Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Фахил Абдулкарим

Д.ю.н., политический эксперт, Политехнический Университет Дахука

В исторически значимый момент, характеризующийся уникальными изменениями в отношениях между Тегераном и Иракским Курдистаном, эксперты интерпретируют текущую ситуацию как свидетельство фундаментального сдвига в балансе сил и характере их взаимодействия. Данная трансформация обусловлена ослаблением политического, военного и оборонного влияния Ирана в регионе. В рамках новой динамики Курдистан, вероятно, будет стремиться к пересмотру своей стратегии в ответ на изменившиеся условия.

Ожидаемая стратегия Иракского Курдистана в ближайшем будущем может быть сведена к трем основным аспектам.

  1. Противодействие влиянию Сил народной мобилизации (Хашд аш-Шааби): эта структура, тесно связанная с Ираном, представляет собой значительную угрозу для Курдистана, поскольку препятствует реализации конституционных прав региона. Ослабление иранского влияния может способствовать перераспределению сил внутри Ирака в пользу Багдада и созданию более сбалансированной политической системы. В этом контексте важно упомянуть три основополагающих принципа, выдвинутых лидером Демократической партии Курдистана (ДПК) Масудом Барзани, направленные на достижение эффективного управления в Багдаде. В стратегических расчетах Ирана может существовать альтернативный план, нацеленный на восстановление шиитского полумесяца, который не предполагает полного выхода с иракской политической арены. Таким образом, Иран будет вынужден учитывать влияние Муктады ас-Садра, стремящегося сохранить свою роль и шиитскую идентичность в политическом управлении, по крайней мере, в пределах Ирака. Это становится особенно актуальным на фоне суровых прогнозов в свете международных изменений, произошедших после возвращения к власти Д. Трампа, и тенденции к ограничению иранского влияния в Ираке. В результате Иран будет вынужден принять ожидаемый национальный проект М. ас-Садра в преддверии предстоящих выборов в октябре 2025 г., в которых примут участие курды, сунниты и часть шиитского движения в действующей координационной структуре в Багдаде.
  2. Адаптация политики безопасности: Курдистан стремится минимизировать угрозы со стороны Ирана, включая воздушные атаки и использование курдских беженцев в качестве инструмента давления. Укрепление пограничного контроля и диалог с Тегераном представляются ключевыми элементами этой стратегии. Кроме того, в регионе намерены избежать использование лагерей беженцев как инструмент манипуляции. Иранское силовое воздействие на Курдистан осуществляется через собственные службы безопасности и с использованием посредников среди иракских структур, также как в политической, так и в военной сферах. Это давление стало мощнейшим фактором подрыва доверия к курдским властям как внутри страны, так и со стороны иностранных инвесторов. В регионе сформировалась устойчивая атмосфера внутреннего беспокойства среди населения, вызванная именно такими методами воздействия Ирана на Курдистан.
  3. Использование связей с иранскими курдами: Курдистан может использовать свои отношения с иранскими курдскими группами для установления баланса интересов с Ираном, что позволит снизить напряженность и создать условия для взаимовыгодного сотрудничества. Предыдущий подход с нулевой суммой, который Иран использовал в отношении своего курдского населения, что вынудило Иракский Курдистан управлять сотнями тысяч иранских курдских беженцев в этом районе, похоже, подходит к концу.

Перспективы Курдистана в Ираке в контексте его давнего стремления к независимости зависят от различных внутренних и внешних факторов. Баланс собственных интересов с требованиями федерального правительства в Багдаде и соседних стран, особенно Турции и Ирана, имеет решающее значение для будущего Курдистана. Можно выделить три возможных сценария развития событий:

  1. Расширение автономии в рамках федеративного Ирака: Курдистан может стремиться к усилению своих полномочий без достижения полной независимости, что потребует урегулирования конфликтов с Багдадом.
  2. Достижение независимости: несмотря на историческую значимость этой цели, независимость Курдистана сталкивается с серьезными региональными и международными препятствиями, как показал референдум 2017 г.
  3. Политический упадок: в случае эскалации внутренних и региональных конфликтов Курдистан может столкнуться с ослаблением своего влияния и роли в регионе.

Таким образом, будущее Курдистана во многом зависит от способности его лидеров балансировать между национальными устремлениями, требованиями Багдада и интересами региональных игроков, а также от их умения мобилизовать международную поддержку для решения ключевых вопросов.


В исторически значимый момент, характеризующийся уникальными изменениями в отношениях между Тегераном и Иракским Курдистаном, эксперты интерпретируют текущую ситуацию как свидетельство фундаментального сдвига в балансе сил и характере их взаимодействия. Данная трансформация обусловлена ослаблением политического, военного и оборонного влияния Ирана в регионе. В рамках новой динамики Курдистан, вероятно, будет стремиться к пересмотру своей стратегии в ответ на изменившиеся условия.

В течение двух десятилетий, с 2005 г., когда иракская конституция закрепила федеральный статус Иракского Курдистана как первого курдского политического образования, Иран воспринимал данное образование как угрозу своим региональным планам. В ответ Иран принял ряд мер, направленных на ослабление и фактическую дестабилизацию Курдистана, используя комплекс инструментов, включая меры безопасности, военные, политические и экономические рычаги с целью расширения базы шиитских политических сил в Ираке. Эти действия основывались на политических и финансовых ресурсах, которые стали доступны Тегерану после падения режима Саддама Хусейна в 2003 г., и которые значительно превосходили возможности Иракского Курдистана для эффективного противодействия.

На протяжении этого периода иранские угрозы в отношении региона не только не ослабевали, но и приобретали все более разнообразные формы. Иран оставался ключевым фактором, препятствующим иракским политическим силам в реализации Конституции 2005 г., особенно в тех аспектах, которых касались прав курдского населения, таких как спорные территории, экспорт нефти и финансирование сил Пешмерга. Кроме того, Иран поддерживал иракские ополченческие группы, которые проводили атаки на военные базы и экономические объекты в Курдистане, включая гражданские аэропорты, нефтяные месторождения и нефтеперерабатывающие заводы. Тегеран также неоднократно угрожал военным вторжением в регион, осуществлял ракетные удары по гражданским районам в Эрбиле, а также сыграл значительную роль в блокировании проведения курдского референдума о независимости в 2017 г. и поддерживал радикальную оппозицию правящим властям в регионе.

Политическая неприязнь Ирана к Курдистану: три ключевых фактора

Иран в рамках своей политической и практической стратегии в отношении Курдистана в Ираке признает этот регион как политически, так и экономически, а также взаимодействует с ним на институциональном уровне. С 2007 г. Иран располагает двумя консульствами в Иракском Курдистане, одно расположено в столице региона Эрбиле, а другое — в городе Сулеймания, находящемся под контролем Патриотического союза Курдистана (ПСК). Объем торгового обмена между Ираном и Курдистаном достигает шесть млрд долл. в год. Однако Иран рассматривает это образование как потенциальную политическую угрозу, которую могут использовать против него региональные державы, стремящиеся помешать его проектам. В связи с этим Иран считает необходимым ослабить Курдистан до такой степени, чтобы подчинить его своим интересам, применяя различные меры безопасности, военные и политические практики. В целом, можно выделить три объективных, фундаментальных и устойчивых фактора, способствующих возникновению политической неприязни Тегерана к Иракскому Курдистану.

Во-первых, Эрбиль, особенно ДПК, явно не разделял позиции Тегерана в вопросах безопасности, а также в политическом планировании региональных инициатив. В то же время возрастала обеспокоенность Тегерана о том, что Эрбиль может стать препятствием для реализации этих проектов. Таким образом, статус Иракского Курдистана в масштабах всей страны стал объектом повышенного внимания со стороны Ирана. Это произошло в результате того, что ДПК, контролирующая Курдское региональное правительство, воспрепятствовала иранским усилиям по изменению политической системы Ирака.

Во-вторых, Иран выражает беспокойство по поводу того, что Иракский Курдистан не придерживается политического нейтралитета, в отличие от ряда других сил, выступающих против иранского влияния в таких странах, как Ливан, Йемен и Сирия. Напротив, Иракский Курдистан оказался под значительным влиянием США как в Ираке, так и в регионе в целом.

В-третьих, экзистенциальное положение Курдистана в Ираке, не интегрированного Ираном в свою региональную структуру, фактически поддерживается Соединенными Штатами. Это формирует альтернативную модель с потенциалом успешного развития при американской поддержке, в отличие от региональных схем, предлагаемых Ираном, которые имеют ограниченные перспективы. Кроме того, Иран испытывает дискомфорт в отношении Курдистана, что обусловлено характером политического, культурного и социального взаимодействия местных жителей с миллионами иранских курдов, проживающих в сложных географических условиях — горных районах и глубоких долинах. Эти территории имеют политическую историю и социальную память, связанную с репрессиями со стороны иранской власти. На протяжении последних двух десятилетий Иран полагал, что модель, предложенная Курдистаном в составе Ирака, может стать вдохновляющим примером для курдов в стране, а также для других этнических групп, окружающих Иран, таких как азербайджанцы, арабы и белуджи. В течение многих лет в докладах о безопасности и политике Ирана постоянно подчеркивается растущая популярность термина «федерализм» в произведениях иранских оппозиционных сил и активные дискуссии по этому вопросу, основанные на опыте Иракского Курдистана в реализации своих требований. Это вызывает тревогу в Тегеране, который из всех сил старается не допустить консолидации оппозиции.

Курдистан: переосмысляя региональное влияние

Иракский Курдистан на протяжении двух десятилетий находился под значительным давлением из-за глубоких разногласий с Ираном. Это давление было особенно жестким, поскольку его оказывала группа региональных акторов, действующих в согласии между собой и фактически подчиняющихся иранской воле (оси сопротивления). На 2005 г. вся региональная структура, окружающая Курдистан — от Ирана до Ливана, включая Ирак и Сирию (имеются в виду движения, а не государства) — функционировала в рамках высшей иранской политической воли. Даже Турция, конкурировавшая с осью, в вопросе статуса Курдистана и механизмов решения курдского вопроса в Ираке имела сходные позиции.

В таких условиях Иракский Курдистан не мог избежать влияния иранской оси, особенно с учетом отсутствия альтернативных региональных союзников, способных противостоять иранскому доминированию. Однако ослабление иранского влияния в Сирии и Ливане, вызванное падением режима Башара Асада и политической нестабильностью в Ливане, привело к разрушению иранского «окружения» вокруг Курдистана. Это создало предпосылки для маневрирования Иракского Курдистана между интересами региональных игроков, использования их противоречий и поиска новых форм поддержки.

В 1980-х гг. на фоне ирано-иракской войны и региональной поляризации курдское националистическое движение в Ираке добилось значительных успехов благодаря поддержке со стороны Ирана и Сирии. После поражения курдского вооруженного движения в 1975 г. оно оставалось ослабленным. В этот период Иран достиг полного примирения с Ираком после подписания Алжирского соглашения в 1975 г. Отношения между Сирией и Ираком отличались высоким уровнем дружбы, что проявилось в планах возможного объединения, закрепленных в Хартии совместных национальных действий Сирии и Ирака, подписанной в 1978 г. Этот документ представлял собой декларацию о намерениях баасистских режимов двух стран сотрудничать в военной и экономической сферах. В начале 1979 г. также было достигнуто соглашение о создании Сирийско-иракского федеративного государства, однако этот проект был прекращен с приходом к власти Саддама Хусейна в середине 1979 г. Затем, в ходе войны с Ираком, курды смогли установить контроль над значительными территориями в горных районах Иракского Курдистана. Это стало возможным благодаря их интеграции в ряды иракской оппозиции, поддерживаемой Ираном и Сирией, а также благодаря позиционированию себя как альтернативы баасистскому режиму.

Современная региональная динамика вокруг Иракского Курдистана во многом напоминает ситуацию 1980-х гг. После периода доминирования иранского влияния наблюдается новая волна региональной поляризации, в которой Сирия и Турция, с одной стороны, и Иран с Ираком, с другой, выступают в качестве центров притяжения для Иракского Курдистана. При этом активно используются инструменты религиозного дискурса, конкуренция в сфере безопасности, а также финансовая и политическая поддержка различных групп.

Курдистан и Иран: новый баланс сил

Снижение иранского влияния не означает, что Иракский Курдистан намерен вступать в открытую конфронтацию с Тегераном или полностью устранять его присутствие в регионе. Однако это создает для Курдистана новые возможности для снижения иранского давления и укрепления собственной автономии. В отличие от 1980-х гг., современный Иракский Курдистан представляет собой законное и конституционное образование, которое стремится реализовать свои интересы и обеспечить свою безопасность через установление политических отношений и использование дипломатических инструментов.

Ожидаемая стратегия Иракского Курдистана в ближайшем будущем может быть сведена к трем основным аспектам.

  1. Противодействие влиянию Сил народной мобилизации (Хашд аш-Шааби): эта структура, тесно связанная с Ираном, представляет собой значительную угрозу для Курдистана, поскольку препятствует реализации конституционных прав региона. Ослабление иранского влияния может способствовать перераспределению сил внутри Ирака в пользу Багдада и созданию более сбалансированной политической системы. В этом контексте важно упомянуть три основополагающих принципа, выдвинутых лидером Демократической партии Курдистана (ДПК) Масудом Барзани, направленные на достижение эффективного управления в Багдаде. В стратегических расчетах Ирана может существовать альтернативный план, нацеленный на восстановление шиитского полумесяца, который не предполагает полного выхода с иракской политической арены. Таким образом, Иран будет вынужден учитывать влияние Муктады ас-Садра, стремящегося сохранить свою роль и шиитскую идентичность в политическом управлении, по крайней мере, в пределах Ирака. Это становится особенно актуальным на фоне суровых прогнозов в свете международных изменений, произошедших после возвращения к власти в США Д. Трампа, и тенденции к ограничению иранского влияния в Ираке. В результате Иран будет вынужден принять ожидаемый национальный проект М. ас-Садра в преддверии предстоящих выборов в октябре 2025 г., в которых примут участие курды, сунниты и часть шиитского движения в действующей координационной структуре в Багдаде.
  2. Адаптация политики безопасности: Курдистан стремится минимизировать угрозы со стороны Ирана, включая воздушные атаки и использование курдских беженцев в качестве инструмента давления. Укрепление пограничного контроля и диалог с Тегераном представляются ключевыми элементами этой стратегии. Кроме того, в регионе намерены избежать использование лагерей беженцев как инструмент манипуляции. Иранское силовое воздействие на Курдистан осуществляется через собственные службы безопасности и с использованием посредников среди иракских структур, также как в политической, так и в военной сферах. Это давление стало мощнейшим фактором подрыва доверия к курдским властям как внутри страны, так и со стороны иностранных инвесторов. В регионе сформировалась устойчивая атмосфера внутреннего беспокойства среди населения, вызванная именно такими методами воздействия Ирана на Курдистан. В ходе недавнего визита в Багдад заместитель министра иностранных дел Ирана по дипломатическим вопросам Мехди Сафари направил послания политическим партиям Ирака, как в столице, так и в Курдистане. В этих обращениях он предупредил о рисках, связанных с неполным соблюдением соглашений о безопасности, которые ограничивают передвижение и деятельность курдских оппозиционных групп в регионе. В ответ на эти заявления президент Иракского Курдистана Нечирван Барзани отметил, что начинается новая важная глава в укреплении связей между Ираном и Иракским Курдистаном. Он также подчеркнул, что меры безопасности и контроль на границе были усилены с целью предотвращения любых инцидентов, способных повлиять на стабильность в пограничной зоне.
  3. Использование связей с иранскими курдами: Курдистан может использовать свои отношения с иранскими курдскими группами для установления баланса интересов с Ираном, что позволит снизить напряженность и создать условия для взаимовыгодного сотрудничества. Предыдущий подход с нулевой суммой, который Иран использовал в отношении своего курдского населения, что вынудило Иракский Курдистан управлять сотнями тысяч иранских курдских беженцев в этом районе, похоже, подходит к концу.

Судьба Курдистана: автономия, независимость или упадок?

Перспективы Курдистана в Ираке в контексте его давнего стремления к независимости связаны с различными внутренними и внешними факторами. Баланс собственных интересов с требованиями федерального правительства в Багдаде и соседних стран, особенно Турции и Ирана, имеет решающее значение для будущего Курдистана. Можно выделить три возможных сценария развития событий:

  1. Расширение автономии в рамках федеративного Ирака: Курдистан может стремиться к усилению своих полномочий без достижения полной независимости, что потребует урегулирования конфликтов с Багдадом.
  2. Достижение независимости: несмотря на историческую значимость этой цели, независимость Курдистана сталкивается с серьезными региональными и международными препятствиями, как показал референдум 2017 г.
  3. Политический упадок: в случае эскалации внутренних и региональных конфликтов Курдистан может столкнуться с ослаблением своего влияния и роли в регионе.

Таким образом, будущее Курдистана во многом зависит от способности его лидеров балансировать между национальными устремлениями, требованиями Багдада и интересами региональных игроков, а также от их умения мобилизовать международную поддержку для решения ключевых вопросов.


Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju