Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.88)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Ольга Малик

Независимый журналист-международник, эксперт Центра европейско-азиатских исследований

После двух неудачных попыток утвердить кабинет министров и нескольких месяцев неопределённости в Ираке в мае 2020 г. наконец сформировано новое правительство во главе с премьер-министром Мустафой аль-Кадими.

Назначение М. аль-Кадими привлекло внимание всего политического и дипломатического окружения Ирака — впервые в стране правительство возглавил лидер, который не принадлежит ни к поколению иракской политической элиты, ни к одной из основных политических партий Ирака. Фигура М. аль-Кадими и его биография особенно интересны в свете сложившейся политической и экономической ситуации в Ираке и непростых взаимоотношений Багдада как с внутренними оппозиционными партиями, так и с Иракским Курдистаном, автономией на севере страны, де-юре входящей в состав Ирака, но фактически обладающей широкими полномочиями.

Мустафа аль-Кадими может войти в политическую историю Ирака как первый лидер, поддерживающий курс на децентрализацию страны в качестве эффективной меры урегулирования внутриполитических и социальных противоречий. Данный аргумент может сыграть существенную роль в сближении Эрбиля и Багдада хотя бы на первоначальном этапе.

После двух неудачных попыток утвердить кабинет министров и нескольких месяцев неопределённости в Ираке в мае 2020 г. наконец сформировано новое правительство во главе с премьер-министром Мустафой аль-Кадими.

Назначение М. аль-Кадими привлекло внимание всего политического и дипломатического окружения Ирака — впервые в стране правительство возглавил лидер, который не принадлежит ни к поколению иракской политической элиты, ни к одной из основных политических партий Ирака. Фигура М. аль-Кадими и его биография особенно интересны в свете сложившейся политической и экономической ситуации в Ираке и непростых взаимоотношений Багдада как с внутренними оппозиционными партиями, так и с Иракским Курдистаном, автономией на севере страны, де-юре входящей в состав Ирака, но фактически обладающей широкими полномочиями.

Внутриполитический консенсус как исключение

Для анализа возможных векторов политики М. аль-Кадими важно учитывать, что ключевую роль при определении того, в какую сторону будет направлен политический компас нового правительства, играет степень поддержки парламента каждым из политических блоков. Назначение М. аль-Кадими стало, скорее, исключением из правил. Известный в большей степени как журналист, он не состоял ни в одном из политических блоков Ирака, при этом располагал обширными связями с каждым из них. Он неоднократно выступал с резкой критикой режима Саддама Хуссейна, в результате чего в 1985 г. был вынужден уехать из Ирака в Иран, а затем — в Германию и Великобританию. Вернувшись в Багдад лишь в 2003 г., после свержения режима Саддама Хусейна, он продолжил журналистскую деятельность, а в 2016 г. бывший премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади назначил М. аль-Кадими на пост главы Национального Разведывательного Совета Ирака.

Поддержка кандидатуры нового премьер-министра со стороны как шиитских, так и суннитских политических блоков Ирака, вопреки их сопротивлению на начальном этапе, объясняется, с одной стороны, ослаблением лоббирования про-иранских политических блоков в стране из-за экономического кризиса и пандемии коронавируса, массово охватившей Иран. С другой — дипломатическим подходом самого М. аль-Кадими в гонке за пост премьера.

Так, например, наиболее острое противостояние при утверждении кандидатуры М. аль-Кадими было со стороны шиитского блока «Фатх», имеющего огромное влияние в стране и лоббируемого Ираном. Лидер Фатх Хади аль-Амири изначально поддерживал кандидатуру бывшего министра связи Ирака Мухаммада Тауфик Аляуи и открыто выступал против кандидатуры Мустафы аль-Кадими. Однако после второго выдвижения М. аль-Кадими Фатх поддержал его в качестве альтернативы кандидатуре бывшего премьер-министра Аднана аль-Зурфи с целью исключения последнего из гонки. После того как 22 апреля 2020 г. М. аль-Кадими представил список кандидатов кабинета правительства, Фатх выступил категорически против, отказавшись вести какие-либо переговоры в течение нескольких дней. Поворотным моментом стала поддержка М. аль-Кадими со стороны блока «Саирун», находящегося в консенсусе с Фатх на протяжении многих лет, благодаря чему последний принял решение вернуться к переговорам по утверждению нового правительства. При этом в сам день голосования Фатх оказал максимальное сопротивление и в решающий момент после представления М. аль-Кадими кандидатуры министра по социальным вопросам чуть не сорвал утверждение кабмина в очередной раз. Однако М. аль-Кадими изменил свою позицию и предложил кандидата, предпочтительного для Фатх, в результате чего блок проголосовал за утверждение нового кабинета правительства.

Представители курдского блока изначально поддержали кандидатуру М. аль-Кадими и сыграли определенную роль в ослаблении позиций Аднана аль-Зурфи, уполномоченного президентом Бархам Салехом на пост премьер-министра еще в марте, но выбывшего из гонки через месяц. Однако на финальном этапе утверждения нового кабинета министров курдский блок традиционно занял нейтральную позицию и не принимал активного участия в формировании нового правительства.

По словам эксперта Управления международных связей Демократической партии Курдистана (ДПК) Азиза Мохамеда Навзада Азиза, такая стратегия объясняется отсутствием доверия между Багдадом и Иракским Курдистаном: «На протяжении многих лет Багдад не выполнял своих обязательств по Конституции перед Иракским Курдистаном, при этом стремился аккумулировал все финансовые и нефтяные потоки у себя. В результате Курдистан пошел своим путем, планомерно развивая независимую экономику, инфраструктуру, формируя собственную законодательную систему и обеспечивая высокий уровень жизни населению. Региональное правительство Курдистана всегда готово к конструктивному диалогу с федеральным правительством Ирака, однако сегодня Ирак — это государство, терзаемое изнутри многочисленными политическими и религиозными группами и внешним лоббированием про-иранских интересов Тегераном, поэтому фигура премьер-министра в нынешнем политическом раскладе Ирака не играет значительной роли».

Курдский вектор в стратегии М. аль-Кадими

М. аль-Кадими, в свою очередь, анонсировал в своей программе курс на потепление отношений с Иракским Курдистаном.

«Федеральное правительство намерено работать в сотрудничестве с региональным правительством Курдистана по урегулированию нерешенных вопросов и соблюдению исполнения соглашений между обеими сторонами в соответствии с Конституцией с целью работы во имя высших интересов страны и объединения усилий во всех областях», — говорится в заявлении.

Заявление аль-Кадими может иметь почву для реальных шагов по укреплению отношений с Эрбилем, но только в том случае, если урегулирование существующих противоречий между сторонами будет проходить в рамках четких договорённостей, без вмешательства третьих сторон.

Бывший премьер-министр Ирака Абдель Махди «передал» нынешнему правительству страну с разрушенной экономикой, острыми социальными проблемами, измотанным и уставшим от войн и внутренних конфликтов народом. В контексте пандемии коронавируса и падения цен на нефть от экономики Ирака остались лишь руины. Кроме того, незадолго до своей отставки А. Махди, имевший довольно неплохую репутацию в Эрбиле, своим решением урезать зарплаты государственным служащим и работникам бюджетных организаций Курдистана окончательно подорвал доверие курдов, нарушив действующие соглашения между сторонами. Официальная причина решения не была озвучена, однако, учитывая традиционное влияние заинтересованных конфессиональных и политических групп, составляющих политический истеблишмент Ирака, подобная тактика стала вполне ожидаемой для Эрбиля.

Дальнейшим шагом в политике М. аль-Кадими в отношении Иракского Курдистана должен стать вопрос распределения нефтяных запасов в стране. В Курдской автономии сконцентрировано примерно 45 млрд барр. нефти, при этом курды экспортируют 400–500 тыс. барр. в день. По соглашению, подписанному бывшим президентом Курдского регионального правительства Массудом Барзани и бывшим премьер-министром Ирака Абделем Махди в декабре 2019 г., Эрбиль должен экспортировать 250 тыс. барр. в сутки через государственную нефтяную компанию SOMO и выплачивать полученные доходы в федеральный бюджет. Взамен Багдад ежегодно должен выделять Эрбилю около 12% (примерно 8,2 млрд долл.) из федерального бюджета. Тем не менее условия соглашения так и не были выполнены, поскольку его вступление в силу вновь было бойкотировано парламентом Ирака.

Выводы и тенденции развития Ирака

Несмотря на огромные экономические и социальные проблемы Ирака, у нового правительства есть возможности для конвергенции национальных, региональных и международных интересов правительства М. аль-Кадими и достижения консенсуса с внутренними политическими блоками в Эрбиле. Этого не смог достичь ни один из его предшественников. Кроме того, иракская общественность, несмотря на традиционный скептицизм в отношении нового лидера, продемонстрировала позитивные признаки доверия к программе М. аль-Кадими.

Мустафа аль-Кадими может войти в политическую историю Ирака как первый лидер, поддерживающий курс на децентрализацию страны в качестве эффективной меры урегулирования внутриполитических и социальных противоречий. Данный аргумент может сыграть существенную роль в сближении Эрбиля и Багдада хотя бы на первоначальном этапе. В стремлении к полноценной независимости региона бывший президент автономии Масуд Барзани объявил о референдуме Курдистана, который прошел 25 сентября 2017 г. Однако курдскому лидеру так и не удалось создать суверенное государство при рекордном количестве народных голосов за независимость от Ирака (92,5%). Ряд политических партий, включая Патриотический союз Курдистана (PUK), отказались отделяться, опасаясь военного вторжения Багдада.

Другим сильным козырем аль-Кадими в отношениях с Эрбилем могут стать его связи с Западом, в том числе с США. Если о сближении Эрбиля с внутриполитическими блоками Ирака и Ираном в ближайшей перспективе не может быть и речи, то с США и Турцией Иракский Курдистан десятилетиями развивал торгово-экономические связи, а также использовал своих сильных партнёров в повышении безопасности страны и борьбе с ИГ (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ). При этом ключевую роль в совместной операции с американскими, иракскими и курдскими вооруженными силами по ликвидации лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади сыграл именно Мустафа аль-Кадими, эффективно использовавший свои связи и полномочия на посту Руководителя национальной разведки Ирака (в период с 2016–2020 гг.).

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.88)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju