Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Александра Терзи

Программный координатор, редактор сайта РСМД

Ноябрь 2024 г. ознаменовался новостями в сфере гиперзвукового оружия — за три дня до применения новейшей российской баллистической ракеты средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» в рамках СВО за океаном было подписано новое соглашение государств — членов AUKUS. Вашингтон, Лондон и Канберра договорились расширить испытания гиперзвуковых вооружений и ускорить внедрение соответствующих технологий. Соглашение получило название «Проект по проведению гиперзвуковых летных испытаний и экспериментов» (Hypersonic Flight Test and Experimentation Project Arrangement), включающий в себя до шести трехсторонних кампаний по летным испытаниям, которые должны состояться к 2028 г., с общим объемом финансирования в 252 млн долл. Кроме того, проект будет включать в себя уже существующие национальные проекты, в том числе многочисленные испытательные пуски в трех странах. Именно этот пункт, подразумевающий раскрытие доступа к технологиям, представляется ключевым в соглашении.

В разработке гиперзвуковых систем лидируют непосредственные конкуренты Вашингтона и партнеров — Москва и Пекин. Обе страны заявили о первых разработках в 2015 г., и спустя почти десятилетие периодически представляют новаторские решения в этой области. Важно то, что конкуренция стимулирует США на увеличение объемов финансирования и сжатие сроков. Как отмечается в Оборонной программе за 2023 г., рассчитанной на пять лет, у Министерства обороны не было программ, направленных на борьбу с гиперзвуковым оружием, пока Россия и Китай не начали испытания несколько лет назад. В аналогичном документе за 2024 г. заявлено, что расходы на закупки будут неуклонно расти в течение следующего пятилетия, в среднем на 2,4% в год, а на приобретение гиперзвуковых систем — на 9,1%.

В Вашингтоне осознают риски отставания в гонке гиперзвуковых вооружений, которая лишь набирает обороты, а ее ключевые участники — его главные стратегические соперники. Меры по введению безлицензионной среды и достижение договоренности о расширении совместных испытаний гиперзвука стран — участниц AUKUS с одной стороны представляются большим прорывом в военно-техническом сотрудничестве трех стран, но с другой — признаком того, что США сегодня не справляются с конкурентами в одиночку. Сложно предсказать, в какой степени Австралия и Великобритания смогут усилить и дополнить американский оборонный потенциал в области гиперзвукового оружия, но новое соглашение должно способствовать запуску механизмов работы в рамках «Второй опоры». 47-й президент США как автор концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (Free and Open Indo-Pacific), вступив в должность, скорее всего, поддержит продвижение этой инициативы.

Первые разработки гиперзвукового оружия начались еще в период после Второй мировой войны, но именно в настоящее время значимость этого вида вооружений постепенно возрастает, что отчетливо заметно как по объемам финансирования, так и по уровню разработок. Скорость полета ракет этого типа в пять раз превышает скорость звука (пять Махов), что в сочетании с высоким уровнем маневренности во время полета затрудняет перехват системами ПРО. Успешное развитие гиперзвуковых вооружений требует новаторских решений в двигательных установках и материалах, способных поддерживать гиперзвуковую скорость и выдерживать высокие температуры. Что означает становление «эпохи гиперзвука» и кто будет обладать в ней преимуществами?

Экспериментальный проект

Ноябрь 2024 г. ознаменовался новостями в сфере гиперзвукового оружия — за три дня до применения новейшей российской баллистической ракеты средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» в рамках СВО за океаном было подписано новое соглашение государств — членов AUKUS. Вашингтон, Лондон и Канберра договорились расширить испытания гиперзвуковых вооружений и ускорить внедрение соответствующих технологий. Соглашение получило название «Проект по проведению гиперзвуковых летных испытаний и экспериментов» (Hypersonic Flight Test and Experimentation Project Arrangement, HyFliTE), включающий в себя до шести трехсторонних испытательных программ, которые должны состояться к 2028 г., с общим объемом финансирования в 252 млн долл. Кроме того, проект будет включать в себя уже существующие национальные проекты, в том числе многочисленные испытания вооружений в трех странах. Именно этот пункт, подразумевающий раскрытие доступа к технологиям, представляется ключевым в соглашении.

Как известно, ключевое предназначение стратегического партнерства AUKUS заключается в строительстве атомных подводных лодок, но помимо ядерного компонента договор предполагает сотрудничество в областях разработки гиперзвуковых ракет, космических вооружений, обмена разведданными и кибербезопасности. Этот вид кооперации регулируется частью соглашения под названием «Вторая опора» (Pillar 2) и его целью заявлено совместное развитие «передовых возможностей». В настоящее время восемь рабочих групп осуществляют работу по разработке соответствующих технологий и координации функциональных направлений деятельности. Главным образом речь идет об обмене технической информацией и военным, гражданским и промышленным персоналом; совместных исследованиях, разработках, испытаниях и оценке вооружений; совместном производстве и закупках необходимых материалов.

Подводные камни и снятие ограничений

На протяжении длительного времени «Вторая опора» была наиболее спорным пунктом соглашения. Важно понимать, что трехстороннее военно-техническое сотрудничество, в частности, связанное с американскими засекреченными разработками авиационных вооружений, которые, во-первых, критически важны для позиций Вашингтона в гонке вооружений, а во-вторых, очень прибыльны для национального ВПК, сталкивается с рядом трудностей. В 2021–2024 гг. торговые операции между США, Великобританией и Австралией регулировались американскими правилами о международной торговле оружием (U.S. International Trafficking in Arms Regulations, ITAR). Ежегодно в Вашингтоне выдавали около 3 800 лицензий на экспорт оборонных товаров в Австралию, согласование которых занимало около 18 месяцев. В 2023 г. администрацией Дж. Байдена, Государственным департаментом, Министерством обороны и Конгрессом велась дискуссия о том, как можно преодолеть препятствия, вызванные экспортным контролем вооружений, в частности, вопросы о модификации законов и нормативных актов, регулирующих экспорт оборонных товаров американского происхождения, и обеспечении финансирования и надзора за деятельностью исполнительной власти.

В апреле 2024 г. парламенты всех трех стран внесли изменения в свой экспортный контроль, отменив необходимость получения экспортных лицензий на большинство оборонных технологий для партнеров. Премьер-министр Австралии Э. Албаньезе, который неоднократно выступал в Вашингтоне с призывом скорее принять это законодательство, добился желаемого. С 1 сентября в силу вступило правило, утвердившее создание безлицензионной среды между членами AUKUS. Теперь 70% оборонного экспорта из США в Австралию, ранее осуществлявшегося в рамках ITAR, реализуется без лицензирования. Министр обороны Австралийского союза Ричард Марлес назвал новые договоренности «революцией в оборонной торговле». Снятие ограничений придало импульс военно-техническому сотрудничеству в рамках треугольника AUKUS.

Коллегиальные разработки: один за всех или все за одного?

В ходе объявления о новом соглашении заместитель министра обороны по исследованиям и инженерным разработкам Хайди Шью заявила: «Мы повышаем нашу коллективную способность разрабатывать и поставлять наступательные и оборонительные гиперзвуковые технологии с помощью серии трехсторонних испытаний и экспериментов, которые ускорят разработку гиперзвука и критически важных вспомогательных технологий. Совместные усилия ускоряют разработку базовых технологий, таких как высокотемпературные материалы, усовершенствованные двигательные установки, а также системы наведения и контроля». Но действительно ли это так? Какой вклад в «коллектив» вносят Австралия и Великобритания?

Канберра начала подготовку к этому дню задолго до создания партнерства AUKUS. В 2012 г. Группа оборонных исследований и технологий (Defence Science & Technology Group), функционирующая при Министерстве обороны, дала старт Программе международных гиперзвуковых летных экспериментов (Hypersonic International Flight Research Experimentation). Именно тогда были продемонстрированы первые технологии, необходимые для достижения ракетами гиперзвуковой скорости, а также проведены предполетные испытания. Разумеется, это было достигнуто благодаря участию Исследовательской лаборатории ВВС США (U.S. Air Force Research Laboratory) в программе. Затем, за год до появления договора об AUKUS, в 2020 г. США и Австралийский Союз подписали соглашение о сотрудничестве в разработке и испытаниях прототипов гиперзвуковых крылатых ракет в рамках комплексного летно-исследовательского эксперимента «Южный крест» (Southern Cross Integrated Flight Research Experiment). Как было заявлено, проект направлен на совместное внедрение гиперзвуковых технологий в полноразмерные прототипы, доступных с точки зрения ценообразования и обеспечивающих гибкость и большую дальность полета.

Следующим шагом стало открытие в 2022 г. в Брисбене Центра гиперзвуковых исследований и совместной работы, нацеленного на повышение качества австралийских оборонных исследований. Действующий на тот момент министр обороны Австралии Питер Даттон (2021–2022 гг.) прокомментировал событие: «Это также даст нам возможность наносить удары по любым потенциальным противникам на расстоянии и сдерживать агрессию против национальных интересов Австралии». Одинаковая заинтересованность правительства С. Моррисона (2018–2022 гг.) и Э. Албаньезе (с 2022 г.) подтверждает двухпартийный консенсус по этому вопросу и отношение к гиперзвуковому оружию как ключевому компоненту национальной обороны.

Также с 2019 г. ведущая австралийская компания Hypersonix Launch Systems разрабатывает первый летательный аппарат DART, который, согласно плану, будет способен поддерживать скорость выше пяти Махов с маневренным профилем полета. Компания провела испытания в ударных тоннелях и завершила предварительный анализ конструкции на уровне компонентов. В конце 2024 г. или в первом квартале 2025 г. ожидается проведение первого запуска, а в течение 2–4 лет — перевода технологии в стадию развертывания. Этого удалось достичь благодаря выделению грантов со стороны правительства, которое в Национальной оборонной стратегии за 2024 год подтвердило свою приверженность наращиванию оборонного потенциала в том числе посредством расширения научно-технического и промышленного сотрудничества с американскими партнерами. Можно отметить, что двустороннее американо-австралийское сотрудничество в сфере гиперзвука развивается последовательно, и Канберра, хоть и действует на основе американских разработок, предоставляет со своей стороны специалистов, инвестиции и объекты для испытаний.

Великобритания, в свою очередь, тоже пытается не отставать: в 2024 г. Лондоном было сделано заявление о намерении разработать и развернуть первую собственную гиперзвуковую крылатую ракету в срок до 2030 г. С конца 2023 г. работа осуществляется в рамках программы «Рамочное соглашение о развитии гиперзвуковых технологий и возможностей» (Hypersonic Technologies & Capability Development Framework), где принимают участие 90 подрядчиков, среди которых оборонные предприятия и академические институты. Бюджет составляет около 1,3 млрд долл., а цель заключается в ускорении развития гиперзвукового ударного потенциала Соединенного Королевства и обеспечения выхода на рынок гиперзвуковых и смежных технологий. На первом трехстороннем форуме передовых возможностей AUKUS в 2024 г. было озвучено совместное заявление британских оборонных компаний ADS, Make UK Defence, SMI и techUK: «С возвращением системной конкуренции с агрессивными акторами стратегическое преимущество Великобритании будет все больше зависеть от коллективных усилий по созданию основ для эффективной реализации «Первой и Второй опоры AUKUS»».

Впрочем, программа находится на ранних стадиях реализации, о результатах ничего неизвестно, и для создания ракет с нуля стране предстоит преодолеть ряд препятствий научно-технического характера, даже действуя на основе партнерских разработок. Хотя Лондон выполняет традиционное требование НАТО о трате на оборону не менее 2% ВВП (приблизительно 2,3% в 2024 г.), а также, согласно Стратегическому оборонному обзору на 2024–2025 гг., привержен к увеличению вклада в Североатлантический альянс и AUKUS, возникает закономерный вопрос о его финансовых возможностях. Соединенное Королевство сталкивается со сложной экономической ситуацией, характеризующейся высокими процентными ставками и низкими темпами роста, которые ограничивают возможности макроэкономической политики, а лейбористам пока не удалось исправить ситуацию. Поэтому вопрос о том, какой реальный вклад Великобритания может внести в AUKUS с точки зрения разработки гиперзвука, на сегодняшний день остается открытым.

Конкурентная среда

В разработке гиперзвуковых ракет лидируют непосредственные конкуренты Вашингтона и партнеров — Москва и Пекин. Обе страны заявили о первых разработках в 2015 г., и спустя почти десятилетие периодически представляют новаторские решения в этой области. Хотя полноценная информация засекречена, некоторые данные можно обнаружить во всеобщем доступе.

За последние годы в России были разработаны передовые решения в этой сфере, например, гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон», система противовоздушного базирования «Кинжал», «Авангард», способный развивать скорость до 27 Махов, и уже упомянутое нововведение — «Орешник», первая баллистическая ракета средней дальности на вооружении российской армии. Китай, в свою очередь, в 2022–2023 г. явил миру ракеты YJ-21 и DF-27, которые, как отмечается в отчете Hypersonic Systems 2023, подготовленном американским Институтом развития обороны и государственного управления (Institute for Defence and Government Advancement), отражают интенсивное развитие технологической базы, лежащей в основе усилий Китая по разработке и развертыванию гиперзвуковых систем. Информация о DF-27 вызвала особую обеспокоенность в США из-за большой дальности — она может долететь до Гуама и Гавайских островов, преодолеть противоракетную оборону США и представлять особую угрозу для американских авианосцев. По оценкам Army Recognition Group, китайская гиперзвуковая программа может проложить путь к созданию нового поколения высокоточного ударного оружия.

Важно то, что конкуренция стимулирует США увеличивать объемы финансирования и сжимать сроки разработки. Как отмечается в Оборонной программе за 2023 г., рассчитанной на пять лет, у Министерства обороны не было проектов, направленных на борьбу с гиперзвуковым оружием, пока Россия и Китай не начали испытания несколько лет назад. В аналогичном документе за 2024 г. заявлено, что расходы на закупки будут неуклонно расти в течение следующего пятилетия, в среднем на 2,4% в год, а на приобретение гиперзвуковых обычных реактивных систем залпового огня — на 9,1%.

***

В Вашингтоне осознают риски отставания в гиперзвуковой гонке вооружений, которая набирает обороты, а ее ключевые участники — его главные стратегические соперники. Меры по введению безлицензионной среды и достижение договоренностей о расширении совместных испытаний гиперзвука стран — участниц AUKUS представляются, с одной стороны, большим прорывом в военно-техническом сотрудничестве трех стран, но с другой — признаком того, что США сегодня не справляются с конкурентами в одиночку. Сложно предсказать, в какой степени Австралия и Великобритания смогут усилить и дополнить американский оборонный потенциал в области гиперзвукового оружия, но новое соглашение должно способствовать запуску механизмов работы в рамках «Второй опоры». 47-й президент США как автор концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (Free and Open Indo-Pacific), вступив в должность, скорее всего, поддержит продвижение этой инициативы.


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся