Под замораживание валютных резервов западными странами в последние годы попали Ливия (2011 г.), Иран (2012 г.), Венесуэла (2019 г.), Афганистан (2021 г.), Россия (2022 г.). В этот список могут попасть и другие страны под самыми разнообразными предлогами — от нарушений прав человека и демократии до недостаточной поддержки санкций против России и других стран. Где же теперь хранить валютные резервы, если не в долларах и евро? Только в юанях и золоте? Да, но есть еще один вариант.
Новый международный Банк глобального Юга, а в перспективе и всего мира, созданный с нуля или же на основе Нового банка развития БРИКС или Азиатского банка инфраструктурных инвестиций с возможным участием Всемирного банка, да и всех других финансовых организаций, которые пожелают поучаствовать, выпустит свои облигации. Они будут продаваться всем странам, но главное — странам-членам (в основном развивающимся странам, и особенно тем, у которых заморозили или могут заморозить активы). Данные страны смогут хранить в этих облигациях свои валютные резервы. Выручку от продажи этих облигаций Банк будет вкладывать не только в ценные бумаги стран БРИКС и других стан глобального Юга, но и в традиционные финансовые инструменты для хранения валютных резервов — казначейские векселя и облигации США и ЕС, деноминированные в тех же долларах и евро. США и ЕС не рискнут заморозить эти активы Банка, так как это будет означать конфликт со всеми странами БРИКС и глобального Юга одновременно.
Под замораживание валютных резервов западными странами в последние годы попали Ливия (2011 г.), Иран (2012 г.), Венесуэла (2019 г.), Афганистан (2021 г.), Россия (2022 г.). В этот список могут попасть и другие страны под самыми разнообразными предлогами — от нарушений прав человека и демократии до недостаточной поддержки санкций против России и других стран. Где же теперь хранить валютные резервы, если не в долларах и евро? Только в юанях и золоте? Да, но есть еще один вариант.
Новый международный Банк глобального Юга, а в перспективе и всего мира, созданный с нуля или же на основе Нового банка развития БРИКС или Азиатского банка инфраструктурных инвестиций с возможным участием Всемирного банка, да и всех других финансовых организаций, которые пожелают поучаствовать, выпустит свои облигации. Они будут продаваться всем странам, но главное — странам-членам (в основном развивающимся странам, и особенно тем, у которых заморозили или могут заморозить активы). Данные страны смогут хранить в этих облигациях свои валютные резервы. Выручку от продажи этих облигаций Банк будет вкладывать не только в ценные бумаги стран БРИКС и других стан глобального Юга, но и в традиционные финансовые инструменты для хранения валютных резервов — казначейские векселя и облигации США и ЕС, деноминированные в тех же долларах и евро. США и ЕС не рискнут заморозить эти активы Банка, так как это будет означать конфликт со всеми странами БРИКС и глобального Юга одновременно.
Для США и ЕС такой вариант не только приемлем, но даже желателен — новый Банк переведет нынешние прямые инвестиции развивающихся стран в западные финансовые инструменты во вложения через посредника, роль которого и будет выполнять Банк. В противном случае процесс перевода международных валютных резервов в юаневые финансовые инструменты и золото вызовет значительное падение цен американских и европейских активов, что чревато финансовым кризисом, который не нужен никому.
Ну а дальше, вместе с новой международной организацией, члены которой возьмут обязательство воздерживаться от односторонних санкций, Банк сможет начать строительство нового мирового экономического порядка, способствующего развитию стран глобального Юга и превращению их в развитые.
Список стран глобального Юга, против которых вводили и вводят санкции США и другие западные страны, все время расширяется — США, ЕС, другие страны Запада ввели санкции против без малого трех десятков стран, больше всего против России (более 5000), Ирана (более 3000), Сирии и Северной Кореи (более 2000 против каждой), Венесуэлы, Мьянмы, Кубы (по несколько сот против каждой). Другие страны, против которых санкции Запада пока не введены, находятся под постоянной угрозой из-за обвинений в нарушении демократии и прав человека и в помощи подсанкционным странам обходить эти санкции.
Так что нужна новая международная организация, члены которой возьмут на себя обязательство не вводить санкции и эмбарго и не замораживать активы друг друга в одностороннем порядке. Такие действия будут возможны только по решению совета этой организации, принимаемого квалифицированным большинством голосов.
Таким образом, будет открыт путь для проведения давно назревших реформ по демократизации всех международных экономических отношений для сокращения разрыва в уровнях экономического развития между развитыми и развивающимися странами. Здесь и правила международной торговли, и промышленная политика, и накопление валютных резервов, и регулирование валютных курсов, и передача технологий и прав на интеллектуальную собственность, и прямые иностранные инвестиции, и накопление задолженности, и движение капитала, и фонды стабилизации цен на сырье и энергоресурсы, и международные миграционные потоки, и помощь развитию, и использование ресурсов и выбросы загрязняющих веществ (Montes, Popov, 2001; Polterovich, Popov, 2006; Popov, Dutkiewicz, 2017).
Но первый шаг — это создание Банка глобального Юга и новой международной экономической организации, готовой строить мировую экономику без односторонних санкций и замораживаний активов.
Литература
Montes, M., V. Popov (2001). Bridging the Gap: A New World Economic Order for Development. - In: Aftermath. New Global Economic Order. Ed. by C. Calhoun and G. Derluguian. NYU Press, 2011.
Polterovich, V., V. Popov (2006). Stages of Development, Economic Policies and New World Economic Order. Paper presented at the Seventh Annual Global Development Conference in St. Petersburg, Russia. January 2006.
Popov, V., P. Dutkiewicz (2017). Mapping a New World Order. The Rest Beyond the West. Edited by Vladimir Popov and Piotr Dutkiewicz. Edward Elgar, 2017.