Оценить статью
(Голосов: 23, Рейтинг: 4.61)
 (23 голоса)
Поделиться статьей
Сергей Мелконян

К.и.н., научный сотрудник Института прикладных политических исследований (АПРИ, Ереван)

По окончанию 2023 г. можно зафиксировать, что отношения между Арменией и Россией нуждаются в обновлении по следующим причинам: низкий уровень диалога на высшем уровне и по линии профильных ведомств, взаимные обвинения в официальной риторике, новые кризисные узлы. Отсутствие взаимного стратегического видения относительно развития двусторонних отношений не позволяет нивелировать новые проблемы и выйти на гладкую траекторию роста. Во многом это обусловлено тем, что сами страны сильно изменились за последние пару лет: скорректированы ключевые внешнеполитические приоритеты, которые как новые элементы пазла не могут сформировать привычную ранее картину.

Для каждой сферы формируются разные модели. В области безопасности наблюдается диверсификация и постепенное замещение России. В переговорном процессе стороны двигались от Москвы на Запад, но возвращаются в регион в двусторонний формат. А в области экономики происходит углубление связей. Таким образом, Россия из роли основного провайдера безопасности постепенно стала превращаться в основной провайдер экономического роста. А роль Москвы в области безопасности стремятся занять другие акторы.

Отношения между Ереваном и Москвой продолжают приобретать новые контуры. Армения трактует свои действия как политику, направленную на диверсификацию. Россия может видеть в этом не диверсификацию, а замещение. Поэтому имеется необходимость не только инвентаризации отношений, но и прямой коммуникации для донесения тех самых «объяснительных моделей».

По окончанию 2023 г. можно зафиксировать, что отношения между Арменией и Россией нуждаются в обновлении по следующим причинам: низкий уровень диалога на высшем уровне и по линии профильных ведомств, взаимные обвинения в официальной риторике, новые кризисные узлы. Отсутствие взаимного стратегического видения относительно развития двусторонних отношений не позволяет нивелировать новые проблемы и выйти на гладкую траекторию роста. Во многом это обусловлено тем, что сами страны сильно изменились за последние пару лет: скорректированы ключевые внешнеполитические приоритеты, которые как новые элементы пазла не могут сформировать привычную ранее картину.

Контуры изменений Армении и России

Традиционно Нагорный Карабах был центральным вопросом внешней политики Армении. Основной подход Еревана к урегулированию заключался в поиске «компромиссной формулы» для обеих сторон. Декларируемая Стратегия национальной безопасности Армении новых властей от июля 2020 г. в целом сохранила преемственность позиции Еревана по вопросу Нагорного Карабаха. В Азербайджане же было принято политическое решение по силовому решению вопроса. Уже после войны 2020 г. изменения внешнеполитических подходов Армении приобрели более четкие контуры: теперь проблема Нагорного Карабаха не имеет отношения к Армении и находится в зоне ответственности России, а стратегической целью Еревана является нормализация отношений с Баку и Анкарой. Как видится, именно отказ руководства Армении от ответственности в отношении Нагорного Карабаха не был полностью понят и принят Москвой. Поэтому в России продолжала доминировать точка зрения, согласно которой Армения все еще видит себя гарантом безопасности Нагорного Карабаха.

Россия же находится в состоянии активной фазы противостояния с политическим Западом. Она привела, если не к кардинальным, то к стратегическим изменениям во внешней политике, релевантных для Армении. Во-первых, остальные региональные направления становятся второстепенными ввиду неспособности Москвы активного участвовать в процессах. Поэтому, например, убийство грузинскими войсками российских миротворцев в 2008 г. привело к масштабной войне, а убийство азербайджанскими силами тех же российских миротворцев в Нагорном Карабахе в 2023 г. не стало триггером даже для пересмотра отношений между Москвой и Баку. Во-вторых, для России представители международного сообщества делятся на три категории: дружественные, нейтральные и недружественные. Основная проблема заключается в отсутствии четких критериев перехода из одной группы в другую. Например, поставка Арменией гаджетов Украине получает острую реакцию со стороны России, а направление Азербайджаном средств для разминирования, генераторов и артиллерийских снарядов не вызывает аналогичную критику. То есть, с одной стороны, для России чувствительны любые действия в отношении Украины, с другой — не совсем ясны красные линии, которые служат границей между дружественными и недружественными странами.

Подобные примеры являются мелкими штрихами большой картины армяно-российских отношений, которая нуждается не только в реальных объяснительных моделях, но и в новых деталях пазла, которые создадут цельную картину.

Россия и внешнеполитические приоритеты Армении

Как видится, сегодня Армения ставит перед собой следующие приоритеты: мирное урегулирование с Азербайджаном, установление отношений с Турцией, обеспечение безопасности на фоне новых вызовов и сохранение темпов экономического роста, которые будут служить мягкой подушкой для населения в период национальных катастроф. То есть можно условно выделить три «корзины»: безопасность, экономика и дипломатия.

Вопрос безопасности с точки зрения Армении традиционно был сопряжен с Россией. Поэтому реальные попытки диверсификации в этом направлении не рассматривались после 2020 г. Однако, с точки зрения руководства Армении, неспособность России поставить вооружения по контракту, отсутствие жесткой реакции на нападения со стороны Азербайджана в мае 2021 г. и сентябре 2022 г. нивелировали роль Москвы как основного провайдера безопасности. Более того, Россия фактически заняла равноприближенную позицию в отношении Еревана и Баку после подписания Декларации о союзническом взаимодействии с Азербайджаном в 2022 г. Таким образом, современная Армения начала заниматься аутсорсингом безопасности: привлечение миссии ЕС на армяно-азербайджанскую границу, которое рассматривается в качестве сдерживающего фактора, развитие военно-технического сотрудничество с Индией, Францией и Грецией для восстановления силового потенциала.

Что касается дипломатической «корзины», то изначально Москва служила переговорной площадкой, на которой были подписаны четыре трехсторонних заявления на высшем уровне. С желания Баку и Еревана произошел постепенный сдвиг в сторону западных платформ, где были достигнуты последние ключевые соглашения. Более приоритетное значение приобретает прямой двусторонний диалог без посредников в лице Москвы, ЕС или США.

Не менее интересное развитие происходит в экономической сфере. Роль России в армянской экономике стремительно растет. Москва обеспечивает более половины туристов и экспорта, занимает ведущие позиции среди иностранных инвесторов, а товарооборот продолжает бить рекорды. Во многом именно рост экономического сотрудничества обеспечивает ту самую «мягкую подушку» для двусторонних отношений.

Иными словами, для каждой сферы формируются разные модели. В области безопасности наблюдается диверсификация и постепенное замещение России. В переговорном процессе стороны двигались от Москвы на Запад, но возвращаются в регион в двусторонний формат. А в области экономики происходит углубление связей. Таким образом, Россия из роли основного провайдера безопасности постепенно стала превращаться в основной провайдер экономического роста. А роль Москвы в области безопасности стремятся занять другие акторы.

***

Отношения между Арменией и Россией сегодня меняются под воздействием в основном внешних факторов: примат украинского направления привел к восприятию внешней политики через противостояние с Западом и регулярному пересмотру красных линий; перманентная угроза безопасности Армении со стороны Азербайджана является драйвером поиска новых внешних гарантий безопасности на фоне кризиса в отношениях с традиционным союзником.

Отношения между Ереваном и Москвой продолжают приобретать новые контуры. Армения трактует свои действия как политику, направленную на диверсификацию. Россия может видеть в этом не диверсификацию, а замещение. Поэтому имеется необходимость не только инвентаризации отношений, но и прямой коммуникации для донесения тех самых «объяснительных моделей».


Оценить статью
(Голосов: 23, Рейтинг: 4.61)
 (23 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju