Проблемы институционального преобразования в Армении зависят от способности новой политической элиты оценивать влияние тактических действий на стратегическое целеполагание. Поэтому смена власти в республике находится еще в переходном состоянии, и логика политических изменений будет подчиняться конкретным шагам, которые придется делать в нестабильном внешнем и внутреннем политическом пространстве.
Изменения в Избирательном кодексе РА и возможный пересмотр Конституции ведет к большим рискам для неустоявшейся политической системы Армении. Главным процессом в многочисленной череде политических событий все еще остаются внеочередные выборы, которые могут преподнести сюрпризы, связанные как с новой расстановкой политических сил, так и с необходимостью выработки новой властью более последовательной программы уже сейчас.
Избирательный кодекс 2018 г. обещает стать новой страницей в изменении политической системы Армении, если ряд практик будет применен не только на бумаге, но и в реальности. Кроме того, конституционная реформа 2015 г. в Армении во многом поспособствовала нынешней ситуации и расшатала основу некоторых политических институтов. Сегодня перед армянскими политиками и законодателями стоит задача построить стабильную систему в условиях институциональной деградации.
Проблемы институционального преобразования в Армении зависят от способности новой политической элиты оценивать влияние тактических действий на стратегическое целеполагание. Поэтому смена власти в республике находится еще в переходном состоянии, и логика политических изменений будет подчиняться конкретным шагам, которые придется делать в нестабильном внешнем и внутреннем политическом пространстве.
Назад в будущее
На фоне громкого расследования «Дела 1 марта» в Армении на второй план отошло обсуждение нового избирательного кодекса, который станет основным инструментом политических изменений в «Новой Армении».
Первый пункт принятой 1 июня программы нового правительства гласил о необходимости подготовки к внеочередным парламентским выборам. «Гвоздем» программы стал пересмотр Избирательного кодекса РА, чему и были посвящены обсуждения представителей четырех фракций Национального Собрания. Результат этих обсуждений 31 июля был отправлен на рассмотрение в правительство. Вместе с тем при правительстве была создана Комиссия по реформе Избирательного кодекса, которая была призвана выполнять функцию нормативного «фильтра», проанализировав озвученные парламентскими фракциями предложения. Стоить отметить, что в составе комиссии заседает и глава Центрального избирательного комитета РА Тигран Мукучян, не единожды обвиненный оппозиционными силами в фальсификации выборов.
На данный момент перед новой властью стоит задача в оптимальные сроки принять новый Избирательный кодекс, который сможет решить проблему «стабильного парламентского большинства», утвержденного Конституцией РА. Изменение избирательного кодекса — это только один из этапов комплексной трансформации политической системы, так как нынешняя Конституция ведет к утверждению «суперпремьерской» системы на фоне отсутствия значимых рычагов давления со стороны Национального Собрания.
Это обстоятельство косвенно наблюдается и в подходе к изменению избирательного кодекса, когда существуют два параллельных института пересмотра этого законодательного акта — комиссия по реформированию при правительстве и институт фракционных обсуждений. При этом в случае этих двух институтов предпочтение отдается исполнительному органу. Секретарь комиссии по реформе избирательного кодекса Даниэл Иоаннисян также заявлял, что все предложения от парламентских сил, не имеющие адекватной аргументации, будут отвергаться комиссией, а голосование в НС по вопросу принятия нового избирательного кодекса будет проведено уже в сентябре. Остаются вопросы — сможет ли правительственная комиссия по реформированию Избирательного кодекса выработать окончательный проект документа и не приведет ли результат ее деятельности к новому политическому кризису?
«Проблемный» кодекс
Возвращаясь к изменению избирательного кодекса, отметим, что в 2017 г. парламент был выбран уже по новому избирательному кодексу, главным идеологом которого стал Грайр Товмасян, нынешний глава Конституционного суда РА. В 2016 г. проект кодекса был охарактеризован Бюро по демократическим институтам и правам человека при ОБСЕ как довольно сложный документ, который нуждался в дополнительном разъяснении как для членов избирательной комиссии, так и для рядовых избирателей.
Вместе с тем документ стал объектом критики оппозиционных сил (в т. ч. и блока «Елк»), которые, несмотря на это, не стали бойкотировать смену Конституции, а вместе с ней и Избирательного кодекса. Глава блока «Елк» Никол Пашинян в 2017 г. обосновывал отказ от бойкота тем, что любая конституция вне зависимости от ее сути может быть использована для воспроизведения власти, приводя пример тандема В. Путина и Д. Медведева в России. Заметим, что Н. Пашинян также заявлял, что и при новой Конституции будет возможность обрести власть с помощью конвенциональных методов, но в апреле 2018 г. условия внутренней политики изменились прежде всего для Н. Пашиняна.
Проблемы Избирательного кодекса 2016 г. касались некоторых вопросов, связанных с декларируемым постулатом о 100% пропорциональной системе, но в то же время с созданием различных механизмов, превращающих избирательную систему в скрытую мажоритарную. Так, вопрос двух списков — партийного и территориального (рейтингового) — позволял правящей партии дополнять половину партийных мест в парламенте и получать больший процент с помощью рейтинговых списков, чем они получали в реальности только по партийным спискам. Основной аргумент Республиканской Партии Армении заключался в обеспечении широкой представительности регионов во власти, но в то же время этот инструмент служил основой для завуалирования более одиозных кандидатур на место в парламенте, в то время как основной «чистый» список состоял из людей, имеющих позитивный или нейтральный имидж в обществе.
Рейтинговая система искажала используемый новым кодексом «метод Д’Ондта», который был призван распределить места партий примерно пропорционально по данным за них голосам. После «бархатной революции» в Армении к законодательным проблемам проведения внеочередных выборов прибавился и вопрос об обеспечении стабильного большинства, что является требованием Конституции.
Не списком единым
В программе правительства изначально был отвергнут рейтинговый (территориальный) компонент пропорциональной системы, вокруг чего только после долгих обсуждений, начавшихся в конце июня, был найден консенсус среди всех парламентских сил. Но главный спор во время фракционных обсуждений велся вокруг выбора между открытой и закрытой типами пропорциональной избирательной системы. Разница этих двух типов заключается в изменчивости партийных списков, то есть пропорциональная система с закрытыми списками ставит перед партиями условие выработать неизменный перечень кандидатур. В свою очередь практика открытых списков является видоизмененной рейтинговой системой, которая будет привязывать список к отдельным личностям, а не к партии в целом.
В этом контексте блок «Елк» поддержал магистральную линию правительства, выступая за простую пропорциональную систему с закрытыми списками. РПА отказалась от своих притязаний на сохранения рейтинговой системы, но, как и партия «Дашнакцутюн», выступила с инициативой об открытых списках, что, по словам секретаря комиссии по реформе Избирательного кодекса Даниэла Иоаннисяна, может привести к большим процедурным проблемам. Блок «Царукян» в этом вопросе солидарен с властью, обращая внимание на тот факт, что открытые списки —это тот же рейтинговый порядок избрания.
В контексте обсуждения затрагивались многие другие вопросы, касающиеся увеличения квот для женщин-депутатов, региональных представителей, изменений в муниципальных выборах, но основной акцент все же ставился на обеспечении честных внеочередных выборов. Иные вопросы, по мнению депутатов, могут стать предметом обсуждения в процессе подготовки к очередным выборам, что опять же грозит дестабилизацией политической ситуации в стране.
А что потом?
Изменения в Избирательном кодексе РА и возможный пересмотр Конституции ведет к большим рискам для неустоявшейся политической системы Армении. Главным процессом в многочисленной череде политических событий все еще остаются внеочередные выборы, которые могут преподнести сюрпризы, связанные как с новой расстановкой политических сил, так и с необходимостью выработки новой властью более последовательной программы уже сейчас.
Избирательный кодекс 2018 г. обещает стать новой страницей в изменении политической системы Армении, если ряд практик будет применен не только на бумаге, но и в реальности. Кроме того, конституционная реформа 2015 г. в Армении во многом поспособствовала нынешней ситуации и расшатала основу некоторых политических институтов. Сегодня перед армянскими политиками и законодателями стоит задача построить стабильную систему в условиях институциональной деградации.