Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.08)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Камран Гасанов

К.полит.н., старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН

Мурад Садыгзаде

Президент Центра ближневосточных исследований, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, РАНХиГС и МГИМО МИД России

В конце 2020 и начале 2021 гг. наметились серьезные трансформации в арабском мире. Сначала под чутким надзором США Израиль подписал мирные соглашения с ОАЭ и Бахрейном, а потом спустя четыре года разрешился катарский кризис, внесший раскол в суннитский мир. Если причины нормализации отношений Тель-Авива с арабами более-менее очевидны (ведущую роль здесь играл лично бывший президент Соединённых Штатов Дональд Трамп), то у причин снятия блокады с Катара несколько независимых переменных: это и готовность (усталость) самих арабских стран, и внешнее влияние. По нашему убеждению, наряду с Кувейтом (главным посредником в этом кризисе) решающую роль в примирении Дохи с Эр-Риядом и Абу-Даби сыграл Лондон.

В период катарского кризиса Лондон оказался перед выбором: с одной стороны, нужно было защищать исторического союзника Доху, с другой — продолжать поддерживать взаимовыгодные партнерские отношения с КСА и другими странами Персидского залива. В свете выхода Соединенного Королевства из ЕС Лондон нуждался в новых прочных союзах. Об этом говорится в стратегии «Глобальная Британия», которая была обнародована британским правительством в 2018 г. Чтобы вернуть себе лидирующие позиции в мире, необходимо было восстановить связи в зонах исторических интересов Британии, в том числе и в Персидском заливе.

Значимость региона в том числе диктовали нефтегазовые поставки. Лондону необходимо было гарантировать их безопасность. Великобритания нуждалась в странах ССАГПЗ и для реализации своих планов в Сирии.

Учитывая финансовые, экономические, стратегические и политические факторы, Великобритания заняла сбалансированную позицию с целью недопущения открытого конфликта между историческим союзником Катаром и крупными инвестиционно-торговыми партнерами в лице КСА и ОАЭ. В ходе встреч с партнерами из Персидского залива Борис Джонсон и Тереза Мэй четко давали понять, что блокада неприемлема и должна быть снята. Такой курс шел вразрез с поведением Д. Трампа, вдохновлявшего своей жесткой критикой саудовскую коалицию. В то же время Лондон не гнушался замечаниями в адрес Дохи, призывая его проявлять большую активность в борьбе с финансированием терроризма.

Сбалансированность курса Соединенного Королевства диктовалась важностью для него каждого из противоборствующих сторон.

В конце 2020 и начале 2021 гг. наметились серьезные трансформации в арабском мире. Сначала под чутким надзором США Израиль подписал мирные соглашения с ОАЭ и Бахрейном, а потом спустя четыре года разрешился катарский кризис, внесший раскол в суннитский мир. Если причины нормализации отношений Тель-Авива с арабами более-менее очевидны, ведущую роль здесь играл лично бывший президент Соединённых Штатов Дональд Трамп, то у причин снятия блокады с Катара несколько независимых переменных: это и готовность (усталость) самих арабских стран, и внешнее влияние. По нашему убеждению, наряду с Кувейтом (главным посредником в разрешении кризиса) решающую роль в примирении Дохи с Эр-Риядом и Абу-Даби сыграл Лондон.

Краткая история блокады

В мае 2017 г. хакерами был взломан сайт государственного информагентства Катара, на котором было размещено заявление от лица эмира Тамима бин Хамад аль Тани в поддержку Ирана и ХАМАС. После этого 5 июня 2017 г. Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Бахрейн и ряд других арабских стран разорвали дипломатические отношения с Катаром. Формальным поводом к этому стала якобы поддержка Дохой террористических организаций (Аль-Каида, Братья-мусульмане и Исламское государство [1]), вмешательство в дела соседних стран и поддержка отношений с Ираном. Перечисленные выше государства ввели экономический бойкот против Катара, ограничили с ним авиасообщение и исключили эмират из ряда коалиций, в том числе из военной операции на территории Йемена, а также начали выдворять катарских граждан и дипломатов. 23 июня правительству Катара через кувейтского эмира предъявили требования из 13 пунктов, среди которых самые тяжелые были: разрыв отношений с Ираном, закрытие турецкой базы и телеканала «Аль-Джазира». В отведенные 10 дней Доха не выполнила ультиматум, и с тех пор отношения были заморожены. Лишь 5 января 2021 г. на заседании Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в саудовском городе Аль-Ула КСА, ОАЭ, Бахрейн и Египет подписали Заявление о примирении и положили конец дипломатической блокаде Катара, действовавшей с 2017 г. Спустя несколько дней было восстановлено авиационное и сухопутное сообщение между Катаром и указанными государствами.

Реакция внешних игроков

С самого начала конфликта США заняли сторону антикатарской коалиции. Через четыре дня после ввода блокады Д. Трамп заявил, что «Катар, к сожалению, исторически был спонсором терроризма», и потребовал прекратить финансирование боевиков. Госсекретарь Рекс Тиллерсон попытался утешить Доху, сказав, что его эмир «добился прогресса» в прекращении финансирования экстремистов, но добавил, что Катар «должен сделать еще больше» в этом направлении.

Турция и Иран встали на защиту Катара, пострадавшего от запрета импорта сельхозпродукции. Турция направила 4 тыс. тонны продовольствия и нарастила воинский контингент в Катаре до 113, а Иран отправил 6 самолетов по 90 тонн фруктов и овощей на борту каждого, а также три корабля с 350 тоннами продовольствия. ЕС, Россия и Китай выразили озабоченность и призвали к мирному урегулированию кризиса.

Поведение Соединенного Королевства

Реакция Лондона контрастировала с заявлением Д. Трампа о том, что Катар «исторически был спонсором терроризма». Спустя неделю после начала блокады глава МИД Борис Джонсон встретился с катарским коллегой шейхом Мухаммедом бин Абдуррахман аль-Тани и выразил обеспокоенность жесткими действиями КСА, ОАЭ и Бахрейна и призвал «предпринять немедленные шаги по деэскалации ситуации. Лондон возложил посредничество в урегулировании на Кувейт. Еще три дня спустя британский премьер-министр Тереза Мэй связалась с королями КСА и Бахрейна, а также эмиром Катара и призвала частично снять блокаду с Катара.

Вместе с тем Соединенное Королевство с пониманием отнеслось к озабоченностям противников Дохи. Глава МИД Великобритании Борис Джонсон дал понять, что Катару «нужно срочно приложить больше усилий в борьбе с экстремистскими группировками» и обрубить их каналы финансирования. Британский премьер Тереза Мэй добавила, что Катару следует «продолжать совершать прогресс» в борьбе с террором. В то же время Великобритания продолжала прилагать дипломатические усилия по снятию блокады. 23 июня Б. Джонсон раскритиковал эмбарго и потребовал от КСА и ОАЭ «взвешенных и реалистичных» условий. Спустя месяц после начала бойкота Борис Джонсон отправился в Кувейт на встречу с представителями Катара, КСА, ОАЭ и самого Кувейта. На переговорах с кувейтским шейхом Сабахом аль-Халед аль-Хамад аль-Сабах он сделал ряд серьезных заявлений: «Безопасность Персидского залива — наша безопасность, военная конфронтация невозможна, а блокада неприемлема». Он также встретится с кронпринцем Мухаммедом бен Салманом и наследным принцем Абу-Даби шейхом Мухаммедом бин Зайедом аль-Нахайяном.

Великобритания в активную фазу кризиса не дала в обиду Катар, выступив против блокады. В то же время Лондон разделил претензию КСА, ОАЭ и Байхрейна о финансировании терроризма. Соединенное Королевство призвало к деэскалации, поддержав посреднические усилия Кувейта, попутно предостерегая от военного решения конфликта. Причины такого сбалансированного поведения лежат в финансово-экономическом и политическом значении противоборствующих сторон для Лондона.

Недопущение давления на Катар со стороны Великобритании обосновывалось историческими и финансово-политическими мотивами. Катар долгое время находился в британском протекторате. После катарско-бахрейнской войны 1868 г. Великобритания вмешалась в конфликт и заключила договор о союзе с Катаром. Тремя годами позднее Османская империя завоевала Катар. Однако новый правитель Катара шейх Джасим Бин Мухаммад аль Тани (основатель княжества Катар) проводил весьма независимую от Стамбула политику. В начале XX в., когда над Катаром нависла угроза вторжения ваххабитского Неджда, на помощь ему пришла Великобритания. В 1914 г. британцы добились от турок официального отказа от владения Катаром и его передаче британской короне. Подписанный в 1916 г. договор о протекторате был продлен в 1934 г.

С момента обретения независимости Катаром 1 сентября 1971 г. Соединенное Королевство рассматривает его в качестве важнейшего политического и торгового партнера в регионе. Сразу после получения независимости Лондон подписал с Дохой договор о дружбе, в котором провозглашалось сохранение «традиционных связей» между двумя странами. В том же 1971 г. англо-голландская компания Shell открыла нефтяное месторождение в Катаре, через три года в стране началась переработка нефти.

К моменту блокады торговые отношения Британии и Катара шли в рост. В марте 2017 г. премьер-министр Тереза Мэй подписала меморандум о взаимопонимании с целью углубления кооперации между правительствами и бизнесом. Катар оставался третьим рынком сбыта британских товаров на Ближнем Востоке и в Северной Африке (MENA). С 2013 по 2016 гг. экспорт Великобритании удвоился, увеличившись с 1,31 до 2,13 млрд фунтов стерлингов. Из Катара в Великобританию шли огромные финансовые потоки. Доха планировала в 2017 г. инвестировать 5 млрд фунтов стерлингов вдобавок к уже вложенным 35 млрд фунтам стерлингов. Катар владел большей частью Лондона, чем сама королева. На его долю приходилась недвижимость площадью в 21 млн футов, в частности, 95% крупнейшего небоскреба Европы Шард. Катарские бизнесмены также приобрели Олимпийскую деревню после игр 2012 г., самый известный универмаг Лондона Harrods и долю в деловом квартале Канэри-Уорф. Катар также является значительным держателем акций во второй крупнейшей сети супермаркетов Sainsbury's и одном из ведущих в мире финансовых конгломератов Barclays (этот банк пережил кризис 2008 г. во многом благодаря катарским вложениям). В условиях Brexit Лондону очень нужны были средства катарцев. Великобритания не была заинтересована в финансовой дестабилизации Катара ввиду блокады, иначе это могло привести к оттоку катарского капитала из Британии.

Кроме того, Катар оставался важным поставщиком энергии на Туманный Альбион. 42% электричества в Соединенном Королевстве вырабатывалось за счет газа, и терять важного поставщика СПГ в лице Катара было опасно. Блокада и сбои в транспортировке через Ормузский пролив и Суэцкий канал, контролируемые ОАЭ и Египтом, могли оставить Великобританию без 1/3 импорта газа. Потенциально Катар мог бы стать и крупным клиентом британского ВПК. В декабре 2017 г. Катар заключил с компанией BAE Systems сделку на сумму 6 млрд фунтов стерлингов о покупке 24 многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon.

Экономические отношения Великобритании с антикатарским блоком

Экономические отношения Великобритании с антикатарским блоком вынуждали Лондон быть крайне осторожным в своей поддержке Дохи. Аналогичные соображения привлечения средств в условиях ослабления фунта стерлингов закономерны и для отношений с другими странами Залива. На момент блокады Саудовская Аравия инвестировала в Великобританию 77 млрд долл. (в два раза больше катарцев). Во время визита в начале апреля 2017 г. Тереза Мэй договорилась об оказании консультаций Эр-Рияду в области реформы обороны, здравоохранения и образования в рамках его программы «Видение 2030». На Ближнем Востоке КСА оставалось главным рынком сбыта британской продукции. Соединенное Королевство — второй крупнейший инвестор в Саудовскую Аравию после США. В момент катарского кризиса функционировали 200 совместных предприятий с общей суммой инвестиций 13,5 млрд долл. На Саудовскую Аравию приходилось 20% всего экспорта товаров и услуг Британии. В 2017 г. товарооборот составил около 9 млрд долл. Для британского военно-промышленного комплекса КСА — приоритетный партнер. В 2015–2019 гг. королевство занимало первое место в списке главных рынков сбыта британского вооружения. За этот период саудовцы купили оружия на сумму в 2,2 млрд долларов, что больше британских поставок в Оман, США, Индию, Китай, Южную Корею и Бразилию вместе взятых. В 2015 г. 83% британского экспорта вооружений приходилось на КСА. В области поставок нефти в Британию Саудовская Аравия не была приоритетным партнером и сильно уступала Норвегии (КСА занимало шестое место после Норвегии).

Из других поддержавших блокаду стран наравне с КСА стоит отметить Объединенные Арабские Эмираты. По данным Министерства международного развития Великобритании, в 2016 г. ОАЭ (а не КСА) являлись главным рынком сбыта британских товаров на Ближнем Востоке, 13-м в мире и четвертым за пределами ЕС. В год блокады сумма экспорта составляла 9,8 млрд фунтов стерлингов (прирост 37% с 2009 г.). Для Британии также очень был важен порт Джебель-Али, откуда реэкспортом в ИРИ и КСА шли британские товары. ОАЭ оставались также вторым импортером британского вооружения на Ближнем Востоке, закупив с 2015–2016 гг. оружия на 350 млн фунтов стерлингов. ОАЭ — одновременно и источник капитала, и привлекательный объект для ПИИ. К примеру, ОАЭ инвестировали до 2 млрд долл. в возобновляемые источники энергии в Соединенном Королевстве. В этой стране работали 770 коммерческих агентств, 4762 брендов и 5 тыс. британских компаний, включая BP, Shell, Rolls Royce и BAE Systems.

Политика балансирования

В период катарского кризиса Лондон оказался перед выбором. С одной стороны, нужно было защищать исторического союзника Доху, с другой — продолжать поддерживать взаимовыгодные партнерские отношения с КСА и другими странами Персидского залива. В свете выхода Соединенного Королевства из ЕС Лондон нуждался в новых прочных союзах. Об этом говорится в стратегии «Глобальная Британия», которая была обнародована британским правительством в 2018 г. Чтобы вернуть себе лидирующие позиции в мире, необходимо было восстановить связи в зонах исторических интересов Британии, в том числе и в Персидском заливе.

Значимость региона в том числе диктовали нефтегазовые поставки. Лондону необходимо было гарантировать их безопасность. Британские военные корабли сопровождают танкеры из региона, причем не только свои, но и стран, у которых Великобритания покупает нефть и газ. С 2014 г. Лондон занимался восстановлением своей военно-морской базы в Бахрейне, утраченной в 1971 г., и открыл ее в 2018 г. В порту Мина Салман разместились 300 британских военных и гражданских служащих. У Британии имеется авиабаза в Катаре (Аль-Удейд) и ОАЭ (Аль Минхад), а также военно-морская база в Омане (порт Дукм).

Великобритания нуждалась в странах ССАГПЗ и для реализации своих планов в Сирии. Если Лондон вместе с Парижем и Вашингтоном ставили на силовые методы свержения сирийского президента Башара Асада, то ОАЭ, Катар и КСА выступали главными финансовыми спонсорами оппозиции. Лондон также заинтересован в дружественных отношениях с лидером региона в лице КСА, чтобы ускорить нормализацию связей арабских государств с Израилем. Ведь снятие напряженности создает стабильность для британских инвестиций. Политические отношения Лондона и стран ССАГП держатся и на «мягкой силе». Не секрет, что многие члены политического истеблишмента суннитских монархий получили британское образование. Профессура университетов ОАЭ, Катара, КСА отчасти состоит из англичан. Известные британские политики, среди которых бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, являются советниками правительств монархий Персидского залива.

Негативным фактором в политических отношениях Соединенного Королевства и суннитских монархий стала военная интервенция КСА и ее коалиции в Йемене. Под давлением правозащитников и оппозиции британское правительство в июне 2019 г. решило заблокировать продажу новой партии вооружений саудовской коалиции. Под раздачу попало не только КСА, но также Египет, ОАЭ, Бахрейн и Кувейт. До этого Апелляционный суд в Лондоне постановил, что процесс принятия решения о выдаче лицензий был незаконным, при этом не осудив само решение. Блокировка вооружений для КСА и ее союзников произошла два года спустя после начала катарского кризиса, но на момент его начала поставки шли непрерывно.

Учитывая все вышеперечисленные финансовые, экономические, стратегические и политические факторы, Великобритания заняла сбалансированную позицию с целью недопущения открытого конфликта между историческим союзником Катаром и крупными инвестиционно-торговыми партнерами в лице КСА и ОАЭ. В ходе встреч с партнерами из Персидского залива Борис Джонсон и Тереза Мэй четко давали понять, что блокада неприемлема и должна быть снята. Такой курс шел вразрез с поведением Д. Трампа, вдохновлявшего своей жесткой критикой саудовскую коалицию. В то же время Лондон не гнушался замечаниями в адрес Дохи, призывая его проявлять большую активность в борьбе с финансированием терроризма — так правительство Т. Мэй пыталось «утешить» саудовцев и эмиратцев.

Равноудаленная позиция Лондона дополнялась дипломатической активностью. Спустя месяц после начала кризиса Б. Джонсон отправился в Кувейт, где встретился с представителями КСА и ОАЭ. Благословив посреднические усилия кувейтского шейха Сабаха аль-Халед аль-Хамад аль-Сабаха, Великобритания обозначила заинтересованность в мирном решении спора. На всякий случай глава Форин-офис заявил о невозможности военной эскалации. Было ли это выражением благих намерений или предупреждением Эр-Рияду, сказать трудно. Но фраза о том, что «безопасность Персидского залива — наша безопасность» подчеркнула готовность Лондона приложить все усилия, чтобы не допустить выхода ситуации из-под контроля.

Сбалансированность курса Соединенного Королевства диктовалась важностью для него каждого из противоборствующих сторон. В Катаре Лондон нуждался по четырем причинам: а) газовые поставки, б) инвестиции в Лондон, в) военная база в Аль-Удэйд, г) поставки вооружений. КСА и ОАЭ для Великобритании оставались серьезным источником и объектом капиталовложений, клиентами британского ВПК, главными торговыми партнерами в регионе MENA, а Бахрейн — опорной точкой британского ВМФ.

Что касается усилий по недопущению эскалации и примирению враждующих сторон, то они связаны с Brexit. Соединенному Королевству нужно было компенсировать сворачивание политических и экономических связей со странами Европейского союза поиском новых рынков и возвращением Лондона в сферы своего исторического влияния. Инвестиции из Катара, КСА и ОАЭ могли смягчить последствия Brexit и падение британского фунта. В политическом отношении союз с ССАГПЗ расширяет глобальную роль Великобритании. Эскалация кризиса в Заливе подорвала бы целостность британской стратегии на Аравийском полуострове, так как конфликт внутри ССАГПЗ сопряжен с дополнительными издержками в имплементации внешней политики Соединенного Королевства в отношении данных стран.

Приложение

Таблица 1. Торговые отношения Соединенного Королевства со странами-участниками катарского кризиса в 2017 г. Источник: Trading Economics
  Катар Саудовская Аравия ОАЭ Бахрейн
Британский экспорт в млрд долл. 3,1 5,4 9 0,64
Британский импорт в млрд долл. 0,2 1,75 2,2 0,07
Товарооборот с Великобританией в млрд долл. 3,2 7,15 11,2 0,71

1. Исламское государство (ИГ) — террористическая организация, запрещенная на территории России.

Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.08)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju