Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Роман Майка

Независимый аналитик

В конце 2019 г. издательство «Весь мир» опубликовало книгу П. Кошкина «Американская журналистика и постправда». В работе поднимается ряд значимых для современной журналистики вопросов: что такое постправда, нужен ли раздел мнений в СМИ, где проходит грань между мнением и новостями и как дальше быть журналистике, когда доверие к ней постепенно тает?

Что делать с объективностью в журналистике? Едва ли кто-то может ответить на этот вопрос однозначно. Вряд ли кому-то удастся достичь идеала, но стремиться к совершенству все же необходимо. Это подтверждается и в книге — некоторые медиа все же находятся достаточно близко к балансу, хотя без перекосов не обходится и у The New York Times.

Колонки, мнения, «оп-эды» могут послужить тем инструментом, который способен привнести баланс и нейтральность в политику издания. В то же время один из главных вопросов для журналиста сегодня — как сохранить объективность и не угодить в «ловушку» нейтральности, ведь реальность часто не нейтральна. Как отмечает редактор The New York Times Серж Шмеман, на которого ссылается Павел Кошкин, «мы не обязаны становиться рабами нейтральности».

В конце 2019 г. издательство «Весь мир» опубликовало книгу Павла Кошкина «Американская журналистика и постправда». В работе поднимается ряд значимых для современной журналистики вопросов: что такое постправда, нужен ли раздел мнений в СМИ, где проходит грань между мнением и новостями и как дальше быть журналистике, когда доверие к ней постепенно тает?

Во введении автор останавливается на причинах, побудивших его начать работу над книгой. И первым он упоминает тот факт, что доверие к журналистике стремительно падает. Об этом говорится и в докладе Института журналистики Рейтер при Оксфордском университете, упомянутом в книге, это подтверждает и последний опрос Edelman Trust Barometer. Во время текущего кризиса, связанного с пандемией коронавируса, люди стали меньше доверять журналистам и отдают предпочтение другим источникам информации.

Тем не менее кризис доверия — это не единственная проблема, с которой сталкивается журналистика сегодня. Доверие всегда строится на опыте взаимодействия, а за последнее десятилетие этот опыт омрачили другие тенденции в мировой журналистике — фейковые новости, «альтернативные факты» с постправдой, элементарное возвращение к пропаганде и многое другое.

Мнения — это факты?

В книге П. Кошкина отчетливо прослеживается лейтмотив — журналистика фактов и журналистика мнений слились воедино. Колумнистика смешалась с новостями и редакционными статьями, а объективность либо никому не нужна, либо едва ли достижима. Автор пытается разобраться, когда мнения становятся орудием пропаганды, а когда — средством борьбы с фальшивыми новостями и релятивизмом постправды; когда авторские колонки вовлекают аудиторию в поиск истины и развивают критическое мышление, а когда притупляют его, превращаясь в источник политической или корпоративной пропаганды.

Тенденцию слияния мнений и новостей подтверждают и последние исследования. Результаты опроса The American Press Institute показывают, что люди зачастую не осознают, с чем они сталкиваются, читая прессу, — новости или мнение. Лишь немногим больше половины американцев заявили, что им легко отличить новости от колонки мнений в СМИ. При этом чаще всего люди с трудом могли заметить различие именно в онлайн-изданиях и в материалах из соцсетей. Ровно половина опрошенных в США были незнакомы с термином «оп-эд» (от англ. opposite to the editorial page, колонка внештатного комментатора), а трое из десяти подтвердили, что не знают различий между новостью и редакционной колонкой. Авторы исследования приходят к выводу, что журналистам следует не только маркировать материалы, но и давать определения жанрам — мнениям, колонкам, комментариям.

В качестве предмета исследования в работе выступили материалы, связанные с различными аспектами культурной и политической жизни в России, которые были опубликованы в газете The New York Times. Был также проведен ретроспективный анализ образа России в американской прессе, начиная с конца XIX в. Очевидно, что негатив по отношению к России в прессе США — тенденция не новая. Автор подмечает, что дискурс неоднократно пересматривался в американском обществе: «Романтизация и демонизация России всегда шли бок о бок, периодически сменяли друг друга в зависимости от событий, происходивших в самой России и в США». Помимо цикличности этому дискурсу всегда была характерна и другая особенность — его двойственность. Это видно на страницах The New York Times сегодня, это же можно было проследить десятилетия назад. С одной стороны, Россия — это всегда «зловещий Кремль», расчетливые и циничные политики; а с другой — неоднородное российское общество, представители культуры, общественные деятели и лидеры оппозиции.

The New York Times анализируется в книге неспроста — это одна из старейших и эталонных газет в США, где раздел «Мнения» всегда был гордостью издания. Результаты контент-анализа, проведенного автором, указывают на то, что, несмотря на общий негативный тон издания по отношению к России и ее внутренней и внешней политике, в газете в разделе мнений можно встретить материалы, которые по тональности можно отнести к сбалансированным или даже позитивным. «Это способствует созданию рынка мнений на сайте одного издания и является достоинством газеты. Однако ее недостаток заключается в том, что противоположные мнения публикуются разрозненно, то есть не содержат активной гиперссылки на статью, в которой высказывается альтернативная точка зрения. Это означает, что читателю “Нью-Йорк таймс” будет непросто ориентироваться на сайте, чтобы найти точки зрения, содержащие благосклонные или сбалансированные оценки внешней и внутренней политики Кремля… Кроме того газета постоянно публикует письма читателей, которые нередко оспаривают мнения, опубликованные на страницах издания. Так достигается относительный баланс», — констатирует автор.

Финальная (четвертая) глава завершает целостную картину. Автором были опрошены ведущие представители современной российской и американской профессиональной журналистики и международной экспертизы. Среди них и редактор The New York Times Серж Шмеман, и внештатные автор газеты — российский журналист Максим Трудолюбов и британский политолог Марк Галеотти, российские эксперты Елена Черненко, Андрей Колесников, Андрей Золотов, а также глава московского бюро газеты The Guardian Эндрю Рот и Дмитрий Тренин, независимый американский журналист Грегори Файфер. Эти интервью нельзя подвести под общий знаменатель, но по многим вопросам опрошенные эксперты согласны друг с другом. В идеальном мире колумнистика все же может быть инструментом достижения баланса в традиционных медиа, хотя достичь его получается далеко не всегда. Например, не все опрошенные эксперты соглашаются, что колумнистика The New York Times взвешена и сбалансирована.

Но как же новые медиа?

Однако если качественную традиционную журналистику, которая зачастую остается главным источником информации для элит, можно сбалансировать с помощью колумнистики (по крайней мере, постараться это сделать), то что делать с новыми медиа? Результаты последних исследований показывают, что все больше людей выбирают соцсети и нишевые онлайн-СМИ в качестве ключевых поставщиков информации. В этом сегменте преобладают мнения, а не новости. И это безупречная почва для распространения фальшивых новостей и постправды. П. Кошкин справедливо подмечает, что «…в мире постправды нет места объективности и достоверности — здесь доминируют оценки, комментарии, слухи, байки, мифы и легенды. В этой системе координат отсутствует твердая опора, определенность и авторитеты, зато есть зыбкость, недосказанность, научный нигилизм и отрицание».

Интернет-технологии сегодня позволяют любому стать блогером и транслировать свою точку зрения. Традиционная журналистика потеряла монополию на донесение информации до общественности. Некоторые аккаунты знаменитостей, признанных лидерами общественного мнения, могут похвастаться гораздо более многочисленной аудиторией, чем популярные СМИ. И если аккаунт Дональда Трампа в Twitter по понятным причинам сам по себе является и СМИ, и ньюсмейкером, то есть и другие весьма популярные аккаунты людей, не являющихся государственными деятелями и официальными лицами. Это, например, блоги, которые читают миллионы людей, и в которых может доминировать одна единственная точка зрения. Если на Западе большую популярность имеют аккаунты инфлюенсеров в Twitter, то в России это Telegram-каналы. Анонимный формат, которого придерживаются многие каналы, способствует возникновению дополнительных домыслов и слухов, а также распространению фальшивых новостей, становящихся источником информации уже и для традиционных СМИ.

Существует еще одна категория СМИ — нишевые интернет-издания, которые, как правило, имеют ярко выраженную политическую направленность. И если отдельное нишевое интернет-издание может уступать мейнстримовым по числу читателей, то их суммарная аудитория может посоревноваться с медиа-гигантами. На сайтах, подобных Breitbart, наряду с новостями, колонками и комментариями часто появляются фейковые новости и конспирологические теории (стоит вспомнить печально известный «пицца гейт» в 2016 г.).

***

Что делать с объективностью в журналистике? Едва ли кто-то может ответить на этот вопрос однозначно. Вряд ли кому-то удастся достичь идеала, но стремиться к совершенству все же необходимо. Это подтверждается и в книге — некоторые медиа все же находятся достаточно близко к балансу, хотя без перекосов не обходится и у The New York Times.

Колонки, мнения, «оп-эды» могут послужить тем инструментом, который способен привнести баланс и нейтральность в политику издания. В то же время один из главных вопросов для журналиста сегодня — как сохранить объективность и не угодить в «ловушку» нейтральности, ведь реальность часто не нейтральна. Как отмечает редактор The New York Times Серж Шмеман, на которого ссылается Павел Кошкин, «мы не обязаны становиться рабами нейтральности».

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju