Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Артем Паренков

Аспирант МГИМО

После длительного затишья в традиционно сложных российско-грузинских отношениях произошли первые изменения: со стороны Российской Федерации были отменены визы, ранее необходимые для совершения гражданами Грузии краткосрочных поездок на российскую территорию, а также восстановлено прямое авиасообщение, прекращенное в 2019 г. Каковы же причины принятия этих решений в контексте современного состояния российско-грузинских отношений, и каким может быть их эффект для России?

Встречные шаги грузинской стороны, в свою очередь, являются проявлением прагматизма и реалистических взглядов на внешнюю политику, ведь необходимость сохранения добрососедских отношений продиктована даже географическим расположением страны. Введение экономических санкций со стороны Грузии, дальнейшие реальные шаги в русле поддержки политики Запада были бы шагом идеологическим и направленным на демонстрацию солидарности, однако потенциально сильно навредили бы интересам обеих сторон — у России достаточно рычагов влияния и давления на Грузию. Впрочем, необходимость в этом на сегодняшний день отсутствует: ни одной из сторон не выгодно обострение отношений, обе стороны осознают необходимость сохранения и развития существующих связей, а также поддержания стабильности в регионе вопреки существующим разногласиям. Представляется, что в этом контексте отмена визового режима для краткосрочных поездок и восстановление прямого авиасообщения являются решениями уместными и своевременными.

Указы В. Путина, подписанные 10 мая 2023 г. и предусматривавшие отмену визового режима для граждан Грузии, а также возобновление прямого авиасообщения, стали неожиданными для многих как в России, так и в Грузии. Данный шаг российского руководства был неоднозначно встречен грузинской стороной. Так, прозападно настроенная президент страны Саломе Зурабишвили назвала меры российского руководства неприемлемыми, неуместными и несвоевременными, а в то же самое время министр иностранных дел республики Илья Дарчиашвили поприветствовал данные решения, отметив их высокую значимость для сферы гуманитарного сотрудничества. Указы имели эффект и в коммерческой сфере: возможностью возобновления прямого сообщения воспользовалась грузинская авиакомпания «Georgian Airways», предложив рейсы в Тбилиси и транзитные перелеты в крупные европейские города, куда закрыт доступ российским авиаперевозчикам. Стоит отметить, что решение об отмене визового режима, действовавшего с 2000 г., и возобновлении авиасообщения произошло на фоне продолжающейся и набирающей обороты конфронтации со странами коллективного Запада и их сторонниками.

Современное состояние российско-грузинских отношений

Современные российско-грузинские отношения можно назвать «традиционно сложными». Грузия является одним из двух (наравне с Украиной) узлов противоречий на постсоветском пространстве, где наиболее остро столкнулись интересы России и коллективного Запада. За всю постсоветскую историю взаимоотношений двух государств имели место и евроатлантические амбиции Грузии, которые привели к резкому охлаждению отношений с Россией, и намерения Запада включить Грузию вместе с Украиной в состав Евроатлантического альянса, а также операция России по принуждению к миру в 2008 г., признание независимости Абхазии и Южной Осетии и последовавший разрыв дипломатических отношений. Однако в отличие от украинского узла противоречий, где заморозка конфликта имела только временный характер, а по признанию ряда западных политиков и вовсе была «дипломатической имитацией», на грузинском направлении установился взаимоприемлемый для сторон «статус-кво». Грузия, несмотря на сохранение евроатлантического вектора, не стала членом НАТО. Россия продолжила поддержку Абхазии и Южной Осетии, сохраняя там свое присутствие. И хотя проевропейские настроения в Грузии только усиливались, в 2016 г. значительная доля населения считала необходимым сохранение диалога с «северным соседом», а кроме того, между странами сохранились и экономические связи [1]. Дискуссии о нормализации отношений велись на политическом и экспертном уровнях, причем эксперты отмечали, что, хотя потенциал для налаживания взаимоотношений ограничен — вопрос Абхазии и Южной Осетии оставался «камнем преткновения», где компромисс между сторонами невозможен, — существуют сферы, где возможно укрепление и наращивание связей, в частности — экономика [2].

Представляется крайне важным, что после начала СВО России на Украине не произошло значительного ухудшения российско-грузинских отношений. Так, Грузия, невзирая на позицию президента С. Зурабишвили, не присоединилась к санкционной войне Запада против России. Позднее премьер-министр Ираклий Гарибашвили отметил, что введение санкций навредило бы национальным интересам страны. Отказ от введения индивидуальных санкций привел к оказанию давления на грузинское руководство со стороны США и других стран коллективного Запада. Однако позиция грузинского правительства состоит в том, что Грузия всячески препятствует обходу антироссийских санкций через ее территорию, поддерживает антироссийские инициативы и резолюции в ООН и на других международных площадках, но не собирается вводить меры, которые могли бы навредить самой стране.

Позиция России на грузинском направлении оказалась весьма сдержанной. Например, в ответ на инициативу на тот момент президента Южной Осетии Анатолия Бибилова о вхождении Республики в состав России в мае 2022 г. российские официальные лица заявили о несвоевременности проведения референдума. Дмитрий Песков и вовсе отметил, что референдум необходимо юридически доработать, а также опроверг проявление Россией какой-либо инициативы по данному вопросу. И хотя официально вопрос российско-грузинских отношений в комментариях сторон не фигурировал, было понятно, что практические шаги России по присоединению Южной Осетии привели бы к обострению отношений с Грузией.

Иван Тимофеев:
Выгодообретатели

Важно также принимать во внимание проживание граждан обеих стран на территориях друг друга. Так, согласно данным всероссийской переписи населения 2020 г., на территории России проживает около 114 тыс. этнических грузин независимо от гражданства, среди которых 3 045 человек являются только гражданами Грузии. В свою очередь, в 2022 г. имел место приток в Грузию российских «релокантов» — граждан РФ, настроенных оппозиционно в отношении действующей власти (по различным оценкам, от 60 до 100 тыс.). И хотя в публичном российском дискурсе сохраняется негативное отношение к указанным гражданам, юридические обязательства России по отношению к ним сохраняются. Вопрос релокантов открыто сторонами не обсуждался, но присутствие значительного числа российских граждан на территории Грузии и наоборот нельзя не учитывать, говоря о современном состоянии отношений.

Значимой вехой в развитии современных российско-грузинских отношений стало проведение в декабре 2022 г. форума «Российско-грузинские отношения: перспективы их развития» с участием российских и грузинских парламентариев. Главными вопросами для обсуждения стало упрощение визового режима и восстановление прямого авиасообщения, прекращенного в 2019 г.

Наиболее характерной чертой современных российско-грузинских отношений является незаинтересованность обеих сторон в эскалации или усилении противоречий. Таким образом, стороны действуют осторожно, вынося за скобки принципиальные противоречия, такие как Абхазия и Южная Осетия, стремясь по меньшей мере не разрушить уже существующие связи.

Визовый вопрос

Визовый режим в России для граждан Грузии был впервые введен в 2000 г., и причиной его введения являлось проведение Россией контртеррористической операции на Северном Кавказе. Это решение было призвано сделать границу менее проницаемой для боевиков. При этом в 2004 г. Грузия упростила визовый режим для граждан РФ: визу можно было получить при въезде на пограничном пункте. Данный шаг был предпринят избранным после «Революции роз» президентом Грузии Михаилом Саакашвили и декларировался как мера, направленная на улучшение двусторонних отношений. Впрочем, дальнейшие события, связанные с прозападной политикой М. Саакашвили и последовавшим за ней ухудшением российско-грузинских отношений, не привели к позитивным изменениям в данном вопросе. Выдача виз грузинским гражданам временно прерывалась на период с конца 2008 г. до начала 2009 г. в связи с разрывом дипломатических отношений, произошедшим после проведения Россией операции по принуждению к миру и признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии. Первые изменения произошли в 2012 г., и их инициатором стала грузинская сторона — визы для граждан России были отменены. Въезд граждан Грузии в Россию, в свою очередь, оставался визовым, причем получить визу можно было через секцию российских интересов посольства Швейцарии в Тбилиси. Первые шаги российской стороны были предприняты в 2015–2018 гг., тогда произошло некоторое упрощение визового режима, расширение категорий выдаваемых виз и открытие визового центра в Тбилиси в августе 2018 г.

Решение, оформленное указами президента России от 10 мая 2023 г., нельзя назвать принятым внезапно. Помимо упомянутой встречи парламентариев, состоявшейся в декабре 2022 г., данная инициатива не раз предлагалась в качестве мер по нормализации двусторонних отношений. Комментарий официального представителя МИД России относительно принятых указов содержит пояснение, что принятые меры «идут в русле принципиального подхода о последовательном облегчении условий общения и контактов между гражданами России и Грузии». Дмитрий Песков, в свою очередь, назвал отмену визового режима «решением гуманитарного характера». Но кроме упрощения условий перемещения, данная мера может стать проявлением мягкой силы России в отношении Грузии. Это дружественный шаг, который создает возможности для усиления сотрудничества в культурной и гуманитарной сферах. Более того, для посещения США гражданам Грузии требуется виза, что только добавляет контраста к антироссийской риторике ряда политических сил внутри страны.

Встречные шаги грузинской стороны, в свою очередь, являются проявлением прагматизма и реалистических взглядов на внешнюю политику, ведь необходимость сохранения добрососедских отношений продиктована даже географическим расположением страны. Введение экономических санкций со стороны Грузии, дальнейшие реальные шаги в русле поддержки политики Запада были бы шагом идеологическим и направленным на демонстрацию солидарности, однако потенциально сильно навредили бы интересам обеих сторон — у России достаточно рычагов влияния и давления на Грузию. Впрочем, необходимость в этом на сегодняшний день отсутствует: ни одной из сторон не выгодно обострение отношений, обе стороны осознают необходимость сохранения и развития существующих связей, а также поддержания стабильности в регионе вопреки существующим разногласиям. Представляется, что в этом контексте отмена визового режима для краткосрочных поездок и восстановление прямого авиасообщения являются решениями уместными и своевременными.

1. Токарев А. А., Дёгтев А. С., Маргоев А. Р. Непотерянное для России государство //Вестник МГИМО Университета. – 2016. – №. 4 (49). – С. 148-164.

2. Мансуров Т. З. Российско-грузинский диалог о нормализации отношений: ограничения и сферы взаимодействия //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2016. – №. 3. – С. 30-36.


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся