Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Андрей Сергеев

Независимый аналитик

С началом Специальной военной операции, СМИ государств — членов Евросоюза и Североатлантического альянса стали основывать большинство статей на источниках из числа английских широкополосных изданий и таблоидов, пренебрегая критическим анализом информации и используя сложившееся положение для диссеминации односторонней информации, противопоставляя внешнеполитические подходы коллективного Запада и России.

Речь идёт прежде всего о преобладании медиакомпаний-ретрансляторов Лондона на европейском рынке вследствие коммерциализации европейской отрасли СМИ, начавшейся в 1980-х, в результате которой, по мнению европейских исследователей, уровень качества СМИ стал напрямую зависеть от рыночного успеха издания. Вытеснив коллективистский подход, современные западноевропейские медиа стали основывать свою деятельность на трендах, в формировании которых активно принимает участие сеть аналитических центров, связанных со специальными службами Великобритании.

Психологические операции подобного масштаба, проводимые Великобританией и ее союзниками по НАТО, изменяют мировоззрение рядовых европейцев, отвлекая их внимание от более насущных проблем, вызванных действиями западного истеблишмента с февраля 2022 г.: рекордной инфляции, энергетического кризиса, промышленного спада.

Свежие результаты социологических исследований указывают на сохранение негативных настроений среди граждан европейских государств (в особенности в ЦВЕ/Балтии), которые склонны к одобрению дальнейшего расширения НАТО на Восток и внешней политики коллективного Запада под руководством США.

С началом Специальной военной операции, СМИ государств — членов Евросоюза и Североатлантического альянса стали основывать большинство статей на источниках из числа английских широкополосных изданий и таблоидов, пренебрегая критическим анализом информации и используя сложившееся положение для диссеминации односторонней информации, противопоставляя внешнеполитические подходы коллективного Запада и России.

Речь идёт прежде всего о преобладании медиакомпаний-ретрансляторов Лондона на европейском рынке вследствие коммерциализации европейской отрасли СМИ, начавшейся в 1980-х, в результате которой, по мнению европейских исследователей, уровень качества СМИ стал напрямую зависеть от рыночного успеха издания. Вытеснив коллективистский подход, современные западноевропейские медиа стали основывать свою деятельность на трендах, в формировании которых активно принимает участие сеть аналитических центров, связанных со специальными службами Великобритании.

Небезызвестным является и факт сотрудничества Би-Би-Си (глобальная аудитория Всемирной службы Би-Би-Си составляет приблизительно 500 млн человек) и Reuters с правительственными структурами Великобритании в рамках программ по дискредитации России в информационном пространстве.

Необходимо отметить, что высокую степень влияния на информационную среду Великобритании (и Европы в частности) оказывают:

старейший аналитический центр Лондона — Chatham House [1] (Королевский институт международных отношений), международный аналитический центр, представительство которого функционирует в Лондоне — Европейский совет по международным отношениям (The European Council on Foreign Relations) и другие аналогичные структуры (Foreign Policy Centre, European Foundation), принимающие на протяжении десятилетий активное участие в формировании общественных настроений, публикуя информационные материалы, содержание которых направленно на дискредитацию государств, не разделяющие позицию коллективного Запада.

В настоящее время сотрудники упомянутых организаций практически на регулярной основе распространяют выгодную Лондону информацию через Би-Би-Си, Daily Mail, Financial Times, Politico, Sky News, The Guardian, The Telegraph, Time Europe и др. издания.

С середины 2010-х гг. функционирует специализированное подразделение МО Британии (77-я бригада, входящая в состав 6-й дивизии британской армии) занимающееся психологическими операциями в телекоммуникационной сети «Интернет» и мониторингом СМИ, совместно с британскими спецслужбами и с дислоцированными в Европе структурами Пентагона.

Учитывая сращение пристрастий официального Лондона и собственников английских СМИ (продемонстрированное ещё в 1980-х на фоне Фолклендского конфликта), можно провести параллель между распоряжениями владельцев медиаорганизаций и воздействием данных СМИ на европейскую аудиторию.

Английским политологом К. Ньютоном из Университета Саутгемптона ещё в 2006 г. была доказана гипотеза концепции обусловленного эффекта СМИ, указывающая на более высокую степень воздействия медиа организаций на неинформированную аудиторию (получатели, не владеющие информацией от первоисточника и не разбирающиеся в тех или иных аспектах). Основываясь на научных данных, можно экстраполировать выводы политолога по воздействию английских газет и таблоидов на выборы.

Очевидным фактором является то, что процесс интерпретирования основных геополитических событий происходит в результате деятельности прессы и телевидения — «Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем через масс-медиа».

Стиль английских СМИ заключается в использовании спектра когнитивных метафор для описания внутриполитической ситуации или внешней политики иностранного государства и поддержания соответствующего нарратива — акцент делается на стереотипном подходе и использовании отрицательной коннотации для интерпретации событий.

Еще задолго до 24 февраля 2022 г. подобные приёмы антироссийской направленности (фальшивые обвинения против лидера Лейбористов Джереми Корбина и полковника ВС Испании Педро Баньоса перед его назначением на пост главы Департамента национальной безопасности Испании) стали визитной карточкой проекта Integrity Initiative, созданного в 2015 г. для проведения скрытых информационных операций на базе Института государственного управления (The Institute for Statecraft) — малоизвестного лондонского аналитического центра, финансируемого МИД и МО Великобритании, НАТО, Государственным департаментом США и Фондом Смита Ричардсона (деятельность которого связана с продвижением интересов Вашингтона за рубежом).

Небезынтересным является и другой факт: упомянутый фонд также спонсирует известный Международный институт стратегических исследований (The International Institute for Strategic Studies), находящийся в соседнем от The Institute for Statecraft особняке в центре Лондона. IISS (по традиции западных «мозговых центров») взаимодействует с силовыми ведомствами Североатлантического альянса по дальнейшему расширению блока.

Пост директора по транснациональным угрозам и политическим рискам IISS в 2006–2017 гг. занимал Наджел Инкстер, перешедший в аналитический центр с должности замруководителя внешней разведки Британии (MI-6). Симптоматично, что сами английские периодические издания нередко ссылаются на свои источники в разведывательном альянсе Five Eyes в стремлении усилить антироссийский нарратив в западном внешнеполитическом дискурсе, воздействуя на реципиентов посредством метафор времён холодной войны.

Контент-анализ: ниже представлен сравнительный анализ количества публикаций про Россию (для репрезентативности анализа также добавлены результаты по США и одно американское информагентство), основанный на источниках английского происхождения в ведущих датских печатных изданиях за январь-октябрь 2022 г.

1. Датская национальная ежедневная газета Berlingske
(политическая направленность: либерально-консервативная)

Табл.1

Частота упоминаний BBC Reuters The Guardian Associated Press (США)
Россия 1663 1375 1295 75
США 201 1175 183 5

2. Датская национальная ежедневная газета Politiken
(политическая направленность: леволиберальная)

Табл.2

Частота упоминаний Reuters BBC The Guardian Associated Press (США)
Россия 476 278 177 20
США 354 197 159 8

3. Датская национальная ежедневная газета Jyllands-Posten
(политическая направленность: либерально-консервативная)

Табл.3

Частота упоминаний Reuters BBC The Guardian Associated Press (США)
Россия 1106 218 155 1
США 819 153 98 3

Анализ статей крупнейших датских ежедневных газет (Berlingske, Politiken, Jyllands-Posten), выявляет следующие тренды, характерные для ведущих СМИ европейских стран (при экстраполяции контента):

  1. Журналистское сообщество на Западе склонно к конформизму, указанные в английских «первоисточниках» утверждения практически не верифицируются. Информация читателю подается в искаженном виде (кроме этого, широко распространены фактологические и грамматические ошибки, по всей видимости, связанные с быстрым переводом с английского языка);
  2. Риторика направлена на усиление негативных настроений по отношению к России (на уровне т.н. гражданского общества) и соответствующего сохранения уровня поддержки проамериканской внешнеполитической линии.
  3. Игнорирование внешнеполитических интересов России и полицентричного миропорядка при (практически) абсолютной поддержке инициатив американской администрации подчёркивает ангажированность СМИ (и медиасообщества в целом) Евросоюза.

В рамках освещения кризиса вокруг Украины английские, а следовательно, и европейские СМИ используют подход, заключающийся в ретрансляции информации, исходящей из английских аналитических центров, МО Великобритании, MI5, MI6 и правящих кругов киевского националистического режима.

Идеологическая аффилированность английской прессы с аналитическим центрами Лондона и использование метафорических моделей отрицательного характера (в дискурсе о характере межгосударственных отношений с Россией) при дальнейшем распространении материалов через центральные европейские газеты (Aftonbladet, Berlingske, Die Zeit, El Pais, Le Monde, La Repubblica и др.) с ярко выраженным нарративом оказывает сильное воздействие на рядовых граждан европейских государств, вызывая страх и соответствующее неадекватное восприятие России в качестве геополитического субъекта.

Психологические операции подобного масштаба, проводимые Великобританией и ее союзниками по НАТО, изменяют мировоззрение рядовых европейцев, отвлекая их внимание от более насущных проблем, вызванных действиями западного истеблишмента с февраля 2022 г. : рекордной инфляции, энергетического кризиса, промышленного спада.

Свежие результаты социологических исследований указывают на сохранение негативных настроений среди граждан европейских государств (в особенности в ЦВЕ/Балтии), которые склонны к одобрению дальнейшего расширения НАТО на Восток и внешней политики коллективного Запада под руководством США.

Табл. 4

Мнение жителей Финляндии насчёт членства в НАТО
2021

2022

51 % против 24% за 76 % за 12 % против
Мнение жителей Швеции насчёт членства в НАТО
2021

2022

35 % против 37 % за 64 % за 21 % против

Учитывая регулярность политических скандалов и низкие электоральные рейтинги первых лиц Великобритании, политический истеблишмент в Лондоне, по всей видимости, рассматривает продвижение антироссийского нарратива в Европе в качестве меры по упрочению своей позиции в качестве рупора атлантизма.

Передача заведомо ложных тезисов и игнорирование объективных фактов в медиапространстве Старого Света подчёркивает использование тенденциозности в качестве основного инструмента западного журналистского сообщества для достижения пропагандистских целей, поставленных разведывательными службами Вашингтона и Лондона: изменения общественных настроений и ценностных ориентиров граждан стран Европы в попытке сохранить либеральный западоцентричный порядок, основанный на гегемонии США и Великобритании.

1. Нежелательная организация на территории Российской Федерации


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся