Место проведения предстоящей встречи президентов России и США уже определено, дата — пока нет. Еще до саммита запланирована встреча глав дипломатических ведомств двух стран. Очевидно, что, помимо технических моментов (к примеру, состав делегаций), Сергей Лавров и Марко Рубио прежде всего затронут конфликт на Украине и основные сценарии его урегулирования. Они обозначат позиции сторон — где стороны могут пойти компромиссы, а где, наоборот, нет. Вероятно, будет обсуждаться и двусторонняя повестка — восстановление работы посольств в Москве и Вашингтоне в полном объеме, потенциальное экономическое сотрудничество, возобновление прямых рейсов. Эти темы уже поднимались на встрече госсекретаря США и министра иностранных дел России в этом году в Эр-Рияде.
Разумеется, на самой встрече Владимира Путина и Дональда Трампа тема урегулирования украинского конфликта станет основной. После подготовительной работы у лидеров стран появится почва для предметного обсуждения форматов разрешения конфликта. Двусторонняя повестка, как и на саммите на Аляске, может отойти на второй план.
Если быть оптимистами, то можно предположить, что по итогам встречи в Будапеште процесс разрешения конфликта серьезно продвинется, начнется бурная дипломатическая работа российской, украинской, американской и европейской сторон. Но более вероятной представляется ситуация, в которой Москва и Вашингтон вновь будут слышать и слушать друг друга, обменяются конкретными предложениями, а далее последует кропотливая работа по взаимодействию с Киевом и европейскими странами. При этом предложения США по вопросам гарантий безопасности для России (если таковые будут) были бы показательными в качестве реального понимания Вашингтоном первопричин конфликта и интересов России. Это касается, например, вопроса расширения НАТО на Восток и размещения западной военной инфраструктуры вблизи российских границ. Кроме того, американская сторона может предложить провести трехстороннюю встречу лидеров РФ, США и Украины.
Так или иначе, многое будет зависеть от реакции, которая последует из Брюсселя и Киева после саммита. Насколько конструктивно они будут настроены к разрешению кризиса. Пока что ЕС и Украина пытаются сделать все, чтобы учитывались их позиции, а Москва и Вашингтон не могли напрямую договориться о разрешении конфликта.
Место проведения предстоящей встречи президентов России и США уже определено, дата — пока нет. На прошлой неделе состоялся очередной телефонный разговор Владимира Путина и Дональда Трампа. Во время него они и договорились о проведении встречи в Будапеште. Выбор места связан с хорошими отношениями Трампа с венгерским премьер-министром Виктором Орбаном, а также конструктивными отношениями последнего с Путиным. Венгрия, безусловно, заработала политически очки и в очередной раз продемонстрировала свою особость в Европе, что, к слову, вызвало неоднозначную реакцию в ЕС.
Еще до саммита запланирована встреча глав дипломатических ведомств двух стран. Очевидно, что, помимо технических моментов (к примеру, состав делегаций), Сергей Лавров и Марко Рубио прежде всего затронут конфликт на Украине и основные сценарии его урегулирования. Они обозначат позиции сторон — где стороны могут пойти компромиссы, а где, наоборот, нет. Дональд Трамп уже сказал, что считает необходимым прекратить огонь и остановиться на линии соприкосновения. РФ же опасается, что прекращение огня даст Украине лишь возможность передышки, для того чтобы затем продолжать конфликт. Территориальный вопрос остается одним из сложных.
Вероятно, будет обсуждаться и двусторонняя повестка — восстановление работы посольств в Москве и Вашингтоне в полном объеме, потенциальное экономическое сотрудничество, возобновление прямых рейсов. Эти темы уже поднимались на встрече госсекретаря США и министра иностранных дел России в этом году в Эр-Рияде.
Разумеется, на самой встрече Владимира Путина и Дональда Трампа тема урегулирования украинского конфликта станет основной. После подготовительной работы у лидеров стран появится почва для предметного обсуждения форматов разрешения конфликта. Двусторонняя повестка, как и на саммите на Аляске, может отойти на второй план.
Если быть оптимистами, то можно предположить, что по итогам встречи в Будапеште процесс разрешения конфликта серьезно продвинется, начнется бурная дипломатическая работа российской, украинской, американской и европейской сторон. Этого нельзя исключать. Но более вероятной представляется ситуация, в которой Москва и Вашингтон вновь будут слышать и слушать друг друга, обменяются конкретными предложениями, а далее последует кропотливая работа по взаимодействию с Киевом и европейскими странами. При этом предложения США по вопросам гарантий безопасности для России (если таковые будут) были бы показательными в качестве реального понимания Вашингтоном первопричин конфликта и интересов России. Это касается, например, вопроса расширения НАТО на Восток и размещения западной военной инфраструктуры вблизи российских границ. Кроме того, американская сторона может предложить провести трехстороннюю встречу лидеров РФ, США и Украины.
Так или иначе, многое будет зависеть от реакции, которая последует из Брюсселя и Киева после саммита. Насколько конструктивно они будут настроены к разрешению кризиса. Ранее Москва уже шла на компромиссы, например соглашалась на предложение Киева повысить уровень переговорных групп в рамках стамбульского процесса. Вашингтону придется проделать большую работу, чтобы донести свою и российскую логику до Киева и европейских партнеров. Тем более что уже объявлено о проведении новой встречи «коалиции желающих», где европейцы хотят вырабатывать свою актуальную позицию по поддержке Киева.
Ряд лидеров европейских стран уже говорят о готовности прибыть в Будапешт на встречу Путина и Трампа, а также добиться возможного присутствия на ней Зеленского. Эти намерения могут иметь два посыла: не дать двустороннему саммиту стать «центром принятия решений» по урегулированию конфликта или же они будут готовы подключиться к работе над урегулированием. Пока что ЕС и Украина пытаются сделать все, чтобы учитывались их позиции, а Москва и Вашингтон не могли напрямую договориться о разрешении конфликта.
Впервые опубликовано в «Известиях».