Внешняя политика Аргентины при администрации Хавьера Милея
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 28, Рейтинг: 4.86) |
(28 голосов) |
Стажер-исследователь Центра стратегических исследований Института мировой военной экономики и стратегии (ИМВЭС) НИУ ВШЭ
Приход к власти Хавьера Милея грозит привести к отказу от основополагающих принципов традиционного внешнеполитического курса Аргентины. Действия нового президента и его заявления свидетельствуют о стремлении осуществить пересмотр отношений как с соседними странами, так и с мировыми игроками, выработать новую идеологическую основу для внешней политики Аргентины.
Ключевым императивом внешней политики Милея выступает курс на всестороннее укрепление отношений с Западом и главным образом США. Это сотрудничество имеет как символическое, так и практическое измерение. В ходе встреч с иностранными лидерами и в собственных выступлениях Милей регулярно подчеркивает приверженность Аргентины основам западной цивилизации: демократическим ценностям и принципам свободной торговли. На практике это подтверждается активизацией военного и экономического сотрудничества с Вашингтоном, отказом от вступления в БРИКС. Острая необходимость в финансовых средствах и огромный долг перед МВФ вынуждают Милея последовательно исполнять рекомендации чиновников фонда и американских советников.
Политическая ориентация Аргентины на Запад не отменяет важности торговли с Китаем, сохранения потока китайских инвестиций в страну. По всей видимости, Буэнос-Айрес будет и дальше стремиться сохранить прочные отношения с азиатским партнером, не пересекая «красные линии» Пекина, но при этом проводить курс на его медленное и постепенное вытеснение из наиболее чувствительных и важных сфер.
Россия не является крупным коммерческим партнером Аргентины, тем не менее ограниченность экономических связей в прошлом не препятствовала налаживанию двустороннего сотрудничества. Внешняя политика нынешнего президента Аргентины в отношении России включает максимально возможное дистанцирование при отсутствии регулярной критики в адрес Москвы и без присоединения к западным санкциям на нынешнем этапе. Хавьер Милей одновременно выражает солидарность с позицией Киева, выдвигая, например, идею проведения саммита по Украине в Латинской Америке, при этом избегая полного разрыва отношений с Россией.
Латиноамериканский вектор внешней политики Хавьера Милея подразумевает в первую очередь отказ от стремления сохранить дружественные отношения со всеми странами региона, постепенный отход от традиционного активного участия Аргентины в работе интеграционных объединений и торговых блоков, в частности Союза южноамериканских наций (UNASUR) и Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC), или пересмотра их условий. При этом скандальные заявления президента в адрес «левых» президентов соседних государств, хотя периодически и провоцируют резкую реакцию со стороны его коллег, но не оказывают реального воздействия на торгово-экономические связи стран. Президент Аргентины, вероятно, будет и дальше проводить изоляционистскую политику, укрепляя сотрудничество с государствами, во главе которых стоят идеологически близкие Милею лидеры, которых на данный момент в регионе явное меньшинство.
Президентские выборы в Аргентине в ноябре 2023 г. завершились сенсационной победой кандидата от партии «Свобода наступает», либертарианца Хавьера Милея, которая стала возможной из-за глубокого экономического кризиса, в котором страна находится больше десятилетия, и всеобщей усталости аргентинцев от традиционных политиков. Предложение сменить государственный курс «на 540 градусов» и вывести страну из кризиса с помощью радикальных реформ вошло в резонанс с чаяниями большой части общества, которая сделала ставку на Милея, руководствуясь, по всей видимости, принципом «хуже не будет».
Тем не менее мандат народной поддержки, как показывают реалии аргентинской политики, является ненадежным политическим ресурсом. Деятельность президента пользуется все меньшей поддержкой, а его радикальный реформаторский курс сталкивается с серьезными затруднениями: Национальный конгресс страны отказывается принять ключевой документ администрации Милея, который предусматривает предоставление президенту чрезвычайных полномочий, внесение изменений в избирательную систему и ужесточение наказаний за участие граждан в акциях протеста. Сопротивление законодательным инициативам президента проявляется не только в стенах парламента, но и на улицах городов. Так, 24 января 2024 г. в Аргентине состоялась 12-часовая всеобщая забастовка против предложенных реформ, организованная крупнейшим профсоюзом страны — Всеобщей конфедерацией труда. Очевидно, что инициированный Милеем слом сложившейся в стране социально-экономической системы вызывает негодование у общества и политических элит, желание недавних сторонников «экономиста с бензопилой» вернуться к исходной точке.
Тем временем, на фоне критики в парламенте и массовых выступлений против инициатив президента во внутренней политике, пристального внимания заслуживает и новый внешнеполитический курс страны, который предусматривает не менее радикальный разрыв с прошлой традицией.
К основным чертам внешней политики Аргентины в течение последних лет можно отнести активное участие в региональных организациях и объединениях: страна является членом Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC), Организации американских государств (ОАГ), торгового блока Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR). Буэнос-Айресу в течение длительного времени удавалось сохранять дружественные отношения с лидерами большинства латиноамериканских государств, включая президентов Венесуэлы Уго Чавеса и Николаса Мадуро. Страна активно участвовала в деятельности международных организаций, ее руководство заявляло о стремлении вступить в БРИКС, что было официально подтверждено президентом ЮАР Сирилом Рамафосой в августе 2023 г.
В отношениях с нерегиональными державами доминантой внешней политики Аргентины оставался курс на равноудаленность от крупнейших геополитических игроков, прежде всего США и КНР. Буэнос-Айрес, одновременно наращивая экономические связи с Пекином, сохранял за собой статус важнейшего союзника Вашингтона, не являющегося членом НАТО. Аргентина активно развивала торговое и гуманитарное сотрудничество с другими нерегиональными игроками, в частности Европейским союзом, Индией, Ираном и Россией. Нежелание Аргентины примыкать к какой-либо из сторон сохранилось и после февраля 2022 г., когда официальный Буэнос-Айрес ограничился словесным осуждением российских действий и отказался присоединиться к западным санкциям.
Приход к власти Хавьера Милея грозит привести к отказу от основополагающих принципов традиционного внешнеполитического курса Аргентины. Действия нового президента и его заявления свидетельствуют о стремлении осуществить пересмотр отношений как с соседними странами, так и с мировыми игроками, выработать новую идеологическую основу для внешней политики Аргентины.
Фактор личности Милея и инаугурация
Предвыборная политическая программа кандидата Хавьера Милея изобилует предложениями в области экономической и социальной политики, но уделяет минимум внимания вопросам внешних связей с другими странами. В программе отражены только идеи концептуального характера: необходимость развития и укрепления сотрудничества с либеральными демократиями, профессионализация дипломатической службы, максимальное поощрение свободной торговли. Высказывания Милея и его действия, хотя и выглядят порой обескураживающими, придают большую ясность этим абстрактным принципам.
Политическое мышление Хавьера Милея включает два основных элемента: антисистемный популизм и либерализм. Противопоставление существующей политической системе, отказ от прежних соглашений во внутренних и внешних делах проистекают из логики президента, являются частью его политического имиджа и объясняют эпатажные заявления Милея. Так, президента соседней Бразилии Лулу да Силву он назвал «разъяренным коммунистом», схожего эпитета удостоился и лидер Колумбии Густаво Петро. Заочная перепалка в социальной сети случилась у Милея с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро, когда аргентинский лидер назвал венесуэльского коллегу «обнищавшим социалистом». В интервью изданию Bloomberg летом 2023 г. тогда кандидат Милей проявил полное отсутствие сдержанности в отношении Китая, заявив, что не желает иметь деловые отношения с теми, «кто не уважает свободу», однако оговорившись, что не собирается чинить препятствия частному сектору в развитии торговли. В этом проявляется уже либеральная система ценностей Милея, ратующего за ликвидацию таможенных барьеров и прочих ограничений свободного перемещения товаров и услуг. Таким образом, аргентинский президент явно склонен разделять политику и бизнес.
Анализ риторики Хавьера Милея позволяет описать некоторые особенности политического поведения аргентинского лидера, которые влияют на проводимую им внешнюю политику. Во-первых, Милею важно сохранять собственный имидж неординарного и несистемного политика, действующего по собственный воле и не считающегося с принятыми правилами и договоренностями. Во-вторых, в политической сфере большую роль для него имеет идеологический фактор: Милею свойственен ортодоксальный подход к тому, что касается выстраивания политических отношений с иностранными игроками. В-третьих, эта приверженность ортодоксальному подходу в политике не означает отсутствия прагматизма и гибкости Милея в вопросах торговли.
