспечение контроля над глобальным развитием и необходимыми для этого финансовыми, технологическими, человеческими и природными ресурсами при одновременном сдерживании конкурентов и «сплачивании» (а самое главное — пополнении) рядов союзников. Не отходя от основополагающей для западной модели концепции либерального миропорядка с опорой на «демократию» (которая в отсутствии внешней конкуренции приобрела черты либеральной гегемонии и интервенционизма с транслированием собственной исключительности и нетерпимости к государствам с другой культурной основой и социальными укладами), в лексикон международных отношений западниками вводится понятие «открытых обществ», которые противопоставляются «авторитарным режимам» (подразумеваются прежде всего Россия и Китай). Это позволяет расширять список «сателлитов» за счет не столько демократических, сколько ориентированных на Запад стран. Среди обновленных акцентных общих целей «открытых обществ» можно выделить предотвращение климатических изменений, гендерное равенство, «стратегическая направленность» на социально-экономическое развитие мира [1]. Кроме того, с целью размывания существующих основ миропорядка в политический оборот активно внедряются конфронтационные по своей сути, но подаваемые в качестве «справедливых» и «правильных», концепции «порядка, основанного на правилах» и «эффективного мультилатерализма». Таким образом, линия «семерки» по-прежнему содержит в себе «разделительный заряд» по принципу «кто не с нами, тот против нас».
В свою очередь, Китай сформулировал свою внешнеполитическую концепцию опираясь на консолидирующие идеи, актуальные для большинства стран, что следует из её названия — «Сообщество единой судьбы человечества». Основной посыл — «установление международных отношений на основе мирного сосуществования, развития, стремления к сотрудничеству и совместных достижений, не прибегая к войне и конфронтации» [2]. Китайская концепция содержит в себе нацеленность на «глобальное единение» и закрепляет «масштаб» проекции собственной внешней политики. Активная экономическая экспансия теперь подкреплена сопутствующим «идейным» базисом. Одновременно Пекин предпринимает последовательные шаги по разъяснению и популяризации «дипломатии Си Цзиньпина». [3]
Таким образом, с учетом нынешнего переформатирования мирового порядка, появляется уникальная возможность предложить и свое видение формирующегося мироустройства и места России в нем. Именно поэтому важной целью для внешней политики России на сегодняшний день, как одного из системообразующих «полюсов», видится формулирование целостной объединительной концепции позиционирования себя и основ взаимодействия с внешним миром, нацеленных на долгосрочную перспективу.
Кроме того, не стоит забывать, что реализация и итог СВО зависят в том числе от ее идеологического сопровождения и обоснования. Четкая артикуляция наших целей и задач, причин начала силовых действий во многом заложат основы для будущего позиционирования России в мире. Необходимо очень тщательно подойти к их формулированию, разработке и «презентации», и иметь в виду, что данная работа рассчитана на долгосрочную перспективу. Она определит количество стран-партнеров, готовых поддержать и разделить новые предлагаемые нами ориентиры.
Стоит отметить, что у российской «мягкой силы» имеется большой потенциал. И речь не только о распространении русской культуры, языка, образования, поддержки соотечественников за рубежом, но и о возможности предложения своего вектора развития, включающего наш исторический опыт и имеющиеся ресурсы. Наша задача — представить свою конструктивную «повестку дня», разработанную на основе наших традиционных ценностей и национальных интересов, а также содержащую цели развития, которые бы «откликались» и оказались выгодны для других членов международного сообщества. Кроме того, с помощью такой повестки мы могли бы подкрепить свое лидерство. В этой связи представляется, что наша концепция должна быть ориентирована на максимально универсальные культурно-цивилизационные ценности и цели развития и одновременно быть достаточно гибкой. Как представляется, такая концепция может включать в себя:
- Продвижение предсказуемости как «главной ценности» международного взаимодействия. Предсказуемость является важным и одновременно разделяемым всеми концептом.
- Отстаивание плюрализма моделей национального развития и культурно-цивилизационного разнообразия на основе справедливости и равноправия (защита прав человека, суверенитета и равенства государств, невмешательство в их внутренние дела, уважение права народа каждой страны на выбор собственного социального строя при одновременном противодействии гегемонии и политике силы во всех её проявлениях, включая санкционные механизмы).
- Продвижение экономической глобализации в русло открытости, инклюзивности, общедоступности, равномерного развития и взаимной выгоды.
- Защита принципа мирного разрешения споров и активная роль России как посредника и «модератора» в международных конфликтах. Это очень выигрышная «ниша», свидетельствующая о наличии определенного «веса» и «уважения» со стороны других акторов. Здесь крайне важно выгодно и методично подавать в информационное пространство каждое наше соответствующее участие.
- Продвижение открытости международного сотрудничества в области науки и технологий с целью общечеловеческого развития (наука может стать максимально выгодной деполитизированной площадкой).
- Защита среды обитания человека от климатических, экологических и эпидемиологических вызовов. Здесь представляется вполне реальным перехватить повестку дня у Запада, предложив набор конкретных инициатив.
Эти ценности представляются достаточно «общеизвестными», однако грамотная «упаковка» в цельную концепцию с соответствующими формулировками и постоянное повторение «от лица России» со временем приведут к их ассоциированию с политикой нашей страны.
При этом транслируемыми основами внешней политики могут стать традиционные для России национальные особенности — «гибкий» консерватизм, относящий нас к сторонникам отстаивания общепризнанных норм международного права в соответствии с Уставом ООН, а также «стратегическое терпение» как приверженность предсказуемому уважительному поведению и опора на принципы коллегиальности и равноправия. Вовне нужно продолжать проецировать спокойствие, достоинство, выдержку и уверенность в собственной позиции.
Одновременно необходима разработка и реализация последовательных шагов по разъяснению, популяризации и закреплению этой концепции в информационном пространстве. Важно переосмыслить и модернизировать существующую систему собственного позиционирования, направленную на максимально широкую внешнюю аудиторию, включая различные международные площадки, двустороннее взаимодействие, а также население других стран. Потребуется также проработать для каждой из поставленных целей комплекс возможных мероприятий и инициатив, которые мы смогли бы инициативно запустить на международных площадках. В этой связи было бы полезно продумать и предложить варианты реформирования системы глобального управления, отражающие наши цели развития на основе многосторонности и политического взаимодоверия.
Необходимо более активное и заметное включение России в новые актуальные тематики на международных площадках (помимо «традиционных» вопросов в сфере безопасности и стабильности), такие как борьба с климатическими изменениями, экономика, ориентированная на потребности населения, цифровая трансформация, продвижение прав человека и представленности женщин. В этих вопросах для нас есть определенное «поле для маневра» и выгодные позиции — в русле нашего «гибкого» консерватизма, как антипода западного агрессивного насаждения крайних форм этих ценностей.
Проактивная позиция в сфере общих интересов значительно повысит имидж России и расширит возможности по формированию глобальной информационной повестки дня.
Кроме того, важной частью этого «глобального» процесса должно стать комплексное формирование и продвижение понятного и привлекательного «имиджа» нашей страны. Как справедливо отметил заместитель руководителя Россотрудничества Д. Поликанов: «Москве так и не удалось сформулировать для мира понятный и привлекательный образ будущего — основной акцент был сделан на сохранении достижений прошлого и противодействии их обесцениванию. При этом, глядя на стремительное омоложение населения в целевых для РФ динамично развивающихся странах Африки, Азии, Южной и Центральной Америки, которые и будут определять демографические, экономические и социальные процессы во второй половине XXI в., очевидно, что такой подход требует корректировки. Большинство этих слоев хотят смотреть на Россию как на страну возможностей и четко понимать, чем она может быть полезна для их карьерного развития и благополучия, какой “модный” культурный продукт она может предложить».
Есть смысл построить такую работу на основании «маркетингового» подхода, именно поэтому можно говорить о формировании и продвижении «имиджа», включая создание сопутствующих «продуктов-брэндов» [4]. Для этого прежде всего необходимо провести «ревизию» имеющегося потенциала «мягкого» влияния, определить и четко сформулировать наши сильные стороны и предложить современные смыслы, которые мы хотим и можем транслировать с учетом имеющихся ресурсов, чтобы стать тем авторитетным «центром притяжения», который соответствует нашим внешнеполитическим амбициям. В этой сфере как никогда актуально внедрение новых современных подходов в работе с целевыми аудиториями.
В связи с тем, что результативность «мягкой силы» во многом зависит от восприятия принимающей аудитории, представляется полезным разработать для каждого внешнего партнера свою дорожную карту воздействия на основе анализа специфики этой страны, особенностей культуры, менталитета и способов потребления информации. Вместе с тем подходы должны быть гибкими и регулярно пересматриваться на предмет актуальности и использования более «рабочих» методик.
Одной из важнейших задач видится пересмотр схемы реализации такой деятельности с формированием четкой координации и без размывания компетенций. Также было бы оправданным активнее подключать к такой работе частный сектор. Здесь актуально изучить имеющийся зарубежный опыт выстраивания такой деятельности и адаптировать его под наши реалии.
Безусловно, такая работа должна проводиться комплексно, в межведомственном формате с подключением заинтересованных сторон, так как она предполагает следующие меры: разработка новых систем взаимодействия и координации между основными «проводниками» этой политики (как внутри государственного сектора, так и с бизнесом, НКО); оценка достигаемых результатов; введение новой единой системы финансирования, которая бы включала в себя не только и не столько государственные средства, но и средства крупного и среднего бизнеса (возможно, такая система могла бы действовать в виде фонда, который бы аккумулировал все средства и отвечал за продвижение российской «мягкой силы»). Именно потому, что данное направление потребует кропотливой, комплексной и плановой работы, необходимо запустить ее уже сейчас и настроиться на долгосрочную перспективу.
Для начала, можно было бы сформировать «пул» экспертов (например, на базе Высшей школы экономики) для разработки предложений по выше обозначенным направлениям при координации одного из ведущих в данном направлении ведомств (Администрация Президента, МИД).
1. Подтверждены в том числе на саммите в Великобритании 11–13 июня 2021 г.
2. Лэ Юйчэн (первый зам. министра иностранных дел КНР) «Вместе строить Сообщество единой судьбы человечества в ответ на колоссальные перемены» // Дипломатическая служба и практика 1 (1) 2021.
3. Например, запуск современной он-лайн платформы «Дипломатия Китая в новую эпоху» — http://www.chinadiplomacy.org.cn.
4. Например, Индия предложила такие масштабные программы, как «Делай в Индии, делай для Индии, делай для мира», «Skill India», «Startup India», которые нацелены на расширение собственного экономического потенциала за счет привлечения в том числе иностранных инвестиций.