Для правительства Жаира Болсонару 2020 год стал полным вызовов: с одной стороны, в Бразилии приняло пугающие обороты распространение коронавирусной инфекции, с другой — обострилась внутриполитическая нестабильность. Всего за полтора месяца с середины апреля покинули свои посты несколько министров, оппозиция выдвинула на рассмотрение Конгресса идею об импичменте бразильского президента, а Верховный Суд начал расследование в связи с предполагаемыми попытками вмешательства Ж. Болсонару в работу правоохранительных органов в личных целях. Одним из событий, усугубивших политическую нестабильность в Бразилии, стала отставка министра юстиции Сержиу Мору.
24 апреля 2020 г. министр юстиции Бразилии Сержиу Мору подал в отставку. Он объяснил свое решение несогласием с действиями президента Жаира Болсонару и заявил, что подозревает главу государства в попытках политического вмешательства в работу правоохранительных органов. Данное событие стало резонансным, однако разногласия между Ж. Болсонару и С. Мору начали проявляться чуть ли не с самого начала их совместной работы. Президент и министр по ряду вопросов имели противоположные взгляды и не скупились на публичную критику друг друга. Ознакомившись детальнее с разногласиями двух политиков, можно прийти к выводу, что громкая отставка стала, скорее, логичным завершением работы С. Мору на посту министра, чем из ряда вон выходящим событием.
Сержиу Мору, который заявил СМИ, что президент не разделил его идеи борьбы с коррупцией, а также то, что он ушел в отставку, чтобы не изменять своим принципам, вполне вероятно, заранее рассматривал возможность оставить свою высокую должность. Даже вне кабинета министров он является весомой политической фигурой, имеет перспективы примкнуть к оппозиционным силам и, кроме того, попытаться реализовать собственные амбиции на следующих выборах. В тяжелый для страны момент отставка могла оказаться особенно выигрышным ходом С. Мору, ведь он сумел избежать критики за возможные непопулярные меры. Таким образом, его уход из кабинета министров имел немалое число предпосылок, пусть даже его отставка оказалась более скоротечной, чем многие могли предположить. Теперь же вопрос заключается в том, как именно это событие повлияет на судьбу политической системы Бразилии.
Для правительства Жаира Болсонару 2020 год стал полным вызовов: с одной стороны, в Бразилии приняло пугающие обороты распространение коронавирусной инфекции, с другой — обострилась внутриполитическая нестабильность. Всего за полтора месяца с середины апреля покинули свои посты несколько министров, оппозиция выдвинула на рассмотрение Конгресса идею об импичменте бразильского президента, а Верховный Суд начал расследование в связи с предполагаемыми попытками вмешательства Ж. Болсонару в работу правоохранительных органов в личных целях. Одним из событий, усугубивших политическую нестабильность в Бразилии, стала отставка министра юстиции Сержиу Мору.
24 апреля 2020 г. министр юстиции Бразилии Сержиу Мору подал в отставку. Он объяснил свое решение несогласием с действиями президента Жаира Болсонару и заявил, что подозревает главу государства в попытках политического вмешательства в работу правоохранительных органов. Данное событие стало резонансным, однако разногласия между Ж. Болсонару и С. Мору начали проявляться чуть ли не с самого начала их совместной работы. Президент и министр по ряду вопросов имели противоположные взгляды и не скупились на публичную критику друг друга. Ознакомившись детальнее с разногласиями двух политиков, можно прийти к выводу, что громкая отставка стала, скорее, логичным завершением работы С. Мору на посту министра, чем из ряда вон выходящим событием.
Сержиу Мору — бывший судья, который возглавлял масштабную антикоррупционную операцию «Lava Jato», приговорил к тюремному заключению экс-президента Лулу да Силву, нанес немалый урон авторитету правящей с начала 2000-х гг. «Партии трудящихся» и приобрел известность в бразильском обществе. Он стал желанной фигурой в рядах сторонников Жаира Болсонару, стремящегося увеличить свою популярность. В 2018 г. Ж. Болсонару пообещал С. Мору широкие полномочия и пригласил его на должность министра юстиции.
Когда бывший министр высказал свою критику в адрес президента в связи с предполагаемыми злоупотреблениями полномочиями, он аргументировал это тем, что Ж. Болсонару решил сменить главу федеральной полиции Рио-де-Жанейро Маурисиу Лейте Валейшу. Довольно быстро в СМИ появились публикации, обвиняющие Ж. Болсонару в попытках прикрыть своего сына Флавиу Болсонару, который мог быть замешан в коррупционных делах. Отставка С. Мору стала резонансным событием в политической жизни Бразилии. В разгар скандала оппозиция направила руководству парламента запрос о начале процедуры импичмента Ж. Болсонару, и, согласно опросам, еще в апреле эту идею поддержали 45% населения, а судья Федерального Верховного суда Бразилии Селсу ди Мелу постановил начать расследование в отношении президента в связи с публичными обвинениями в использовании служебного положения в личных целях. Как мы можем судить по показаниям С. Мору и предъявленной им переписке с президентом, министр юстиции поставил ультиматум Ж. Болсонару, обещая уйти в отставку в случае увольнения Маурисиу Лейте Валейшу, и не замедлил это сделать после отстранения главы федеральной полиции 22 апреля. Именно этот эпизод многие называют основным камнем преткновения между президентом и министром, однако, следует отметить, что разногласия между ними появились чуть ли не с самых первых недель совместной работы, а уход С. Мору из кабинета министров имел немало предпосылок. Чтобы убедиться, так ли это, мы, абстрагируясь от выводов, что именно стало главной причиной произошедшего политического кризиса в Бразилии, обратимся к одним из наиболее резонансных случаев, когда С. Мору и Ж. Болсонару придерживались противоположных взглядов или публично друг друга критиковали.
Законодательные инициативы
В начале своего президентского срока, 15 января 2019 г., Ж. Болсонару издал Указ о владении оружием, который упрощал его получение. Подобное нововведение было одним из главных предвыборных обещаний Ж. Болсонару, но законопроект столкнулся с оппозицией в парламенте и в течение всего 2019 г. подвергался изменениям. Министерство юстиции подготовило свой проект для президента по этому вопросу. Ж. Болсонару не принял ни одного пункта предложенного документа и проигнорировал ключевые предложения С. Мору. Когда инициатива президента подверглась критике в прессе, частью этого процесса стал и сам С. Мору, публично оспоривший основополагающую идею президента о том, что ношение оружия является мерой общественной безопасности. «Речь идет не об общественной безопасности. Это решение было принято президентом в качестве ответа на результаты выборов», — заявил министр 8 мая на слушаниях в Конгрессе.
В феврале 2019 г. Сержиу Мору стал одним из авторов пакета мер по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, который был направлен на рассмотрение в Конгресс. Однако в августе в послании министру Ж. Болсонару заявил, что у правительства не должно быть приоритета в виде введения дополнительных мер по борьбе с преступностью, разработанных С. Мору, чтобы те не препятствовали экономическим мерам, обсуждаемым в Конгрессе. Президент также напомнил министру, что у того «больше нет полномочий кого-либо судить», и наложил вето на 25 пунктов его проекта.
Неудобное назначение
Когда 1 ноября 2018 г. С. Мору был объявлен новым министром юстиции, Ж. Болсонару заявил, что борьба с коррупцией, организованной преступностью, а также уважение к конституции и законам станут одними из главных ориентиров нового правительства. Президент пообещал бывшему судье широкие полномочия и большую автономию на должности. Несмотря на это, довольно скоро между президентом и министром возникли разногласия, показавшие, что Ж. Болсонару не готов упускать возможность влиять на действия С. Мору даже по идеологическим мотивам.
В феврале 2019 г. С. Мору выдвинул Илону Сабо, специалиста по общественной безопасности и директора института Игарапе, кандидатом в члены Национального совета по уголовной и пенитенциарной политике (CNPCP). Следует отметить, что И. Сабо была известна оппозиционными правительству взглядами по целому ряду вопросов, включая политику в области оружия и наркотиков. Сторонники Ж. Болсонару отмечали «излишнюю левизну» И. Сабо. В итоге, президент надавил на С. Мору, чтобы тот отказался от назначения. Примечательно, что даже в своей речи, посвященной отставке министра юстиции, Ж. Болсонару вспомнил об этом эпизоде, заявив, что у И. Сабо есть «публикации, в которых она защищает аборты, гендерную идеологию, и многие другие вещи, которые находятся в полном несогласии с принципами», которые отстаивал президент.
Ограничение полномочий
Полномочия С. Мору на момент вступления его в должность СМИ нередко называли «суперминистерством», поскольку портфели министра юстиции и министра общественной безопасности ранее слились в результате реформ. Помимо этого, в зону ответственности С. Мору в разные периоды входила работа Федеральной полиции, Федеральной службы контроля (CGU) и Совет по контролю за финансовой деятельностью (Coaf). Однако позднее Ж. Болсонару приступил к реформам, которые ограничили полномочия министра.
В августе 2019 г. президент санкционировал передачу контроля Coaf из Министерства экономики в Центральный банк и смену его руководителя — Роберто Леонеля. Тогда Ж. Болсонару публично заявил, что данные изменения были направлены на ограждение организации от политического давления. В прессе, напротив, эти перемены рассматривали как политическое поражение министра С. Мору, ведь Р. Леонель был его давним напарником, бывшим сотрудником Федеральной налоговой службы и информатором операции «Lava Jato». Следует отметить, что особое внимание Ж. Болсонару к Coaf многие объясняют коррупционным делом, в котором фигурирует его сын Флавиу Болсонару. Coaf еще в декабре 2018 г. опубликовал доклад, согласно которому на счетах Ф. Болсонару была замечена нетипичная финансовая активность. Сын президента попал под подозрение в перераспределении зарплат своих подчиненных для финансирования неофициальных наемных групп. В связи с этими событиями показания С. Мору о попытках со стороны Ж. Болсонару вмешаться в работу правоохранительных органов вызвали немало споров в бразильской прессе, но очевидным является факт, что перераспределение полномочий могли стать еще одним разногласием в совместной работе президента и министра.
В январе 2020 г. Ж. Болсонару объявил, что рассматривает возможность воссоздания Министерства общественной безопасности, которое должно было получить в зону своей ответственности управление Федеральной полицией, Национальным департаментом пенитенциарных учреждений (Depen) и Федеральной дорожной полицией (PRF). Эти органы были одними из ключевых в полномочиях министра юстиции, и данная мера могла бы сильно ограничить влияние С. Мору. Свою позицию по этому поводу Ж. Болсонару прокомментировал журналистам следующим образом: «Меня попросили вернуть Министерство общественной безопасности … Проект изучается с Мору ... Конечно, Мору должен быть против, но этот вопрос рассматривается и с другими министрами». В СМИ также появилась информация, что сторонники С. Мору советовали министру уйти из правительства, если бы подобные изменения произошли.
Окончательным разногласием между Ж. Болсонару и С. Мору накануне отставки министра стало стремление президента сменить главу Федеральной полиции Маурисиу Валейшу. В опубликованном видео встречи Ж. Болсонару с министрами 22 апреля президент жалуется на работу государственных ведомств, утверждая, что готов оказать влияние на сложившуюся ситуацию. По мнению С. Мору, президент говорил о вмешательстве в работу Федеральной полиции, хотя Ж. Болсонару заявил о беспочвенности подобных обвинений. Как бы то ни было, С. Мору предупредил, что покинет правительство, если Ж. Болсонару назначит нового главу Федеральной полиции, но ультиматум не остановил президента. После того как министр юстиции был проинформирован, что М. Валейшу все же снят с должности, С. Мору объявил об отставке, обвинив президента в попытках вмешательства в дела Федеральной полиции.
Неожиданная отставка?
Как мы смогли убедиться, разногласия между Ж. Болсонару и С. Мору начали появляться чуть ли не с самого начала их совместной работы. Президент и министр по ряду вопросов имели противоположные взгляды и позволяли себе публичную критику. При этом С. Мору, министр с широкими полномочиями, обещанной «автономией» и определенной поддержкой среди населения, мог ощущать уверенность в своем положении, не избегая дискуссии. Коррупционные расследования против семьи Болсонару и распространение коронавирусной инфекции также стали испытанием на прочность поддержки Болсонару в обществе, открыли новые возможности для оппозиции и для критики власти в СМИ. Не исключено, что президент стал острее нуждаться в исполнительных и преданных подчиненных. Популярный министр, готовый выдвигать требования и вступать в публичную дискуссию с руководством в непростой для правительства период, мог показаться непозволительной роскошью для Ж. Болсонару, и он не уступил очередному ультиматуму.
Сержиу Мору, который заявил СМИ, что президент не разделил его идеи борьбы с коррупцией, а также то, что он ушел в отставку, чтобы не изменять своим принципам, вполне вероятно, заранее рассматривал возможность оставить свою высокую должность. Даже вне кабинета министров он является весомой политической фигурой, имеет перспективы примкнуть к оппозиционным силам и, кроме того, попытаться реализовать собственные амбиции на следующих выборах. В тяжелый для страны момент отставка могла оказаться особенно выигрышным ходом С. Мору, ведь он сумел избежать критики за возможные непопулярные меры. Таким образом, его уход из кабинета министров имел немалое число предпосылок, пусть даже его отставка оказалась более скоротечной, чем многие могли предположить. Теперь же вопрос заключается в том, как именно это событие повлияет на судьбу политической системы Бразилии.