Переходя к более предметному рассмотрению внешнеполитического курса Милея, стоит обратить внимание на список представителей государств на инаугурации Милея, среди которых лидеры Чили, Эквадора, Уругвая и Парагвая, король Испании Филипп IV, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и президент Украины Владимир Зеленский, экс-президент Бразилии Жаир Болсонару (как частное лицо) и министр иностранных дел этой страны. В глаза бросается малое число латиноамериканских президентов, отсутствие первых лиц таких стран, как Бразилия, Мексика или Колумбия. Эти государства возглавляют политики «левой» ориентации, не скрывающие критического отношения к фигуре аргентинского коллеги-либертарианца. Нетрудно заметить, что на инаугурацию прибыли только «правые» латиноамериканские лидеры, идеологически близкие к Хавьеру Милею, за исключением чилийского президента, пользующегося имиджем «нового левого» в регионе. Политическая изоляция в Латинской Америке стала объективной реальностью для аргентинского президента, с чем ему придется считаться в ближайшем будущем.
Единственным главой государства Европейского союза, прилетевшим на инаугурацию, стал Виктор Орбан — ключевая фигура среди «правых» политиков в Европе. Его присутствие служит выражением поддержки и солидарности аргентинскому коллеге, который тоже критикует западные страны за излишнее внимание к правам меньшинств. Хавьер Милей стремится активнее наращивать взаимодействие со странами, возглавляемыми политиками правого толка. Присутствие Зеленского на инаугурации можно объяснить поддержкой Милеем позиций официального Киева, что предоставило возможность для пропаганды украинской «формулы мира» в Латинской Америке, где большинство лидеров занимают позицию неприсоединения в конфликте.
США в качестве главного, согласно заявлениям Милея, внешнеполитического ориентира были представлены самой крупной делегацией: ее возглавили секретарь министерства энергетики Дженнифер М. Гранхольм и Хуан С. Гонсалес, специальный помощник президента Байдена по вопросам безопасности в Западном полушарии. Израиль, второй по важности союзник Аргентины по версии нового президента, направил на инаугурацию министра иностранных дел страны Эли Коэна, а делегация КНР была представлена на мероприятии только заместителем председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Вэйхуа.
Изучение списка представителей иностранных государств на инаугурации Милея проливает свет на то, сотрудничество с какими государствами является приоритетным для новой администрации, какие изменения коснутся политики Аргентины в отношениях со странами Латинской Америки, США, Китаем, участия южноамериканской страны в международных организациях.
Отказ от вступления в БРИКС, Китай и Россия
Аргентина и Великобритания: дипломатия и суверенитет
Ключевым внешнеполитическим мероприятием администрации Хавьера Милея на данный момент стал отказ от вступления страны в БРИКС. Это решение президент изложил в письме лидерам стран-членов с формулировкой о «нецелесообразности» приема Аргентины, упомянув при этом «создание специализированного подразделения для активного участия страны в БРИКС». Вступление в БРИКС могло бы обеспечить Аргентине дополнительный источник финансирования из Нового банка развития (НБР) и приток инвестиций, однако в этом случае взгляды Милея взяли верх. Решение о вступлении в БРИКС было одним из последних достижений предыдущего президента Фернандеса, поэтому отказ от членства — закономерный ход в рамках политики Милея, предусматривающей максимально возможный разрыв с прежним курсом. Важен и геополитический аспект решения: это сигнализирует об идеологическом дистанцировании Аргентины от Китая и России, а его главный адресат — Соединенные Штаты, чьей мировой гегемонии в политической и экономической сфере и угрожает данное объединение.
Приостановка вступления в БРИКС, тем не менее, не означает прекращения сотрудничества Аргентины с его членами, что видно на примере отношений с Бразилией и в особенности с Китаем. Пекин — второй торговый партнер страны, важнейший кредитор Буэнос-Айреса: в 2023 г. общая сумма валютных своп-линий, предоставленных Пекином, оценивалась в 19,5 млрд долл., которые власти Аргентины используют для погашения долга перед МВФ. В 2022 г. страна официально присоединилась к инициативе «Один пояс, один путь», Китай активно инвестирует в инфраструктурные объекты на ее территории, участвуя в совместном строительстве гидроэлектростанции на реке Санта-Крус, многоцелевого портового терминала на Огненной Земле, крупнейшего в Южной Америке радиотелескопа. За последние пять лет стороны подписали 13 торговых соглашений о поставках сельскохозяйственной продукции, Китай — главный покупатель аргентинской говядины и соевых бобов. Существующие торгово-экономические связи и долговые обязательства стали прочным фундаментом для аргентинско-китайских отношений, и позиции КНР как экономического партнера страны выглядят как никогда прочными. После инаугурации Милей перестал выдвигать обвинения в адрес Пекина, а одним из его первых внешнеполитических шагов стала отправка официального письма Си Цзиньпину с просьбой ускорить обновление текущего валютного обмена между странами и получить доступ к 5 млрд долл. для погашения части долгов Аргентины. Величина убытков от потенциального разрыва существующих торгово-экономических отношений, по всей видимости, склонила аргентинского президента к прагматичному и взвешенному подходу в отношении Китая.
Невозможность разрыва с Китаем на уровне экономики не отменяет стремления Милея осуществить отмежевание от азиатского гиганта на идеологическом уровне и приступить к налаживанию отношений с Тайванем. В конце декабря 2023 г. депутат от партии Милея «Свобода наступает» провел встречу с представителем тайваньского торгового представительства в Буэнос-Айресе, а затем выразил слова одобрения экономической политике Тайбэя, который служит примером «для свободного мира». В январе 2024 г. аргентинские СМИ сообщили о тайной встрече между министром иностранных дел Аргентины Дианой Мондино и представителем Тайваня в стране Мяо Хунг Ши. Аргентинская сторона впоследствии опровергла эти сообщения, а в скором времени состоялась уже официальная встреча главы МИД Аргентины и посла КНР, в ходе которой Мондино подчеркнула приверженность страны принципу единого Китая. Буэнос-Айрес, осознавая зависимость от Китая, посылает недвусмысленные сигналы на остров, восстанавливая внешнеполитический имидж Аргентины в глазах «демократического сообщества».
Россия не является крупным коммерческим партнером Аргентины: южноамериканская страна занимает лишь 55-е место по объему товарооборота среди ее торговых партнеров. Ограниченность экономических связей не препятствовала налаживанию двустороннего сотрудничества: Аргентина одной из первых зарегистрировала российскую вакцину «Спутник V» в декабре 2020 г., а президент А. Фернандес совершил государственный визит в Москву, несмотря на критику со стороны властей США. Представить такое при администрации Хавьера Милея едва ли возможно, так как, в отличие от своего предшественника, Милей занял более жесткую позицию в отношении проводимой Россией специальной военной операции, выразив всестороннюю поддержку Киеву. Вскоре после своего избрания Милей выдвинул идею проведения мирного саммита по украинскому кризису в Аргентине. Внешняя политика нынешнего президента Аргентины в отношении России, безусловно, включает максимально возможное дистанцирование при отсутствии регулярной критики в адрес Москвы и без присоединения к западным санкциям на нынешнем этапе. Хавьер Милей одновременно выражает солидарность с позицией Киева, выдвигая, например, идею проведения саммита по Украине в Латинской Америке, но при этом избегая полного разрыва отношений с Россией.
Ориентация на США и поиск нерегиональных союзников
Меж долларом и юанем: Аргентина и Бразилия переходят на единую валюту… снова
Фундаментальной основой внешнеполитического курса Хавьера Милея является ориентация на США. Это прослеживается и на символическом уровне: свою первую речь президент произнес в обстановке, имитирующей внешний вид пресс-службы Белого дома, на что обратили внимание аргентинские СМИ. Свой первый визит после победы на выборах Милей совершил, вопреки сложившейся традиции, не в Бразилию, а в Соединенные Штаты, где провел встречи с экс-президентом страны Биллом Клинтоном и советником по национальной безопасности Джейком Салливаном и заявил, что хочет присоединиться к «нациям, уважающим свободу».
Аргентино-американские связи при администрации Милея могут действительно приобрести стратегический характер. Будущему отношений двух стран посвящен материал американского аналитического центра, в котором четко очерчен перечень сфер сотрудничества на ближайшее годы: горнодобывающий сектор (добыча лития и меди), сотрудничество в космосе, борьба с незаконным рыбным промыслом китайских судов. Эти сферы прямо затрагивают интересы Китая, речь идет о создании в перспективе условий для конкуренции с КНР и подрыва китайских позиций в регионе.
Укрепление сотрудничества между двумя государствами в сфере безопасности постепенно ведет к геополитическим сдвигам в Латинской Америке: в феврале 2024 г. стало известно о планирующемся в мае заходе в аргентинский порт авианосца ВМС США CVN-73 «Джордж Вашингтон». Еще до прибытия авианосца Буэнос-Айрес посетит глава Южного командования США Лора Ричардсон, а в ноябре 2024 г. столица Аргентины примет первый саммит по обороне Западного полушария. Аргентинская сторона также отказалась от покупки для нужд ВВС истребителей китайского производства JF-17 в пользу американских F-16, ранее несших службу в Дании. Перечисленные шаги говорят о явном желании аргентинского президента стать ключевым военно-политическим союзником США в Латинской Америке, где позиции Вашингтона оказались сильно ослаблены за последнее двадцатилетие.
Финансовая составляющая в отношениях Буэнос-Айреса и Вашингтона также остается приоритетной для Милея, одним из предвыборных обещаний которого была долларизация аргентинской экономики. Регулярные дипломатические контакты аргентинских властей с американскими чиновниками должны помочь в получении новых кредитов от Международного валютного фонда, где США — крупнейший акционер, и отсрочек по платежам. Это уже приносит первые плоды: в конце января 2024 г. исполнительный комитет МВФ одобрил выделение кредита правительству Хавьера Милея размером в 4,7 млрд долл. и выразил поддержку проводимому экономическому курсу в стране. Глава МВФ Кристалина Георгиева уже высоко оценила «прагматичный» курс Хавьера Милея по сокращению государственных расходов и выразила надежду на скорый выход страны из экономического кризиса. Милей фактически отказался от прежнего своенравного курса Аргентины в отношениях с МВФ, для которого были характерны отказ Буэнос-Айреса соблюдать рекомендации организации, регулярные требования отсрочек по платежам и даже скрытие статистических данных от фонда. Действия администрации Милея свидетельствуют если не о подчинении экономической политики Аргентины МВФ, то о стремлении властей страны последовательно исполнять рекомендации чиновников фонда и американских советников.
В условиях нарастающей региональной изоляции и отсутствия крупных союзников в Западном полушарии, кроме США, в феврале 2024 г. Хавьер Милей совершил международное турне для налаживания связей с нерегиональными державами и посетил Израиль, Италию и Ватикан. Помимо личных пристрастий аргентинского президента к иудаизму, посещение Израиля имеет важное символическое значение: в условиях продолжающейся операции ЦАХАЛ в Секторе Газа визит служит демонстрацией солидарной позиции Аргентины со странами западного мира. Милей встретился с премьер-министром страны Биньямином Нетаньяху и заявил о планах перенести посольство страны в Иерусалим. Выбор Италии тоже можно объяснить идеологическими мотивами: премьер-министр страны Джорджа Мелони — одна из главных европейских лидеров «правых». По итогам встречи Милея и Мелони стороны заявили о развитии сотрудничества в сфере энергетики и инфраструктуры, существовании глубоких исторических и культурных связей между двумя странами.
Визит в Ватикан и курс на налаживание отношений с папой римским Франциском, выходцем из Аргентины, также имеют принципиальное значение для политики Хавьера Милея. Отношения прежних аргентинских администраций с папой имели напряженный характер: Буэнос-Айрес неоднократно обвинял понтифика в сотрудничестве с властями во время репрессий 1970-х гг., а сам Франциск не посещал Аргентину с момента своего избрания. Можно предположить, что Милей стремится, с одной стороны, урегулировать противоречия, чтобы в очередной раз подчеркнуть отказ от преемственности внешней политике прошлых президентов, а с другой, получить ценный политический капитал в стране и в Латинской Америке — регионе с самым большим католическим населением в мире. Для укрепления отношений с Ватиканом аргентинскому лидеру было необходимо дезавуировать ранее высказанные оскорбления в адрес понтифика: так, после встречи оценка Милеем деятельности папы Франциска поменялась радикальным образом от «представителя зла на земле» до «самого выдающегося аргентинца».
Итоги международного турне Хавьера Милея пока выглядят положительными для президента, в особенности на фоне стремительного роста недовольства его политикой внутри страны. Курс на стратегическое укрепление отношений со странами Запада приносит результаты, несмотря на эксцентричное поведение аргентинского президента, его критику в адрес «социалистической повестки» стран Запада во время экономического форума в Давосе. Стратегическое положение Аргентины в современном мире и политика нынешней администрации создали «окно возможностей» для США и их союзников для восстановления утраченных ранее позиций в Латинской Америке, чем уже активно пользуются в Вашингтоне.
Отношения со странами Латинской Америки
Отношения Хавьера Милея с лидерами крупнейших латиноамериканских государств на уровне риторики испортились еще до его официального вступления в должность. Не стоит, однако, преувеличивать значение данного фактора, который сводится к межличностным, а не межгосударственным отношениям. Заявления Милея не мешают развитию экономических связей с традиционными партнерами в Латинской Америке.
Аргентину и Бразилию связывает целый ряд крупных межгосударственных проектов, в частности проект создания единой валюты, соглашения в области энергетики по финансированию Бразильским банком экономического и социального развития (БНДЕС) участка газопровода, пролегающего по территории двух стран. Отношения между странами, по мнению специалистов, являются ключевыми в регионе, имеют долгую историю, которая определяется структурными факторами. В настоящий момент между сторонами сложился консенсус, в рамках которого торговый оборот сохраняет прежние показатели, ни один из действующих проектов не отклонен и не отправлен на повторное рассмотрение аргентинской стороной, а бразильские власти, заинтересованные в сохранении добрососедских отношений с Аргентиной, избегают критики внутри- и внешнеполитического курса Хавьера Милея. Схожая ситуация наблюдается в аргентино-чилийских отношениях, где объемы торговли сохраняют прежние показатели.
Вместе с тем аргентинский президент заявил о своем отказе отправлять послов в Венесуэлу, Никарагуа и Кубу, а министр иностранных дел страны Диана Мондино получила поручение президента оказывать поддержку венесуэльской оппозиции, голосовать против Никарагуа в Организации американских государств (ОАГ), осудить Кубу в правозащитных организациях. Лидеры этих трех латиноамериканских государств не получили официальных приглашений на инаугурацию Милея. Этот шаг контрастирует с политикой прошлых президентов Аргентины, в течение длительного времени поддерживавших дружественные отношения со всеми государствами региона. Подобное решение нарушает региональное единство и в перспективе затруднит процесс интеграции стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Вместе с тем торгово-экономические связи между Аргентиной и тремя упомянутыми государствами минимальны и, исходя из подобной логики, не имеют значения для Милея.
Большую угрозу для интеграционных проектов в Латинской Америке представляет курс аргентинского президента на сворачивание участия страны в деятельности крупных региональных объединений и союзов, в особенности стремление пересмотреть условия торгового блока MERCOSUR или даже покинуть его: в ходе предвыборной кампании Милей называл это объединение «низкокачественный таможенным союзом, который ведет к отвлечению торговых потоков и наносит ущерб его членам». После инаугурации подход президента смягчился, и страна не предпринимала шагов в этой области. Эксперты отмечают, что выход Аргентины из MERCOSUR нереалистичен: для этого потребуется денонсация Асунсьонского договора 1991 г. Национальным конгрессом, в котором у нынешнего главы нет парламентского большинства. Однако действия Милея свидетельствуют скорее о стремлении получить большую самостоятельность в рамках MERCOSUR и добиться возможности заключать индивидуальные соглашения о свободной торговле с любыми странами и нерегиональными блоками, что совпадает с позицией другого латиноамериканского лидера, президента Уругвая Луиса Лакалье Поу, летом 2023 г. выдвинувшего план по созданию условий для «большей гибкости в блоке».
С большим скепсисом относятся нынешние власти Аргентины к членству страны в других региональным площадках и объединениях: Союзе южноамериканских наций (UNASUR) и Сообществе латиноамериканских и карибских государств (CELAC). Позиция официального Буэнос-Айреса подразумевает курс на свертывание участия страны в их работе и замораживание отношений в рамках блоков. Риск того, что Аргентина окажется в условиях политической изоляции и будет развивать сотрудничество только с тем странами, где у власти правые силы (Парагвай, Уругвай, Эквадор, Перу), остается крайне высоким.
Вопрос принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов сохраняет актуальность во внешней политике Аргентины. Хавьер Милей неоднократно подтверждал «бесспорный суверенитет» страны над Мальвинами, что прямо прописано в конституции Аргентины, однако еще во время избирательной кампании сделал нетипичное для аргентинской политики заявление, когда публично признал значение выбора жителей островов и предложил «гонконгскую» модель для урегулирования территориального спора с Лондоном. Во время поездки на мировой экономический форум в Давосе в январе 2024 г. Хавьер Милей провел встречу с министром иностранных дел Соединенного Королевства Дэвидом Кэмероном, в ходе которой обсуждался статус спорной территории. Единственным итогом встречи стала формулировка аргентинского президента о включении фолклендского вопроса в повестку дня для совместного поиска решения проблемы, что неудивительно: позиция Лондона уже в течение многих лет остается прежней и сводится к принципиальному отказу от обсуждения суверенитета Великобритании над Фолклендскими островами. Милей явно понимает бесперспективность любых попыток вернуть контроль над островами, и его высказывания следует скорее рассматривать как дань аргентинской политической традиции.
***
Таким образом, латиноамериканский вектор внешней политики Хавьера Милея подразумевает в первую очередь отказ от стремления сохранить дружественные отношения со всеми странами региона, постепенный отход от традиционного активного участия Аргентины в работе интеграционных объединений и торговых блоков в пользу пересмотра их условий. Скандальные заявления президента в адрес президентов соседних государств, хотя периодически и провоцируют резкую реакцию со стороны его коллег, но не оказывают реального воздействия на торгово-экономические связи стран.
Политические реалии аргентинской политики, необходимость учета целого ряда внутри- и внешнеполитических факторов вынуждают нынешнего президента пересматривать часть прежних обещаний. Догматизм Милея остается важным, но не единственным фактором, влияющим на отношения Аргентины с другими государствами. Заявленный Милеем курс на прекращение любых отношений с «коммунистами» и «автократами» воплощается в жизнь только в ситуациях, когда подобный разрыв не ведет к серьезным экономическим издержкам. Во многом это напоминает внешнюю политику экс-президента Бразилии Жаира Болсонару, тоже сторонника правой идеологии, которому удалось лишь заморозить участие страны в работе БРИКС и MERCOSUR, при этом сохранив торгово-экономические отношения с Китаем на прежнем уровне и даже нарастив сотрудничество.
Ключевым императивом внешней политики Милея выступает курс на всестороннее укрепление отношений с Западом и главным образом США. Это сотрудничество имеет как символическое, так и практическое измерение. В ходе встреч с иностранными лидерами и в собственных выступлениях Милей регулярно подчеркивает приверженность своей страны основам западной цивилизации: демократическим ценностям и принципам свободной торговли. На практике это подтверждается активизацией военного и экономического сотрудничества с Вашингтоном, отказом от вступления в БРИКС. Острая необходимость в финансовых средствах и огромный долг перед МВФ вынуждают Милея постоянно поддерживать хорошие отношения с чиновниками организации, проводить собственную экономическую политику в соответствии с рекомендациями из фонда.
Политическая ориентация Аргентины на Запад не отменяет важности торговли с Китаем, сохранения потока китайских инвестиций. По всей видимости, Буэнос-Айрес будет и дальше стремиться сохранить прочные отношения с азиатским партнером, не пересекая «красные линии» Пекина, но при этом проводить курс на его медленное и постепенное вытеснение из наиболее чувствительных и важных сфер.
В отношениях со странами Латинской Америки Хавьер Милей проводит курс на вывод страны из основных интеграционных объединений, предлагая пересмотреть ключевые положения участия, тем самым подрывая их основы. Президент Аргентины, вероятно, будет и дальше проводить изоляционистскую политику, укрепляя сотрудничество с государствами, во главе которых стоят идеологически близкие Милею лидеры, которых на данный момент в регионе явное меньшинство.
(Голосов: 28, Рейтинг: 4.86) |
(28 голосов) |
Удастся ли сильнейшим экономикам Латинской Америки прийти к общей валюте в этот раз?
Аргентина и Великобритания: дипломатия и суверенитетИстория и значение Фолклендского вопроса как внутриполитического фактора в преддверии президентских выборов
Президентские выборы в Аргентине: «Лев» с бензопилой выходит во второй турВ начале третьего десятилетия XXI в. аргентинское государство вплотную подошло к «моменту истины»
Глобальное управление в эпоху обострения конкуренции между великими державамиЕсли в период однополярности глобальное управление воспринималось в странах БРИКС скорее как западная идеология, то сейчас это уже практический вопрос внешней политики ведущих незападных держав