Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Вениамин Попов

Чрезвычайный и Полномочный посол России, к.и.н., аналитик Института международных исследований и Центра ближневосточных исследований МГИМО МИД России, член РСМД

Начавшийся период переформатирования всего комплекса международных отношений касается и Ближнего Востока. Этот регион за последние годы пережил много трансформаций.

Насильственные последствия «арабской весны», такие как терроризм и гражданская война, в основном удалось сдержать, однако политические дрязги и пререкания сохраняются. Вместе с тем все энергичнее раздаются голоса о том, что государства региона должны взять дело настоящего и будущего в свои руки. По заявлению газеты «Аль-Ахрам», арабские страны «должны решиться полагаться на самих себя». Тем более, что все более существенную роль на Ближнем Востоке играют государства, которые не относят себя к арабам: Израиль, Турция и Иран.

Свое влияние на регион оказывает и специальная военная операция России на Украине, которая не только кардинально меняет международное положение в целом, но и наносит особо чувствительный удар по экономике арабского мира.

Кроме того, усугубляют ситуацию в регионе урбанизация, изменение климата, нехватка воды и пандемия.

В повестке дня стоит реанимация соглашения о ядерной программе Ирана. Договоренность по этому вопросу может не только существенно изменить расстановку сил в регионе, но и оказать влияние на решение проблем Йемена, Сирии и Ливана.

При этом надо иметь в виду влияние внешних государств, которые находятся за пределами региона, прежде всего Китая, США, России и некоторых европейских держав.

Начавшийся период переформатирования всего комплекса международных отношений касается и Ближнего Востока. Этот регион за последние годы пережил много трансформаций.

Насильственные последствия «арабской весны», такие как терроризм и гражданская война, в основном удалось сдержать, однако политические дрязги и пререкания сохраняются. Вместе с тем все энергичнее раздаются голоса о том, что государства региона должны взять дело настоящего и будущего в свои руки. По заявлению газеты «Аль-Ахрам», арабские страны «должны решиться полагаться на самих себя». Тем более, что все более существенную роль на Ближнем Востоке играют государства, которые не относят себя к арабам: Израиль, Турция и Иран.

Важнейшим событием последних лет стала нормализация отношений между несколькими арабскими странами и Израилем, а также усиление влияния Ирана в регионе, что, прежде всего, выразилось в последних событиях в Ираке — в результате ухода из парламента сторонников шиитского лидера Муктады Садра их места заняли проиранские деятели.

Несомненно, предстоящий в июле референдум о новой конституции Туниса будет еще одним ударом по позициям исламистов в арабском мире, а также окажет позитивное воздействие на процесс ливийского урегулирования.

Намечающееся соглашение по иранской ядерной программе (арабские наблюдатели ожидают его в ближайшем будущем, ибо США заинтересованы в том, чтобы иранская нефть вновь появилась на мировых рынках) еще больше изменит соотношение сил.

В создавшихся условиях американцы, одержимые созданием военных блоков, вновь стали продвигать идею «арабского НАТО». Об этой идее недавно заявил король Иордании Абдалла II.

Ослабление позиций США на Ближнем Востоке американцы хотели бы компенсировать формированием нового альянса между Израилем и некоторыми арабскими государствами. Чтобы сделать эти планы более привлекательными, вброшена идея о новом «плане Маршала» для Ближнего Востока, в котором будут частично учтены и интересы палестинцев.

Специальная военная операция России на Украине не только кардинально меняет международное положение в целом, но и наносит особо чувствительный удар по экономике арабского мира.

Дело в том, что многие ближневосточные государства зависят от поставок российской, а также украинской пшеницы: на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где многие страны в значительной степени строят свой зерновой баланс на импорте пшеницы и ячменя, заметен рост цен на продовольственные товары.

Урбанизация, изменение климата, переход к выращиванию товарных культур ограничили производство основных продуктов питания, к этому следует добавить нехватку воды и пандемию. Импорт вырос в геометрической прогрессии из-за роста населения. Россия и Украина отправляют примерно половину производимой ими пшеницы в арабские страны. Они также дают 80% мирового производства подсолнечного масла (главные импортеры — Египет, Ирак, Ливан и ОАЭ). По свидетельству газеты «Араб Ньюс», экспорт пшеницы и кукурузы двух стран задерживается. В условиях, когда мировые цены на пшеницу возросли практически в 2 раза, это неминуемо приведет к скачку цен.

Особенно страдают Ливия, Йемен, Ливан, Палестина, Марокко и Тунис; в Египте 71 млн жителей покупает субсидируемый хлеб — 270 млн лепешек в день. Все это может обернуться большими внутриполитическими потрясениями, по мнению некоторых обозревателей даже большими, чем восстания 2011 года.

Такого рода крупные сдвиги заставляют правителей ближневосточных стран вносить серьезные коррективы в свою политику. Арабские государства не поддались шантажу США и отказались вводить какие-либо санкции против России. Более того, Саудовская Аравия и АОЭ игнорировали призыв Вашингтона резко увеличить добычу нефти с тем, чтобы возместить сокращение экспорта энергоносителей из России.

«Многие западные политики не могут понять, что среди развалин Мариуполя палестинцы видят Газу, сирийцы — Алеппо, Ракку и Хомс, а иракцы — Мосул. Палестинцы в Газе до сих пор разбираются в обломках не одной, а как минимум пяти израильских бомбардировок их тюрьмы под открытым небом в этом столетии. Когда арабы видят, как украинские беженцы переходят в Польшу, они думают о сирийцах, бегущих в Ливан, Иорданию и Турцию. Палестинцы думают о своей накбе или катастрофе, произошедшей 74 года назад, когда 70% населения стали беженцами. Они содрогаются от откровенного расизма, когда европейцы приветствуют украинцев, потому что они “такие же как мы — светловолосые и голубоглазые”, смотрят Netflix и имеют аккаунты и Инстаграмм», — писала в мае одна из саудовских газет.

Арабов возмущает скорость и жесткость санкций, наложенных на Россию, которые контрастируют с полным отсутствием каких-либо шагов в отношении политики Израиля, угнетающего палестинцев. Поэтому большой отклик в арабском мире получило интервью принца Турки Аль Фейсала, бывшего руководителя разведки Саудовской Аравии, который обвинил Запад в двойных стандартах и призвал наказать его за лицемерие.

«Вот почему, — резюмирует газета, — эпоха одного правила для одних и другого правила для остальных должна закончиться».

Большинство экспертов и лидеров арабского мира согласны с тем, что самая большая угроза для региона, даже более опасная, чем безработица среди молодежи и политическая нестабильность, — отсутствие водной безопасности. Отсюда неизбежная перспектива затяжных водных кризисов, которые добавляют разочарования в этот район мира, печально известный своими другими острыми и сложными проблемами.

Почти 2/3 населения проживают в районах со значительным дефицитом воды, а там создается почти 3/4 валового внутреннего продукта (глобальная картина иная: не многим более 1/3 населения живет в районах с высоким и очень высоким дефицитом воды, но эти районы производят около 20% ВВП).

По свидетельству газеты «Араб Ньюс», по мере того, как планета нагревается, возникают новые сложности в уникальной взаимосвязи между водой, продовольствием и энергией в регионе. Ввиду усиливающихся засух, наводнений, ухудшения качества воды, конфликтов, нестабильности и враждебного трансграничного управления водными ресурсами он уже находится под угрозой. По оценкам экспертов, в середине XXI в. городское население достигнет или превысит 400 млн чел., что приведет к колоссальному истощению и без того скудных водных ресурсов.

Ближний Восток показывает, как потепление на планете может быстро усилить кризисы с серьезными последствиями для стабильности мира и безопасности.

Газета «Джерусалим Пост», ссылаясь на исследования Фонда Карнеги, подчеркивает, что грядет серьезное изменение климата на Ближнем Востоке: «К концу текущего столетия температура в регионе может возрасти на 4 С°, что усугубит проблемы управления, обострит социально-экономическое неравенство и приведет к новым потрясениям».

Регион уже пострадал от изменения климата за последние несколько десятилетий: с 1950-х гг. температура повысилась на 1,5 С°.

Отчет Фонда Карнеги за февраль 2022 г. показал, что нехватка воды может спровоцировать насильственный конфликт на Ближнем Востоке и в Северной Африке, так как БВСА станет первым регионом в мире, в котором «фактически закончилась вода».

Ожидается, что количество осадков в Иордании сократится на 30% до конца века, а некоторые прогнозы предсказывают сокращение внутренних возобновляемых источников воды в регионе БВСА — примерно на 4% к 2050 г. Это затронет от 80 до 90 млн жителей, которые могут столкнуться с нехваткой воды уже к 2025 году.

Ситуация в регионе осложняется изменением баланса сил между местными государствами: в арабском мире все большую роль начинают играть неарабские страны. В немалой степени это зависит от разработки газовых месторождений в Восточном Средиземноморье (это касается Израиля, Египта, Греции, Турции, Кипра, Ливана и в определенной степени Сирии).

Анкара в этой связи пересматривает свои отношения с Грецией, Египтом, Израилем, чтобы добиться своей интеграции в региональную архитектуру. Сегодня активно обсуждаются возможные маршруты доставки газа из Израиля в Турцию, что требует улучшения отношений с Кипром и Сирией.

В повестке дня стоит реанимация соглашения о ядерной программе Ирана. Договоренность по этому вопросу может не только существенно изменить расстановку сил в регионе, но и оказать влияние на решение проблем Йемена, Сирии и Ливана.

На фоне быстро меняющихся альянсов на Ближнем Востоке выделяется активная роль ОАЭ, которые добились ощутимых результатов в устройстве социальной и экономической жизни и становятся ключевым игроком в арабском мире. Недавно ОАЭ объявили о предоставлении инвестиций Египту и Иордании на сумму 10 млрд долл.

При этом надо иметь в виду влияние внешних государств, которые находятся за пределами региона, прежде всего Китая, США, России и некоторых европейских держав.

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся