Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Олег Барабанов

Д.полит.н.,профессор РАН, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», профессор МГИМО МИД России

Василий Кашин

К.полит.н., директор Центра стратегических исследований НИУ ВШЭ, член РСМД

Вадим Балытников

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса, L.D., в 2007–2009 гг. — представитель Российской Федерации в Международной группе экспертов высокого уровня в области налаживания мирного процесса на берегах Днестра (формат 5+2)

В последнее время многие ученые, занимающиеся междисциплинарными исследованиями на стыке современных проблем межгосударственных и межрегиональных отношений, активно обсуждают актуальные вопросы международного межрегионального и межмуниципального сотрудничества. При этом, как правило, подчеркивается значимость идейно-концептуальной базы международного межрегионального и межмуниципального сотрудничества и возможностей использования его механизмов для преодоления существующей ситуации ценностного противостояния. Равным образом отмечается необходимость всемерного расширения и укрепления реальных побратимских связей (причем как между отдельными муниципальными образованиями, так и между субъектами Российской Федерации и регионами зарубежных стран) и констатируется необходимость всемерного развития государственной координации международного межрегионального сотрудничества.

Представляется целесообразным выделить пять основных блоков нормативно-практических предложений:

  1. Создание в регионах координирующих органов (комиссий, комитетов, советов, штабов и т.д.), которые направляли бы к единой цели работу в области международного и социально-культурного (гуманитарного) сотрудничества муниципалитетов и регионов.
  2. Обновление ценностного наполнения межмуниципального побратимского движения в глобальном масштабе (в том числе — в парадигме усилий по развеиванию стереотипов что называется «лицом к лицу»), а также формирование движения «регионов-побратимов» в рамках БРИКС+, ШОС, ЕАЭС и других универсальных и региональных международных организаций.
  3. Подготовка, популяризация и всестороннее внедрение системы рейтингов «БРИКС+» жизнедеятельности регионов и муниципалитетов.
  4. Закрепление адекватных современным условиям практичных положений о международном межрегиональном и межмуницапальном сотрудничестве в документах стратегического планирования регионального и муниципального уровней.
  5. Регулярное и системное проведение консалтинговых мероприятий для руководителей и специалистов регионального и муниципального уровня, в рамках которых компетентные специалисты-практики могли бы обучать управленческие кадры практически-ориентированным навыкам эффективного взаимодействия с представителями местных и региональных властей и сообществ конкретных зарубежных стран.

Особую важность в данном контексте имеет обеспечение ориентации всей сферы международных межмуниципальных и межрегиональных связей на выполнении поставленной президентом России Владимиром Путиным на Валдайском форуме 2023 г. задачи строительства нового мира, базирующегося на разделяемом всеми здравыми силами стремлении к безопасности, справедливости и развитию.


В последнее время многие ученые, занимающиеся междисциплинарными исследованиями на стыке современных проблем межгосударственных и межрегиональных отношений, активно обсуждают актуальные вопросы международного межрегионального и межмуниципального сотрудничества. При этом, как правило, подчеркивается значимость идейно-концептуальной базы международного межрегионального и межмуниципального сотрудничества и возможностей использования его механизмов для преодоления существующей ситуации ценностного противостояния. Равным образом отмечается необходимость всемерного расширения и укрепления реальных побратимских связей (причем как между отдельными муниципальными образованиями, так и между субъектами Российской Федерации и регионами зарубежных стран) и констатируется необходимость всемерного развития государственной координации международного межрегионального сотрудничества.

Тема международного межрегионального и межмуниципального сотрудничества с Китаем сегодня представляет собой особую значимость. Рост интереса к сотрудничеству с Россией практически во всех провинциях КНР [1] находит свое дальнейшее развитие в таких форматах, как «Волга — Янцзы» (сотрудничество между регионами Приволжского федерального округа Российской Федерации и китайских регионов верхнего и среднего течения Янцзы), а также в разнообразных формах традиционного сотрудничества между дальневосточными регионами России и регионами Северо-Востока КНР. При этом инициатива в этой сфере, на наш взгляд, должна исходить преимущественно от регионов и муниципалитетов, которым стоит активно наращивать собственную компетентность в вопросах связей с Китаем, вдумчиво осуществлять поиск перспективных партнеров с учетом структуры и конкурентных преимуществ собственной экономики. Разумеется, региональный уровень публичной власти при этом должен осуществлять надлежащую координацию работы на уровне муниципалитетов. Федеральные же власти в данном случае должны сосредоточиться на вопросах обеспечения регионов и муниципалитетов информацией о возможностях сотрудничества, организационной, научно-методической и правовой поддержкой для выхода регионов и муниципалитетов на китайский рынок, а также на осуществлении контрольно-надзорных и информационно-мониторинговых функций в соответствующей сфере.

Применительно к условиям Москвы и Московской области особенно перспективно развитие межрегионального международного сотрудничества на базе динамично развивающихся кооперационных связей по наиболее перспективным направлениям (машиностроение, автомобилестроение, строительство, производство лекарств и изделий медицинского назначения, а также логистические услуги [2]).

Отдельно стоит отметить также рост побратимских связей российских муниципальных (особенно городских муниципальных) образований с местными властями глобального Юга. Для повышения конкретной наполненности таких связей было бы целесообразно создать систему непрерывной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и оказания консультационно-методической помощи органам публичной власти муниципальных образований нашей страны. Такая система при надлежащей поддержке с федерального уровня может и должна создаваться и развиваться силами органов государственной власти субъектов Российской Федерации с привлечение научно-практического потенциала федеральных и региональных научных центров. Разумеется, она должна включать в себя возможность проведения практически ориентированного консультирования представителей власти и бизнеса.

Обозначенное выше имеет особое значение и для сферы межрегионального и межмуниципального сотрудничества с Индией и другими странами Индоокеанского региона, в том числе с Индонезией, Малайзией, ОАЭ и Южно-Африканской Республикой. Практически все регионы и многие муниципалитеты указанных стран имеют (как правило, каждый в своей сфере) значительный потенциал сотрудничества с Россией, традиционно воспринимаемой в Индоокеанском регионе мира (как и на всем глобальном Юге в целом) в качестве не просто дружественной, но именно братской страны. Еще более обоснованно об аналогичном восприятии можно утверждать применительно к основным регионам большинства стран евразийского пространства.

В целом представляется целесообразным выделить пять основных блоков нормативно-практических предложений:

  1. Создание в регионах координирующих органов (комиссий, комитетов, советов, штабов и т.д.), которые направляли бы к единой цели работу в области международного и социально-культурного (гуманитарного) сотрудничества муниципалитетов и регионов.
  2. Обновление ценностного наполнения межмуниципального побратимского движения в глобальном масштабе (в том числе – в парадигме усилий по развеиванию стереотипов что называется «лицом к лицу»), а также формирование движения «регионов-побратимов» в рамках БРИКС+, ШОС, ЕАЭС и других универсальных и региональных международных организаций. Огромную роль в указанном процессе могли бы сыграть усилия Россотрудничества, Международной ассоциации «Породненные города» и других организаций, объединяющих различные регионы и муниципалитеты, в том числе — советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
  3. Подготовка, популяризация и всестороннее внедрение системы рейтингов «БРИКС+» жизнедеятельности регионов и муниципалитетов.
  4. Значимость закрепления адекватных современным условиям практичных положений о международном межрегиональном и межмуницапальном сотрудничестве в документах стратегического планирования регионального и муниципального уровней.
  5. Регулярное и системное проведение консалтинговых мероприятий для руководителей и специалистов регионального и муниципального уровня, в рамках которых компетентные специалисты-практики могли бы обучать управленческие кадры практически-ориентированным навыкам эффективного взаимодействия с представителями местных и региональных властей и сообществ конкретных зарубежных стран.

Особую важность в данном контексте имеет обеспечение ориентации всей сферы международных межмуниципальных и межрегиональных связей на выполнении поставленной президентом России Владимиром Путиным на Валдайском форуме 2023 г. задачи строительства нового мира, базирующегося на разделяемом всеми здравыми силами стремлении к безопасности, справедливости и развитию. При этом необходимо обратить особое внимание на расширение на всех уровнях международного взаимодействия по линии «Север — Юг — Восток» (особенно в формате взаимодействия России, Индии и Китая). Исходя из этого традиционно комплиментарного для нашей страны подхода, со стороны России представляется вполне возможным посредничество или оказание добрых услуг в сфере урегулирования (или как минимум качественного смягчения/деконфликтинга) пограничных и иных споров между Индией и Китаем (как известно, тесно связанных с вопросами не только межгосударственных, но и межрегиональных взаимоотношений). Такого рода действия способны не только воспрепятствовать попыткам столкнуть между собой две самые населенные страны мира, но и дать новый импульс развитию подлинно братских связей регионов всех трех государств и народов.

В завершение авторы хотели бы отметить целесообразность дальнейшего осмысления концептуальной парадигмы глокарегионализации как магистрального пути развития современных международных отношений между различными культурно-цивилизационными стратами и территориальными уровнями организации современного человечества. По нашему мнению, глобализация, своего рода антитезисом для которой стало понятие глокализации, неизбежно порождает синтез — глобальное сочетание не только макро- и микро-уровневого (глобального и локального), но и мезо(средне)-уровневого, регионального измерения международного сотрудничества. Таким синтезом и является понятие глокарегионализации, представляющее собой парафраз идеи равно справедливой (в том числе и с точки зрения вовлеченности всех территориальных уровней) новой «мир(о)-системы». Более подробно анализ этой тематики представлен в докладе авторов «Проблемы и перспективы международного межрегионального и межмуниципального сотрудничества в современных условиях».

1. Ранее на взаимоотношения с Россией были преимущественного ориентированы власти граничащей с Дальневосточным федеральным округом китайской провинции Хэйлунцзян.

2. Опыт развития логистических услуг в настоящее время успешно апробируется и масштабируется на территориях Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов, а в перспективе должен получить надлежащее развитие на территории Центрального, Северо-Западного Южного и Северо-Кавказского федеральных округов России.


Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся