Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 4.9)
 (20 голосов)
Поделиться статьей
Николь Сукиасянц

Японист, магистрант ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова

Роман Майка

Программный менеджер по связям со СМИ и правительственными структурами

РСМД продолжает серию подкастов про мемы. Новый выпуск серии посвящен мемам в Японии и выходит при поддержке онлайн-радио Глаголев FM.

Особый японский стиль восприятия действительности отразился и в мемах. Японские мемы представляют собой достаточно закрытую экосистему, которая крайне неохотно принимает мемы извне. Здесь мемы рождаются и умирают, не выходя в открытый Интернет (если это, конечно, не сокрушительный «кабэ-дон»). За что в Японии так не любят Трампа и как высмеивают местных политиков? Почему в Японии яичный желток популярнее Бейби Йоды, и какие российские мемы проникают в замкнутое мем-пространство Японии?

РСМД продолжает серию подкастов про мемы. Новый выпуск серии посвящен мемам в Японии и выходит при поддержке онлайн-радио Глаголев FM.

Особый японский стиль восприятия действительности отразился и в мемах. Японские мемы представляют собой достаточно закрытую экосистему, которая крайне неохотно принимает мемы извне. Здесь мемы рождаются и умирают, не выходя в открытый Интернет (если это, конечно, не сокрушительный «кабэ-дон»). За что в Японии так не любят Трампа и как высмеивают местных политиков? Почему в Японии яичный желток популярнее Бейби Йоды, и какие российские мемы проникают в замкнутое мем-пространство Японии?

Про это и многое другое рассказывает Николь Сукиасянц, японист, магистрант ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова.

Послушать в Яндекс.Музыке

Япония уже давно является бесконечным источником странных объектов для шуток и каждый год подкидывает пару тройку новых мемов в мировой интернет. Но над чем смеются сами японцы, и есть ли у них привычные нам «мемы»?

Современные японские интернет-мемы впервые появились на анонимных форумах 2channel и 4chan, а оттуда уже перекочевали в Твиттер. В 2000-х гг. на форумах расцвела ASCII-графика – форма искусства, использующая символы, например, буквы, цифры и знаки пунктуации для создания изображений. Так появился Giko Neko — довольно злой котик, которому часто приписывают фразу «Иттэёси», что является каламбуром, который можно перевести и как «ты можешь идти» или «пожалуйста, уходи», и как «пожалуйста, умри» — зависит от выбранного иероглифа. Для японской довольно вежливой культуры общения в сети появление такого агрессивного персонажа в комментариях было в новинку, но вскоре он превратился в мем и сейчас можно найти сувениры с Giko Neko и другими персонажами в обычных магазинах.

В эпоху массового использования Твиттера продолжительность жизни мема сократилась, а новые темы для шуток быстро сменяли друг друга. Так, одно время все обсуждали Jiko boei ojisan «мужик — сторонник самообороны», который утверждал, что не следует полагаться на национальную пенсию — чтобы быть финансово независимым и стабильным, нужно, скорее, защищать себя — покупать акции или уезжать из Японии. Яркая мимика и фраза «Государству, короче, доверять нельзя» породила множество шуток и обросла фотожабами, как, например, вариант мема с шапкой ушанкой и подписью «Капитализму, короче, доверять нельзя».

В 2014 году объектом для шуток стал «плачущий коррупционер» Рютаро Нономура, местный чиновник, который был уличен в том, он несколько лет за бюджетные деньги ездил отдыхать на горячие источники на общую сумму около 30 тыс. долларов. Когда от него потребовали предоставить документы, подтверждающие что его поездки носили деловой характер, Рютаро признался, что никаких документов у него нет, но ему должны поверить, ведь он «искренне работал на благо». На этих словах чиновник разрыдался, что и вдохновило японских пользователей на создание множества мемов как с самим Рютаро, так и с популярными персонажами аниме и видеоигр.

На фоне большинства скоротечных или разовых мемов, которые возникали в ответ на новости или вирусные видео, кабэ-дон стал классикой. Это слэнговое слово состоит из частей «кабэ» — стена, и «дон» — звук удара рукой об стену. Поза, когда парень кладет руку на стенку напирая на девушку, стараясь произвести на нее впечатление — это и есть кабэ-дон. Этот мем так понравился японским пользователям Twitter, что вскоре фотожабы с известными персонажами аниме и комиксов манга, актеры, фигуристы и политики начали заполонять Интернет.

Политическая жизнь Японии тоже отражается в интернет-шутках. В основном, героями мемов становятся политики, которые долгое время находятся у власти или выступают с непопулярными инициативами. Такие мемы выкладывают на анонимном развлекательном сайте bokete.jp, где в качестве шаблонов используют предвыборные плакаты кандидатов в депутаты или скриншоты с записей заседания парламента. Обычно пользователи замазывают часть слогана на предвыборном плакате, чтобы можно было «придумать смешную подпись» т.е. «бокэтэ». Так, замазав оригинальный глагол в слогане предвыборной кампании действующего премьер-министра Синдзо Абэ «Создадим будущее этой страны», можно как «разрушить», так и «украсть» это самое будущее.

В 2015 году боевики группировки «Исламское государство» (запрещено в РФ) взяли в заложники президента частной военной компании PMC Japan Харуна Юкава и журналиста-фрилансера Кэндзи Гото. На опубликованном видео с заложниками террористы потребовали выплатить выкуп в размере 200 млн долл. в течение 72 часов, иначе заложники будут убиты. Японцы, которые до этого слабо представляли, что такое ИГ и почему весь мир с ними борется, решили креативно ответить на новость и запустили акцию под хештегом #isisクソコラグランプリ(ISIS kuso kora guranpuri), что можно перевести как «Гран-при дурацких коллажей ИГИЛ». На фотожабах они высмеивали террористов, делали отсылки к популярным аниме и фильмам и даже создали милого персонажа ISIS-chan «Игилочку», которая угрожала ножом не японским заложникам, а дыне. Когда же террористы действительно казнили заложников, а японцы поняли, что проблема терроризма может коснуться и Японии, то сразу перестали постить новые мемы, а многие пользователи принесли публичные извинения.

Мемы, которые пришли из японской культурные среды в мировой Интернет редко становятся популярными на родине, но «Yaranaika?» стал тем самым исключением. «Yaranaika?» или «Может сделаем “это”?» — это популярная фраза и интернет-мем, появившаяся из вступительного диалога в манге «Kuso Miso Technique», которая публиковалась в первом японском журнале для геев «Barazoku». Мимика персонажей и неожиданные сюжетные повороты сделали эту работу популярной среди интернет пользователей, которые стали подставлять лица персонажей на другие объекты.

Еще один известный за пределами Японии мем — это Гудетама. Этот ленивый желток с грустными заспанными глазами настоящее воплощение лени. Гудетама появился в 2013 году благодаря компании «Sanrio», которая специализируется на создании узнаваемых милых персонажей. Жизнь ленивого желтка постоянно подвергается различным потрясениям — его пытаются достать из скорлупы, размазать палочками по рису или съесть. В итоге, Гудетама постоянно ноет, хандрит, пытается залезть обратно в свою уютную скорлупу и просит оставить его в покое. Конечно, такой персонаж сразу полюбился японцам, а стикерпаки с желтком — одни из самых популярных среди японских пользователей.

У пользователей англоязычного и русского интернета, которые скорее всего видели отрывки странных японских телешоу, «кислотную» рекламу и аниме, сложился образ Японии, как страны с очень странным чувством юмора и критерием «нормальности», а значит и самобытной культурой интернет-мемов. Сами японцы практически не заходят в Интернет за смешными картинками, а развивают эту часть интернета только небольшая часть креативных пользователей с анонимных форумов и твиттера. Поэтому и темы для шуток затрагивают ограниченные сферы жизни, что не всегда близко пользователям извне. Но даже если вам не очень понятны мемы, над которыми смеются японцы, Япония еще долго будет вдохновлять людей по всему миру на создание мемов.

(Голосов: 20, Рейтинг: 4.9)
 (20 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся