24 февраля 2022 г. войдет в историю как начало российской военной операции на территории Украины, повлекшей за собой ряд геополитических и геоэкономических последствий, затрагивающих регион и мир в целом. Несмотря на то, что Бразилия географически далека от зоны конфликта, она находится в уязвимом положении и может попасть под лавину проблем, которые происходящее принесет мировой экономике. Особенно сильно могут пострадать два сектора экономики страны — драйверы ее валового внутреннего продукта (ВВП): сельское хозяйство и энергетика.
Основным сектором экономики, который будет непосредственно затронут конфликтом в Восточной Европе, является сельское хозяйство Бразилии. В 2021 году бразильские компании импортировали из России 62% от общего объема ввозимых удобрений.
Сложность импорта удобрений из России из-за роста цен на международном рынке и из-за введения экономических санкций, негативно повлияет на следующие урожаи сои и кукурузы в Бразилии, повысив себестоимости этих товаров. Рост производственных затрат может препятствовать поставкам продукции на международный рынок, снижая объемы экспорта и конкурентоспособность бразильского сельскохозяйственного сектора.
Геополитическая напряженность может привести к росту цен. Кроме того, в аграрном секторе будет рост себестоимости основных культур, экспортируемых бразильскими компаниями, пока не появится возможность найти замену для поставляемых из России удобрений.
В случае с энергетическим сектором проблема еще более глубокая. Нефтегазовый сектор должен обновить внутренние цены на топливо в соответствии с ценами на международном рынке, что повысит стоимость бензина и дизельного топлива. В свою очередь, электроэнергетический сектор все еще ослаблен финансовыми последствиями пандемии COVID-19 и получает помощь в виде государственных трансфертов. Обновление цен на топливо, особенно на дизельное топливо и СПГ, должно увеличить затраты на электрогенерацию в условиях проблем, связанных с истощением рек и снижением поставок электричества с ГЭС. В результате повышение тарифов потребитель увидит именно в год выборов.
24 февраля 2022 г. войдет в историю как начало российской военной операции на территории Украины, повлекшей за собой ряд геополитических и геоэкономических последствий, затрагивающих регион и мир в целом. Несмотря на то, что Бразилия географически далека от зоны конфликта, она находится в уязвимом положении и может попасть под лавину проблем, которые происходящее принесет мировой экономике. Особенно сильно могут пострадать два сектора экономики страны — драйверы ее валового внутреннего продукта (ВВП): сельское хозяйство и энергетика.
В условиях взаимозависимости национальных экономик, определяемой набором потоков товаров и услуг, закрепленных в торговых соглашениях, агробизнес и энергетический сектор Бразилии являются частью глобальных производственно-сбытовых цепочек. Им угрожает не только сам конфликт, но также экономические и торговые санкции, которые страны Запада вводят против России.
Уязвимость возрастает из-за невнятной позиции бразильского правительства перед лицом конфликта. Визит президента Жаира Болсонару в самый напряженный период дипломатических отношений между Кремлем и Киевом выглядел намеком на поддержку российской стороны. Это вызвало опасения бразильских элит не только по поводу приверженности бразильского правительства демократическим ценностям и Уставу Организации Объединенных Наций, но также относительно способности страны действовать в условиях экономических санкций, наложенных на коммерчески значимого партнера, и кризиса гуманитарного характера, вызванного боевыми действиями.
Уязвимость аграрного сектора Бразилии
Основным сектором экономики, который будет непосредственно затронут конфликтом в Восточной Европе, является сельское хозяйство Бразилии. Это связано с тем, что сектор структурно зависит от импорта удобрений, которые широко используются при выращивании сои и кукурузы.
По данным Национальной ассоциации по распространению удобрений (ANDA), Бразилия производит только 20% удобрений для внутреннего потребления, что предполагает импорт оставшихся 80% из других стран. В 2021 году бразильские компании импортировали из России 62% от общего объема ввозимых удобрений.
Рисунок 1. Основные российские товары, импортируемые Бразилией в 2021 г.
Источник: Ministério da Economia (2022)
По данным RaboBank, Российская Федерация занимает 2-е место в мире по производству азотных и калийных удобрений и 4-е место по производству фосфорных удобрений. Все эти три типа удобрений необходимы для повышения продуктивности посевов сои и кукурузы в Бразилии, себестоимость которых и без того находится под давлением роста расходов на технологии и перевозки.
Сложность импорта удобрений из России из-за роста цен на международном рынке и из-за введения экономических санкций, негативно повлияет на следующие урожаи сои и кукурузы в Бразилии, повысив себестоимости этих товаров. Рост производственных затрат может препятствовать поставкам продукции на международный рынок, снижая объемы экспорта и конкурентоспособность бразильского сельскохозяйственного сектора.
Последствия для энергетического сектора Бразилии
Российская Федерация является крупным игроком международного рынка нефти и газа, занимая третье место в мире по добыче нефти и второе место по поставкам природного газа (см. рис. 2). Координация экспорта российских энергоресурсов осуществляется через энергетическую политику, ориентированную на максимальное удовлетворение интересов государственных компаний, а также координацию с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК+).
Участие в России в конфликте уже дестабилизировало глобальную цепочку поставок углеводородов, что привело к повышению цены на баррель нефти. В последние дни баррель нефти марки Brent котировался на уровне около 140 долл. Безусловно, страны — импортеры нефти, газа и деривативов ощутят влияние такого колебания цен уже в самое ближайшее время.
Рисунок 2. Крупнейшие производители природного газа в 2020 г.
Источник: IBP (2020)
Кроме того, России удалось воспользоваться дефицитом энергии в Европе для реализации крупных проектов по поставке природного газа в регион и получения прибыли государственными компаниями, работающими в этом секторе. В последние два десятилетия страна поставляла 55% газа, потребляемого в Германии, и 40 % объема, поставляемого в Евросоюз, с перспективой увеличения этих цифр за счет проекта «Северный поток-2», на который было наложено эмбарго властями Германии из-за конфликта на Украине.
Эта глубокая зависимость европейцев дала России возможность вести переговоры о своих геополитических интересах со странами старого континента. Они опасаются прекращения поставок, а также сокращения добычи нефти в России, что сократит предложение на рынке и поднимет цены. Поэтому, осуждая действия России на Украине, власти Евросоюза опасаются ответных мер со стороны В. Путина в виде перекрытия потока газа, что побудило их искать новых поставщиков для гарантии энергетической безопасности, прежде всего, США, Катар и Норвегию.
В этом сценарии Бразилия может пострадать от вызванных конфликтом на Украине перебоев с поставками нефти и природного газа, двух видов топлива, от которых зависит национальная электрогенерация. Бразилия является импортером сжиженного природного газа (СПГ) из США, на которые приходится 93% импорта СПГ Бразилии. Переход Евросоюза на американский СПГ может поднять на него цены на международном рынке.
Бразилия использует СПГ для питания теплоэлектростанций Национальной системы производства и передачи электроэнергии (SIN). По мере роста стоимости импорта, цены производства электричества на работающих на СПГ ТЭЦ будут обновляться в долларах, а затем передаваться потребителю посредством корректировки счетов за электроэнергию.
Влияние международных санкций
Отягчающим фактором в отношении последствий происходящего для Бразилии является введение Европейским союзом и Соединенными Штатами международных санкций. Страны G7 наказывают Россию, исключая некоторые российские банки из сети банковских коммуникаций SWIFT — системы связи между банками для облегчения финансовых транзакций, что, несомненно, нанесет ущерб не только российской экономике, но и ее торговым партнерам.
В этом контексте Бразилия оказывается в уязвимом положении: если бразильское правительство решит соблюдать экономические и финансовые санкции, введенные «Большой семеркой» в отношении России, могут пострадать такие отрасли, как агробизнес, который не сможет получать удобрения. Кроме того, у бразильских компаний-экспортеров возникнут сложности при проведении финансовых операций с российскими импортерами из-за отключения части их финансовой системы от международной сети банковских коммуникаций. Это может сократить объем экспорта сельскохозяйственной продукции, такой как соя и мясо.
С другой стороны, несоблюдение санкций, введенных странами G7, может оказать негативное влияние на двусторонние отношения с Соединенными Штатами и Европейским союзом, двумя стратегическими партнерами для поддержания бразильских инвестиций и торговых потоков. Такое действие также может затронуть отношения с Украиной, в основе которых соглашения о техническом и научном сотрудничестве в области запуска ракет, коммерческие связи и культурное влияние украинской общины в Бразилии размером в 600 000 человек.
Перенос геополитических издержек на потребителя
В текущем сценарии развития бразильской экономики, характеризующемся ростом инфляции, макроэкономическими и политическими трудностями, вспышка международного конфликта приведет к ухудшению ситуации в стране.
Геополитическая напряженность может привести к росту цен. Кроме того, в аграрном секторе у нас будет рост себестоимости основных культур, экспортируемых бразильскими компаниями, пока не появится возможность найти замену для поставляемых из России удобрений.
В случае с энергетическим сектором проблема еще более глубокая. Нефтегазовый сектор должен обновить внутренние цены на топливо в соответствии с ценами на международном рынке, что повысит стоимость бензина и дизельного топлива. В свою очередь, электроэнергетический сектор все еще ослаблен финансовыми последствиями пандемии COVID-19 и получает помощь в виде государственных трансфертов. Обновление цен на топливо, особенно на дизельное топливо и СПГ, должно увеличить затраты на электрогенерацию в условиях проблем, связанных с истощением рек и снижением поставок электричества с ГЭС. В результате повышение тарифов потребитель увидит именно в год выборов.
Пшеница также является продуктом, напрямую затронутым конфликтом. На Россию и Украину вместе приходится около 30% мировых поставок зерновых, цены на которые на международном рынке уже выросли на 15%. Бразилия является крупным импортером пшеницы и, вероятно, пострадает от роста мировых цен, что в основном отразится на росте цен на хлеб и макаронные изделия.
Таким образом, конфликт на Украине может повлиять на бразильскую экономику из-за ее взаимозависимости с Россией, особенно в отношении импорта удобрений для использования в бразильском сельском хозяйстве. Энергетический сектор Бразилии также будет затронут ростом цен с прямыми последствиями для электроэнергетического сектора, работа ТЭЦ которого зависит от импортного топлива. В целом федеральное правительство должно планировать, как противостоять экономическому и политическому ущербу вызванномы этим конфликтом, который может быть далек от завершения.
Впервые опубликовано на португальском языке на сайте Center of International Studies and Analyses.
Перевел Александр Корольков.