Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Фахил Абдулкарим

Д.ю.н., политический эксперт, Политехнический Университет Дахука

Споры между федеральным правительством и Курдистаном давно вышли за рамки курдского вопроса, превратившись в испытание для основ иракской государственности. Политический тупик усугубляется непреодолимыми противоречиями между двумя ведущими партиями региона — Демократической партией Курдистана (ДПК) и Патриотическим союзом Курдистана (ПСК), которые не могут прийти к согласию по вопросу выбора спикера парламента или создания нового правительства. Параллельно развивается масштабный конфликт с Багдадом вокруг нефтегазовых контрактов, заключенных Эрбилем с американскими компаниями WesternZagros и HKN Energy. Багдад объявил соглашения недействительными, утверждая, что прямые контакты между американскими компаниями и региональным правительством Курдистана без участия федерального правительства противоречат конституции.

Нормализация отношений между Багдадом и Эрбилем требует подлинной политической воли, направленной на конструктивное взаимодействие при строгом соблюдении конституционных норм и приоритете гражданских прав над сиюминутными финансовыми расчетами. Подлинная государственность строится на фундаменте открытого диалога, равноправия и справедливости, а не через дискриминацию отдельных групп или применение карательных мер. Если политика представляет собой искусство достижения возможного, то, несмотря на все имеющиеся трудности, даже в нынешних сложных условиях существует перспектива построения нового Ирака, в котором арабы не будут восприниматься как наследники власти, а курдские граждане — как исполнители указаний.

Напряженные отношения между Багдадом и Эрбилем занимают центральное место в текущих конфликтах иракской политической сцены. Их сотрудничество началось в 2005 г., когда курдские лидеры согласились участвовать в строительстве нового Ирака, надеясь, что конституция и федеративная система защитят их права, за которые они долго боролись.

Однако со временем эти ожидания столкнулись с политическими реалиями, первые признаки чего проявились в в 2007 г., когда Багдад отказался утвердить федеральный закон о нефти и газе. Данная инициатива, предусмотренная статьями 111 и 112 конституции Ирака, была нацелена на регулирование взаимодействия между национальным правительством и нефтедобывающими провинциями, включая регион Курдистан. С тех пор нефть стала не просто ресурсом, а ключевым источником конфликтов, где переплелись политические, юридические и финансовые интересы.

Кризис обострился в 2014 г., когда Багдад прекратил выделять Курдистану финансирование, обвинив Эрбиль в сокрытии нефтяных доходов от государственной компании SOMO. Кульминацией противостояния стал референдум о независимости Курдистана в 2017 г., который отразил разочарование курдов в переговорах с Багдадом. В ответ иракское правительство силой вернуло контроль над Киркуком, полностью остановило бюджетные выплаты и ввело жесткие меры, ударившие по простым гражданам.

Барзани в Вашингтоне: что дальше?

Несмотря на периодические попытки диалога, напряженность между Эрбилем и Багдадом сохраняется. Премьер-министр правительства Иракского Курдистана Масрур Барзани с момента вступления в должность прилагал усилия для преодоления изоляционистских настроений. Его последней инициативой стала поездка в Вашингтон в мае 2025 г., где он подписал два инвестиционных контракта с американскими компаниями WesternZagros и HKN Energy для развития газовой инфраструктуры Курдистана, что позволит укрепить всю энергетическую систему Ирака.

Однако сразу после его возвращения 21 мая 2025 г. иракское Министерство финансов неожиданно объявило о приостановке выплат зарплат госслужащим региона. Этот шаг, явно политически мотивированный и рассчитанный на давление, поставил под вопрос целесообразность новых энергетических проектов. Чрезмерны ли теперь инвестиции в местный газ? Почему политическая игра с использованием зарплат сотен тысяч работников продолжается?

Эта ситуация вновь поднимает ключевые вопросы: как курды, сыгравшие ключевую роль в свержении режима Саддама Хусейна к 2003 г., начали восприниматься как противники после 2005 г.? И почему часть иракской элиты продолжает видеть в отношениях с Курдистаном не партнерство, а поле для силового доминирования?

Доверие граждан к государству!

Споры между федеральным правительством и Курдистаном давно вышли за рамки курдского вопроса, превратившись в испытание для основ иракской государственности. Согласно статье 115 Конституции, в сферах, не отнесенных к исключительным полномочиям центра, приоритет имеют региональные законы. Кроме того, статья 112 закрепляет право нефтедобывающих провинций участвовать в управлении ресурсами. Это означает, что любое принятое решение должно носить инклюзивный и национальный характер, а не ограничиваться только регионом Курдистан.

Подобно тому, как работники в Иракском Курдистане нередко остаются без зарплаты, гарантированной Конституцией, жители региона сегодня страдают от последствий борьбы, к которой их никто не призывал. В то же время доверие граждан к государству продолжает ослабевать с каждым новым кризисом.

Курдистан: правовые битвы на двух фронтах

Правительство Иракского Курдистана столкнулось с комплексным кризисом, сочетающим внутренние политические разногласия и острый конфликт с федеральным центром по вопросу управления энергоресурсами. В настоящее время Федеральный верховный суд Ирака рассматривает иск оппозиционной партии «Движение нового поколения» о роспуске курдского парламента, что вызвано нарушением 120-дневного конституционного срока формирования правительства после выборов октября 2024 г. Политический тупик усугубляется непреодолимыми противоречиями между двумя ведущими партиями региона — Демократической партией Курдистана (ДПК) и Патриотическим союзом Курдистана (ПСК), которые не могут прийти к согласию по вопросу выбора спикера парламента или создания нового правительства.

Параллельно развивается масштабный конфликт с Багдадом вокруг нефтегазовых контрактов, заключенных Эрбилем с американскими компаниями WesternZagros и HKN Energy. Федеральное правительство, ссылаясь на статью 112 Конституции Ирака, настаивает на незаконности этих соглашений, заключенных без участия центральных властей, что отразилось в подаче иска против Курдистана. Этот спор уже привел к блокировке нефтяного экспорта через турецкий порт Джейхан, что наносит существенный урон экономике автономного региона. Ситуация осложняется международным контекстом, поскольку Вашингтон заинтересован в курдской нефти как альтернативе иранским поставкам, в то время как Багдад пытается сохранить баланс в отношениях с США и Ираном.

Несмотря на давление, оказываемое администрацией Дональда Трампа, судебный иск стал последним барьером на пути к возобновлению поставок нефти по трубопроводам через Ирак и Турцию, которые были приостановлены с марта 2023 г. Багдад объявил соглашения недействительными, утверждая, что прямые контакты между американскими компаниями и региональным правительством Курдистана без участия федерального правительства противоречат конституции.

Между данным спором и конфликтом между США и Ираном существует определенная связь. Любое сокращение поставок иранской нефти, которое Вашингтон пообещал свести к нулю в рамках кампании по «максимальному давлению» на Тегеран, будет в какой-то степени компенсировано быстрым восстановлением экспорта из региона Иракского Курдистана. Ирак, союзник как США, так и Ирана, проявляет осторожность в отношении участия в стратегии Д. Трампа по оказанию давления на Тегеран.

***

Нормализация отношений между Багдадом и Эрбилем требует подлинной политической воли, направленной на конструктивное взаимодействие при строгом соблюдении конституционных норм и приоритете гражданских прав над сиюминутными финансовыми расчетами. Подлинная государственность строится на фундаменте открытого диалога, равноправия и справедливости, а не через дискриминацию отдельных групп или применение карательных мер. Если политика представляет собой искусство достижения возможного, то, несмотря на все имеющиеся трудности, даже в нынешних сложных условиях существует перспектива построения нового Ирака, в котором арабы не будут восприниматься как наследники власти, а курдские граждане — как исполнители указаний.


Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju