Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Юлиана Титаева

Руководитель Агентства по развитию двустороннего сотрудничества Россия — Бразилия и коммуникационного агентства Freedom Marketing & PR

Елизавета Солодухина

Программный координатор РСМД

В новой Концепции внешней политики Российской Федерации указано, что Россия намерена развивать отношения с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна с учетом возрастающей роли стран данного региона на международной арене на прагматичной и взаимовыгодной основе, уделяя приоритетное внимание укреплению дружбы и углублению многопланового партнерства. В цикле интервью «Курс на укрепление дружественных связей с Латинской Америкой» регионоведы-международники и практики дадут свою оценку текущему состоянию российско-латиноамериканских отношений.

О возможностях и перспективах выхода российского бизнеса на бразильский рынок рассказывает Юлиана Титаева, руководитель Агентства по развитию двустороннего сотрудничества Россия — Бразилия и коммуникационного агентства Freedom Marketing & PR.

Беседовала Елизавета Солодухина, программный ассистент РСМД.

В новой Концепции внешней политики Российской Федерации указано, что Россия намерена развивать отношения с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна с учетом возрастающей роли стран данного региона на международной арене на прагматичной и взаимовыгодной основе, уделяя приоритетное внимание укреплению дружбы и углублению многопланового партнерства. В цикле интервью «Курс на укрепление дружественных связей с Латинской Америкой» регионоведы-международники и практики дадут свою оценку текущему состоянию российско-латиноамериканских отношений.

О возможностях и перспективах выхода российского бизнеса на бразильский рынок рассказывает Юлиана Титаева, руководитель Агентства по развитию двустороннего сотрудничества Россия — Бразилия и коммуникационного агентства Freedom Marketing & PR.

Беседовала Елизавета Солодухина, программный ассистент РСМД.

Таймкоды:

00:00 — Приветствие

00:38 — Насколько сейчас возможно открывать и масштабировать российский бизнес в далеком латиноамериканском регионе?

06:17 — С какими трудностями сталкиваются российские предприниматели, когда пытаются открыть там бизнес?

09:47 — Согласны ли вы с тезисом, что бизнес помогает развивать двусторонние отношения между нашими странами?

18:54 — Расскажите о Вашем увлечении бразильской карнавальной самбой.

Слушайте подкаст РСМД на платформах:

Видео

Расшифровка подкаста:

Сегодня Бразилия является одиннадцатой по величине экономикой в мире, страной с высоким уровнем промышленного производства и развитыми технологиями. Безусловно, это привлекает российских предпринимателей, которые находятся в поиске возможностей для выхода на крупный международный рынок, особенно в период санкционных ограничений. Насколько сейчас возможно открывать и масштабировать российский бизнес в далеком латиноамериканском регионе?

Во-первых, Бразилия — лидер региона в политическом и экономическом плане, на ее территории проживает около 217 млн человек. Этот рынок отличается быстрорастущим средним классом. Стоит отметить, что благодаря политике правительства бывшего президента Болсонару страна быстро вышла из пандемийного кризиса, а ее экономика даже показала рост. Кроме положительных макроэкономических показателей следует учесть нейтральную позицию Бразилии во внешней политике. Власти страны традиционно проводят многовекторную политику, проявляя открытость для работы со всеми международными игроками. Бразилия не поддерживает санкции против России, российские компании не сталкиваются с особенными препятствиями для работы. Хотя нерешенными остаются вопросы вторичных санкций, логистики и денежных переводов, Бразилия не является закрытой страной для отечественных предпринимателей, как, например, государства — члены ЕС.

Во-вторых, можно сказать, что российско-бразильские отношения сейчас находятся на одном из своих пиков. В начале 2023 г. на пост президента Бразилии вернулся Лула да Силва, лидер Партии трудящихся, стоявший вместе с Россией у истоков основания БРИКС. Впрочем, двусторонние отношения и при президенте Болсонару не испытали больших трудностей, а от администрации Лулы да Силвы ожидаются заметные шаги по сближению. Уже на данный момент восстановлена деятельность межправительственной комиссии, идет работа на экономическом треке, развивается гуманитарное сотрудничество.

В августе 2023 г. министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова провела встречу с послом Бразилии Родриго де Лима Баэна Соаресом в Москве. Стороны выразили готовность подписать совместный меморандум и соглашение о совместном кинопроизводстве, что повлияет на продвижение «мягкой силы» обеих стран.

Развитие сотрудничества двух государств в политической и культурной сферах может послужить предпосылкой для того, чтобы российский бизнес смотрел не только в сторону рынков Турции, Китая, Индии или стран СНГ. Работу с этими партнерами облегчает географическая близость и уже выстроенная логистическая система, однако Бразилия сегодня обладает уникальными перспективами. Активно развивающийся бразильский рынок с большим потенциалом роста представляет из себя карнавал возможностей для российского бизнеса. В процессе переориентации внешнеэкономических связей России и общего разворота с Запада на Восток не стоит забывать и, в частности, о Латинской Америке.

Помимо этого, «тропический гигант» является региональным лидером, а значит — и маркетинговым «плацдармом». Компании и бренды, которые удачно обосновались в Бразилии, легче выходят на соседние рынки. Бразильские бренды популярны во всей Латинской Америке. Безусловно, эта страна заслуживает внимательного изучения: необходимо смотреть на то, какие возможности она предлагает, и умело их использовать.

С какими трудностями сталкиваются российские предприниматели, когда пытаются открыть там бизнес?

Помимо упомянутых затруднений в проведении платежей и логистики, которые сейчас актуальны для работы со многими странами, никто не будет оспаривать тот факт, что бразильцы не всегда хорошо организованы. Это их специфика, и к ней нужно быть готовым. К примеру, не стоит ожидать, что бразильские партнеры будут отвечать на письма в течение двух часов, как это принято в России.

Существуют и иные факторы. Например, в стране достаточно часто меняется трудовое законодательство. Изменения в нем могут либо защищать права трудящихся и давать им больше привилегий, либо отвечать интересам крупного бизнеса. В марте 2023 г. я принимала участие в одном мероприятии в Бразилии, где собрались юристы по трудовым вопросам со всей страны. Эксперты вместе с министром трудового трибунала (в России самый близкий аналог этой должности — министр труда) разбирали новые изменения в трудовом законодательстве страны после вступления в должность президента Лулы да Силвы. За этим необходимо внимательно следить и работать с местными экспертами.

В качестве одного из возможных затруднений для бизнеса также можно выделить забюрократизированность системы. С этим предприниматель сталкивается с самого начала. Для Бразилии характерен не самый простой процесс открытия юридического лица или банковского счета. Это может занять дополнительное время и силы, но точно не является непреодолимым фактором.

Еще одно затруднение или, скорее, необходимость, которую стоит иметь в виду, — это обязательная локализация брендов. Ведение коммуникации с целевой аудиторией на английском языке не будет эффективным ни в сфере b2b, ни тем более в b2c. Если же вы говорите по-португальски или приезжаете с переводчиком, то это значительно увеличивает ваши шансы на успех.

На Ваш взгляд, в каких сферах российский бизнес наиболее востребован? Какие можно назвать перспективными?  

Вероятно, энергетика является сектором, в котором присутствие российского бизнеса наиболее выражено. Из крупных российских компаний представлены Газпром, Роснефть и Росатом. Бразильский рынок IT является крайне интересным, его показатели растут год от года. Среди представителей российского частного сектора уверенно чувствуют себя в Бразилии Kaspersky, Softline, SearchInform.

Россия и Бразилия имеют огромный потенциал и для развития торговых отношений. Основу нашей торговли составляет сырье. Россия преимущественно поставляет в Бразилию дизельное топливо и удобрения, а закупает мясо и сою. Торговый оборот на данный момент составляет 10 млрд долл., а его потенциал оценивается в 100 млрд долл. Мы можем не только увеличивать поставки и закупку сырья, но и также начать торговать готовой продукции.

Кроме того, Бразилия представляет большой интерес для инвестиций, чем активно занимается китайский бизнес. Российским инвесторам также стоит внимательнее присмотреться к этому рынку.

Как Вы считаете, стоит ли привлекать в разработку стратегии по ведению бизнеса в Бразилии экспертов-регионоведов, в сферу интересов которых входят правовые, культурные, социальные, этноконфессиональные и другие вопросы? Помогают ли эти знания лучше понимать рынок и выстраивать коммуникацию с иностранными партнерами?

Я выступаю за то, чтобы объединять практику с теорией. Это само по себе является очень эффективным. Здесь нам есть чему поучиться у китайцев, которые пристально изучают своих партнеров и их культуру, в особенности, историю страны. При наличии знаний о том, с кем вы имеете дело, ваши действия будут более скоординированными и продуманными.

Если вы выводите на рынок, например, товар широкого потребления, необходимо учесть ряд культурных особенностей и особенностей потребления.

Небольшие компании вполне могут обойтись квалифицированными маркетологами и пиарщиками. Однако если мы говорим о крупном игроке с большим ассортиментом предлагаемых продуктов, то в таком случае потребуется глобальное исследование рынка с привлечением специалистов различного профиля.

В 2022 г. в Москве состоялся большой российско-бразильский бизнес-форум, на котором председатель Совета предпринимателей Бразилия — Россия Маркос Молина говорил о высокой ответственности предпринимательских кругов в деле развития отношений двух стран. Согласны ли Вы с тезисом, что бизнес помогает развивать двусторонние отношения между нашими странами?

Бизнес и общество играют огромную роль в развитии отношений. Я склонна считать, что страну делают люди. Именно поэтому российские и бразильские предпринимательские круги должны проявлять больший интерес друг к другу, к возможностям на новых рынках.

Однако вовлеченность бизнеса, которую на данный момент можно охарактеризовать как низкую, на мой взгляд обуславливается двумя основными факторами.

Первая проблема — отсутствие прямых перелетов между двумя странами. До 2015 г. непродолжительное время выполнялись прямые рейсы Москва — Рио-де-Жанейро. Однако сейчас их нет, а цены на авиабилеты и сложность перелетов с несколькими пересадками служат серьезным препятствием для деловой активности. В существующих условиях мало кто из российского бизнес-сообщества решается открывать представительство в Бразилии. При этом между Россией и другими странами Латинской Америки прямое авиасообщение есть, например, с Кубой и Венесуэлой. Возникает логичный вопрос: почему Россия до сих пор не имеет прямых рейсов в Бразилию, являющейся самой большой экономикой региона и стратегическим партнером?

Вторая проблема — более комплексная и не имеет быстрого решения. Несмотря на то, что отношения на высшем уровне находятся в «отличной форме», можно отметить недостаточную интенсивность гуманитарной кооперации, слабое использование инструментов публичной дипломатии. Это приводит к низкой степени информированности общества и бизнеса обеих стран друг о друге и не позволяет вывести сотрудничество на принципиально новый уровень.

Стоило бы начать с развития программ студенческого обмена. В Российской Федерации обучается меньше тысячи студентов из Бразилии. Также, продолжая традиции Советского Союза, Россия выпускает в основном профессии «для жизни»: врачей, инженеров, экономистов. США тем временем воспитывают будущих лидеров, которые, получив образование в Штатах, возвращаются на родину, и спустя лет 15–20 начинают принимать решения в правительстве. Поэтому нам необходимо не только повышать объем студенческого обмена, но и менять его структуру.

Считаю важным отметить, что в России относительно слабо развита сфера PR, информационной работе не придается должное значение. В частности, в бразильском обществе нет актуального образа России, при том, что США ведут крайне интенсивную информационную работу, в которую, среди прочего, входит создание отрицательной репутации нашей страны.

Конечно, было бы ошибкой считать, что все население подвержено нарративам США, в стране много пророссийски настроенных граждан. Более того, в Бразилии существует фундаментальный интерес к России и ее культуре, но у большинства людей представление о нас основывается на стандартном наборе стереотипов «медведь, матрешка, балалайка» в сочетании с неприветливым образом русских из голливудского кино.

Нам необходимо не только формирование информационной политики в регионе и создание стратегии ее реализации, но и выделение значительных средств на проведение всех этих мероприятий. В таких условиях будет происходить сближение на уровне общества и бизнеса.

Говоря про «мягкую силу», невозможно не спросить про Ваше хобби. Вы занимаетесь самбой, даже принимали участие в карнавалах в Рио-де-Жанейро. Расскажите о своем опыте.

Эта история является показательным примером того, как на практике работает «мягкая сила». В 2011 г. я посмотрела мультфильм «Рио», сцена с карнавалом из которого вдохновила меня заняться бразильской самбой. В начале 2016-го я впервые полетела в Рио увидеть карнавал, и в августе того же года вернулась для участия в пробах в одной из самых традиционных школ самбы «Портела», куда меня приняли. На карнавале-2017 я приняла участие как танцовщица. Об этом даже писали бразильские СМИ, что подчеркивает интерес бразильского общества к русским и России.

С тех пор я каждый год езжу туда, иногда дважды в год. Частые поездки навели меня на мысль о ведении бизнеса на две страны, о том, чтобы способствовать развитию сотрудничества России и Бразилии.

Первый проект был во время ЧМ по футболу: мы привезли группу директоров компании P&G Brasil из Сан-Паулу в Москву, организовав им культурно-развлекательную и деловую программу.

Несколько лет агентство предоставляет консультационные услуги, занимается ведением торговых сделок, организацией бизнес-миссий и так далее. Таким образом, увлеченность бразильской культурой поспособствовала появлению и делового интереса к стране. События последних двух лет добавили моей деятельности новое, уже патриотическое измерение.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся