Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 4)
 (21 голос)
Поделиться статьей
Антон Чаблин

К. полит. н., руководитель аналитического центра «Акценты»

Многовековая история русской эмиграции и русского зарубежья подсказывает неразрывность взаимосвязи между «материковой» и «островной» частями русской культуры, их преемственность. Накопленный русскими за границей культурный багаж является неотъемлемым элементом Русского мира. Так же, как и разбросанные по всему миру русскоязычные диаспоры неотрывно связаны с цивилизационным процессом. История также подсказывает, что эта цивилизационная общность существовала вне зависимости от политических и идеологических установок: достаточно вспомнить, скажем, памятники антибольшевистского движения, андеграундное искусство, диссидентскую литературу.

Представители русской диаспоры всегда принимали активное участие в формировании международного образа России. На нынешнем историческом отрезке — на фоне распространения cancel culture — диаспоральная значимость только вырастает.

Косвенные наблюдения позволяют констатировать: нынешняя волна эмиграции из России объединила черты предыдущих волн, начиная с «белоэмиграции» после Октябрьского переворота (конец 1910-х – начало 1920-х гг.). Аналогия с предыдущими волнами позволяет и дать прогноз развития русскоязычных диаспор, разбросанных по всему миру. Нынешняя волна эмиграции из России состоит в основном из высоко политизированных, мобильных, образованных граждан. Оставив за скобками политические предпочтения релокантов, необходимо отметить, что формирующиеся в мире крупные русскоязычные диаспоры позволяют расширить сферу влияния русской культуры. Ближайшая аналогия — это Русский Харбин, который начал формироваться уже в 1918 г. Харбин до сих пор сохранил следы русского влияния. Аналогичный процесс русификации наблюдался позднее и в других центрах притяжения эмигрантов из СССР и России: в Берлине, Париже, Буэнос-Айресе, Нью-Йорке, городах Израиля. Ярким примером может служить послереволюционная эмиграция в Турцию (Оттоманскую империю), которая насчитывала несколько сотен тысяч человек.

Конечно, на фоне титанов Серебряного века русской культуры значимость современных рэперов или стендап-комиков, эмигрировавших и гастролирующих для представителей диаспоры, меркнет. Да и в современном информационном обществе открытие in situ театров или кинотеатров уже не имеет такой культуртрегерской важности, как столетие назад. Вместе с тем любая диаспора — вне зависимости от исторического периода — требует наличия культурных институтов. Сейчас аналоги послереволюционного «Русского Харбина» или «Русского Стамбула» формируются повсеместно. В том числе в популярных туристических местах, таких как Бали, Гоа, Пхукет. Правда, культурная значимость таких «курортных» диаспор также значительно меньше, нежели, например, экономическая.

Экономическое влияние превалирует над культурным и в других крупных диаспоральных центрах — в том числе в Дубае и Стамбуле. Отчетность Турецкого союза палат и товарных бирж (TOBB) свидетельствует: граждане России лидируют по количеству созданных в Турции юридических лиц. В 2021 г. их было 177 с объемом вложений почти 92 млн турецких лир, в 2022 году — 1 363 с объемом вложений более 565 млн лир (по обоим показателям Россия обогнала предыдущего лидера — Иран). За январь–февраль 2023 г. в Турции зарегистрировано 215 компаний с российским капиталом (семикратный рост); объем вложений превысил 390 млн лир. В Дубае такой же подробной статистики власти, к сожалению, не ведут. Однако наблюдения позволяют констатировать: основу эмиграции составили вовсе не деятели культуры, а бизнесмены, которые за 2022 г. превратились в мощную движущую силу, стимулировавшую развитие рынков недвижимости, акций и экспортных товаров в ОАЭ.

Быстрый приток эмигрантов, обладающих деньгами или лишь финансовыми компетенциями, неизменно вызовет в долгосрочной перспективе и всплеск интереса к русской культуре. Он будет менее выраженным, нежели, например, после Октябрьского переворота или даже после распада СССР. Однако русскоязычные диаспоры, увеличившиеся или вновь появившиеся в городах мира с начала 2022 года, в ближайшие десятилетия станут новыми амбассадорами русской цивилизации.

Многовековая история русской эмиграции и русского зарубежья подсказывает неразрывность взаимосвязи между «материковой» и «островной» частями русской культуры, их преемственность. Накопленный русскими за границей культурный багаж является неотъемлемым элементом Русского мира. Так же, как и разбросанные по всему миру русскоязычные диаспоры неотрывно связаны с цивилизационным процессом. История также подсказывает, что эта цивилизационная общность существовала вне зависимости от политических и идеологических установок: достаточно вспомнить, скажем, памятники антибольшевистского движения, андеграундное искусство, диссидентскую литературу.

Представители русской диаспоры всегда принимали активное участие в формировании международного образа России. На нынешнем историческом отрезке — на фоне распространения cancel culture — диаспоральная значимость только вырастает.

Количественные и качественные характеристики новой волны эмиграции (релокации) из России еще предстоит всеобъемлюще оценить. Из-за динамичного характера эмиграции точная информация о миграционных процессах практически отсутствует.

Во многих регионах число мигрантов, как правило, слишком мало, чтобы его можно было статистически отразить в национальных исследованиях. Нет актуальных (а чаще присутствуют спекулятивные) оценок численности эмигрантов, а также сформировавшихся русскоязычных диаспор даже в таких крупных центрах как, например, Стамбул, Дубай, Буэнос-Айрес. В частности, численность русскоязычной диаспоры в Дубае еще в 2019 г. составляла 100 тыc. человек, однако более свежие данные отсутствуют.

Такой пробел в социальных наблюдениях мог бы быть восполнен при наличии актуальных и качественных данных переписи. Альтернативные методы по-прежнему являются дорогостоящими и непригодными для панельных исследований.

Вместе с тем даже косвенные наблюдения позволяют констатировать: нынешняя волна эмиграции из России объединила черты предыдущих волн, начиная с «белоэмиграции» после Октябрьского переворота (конец 1910-х – начало 1920-х гг.). Аналогия с предыдущими волнами позволяет и дать прогноз развития русскоязычных диаспор, разбросанных по всему миру.

Численность текущей волны эмиграции, по предварительным оценкам, существенно ниже, чем предыдущие. Значительную часть эмигрантов составили представители среднего класса, а также креативных и IT профессий. Это усиливает аналогию с предыдущими волнами: в частности, после Октябрьского переворота Россию покидали, в том числе, офицеры с семьями, представители дворянства — то есть высоко стоящие на социальной лестнице.

Отличием нынешней волны эмиграции стало то, что часть россиян релоцировалась в постсоветские страны: Грузию, Армению, Казахстан, Кыргызстан. Здесь и так изначально сохранялось сильное культурное влияние: в частности, в Казахстане русский язык самый массовый, хотя не имеет статуса государственного, а в Кыргызстане имеет статус официального.

Центрами притяжения для представителей русскоязычной диаспоры в ходе нескольких волн эмиграции XX–XXI вв. стали не только европейские столицы, но и крупные города за пределами Европы — в Азии (Китай, Индия) и Латинской Америке (Бразилия, Аргентина, Перу), на Ближнем Востоке (Турция, Иран, ОАЭ).

Нынешняя волна эмиграции из России состоит в основном из высоко политизированных, мобильных, образованных граждан. Оставив за скобками политические предпочтения релокантов, необходимо отметить, что формирующиеся в мире крупные русскоязычные диаспоры позволяют расширить сферу влияния русской культуры. Ближайшая аналогия — это Русский Харбин, который начал формироваться уже в 1918 г. Метрополия приобрела крупнейшую русскую диаспору, которая насчитывала более 120 тысяч человек. Существование диаспоры предполагало, разумеется, наличие экономических и культурных атрибутов: появление большого числа русских привело к оживлению бизнеса, строились православные храмы и монастыри, русские рестораны, школы, вузы и театры, издавалась русскоязычная пресса. Харбин до сих пор сохранил следы русского влияния.

Аналогичный процесс русификации наблюдался позднее и в других центрах притяжения эмигрантов из СССР и России: в Берлине, Париже, Буэнос-Айресе, Нью-Йорке, городах Израиля. Ярким примером может служить послереволюционная эмиграция в Турцию (Оттоманскую империю), которая насчитывала несколько сотен тысяч человек.

Причем она была крайне многонациональной: бежали, в том числе, татары и черкесы, сформировавшие в Малой Азии также крупные диаспоры с выраженным политическим и культурным влиянием, сохранившимся до сих пор.

Только Стамбул принял около 200 тысяч эмигрантов, которые оказали серьезное влияние на культурную жизнь — от моды до гастрономии. В Стамбуле появился русский балет, открылись выставки и мастерские.

Русскоязычная миграция в Стамбул привела к значительному культурному обогащению города: город приобрел новаторские социокультурные элементы, фактически теснее сблизившись с европейской культурной традицией. В Стамбул эмигрировало множество классических музыкантов, оперных певцов, артистов балета, художников. В частности, антрепренер и солист Мариинского театра Владимир Смирнов открыл в городе театр-кабаре «Паризиана». Таким образом, Стамбул стал прародителем искусства русского эмигрантского кабаре.

Конечно, на фоне титанов Серебряного века русской культуры значимость современных рэперов или стендап-комиков, эмигрировавших и гастролирующих для представителей диаспоры, меркнет. Да и в современном информационном обществе открытие in situ театров или кинотеатров уже не имеет такой культуртрегерской важности, как столетие назад. Вместе с тем любая диаспора — вне зависимости от исторического периода — требует наличия культурных институтов.

Примером может служить испанская курортная провинция Аликанте, где русскоязычная диаспора насчитывает более 18 тысяч человек (самая крупная в Испании). Здесь работают несколько педагогических центров на русском языке — как школы, и студии дополнительного образования.

Ориентированы они, безусловно, на представителей самой диаспоры, оставаясь своего рода res per se. Такого же мощного культурного влияния, как в Стамбуле или Харбине, даже многочисленная русская диаспора не имеет.

Сейчас аналоги послереволюционного «Русского Харбина» или «Русского Стамбула» формируются повсеместно. В том числе в популярных туристических местах, таких как Бали, Гоа, Пхукет. Как и в Аликанте, основу диаспоры здесь составляют релоканты нескольких волн, которые формируют свою «маленькую Москву» с ее узнаваемыми атрибутами — от ресторанчиков до магазинов. К сожалению, культурная значимость таких «курортных» диаспор также значительно меньше, нежели, например, экономическая.

Экономическое влияние превалирует над культурным и в других крупных диаспоральных центрах — в том числе в Дубае и Стамбуле. Об интенсивности бизнес-релокации в Турцию позволяют говорить следующие цифры. В 2021 г. в Турции гражданами России было приобретено 5 379 домовладений (третье место после представителей Ирана и Ирака), а в 2022 г. — 16 312, по подсчетам Турецкого института статистики. В I квартале 2023 г. россиянами приобретено 3 915 объектов (более чем двукратный рост по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.).

Рост демонстрирует и количество предприятий, открываемых в Турции россиянами. Отчетность Турецкого союза палат и товарных бирж (TOBB) свидетельствует: граждане России лидируют по количеству созданных в Турции юридических лиц. В 2021 г. их было 177 с объемом вложений почти 92 млн турецких лир, в 2022 году — 1 363 с объемом вложений более 565 млн лир (по обоим показателям Россия обогнала предыдущего лидера — Иран).

За январь–февраль 2023 г. в Турции зарегистрировано 215 компаний с российским капиталом (семикратный рост); объем вложений превысил 390 млн лир.

В Дубае такой же подробной статистики власти, к сожалению, не ведут. Однако наблюдения позволяют констатировать: основу эмиграции составили вовсе не деятели культуры, а бизнесмены, которые за 2022 г. превратились в мощную движущую силу, стимулировавшую развитие рынков недвижимости, акций и экспортных товаров в ОАЭ.

Быстрый приток эмигрантов, обладающих деньгами или лишь финансовыми компетенциями, неизменно вызовет в долгосрочной перспективе и всплеск интереса к русской культуре. Он будет менее выраженным, нежели, например, после Октябрьского переворота или даже после распада СССР. Однако русскоязычные диаспоры, увеличившиеся или вновь появившиеся в городах мира с начала 2022 года, в ближайшие десятилетия станут новыми амбассадорами русской цивилизации.


Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 4)
 (21 голос)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju