Открытая дискуссия японского правительства о закупке ракет дальности, достаточной для нанесения ударов по военным целям в соседних странах, вызвала озабоченность как внутри Японии, так и за ее пределами. Однако хотя такие дебаты могут показаться неожиданными для страны с репутацией пацифиста, на самом деле, это лишь еще один шаг в постепенной эволюции Японии к тому, чтобы стать нормальным игроком в сфере безопасности, и совсем не означает сдвига в сторону агрессии.
Для широкой аудитории современная Япония известна своими пацифическими взглядами. В частности, согласно девятой статье Конституции 1947 года, «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации». Более того, в вышеуказанной статье написано, что «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны.»
В результате, с 1945 года японские войска ни разу не принимали непосредственного участия ни в одной войне. С точки зрения международной безопасности Япония в послевоенный период находилась в зависимости от США, разместивших свои военные базы на территории Японии.
Для тех, кто привык к такому образу Японии, неожиданностью станет известие о том, что японское правительство активно обсуждает идею закупки ракет, характеристики которых позволяют наносить удары по наземным целям в соседних странах. В частности, в конце июля 2020 г. комитет правящей Либерально-демократической партии Японии, в состав которого вошел бывший министр обороны Онодера Ицунори, выступил с предложением о закупке такого оружия.
Окончательное решение пока не принято, но одним из последних действий Синдзо Абэ перед уходом с поста премьер-министра 16 сентября было объявление о том, что решение о новой политике Японии в этом направлении будет принято к концу года. Один из возможных вариантов — покупка американских крылатых ракет «Томагавк» с дальностью полета 1 300 км.
Такая покупка может быть расценена внешними наблюдателями как внезапный и агрессивный шаг. Однако в действительности возможная покупка Японией ударных ракет — это не такое кардинальное изменение оборонной политики, как может показаться, и не представляет серьезной угрозы для соседних стран.
Во-первых, несмотря на формулировки в Конституции, Япония уже несколько десятилетий обладает боеспособными вооруженными силами. Правительство Японии утверждает, что эти силы не нарушают Конституцию, потому что они служат только в целях самообороны, что, согласно статье 51 Устава ООН, является неотъемлемым правом всех стран. В частности, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), Япония потратила 47,6 млдр долл. на оборону в 2019 году. Это всего на 1 млрд долл. меньше оборонного бюджета Великобритании. Для сравнения, в 2019 г. Россия потратила на те же цели 65,1 млрд долл.
В соответствии с девятой статьей Конституции, вооруженные силы Японии не называют армией, но «силами самообороны». Причем официально они могут иметь только оборонительное, а не наступательное оружие. Однако различие между наступательным и оборонительным оружием не очень четкое, и Япония уже обладает некоторыми системами, которые можно рассматривать как наступательные. Ярчайший пример — эскадренные миноносцы-вертолётоносцы типа «Идзумо», которые после некоторых модификаций будут использоваться Японией в качестве платформы для истребителей F-35B.
Главная причина того, что соседи не считают Японию угрозой сейчас, кроется не в недостатке военного потенциала, а в крайнем нежелании Японии использовать свою вооруженную мощь, за исключением обстоятельств, при которых японские острова сталкиваются с прямой военной угрозой. Это сильное «отвращение» к использованию военной силы, которое стало ключевой частью японской национальной идентичности с 1945 года, не изменится и после покупки небольшого количества ударных ракет.
Более того, японское правительство без энтузиазма решило начать серьезное обсуждение покупки ударных ракет. Это не активный шаг, направленный на усиление влияния Японии в регионе. Скорее, это защитная мера, которую Токио считает достойной сожаления, но необходимой.
В 2017 г. Северная Корея запустила баллистические ракеты над территорией Японии. Это произошло не в первый раз; КНДР впервые запустила ракету над Японией в 1998 г. Однако запуски в 2017 г. были расценены Японией как особо опасные с учетом недавнего прогресса северокорейских ракетных технологий и теоретической возможности оснащения северокорейских ракет ядерными боеголовками.
У Японии уже есть система противоракетной обороны. Она состоит из системы «Иджис», которая базируется на эсминцах и предназначена для перехвата приближающихся ракет во время промежуточного этапа их полета. У Японии также есть наземная система ПВО Patriot PAC-3. Эта система предназначена для перехвата ракет во время конечной фазы, т.е. непосредственно перед тем, как ракеты достигнут своих целей на территории Японии.
Однако сейчас эти системы считаются недостаточными для отражения возможных угроз, т.к. КНДР смоделировала ракетные удары, призванные сокрушить систему противоракетной обороны Японии. По этой причине японское правительство решило, что необходимо усилить способность к перехвату приближающихся ракет.
Первоначально японское правительство планировало купить две единицы системы «Иджис Эшор» наземного базирования у США. К 2023 году планировалось разместить одно подразделение на северной части главного японского острова Хонсю, а другое — на южной. Однако в июне 2020 г. занимавший тогда пост министра обороны Таро Коно внезапно отменил запланированную покупку «Иджис Эшор» из-за высокой цены и опасений по поводу рисков системы для людей, живущих поблизости.
Таким образом, решение о покупке ударных ракет не было первоначальным намерением японского правительства, а рассматривалось как запасной вариант, к которому Япония неохотно обратилась после того, как ей пришлось отказаться от планов по модернизации противоракетной обороны. Япония намерена использовать новые ракеты в так называемой концепции «Left of Launch», то есть для перехвата ракет не во время полета, а перед пуском.
Строгие юридические ограничения будут также применяться к использованию ракет. В частности, в 2003 году министр обороны Японии Сигеру Исиба объяснил позицию в отношении гипотетического использования ударных ракет: Япония может атаковать иностранные базы, например в КНДР, только когда вражеские ракеты уже заправлены топливом, загружены в пусковую установку, и когда очевидно, что эти ракеты намерены запустить по Японии.
Повторюсь, ударные ракеты рассматриваются руководством в Токио не как способ увеличения японского влияния в регионе, а как последнее средство защиты страны от катастрофы. Утверждается, что такие военные возможности не противоречат конституционному запрету на ведение войны, потому что, как сказал премьер-министр Ичиро Хатояма в 1956 году: «Я не думаю, что Конституция означает, что мы просто должны ждать, чтобы нас убили».
Из-за истории японского империализма страны Восточной Азии продолжают с подозрением смотреть на военный потенциал Японии. Однако несправедливо судить о современной Японии на основании агрессивных действий, предпринятых страной более 75 лет назад.
Это правда, что Япония — уже не такая пацифистская страна, как в эпоху сразу после Второй мировой войны. Однако решение о постепенном увеличении военного потенциала Сил самообороны было принято без энтузиазма. Скорее, это была неизбежная реакция на все более напряженную ситуацию с безопасностью в Северо-Восточной Азии.
Более того, из-за сохраняющегося решительного нежелания применять военную силу и строгих юридических ограничений, Япония по-прежнему остается самой миролюбивой страной в регионе. Это не изменится, даже если Япония закупит ударные ракеты.