Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Фахил Абдулкарим

Д.ю.н., политический эксперт, Политехнический Университет Дахука

После паузы в переговорах, продлившейся два с половиной года, федеральные власти Ирака и региональное правительство Курдистана достигли соглашения о возобновлении нефтяного экспорта через Турцию. Основным условием для разрешения давних споров вокруг выплат зарплат госслужащим в полуавтономном регионе стало согласие на транспортировку нефти, добываемой в Иракском Курдистане, под контролем Багдада. Однако сохраняющаяся неопределенность в деталях сделки ставит под вопрос ее устойчивость.

Ключевым вызовом представляется ограниченный срок действия договоренностей — предстоящие в декабре переговоры о возобновлении экспорта рассчитаны всего на 30 дней. Такая краткосрочная ориентация свидетельствует о взаимном недоверии сторон и делает соглашение уязвимым к политической конъюнктуре. Сделка также подвержена риску из-за предстоящих парламентских выборов в Ираке в ноябре. Шиитские политические группы, имеющие связи с Ираном, могут воспользоваться неопределенностью, которая, вероятно, возникнет после голосования, чтобы убедить премьер-министра аннулировать договоренности или изменить условия, которые они считают чрезмерно благоприятными для интересов Курдистана.

Важным условием реализации сделки остается позиция международных нефтяных компаний. Хотя восемь ключевых операторов, обеспечивающих 90% региональной добычи, уже подписали предварительные соглашения, сохраняются разногласия по вопросу погашения долговых обязательств. Ситуацию осложняют и внешние факторы. Решение Турции, принятое в августе 2025 г., не продлевать после 2026 г. действие трубопроводного соглашения с Ираком от 1973 г. создает необходимость срочного поиска новых экспортных маршрутов.

В этих условиях успех соглашения зависит от способности сторон трансформировать тактический компромисс в устойчивую модель долгосрочного сотрудничества. Ираку предстоит сложная задача — балансируя между внешними интересами и внутренними противоречиями, найти решение, которое обеспечит стабильность нефтяного сектора в условиях растущей региональной нестабильности.

После паузы в переговорах, продлившейся два с половиной года, федеральные власти Ирака и региональное правительство Курдистана достигли соглашения о возобновлении нефтяного экспорта через Турцию. Основным условием для разрешения давних споров вокруг выплат зарплат госслужащим в полуавтономном регионе стало согласие на транспортировку нефти, добываемой в Иракском Курдистане, под контролем Багдада. Однако сохраняющаяся неопределннеость в деталях сделки ставит под вопрос ее устойчивость.

В своем сообщении в X от 25 сентября 2025 г. премьер-министр Ирака Мухаммад Шиа ас-Судани охарактеризовал заключенную сделку как историческую, отметив, что к этому результату шли на протяжении 18 лет. По его словам, договоренность гарантирует справедливое распределение доходов, диверсификацию экспортных рынков и приток инвестиций. Сделку приветствовали и в США: посольство в Багдаде направило поздравления, а госсекретарь Марко Рубио выразил уверенность, что она послужит интересам обеих стран, подчеркнув приверженность Белого дома суверенитету Ирака.

Курдские власти также демонстрируют оптимизм. В частности, представитель правительства Курдистана Пешава Хаврамани заявил, что сомнения нефтяных компаний DNO и Genel Energy несущественны. В СМИ появляются сообщения, что соглашение может помочь решить проблему задержек зарплат для более чем 1,2 млн госслужащих региона. Иракский журналист Факара Фадиль охарактеризовал сделку как «стратегический сдвиг» в отношениях между Багдадом и Эрбилем, способный оказать непосредственное влияние на политический баланс в стране.

Политический аналитик Ахмед Юсеф подчеркнул, что достигнутое соглашение представляет собой необходимый шаг для разрешения конфликтов между политическими силами Ирака в условиях высокой значимости нефти в национальной экономике. Бывший депутат парламента Курдистана Абдул Салам Барвари утверждает, что договор соответствует статье 111 Конституции Ирака, закрепляющей общенациональную принадлежность нефтегазовых доходов, и согласуется со статьями 112 и 115, предоставляющими регионам права на управление ресурсами. По словам Мохаммада Салеха Седжяна, председателя Арабского центра иранских исследований в Тегеране, рассматриваемое соглашение — важный шаг к установлению контроля над экспортом нефти и частичному выполнению финансовых обязательств, однако его реализация будет зависеть от приверженности сторон и внешнеполитического давления. В свою очередь, президент Ирака Абдул Латиф Джамаль Рашид призвал закрепить достигнутые договоренности законодательно, приняв федеральный закон о нефти и газе.

Несмотря на позитивные оценки, ряд аналитиков обращает внимание на отсутствие конкретных деталей соглашения, что вызывает опасения относительно его жизнеспособности. Открытыми остаются и вопросы со стороны Турции, что создает дополнительные риски для выполнения достигнутых договорённостей.

Будущее нефти Курдистана: как реализовать сложное соглашение о трубопроводе

В марте 2023 г. трубопровод Киркук — Джейхан был закрыт в результате рассмотрения жалобы, поданной Багдадом в Международную торговую палату (МТП) в 2014 г. Предметом разбирательства стала независимая продажа сырой нефти Курдским правительством в Турцию без согласия Багдада, что принесло региону миллиарды долларов. Суд принял решение в пользу Багдада, постановив, что Турция нарушила межправительственное соглашение 1973 г., и обязав ее выплатить Ираку компенсацию в размере около 1,5 млрд долл.

В ответ на это турецкие власти остановили ежедневную поставку около 450 тыс. баррелей нефти через трубопровод. Несмотря на многократные попытки договориться, урегулирование вопроса затянулось. Курдистан, чья экономика сильно зависела от этих поставок, понес миллиардные убытки. В то время как Багдад практически не пострадал (основной федеральный экспорт идет через южные маршруты), Эрбиль столкнулся с острой нехваткой средств. Регион был вынужден прибегнуть к нелегальным поставкам сырья в Иран и Турцию по сниженным ценам и в меньших объемах, что привело к хроническим задержкам зарплат государственных служащих.

Сложившаяся ситуация позволила Багдаду усилить конституционный контроль над нефтяным экспортом, в то время как Курдистан был вынужден занять оборонительную позицию в вопросах своей будущей политической автономии. Достигнутое соглашение представляет собой сложный компромисс, учитывающий интересы обеих сторон.

Согласно договоренностям, Курдистан будет поставлять сырую нефть федеральной компании SOMO на станцию Файш-Хабур на турецкой границе. Сделка предусматривает жесткие требования к ежемесячной отчетности. Распределение доходов в соответствии с соглашением предполагает, что 16 долл. за баррель будут зачислены на условный депозитный счет иностранных нефтяных компаний, а оставшаяся прибыль будет направлена SOMO. Такой механизм демонстрирует стремление сохранить интерес международных инвесторов, гарантируя им регулярные выплаты. При этом вопрос урегулирования долга Курдистана (около одного млрд долл., образовавшегося за время простоя трубопровода) был отложен.

Повод для беспокойства

Несмотря на заявления о возобновлении нефтяных поставок из Иракского Курдистана через трубопровод Киркук — Джейхан, реализация соглашения остается под вопросом. Его долгосрочная жизнеспособность подвергается сомнению из-за ряда существенных препятствий.

Ключевым вызовом представляется ограниченный срок действия договоренностей — предстоящие в декабре переговоры о возобновлении экспорта рассчитаны всего на 30 дней. Такая краткосрочная ориентация свидетельствует о взаимном недоверии сторон и делает соглашение уязвимым к политической конъюнктуре.

Сделка также подвержена риску из-за предстоящих парламентских выборов в Ираке в ноябре. Шиитские политические группы, имеющие связи с Ираном, могут воспользоваться неопределенностью, которая, вероятно, возникнет после голосования, чтобы убедить премьер-министра аннулировать договоренности или изменить условия, которые они считают чрезмерно благоприятными для интересов Курдистана.

Важным условием реализации сделки остается позиция международных нефтяных компаний. Хотя восемь ключевых операторов, обеспечивающих 90% региональной добычи, уже подписали предварительные соглашения, сохраняются разногласия по вопросу погашения долговых обязательств. Ситуацию осложняют и внешние факторы. Решение Турции, принятое в августе 2025 г., не продлевать после 2026 г. действие трубопроводного соглашения с Ираком от 1973 г. создает необходимость срочного поиска новых экспортных маршрутов.

В этих условиях успех соглашения зависит от способности сторон трансформировать тактический компромисс в устойчивую модель долгосрочного сотрудничества. Ираку предстоит сложная задача — балансируя между внешними интересами и внутренними противоречиями, найти решение, которое обеспечит стабильность нефтяного сектора в условиях растущей региональной нестабильности.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся