Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.63)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Шкробтак

К.и.н., научный сотрудник отдела европейской безопасности Института Европы РАН

Процесс развития военно-морских сил в Средиземноморье представляется особенно интересным из-за столкновений, происходящих на Ближнем Востоке в последние три десятилетия, противоречий вокруг разграничения акватории Средиземного моря между Турцией, Грецией и Египтом, росту напряженности в отношениях между Россией и Североатлантическим Альянсом.

Большое число стран, чьи интересы находятся в данном регионе, существенно усложняет процесс обеспечения обороны и безопасности. Их присутствие объясняется наличием крупных вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке и участием ряда держав в таких столкновениях. Важность Восточного Средиземноморья будет расти с ростом транспортных потоков и выполнением проектов по развитию нефтегазовых.

Вместе с тем наращивание военно-морских группировок некоторых стран (например, России) представляется вполне логичным. Присутствие на востоке Средиземноморья для Российской Федерации вполне согласуется с обеспечением собственной безопасности и интересов на южном направлении. В этих условиях усиление российского присутствия не приводит к эскалации, поскольку направлено на решение конкретных задач, не касающихся местных территориальных конфликтов. Корабли европейских стран и Соединенных Штатов находятся здесь преимущественно в целях разведки.

От безопасности в водах восточного Средиземноморья напрямую зависит благополучие Причерноморья, Кавказа, Балкан, Северной Африки и Ближнего Востока. Сторона, которая будет доминировать в данном регионе, будет во многом определять будущее соседних и играть более важную роль во всем Средиземном море и, возможно, на всем юге Европы. Господство в данном районе обеспечит контроль за морскими путями Босфора и Дарданелл, Суэцкого канала, что, в свою очередь, дает весомое экономическое преимущество.

Процесс развития военно-морских сил в Средиземноморье представляется особенно интересным из-за столкновений, происходящих на Ближнем Востоке в последние три десятилетия, противоречий вокруг разграничения акватории Средиземного моря между Турцией, Грецией и Египтом, росту напряженности в отношениях между Россией и Североатлантическим Альянсом.

Региональные особенности и вопросы безопасности

Безопасность в этом регионе во многом зависит от обеспечения военного присутствия на море. Так, вполне логичное стремление к усилению собственных военно-морских сил ведет к эскалации конфликтов и гонке вооружений не только на морском театре военных действий, но и в регионе в целом. В решении этой проблемы должны быть задействованы не только военно-морские силы, но и средства береговой обороны, радиоэлектронной разведки, военно-воздушных сил, сухопутных войск и средств противовоздушной обороны.

Оборонные меры в данном регионе должны учитывать ряд особенностей, свойственных именно восточному Средиземноморью. Во-первых, речь идет о существовании проливов Босфор и Дарданеллы — выхода из Черного моря и Суэцкого канала на Юге. Во-вторых, о значительном числе территориальных противоречий между государствами (спор вокруг Кипра, греко-турецкие противоречия и пр.). В-третьих, в регионе постоянно разворачиваются сразу несколько вооруженных конфликтов при участии сторонних государств (сирийский конфликт, частично Ливия) и один внутренний конфликт (Палестина и Израиль). Кроме того, через регион проходит большое количество оживленных торговых путей, здесь же расположен ряд крупных портов (Александрия, Порт-Саид, Бейрут, Стамбул, Пирей и др.).

Все эти факторы усложняют контроль за морскими границами и действия военно-морских сил государств, имеющих интересы на востоке Средиземного моря. Сравнительно небольшая площадь театра военных действий существенно ограничивает оперативные возможности боевых группировок и делает само присутствие отдельных боевых единиц в море важнейшим обстоятельством, которое следует учитывать при планировании боевых операций.

Стоит отметить также наличие широких возможностей у сепаратистских и террористических организаций (например, Хезболлы), которые могут представлять угрозу для военно-морских сил и операций. В целом восточную часть Средиземноморья можно назвать одним из самых потенциально опасных регионов уже хотя бы из-за существующих здесь неразрешенных территориальных противоречий.

Основные региональные и внешние акторы, а также их интересы

Многие внешние акторы обладают политическими и экономическими интересами в регионе. Это и государства Ближнего Востока (Сирия, Египет, Ливан, Израиль), и члены НАТО, часто имеющие между собой серьезные противоречия (Турция и Греция, а также Франция, Великобритания и Италия, чьи корабли и военные базы расположены в восточном Средиземноморье), и Россия (чьи сухопутные подразделения, военно-воздушные силы и корабли несут службу в Сирии и в нейтральных водах), и США, военно-морские формирования которых постоянно присутствуют в регионе, выполняя различные (в том числе боевые) задачи.

Наличие столь разнообразных сил также диктует достаточно жесткие условия для применения всего комплекса военных сил в регионе — развертывание морских и воздушных группировок серьезно затруднено постоянным наблюдением, проводимым практически всеми заинтересованными сторонами. Следовательно, любые оперативные возможности будут существенно ограниченными и потребуют особенно тщательного планирования и разведки.

Турецкие ВМС в Средиземноморье

Турецкие ВМС — одни из самых быстроразвивающихся в регионе. Этому способствует развитая промышленная база и наличие непосредственных угроз турецкой обороне и безопасности, а также действующих территориальных противоречий вокруг греко-турецких морских границ. Политическое руководство Турции ставит перед военно-морским флотом амбициозные задачи — в том числе контроль не только проливов, но и определенной части акватории восточного Средиземноморья.

Свой отпечаток на развитие турецких ВМС накладывают операции в Ливии и Сирии, где активность флотов других государств мешает проведению линии турецкой внешней политики. Не следует также забывать о том, что часть турецкого побережья находится на Черное море, где главным потенциальным противником турецких ВМС представляется Черноморский флот России, получивший в последние шесть лет стратегические возможности, благодаря крылатым ракетам «Калибр». Развитие военно-морского флота Турции происходит комплексно — поступательно наращиваются все компоненты морской обороны, одновременно у России были закуплены современные средства противовоздушной обороны.

Вместе с тем турецкие вооруженные силы получают беспилотные летательные аппараты местного производства, и это положительно сказывается на возможностях контроля турецких территориальных вод. Однако следует отметить, что стремлению к активным действиям со стороны Анкары препятствует членство в НАТО главного оппонента в территориальных спорах — Греции.

Таким образом, применение военно-морского флота Турции серьезно ограничено политическими факторами — членством в Североатлантическом Альянсе и Анкары, и Афин. Кроме того, существенным сдерживающим обстоятельством представляются непосредственное присутствие на спорных территориях иностранных контингентов (военных подразделений Великобритании на Кипре).

Немаловажным препятствием на пути развития сугубо наступательных возможностей турецких ВМС являются континентальные конфликты, в которые вовлечена Турция. Здесь речь идет о вопросах вокруг сирийско-турецкой границы, конфликте в Ираке и др. Эти столкновения требуют значительных затрат на сухопутную оборону. Тем не менее Анкара в современных условиях делает все возможное для наращивания своей военно-морской мощи.

AnAthenianToLDN
Греческие ВМС

Несмотря на значительные препятствия при военном строительстве (в виде эмбарго на поставку современных образцов вооружений со стороны США), турецкие вооруженные силы демонстрируют стабильный качественный и количественный рост. В морской составляющей этот рост особенно ощутим — в ближайшее время должны появиться средства (универсальные десантные корабли и фрегаты) решения оперативных и стратегических задач на большом удалении от турецкого побережья.

Греческие ВМС в Средиземноморье

Расположение греческих границ практически обрекает Афины на территориальные конфликты с Турцией — острова и соответствующая им акватория практически полностью окружает полуостров Малой Азии. В результате практически все самые важные торговые и транспортные коммуникации проходят через греческую акваторию. Кроме прочего, проблемой остается «замороженный» вопрос принадлежности Кипра.

Сегодня в распоряжении военно-морских сил Греции находится немалое число боевых кораблей, однако их качественный состав требует обновления. Так, ВМС Греции составляют четыре фрегата типа «MECO 2000», семь фрегатов типа «Standart», переданных из состава Королевских военно-морских сил Нидерландов, семь подводных лодок типа 209 и четыре — типа 214, некоторое количество патрульных и ракетных катеров различного типа и периода постройки. Наиболее современным и эффективным в греческом флоте является десантный компонент, представленный самыми крупными кораблями на воздушной подушке пр. 12322 «Зубр» и танкодесантными кораблями типа «Jason».

Практически весь «костяк» греческих ВМС представляют устаревшие корабли. Наиболее насущной представляется замена устаревших голландских фрегатов — в качестве альтернативы рассматриваются американские прибрежные корабли типа «Liberty», европейская программа патрульного корвета (EPC), был отвергнут французский проект фрегата «Belharra», стоимость которого не устроила греческое военно-морское командование.

ВМС Греции необходима и замена устаревших ракетных, торпедных и патрульных катеров производства ФРГ. Учитывая географические особенности греческой акватории и состояние экономики, приемлемым вариантом было бы принятие на вооружение оффшорных патрульных кораблей (Offshore Patrol Vessel — OPV). В этих условиях основная нагрузка по возможному огневому противодействию ложится на основной надводный компонент (фрегаты) и частично — на авиацию.

Египетские ВМС в Средиземноморье

Egyptian Navy Fremm Tahya Misr

В 2013–2020 гг. ВМС Египта получили существенное качественное и количественное усиление, позволяющее называть их одними из сильнейших в регионе, — два французских универсальных десантных корабля типа «Mistral», которые изначально предназначались России. Кроме того, в их состав сегодня входит разнородный конгломерат надводных и подводных кораблей производства Франции, США, Испании, СССР, ФРГ, КНР и Южной Кореи. Наиболее боеспособными единицами можно назвать французский фрегат типа «FREMM», американские фрегаты «Oliver Hazard Perry» (4 ед.), корветы типа «Gowind» (4 ед.), ракетные корабли «Ambassador MK VI» и подводные лодки типа 209 (4 ед.). Остальная часть египетских ВМС была произведена до 1990-х гг. Вместе с тем, учитывая нейтральную политическую позицию Египта по актуальным конфликтам в регионе, активный боевой состав египетского флота можно назвать достаточным.

Кроме того, ударные и десантные возможности египетских ВМС также следует признать, по меньшей мере, удовлетворительными. Наличие двух современных УДК с мощной вертолетной группировкой на борту позволит решать широкий круг задач по десантированию, управлению морскими силами и поиску подводных лодок. Силы сопровождения также удовлетворяют этим требованиям — фрегаты и корветы французского и американского производства обладают достаточным вооружением и радиолокационным оборудованием для обеспечения охранных функций ударных групп.

Тем не менее существуют определенные препятствия для выполнения задач египетским флотом. В первую очередь, это географические особенности — помимо Средиземного моря, в зоне ответственности египетских ВМС находится и Красное море с прямым выходом в Персидский залив и Индийский океан. Другими словами, военно-морские силы Египта находятся в ситуации, похожей на турецкую — у них два разных театра военных действий и ни один из них не является второстепенным. Вместе с тем у Каира назревает не просто потребность в качественном пополнении, но в модернизации флота.

Израильские ВМС в Средиземноморье

ВМС Армии обороны Израиля представляют собой типичный «москитный» флот. В его состав входят три корвета, пять подводных лодок, 10 ракетных катеров и большое количество сторожевых кораблей. На фоне турецких и египетских военно-морских сил они не представляют значительной силы, но, следует отметить, что перед Тель-Авивом не стоит каких-либо стратегических задач на море. Их целью остается обеспечение безопасности непосредственно территориальных вод Израиля.

nationalinterest.org
Израильские ВМС

Следует отметить, что израильские ВМС опираются на собственные ВВС и присутствие кораблей военно-морских сил США. Основной угрозой для Тель-Авива на море являются террористические организации и контрабандисты. Для решения этой проблемы основной упор делается на использование патрульных кораблей и катеров, способных развивать высокую скорость, но не обладающих ракетным вооружением.

ВМС других стран в Средиземноморье

Кроме стран, чья морская граница непосредственно принадлежит к акватории востока Средиземного моря, в регионе действуют другие военно-морские соединения, принадлежащие странам, у которых есть политические интересы в этом районе.

В первую очередь следует отметить растущее присутствие ВМФ России — группировка в последние шесть лет пополнилась кораблями, несущими ракетный комплекс УКСК. Это обстоятельство серьезно увеличивает возможности российских соединений в Средиземном море — оно делает возможными стратегические удары по объектам, находящимся в глубоком тылу противника. В тоже время использование универсального комплекса серьезно расширяет и противокорабельные возможности кораблей — теперь могут быть использованы новые виды крылатых ракет, которые мало изучены в других странах.

За последние три десятилетия стало постоянным присутствие кораблей Шестого флота США в восточной части Средиземного моря. Вашингтон стабильно обеспечивает свое присутствие в регионе хотя бы минимальным количеством кораблей. Вместе с тем американская группировка может быть существенно усилена и пользоваться поддержкой авиабаз, размещенных практически по всему региону. Важной задачей остается и демонстрация флага на востоке Средиземноморья.

Не следует забывать о присутствии ведущих европейских морских держав: Великобритании и Франции. Как правило, силы этих стран находятся в восточной части Средиземного моря под эгидой НАТО. Их ВМС также постоянно присутствуют в регионе — это связано с военными действиями в Сирии и Ливии. Несмотря на ограниченность возможностей, в восточном Средиземноморье постоянно присутствует хотя бы по один корабль от каждого из европейских флотов. При этом британские корабли получают определенную поддержку средиземноморских баз.

***

Большое число стран, чьи интересы находятся в данном регионе, существенно усложняет процесс обеспечения обороны и безопасности. Их присутствие объясняется наличием крупных вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке и участием ряда держав в таких столкновениях. Важность Восточного Средиземноморья будет расти с ростом транспортных потоков и выполнением проектов по развитию нефтегазовых.

На сравнительно небольшой площади расположены корабли ВМС сразу шести стран и взаимодействие между ними крайне ограничено. Ситуация, как говорилось ранее, усложняется наличием острых территориальных противоречий между Турцией и соседними странами, что, в конечном счете, приводит к усложнению ситуации в регионе.

Вместе с тем наращивание военно-морских группировок некоторых стран (например, России) представляется вполне логичным. Присутствие на востоке Средиземноморья для Российской Федерации вполне согласуется с обеспечением собственной безопасности и интересов на южном направлении. В этих условиях усиление российского присутствия не приводит к эскалации, поскольку направлено на решение конкретных задач, не касающихся местных территориальных конфликтов. Корабли европейских стран и Соединенных Штатов находятся здесь преимущественно в целях разведки.

Следует отметить, что, несмотря на недавние осложнения в греко-турецких отношениях, в краткосрочной перспективе они не станут серьезной проблемой в регионе — принадлежность обоих государств к Североатлантическому Альянсу до определенной степени это гарантирует. Однако нерешенность этих проблем представляет в дальнейшем серьезное препятствие для обеспечения обороны и безопасности на востоке Средиземноморья — оно способно создать существенные трудности для судоходства в регионе и экономического развития других областей.

От безопасности в водах восточного Средиземноморья напрямую зависит благополучие Причерноморья, Кавказа, Балкан, Северной Африки и Ближнего Востока. Сторона, которая будет доминировать в данном регионе, будет во многом определять будущее соседних и играть более важную роль во всем Средиземном море и, возможно, на всем юге Европы. Господство в данном районе обеспечит контроль за морскими путями Босфора и Дарданелл, Суэцкого канала, что, в свою очередь, дает весомое экономическое преимущество.

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.63)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся