6–9 июня 2024 г. в десятый раз и в первый раз после Брекзита состоялись прямые выборы в Европейский парламент. На выборах 2024 г. наблюдалась довольно высокая явка избирателей, которая превысила 50%, примерно оставшись на уровне выборов 2019 г., то есть максимальном с середины 1990-х гг. При этом уровень активность избирателей на данных выборах традиционно несколько ниже, чем на национальном уровне. Тем не менее европейские выборы зачастую выступают барометром электоральных настроений избирателей, и, что еще более важно, дают шанс на представительство в Европарламенте партиям «второго эшелона», поскольку выборный порог для избрания в Европарламент в большинстве государств-членов пока отсутствует.
Основным результатом выборов 2024 г. наряду с сохранением лидирующего положения «Европейской народной партии» (EPP) — 190 мандатов, на 14 больше по сравнению с 2019 г. — является поражение либералов из фракции «Обновляя Европу» (RE), которые потеряли 22 места (осталось 80), «зеленых» (52 против 71 в 2019 г.), а также существенный рост мест у правой фракции «Идентичность и демократия» (58 против 49 в 2019 г.). Также наблюдается небольшое улучшение позиций евроскептической национально-консервативной фракции ECR (76 мандатов против 69 в 2019 г.).
Также в некоторых странах ЕС значительное количество избирателей голосовали за так называемые партии «второго эшелона», локальные политические движения. Некоторым из них удалось провести своих представителей в Европарламент. Так, в Германии за прочие партии, не входящие в топ-5 по стране, проголосовало 22,1% избирателей, в Греции — 25,4%, в Нидерландах — 32,7%, во Франции — 23,1%, в Бельгии — 42,6%, в Дании — 36,1%, в Литве — 37,5%. Нередко эти цифры коррелируют с общим количеством участвовавших в выборах. В целом закономерность такова: чем выше процент проголосовавших, тем больше партий «второго эшелона» имеют шанс провести своих депутатов в Европарламент. В тех странах, где явка ниже 40%, в основном проходят только так называемые «народные партии».
Основной итог выборов 2024 г. — это сохранение лидерства «Европейской народной партии», достигнутого за счет снижения популярности евроскептиков в Восточной Европе и роста популярности ХДС/ХСС как оппозиционной партии в ФРГ. Тем не менее, несмотря на все усилия центристов по укреплению своих лидерских позиций, рост числа депутатов-евроскептиков все равно имел место. С учетом того, что фракции EPP, S&D, RE, составляющие правящую коалицию в Европарламенте, совокупно сохранили свое коллективное большинство, можно ожидать, что и в наступающем легислатурном периоде сохранится определенный статус-кво.
В результате антироссийская риторика, поддержка киевского режима и общий курс на сохранение особого режима трансатлантических отношений в Брюсселе сохранятся. Однако не стоит забывать, что Европарламент — это преимущественно консультативный орган, который является своего рода «кадрированной частью» следующих этапов евроинтеграции, если до них дойдет очередь. Согласно логике развития ЕС как интеграционного объединения, роль Европарламента в будущем может возрастать, но для этого требуется сохранение единства внутри ЕС. Грядущие национальные выборы в таких странах, как Австрия, Германия и Франция, покажут, насколько антибрюссельские силы способны к росту в рамках национальных государств и насколько правый тренд будет носить системный характер в долгосрочной перспективе.
6–9 июня 2024 г. в десятый раз и в первый раз после Брексита состоялись прямые выборы в Европейский парламент. Такой длительный период голосования определяется особенностями выборного законодательства в различных странах — членах ЕС. В частности, по законодательству Германии день выборов был назначен на воскресенье, в то время как в Нидерландах избирательные участки были открыты уже в четверг. Выборы в Европейский парламент проводятся каждые пять лет, а количество депутатских мест распределяется пропорционально численности населения стран и колеблется от 6 (Люксембург, Мальта и Кипр) до 96 (у ФРГ, следующая за ней Франция с 81 мандатом).
На выборах 2024 г. наблюдалась довольно высокая явка избирателей, которая превысила 50%, примерно оставшись на уровне выборов 2019 г., то есть максимальном с середины 1990-х гг. При этом уровень активность избирателей на данных выборах традиционно несколько ниже, чем на национальном уровне. Также наблюдался сильный разброс в показателях явки по странам ЕС. Так, на выборы в Бельгии пришло 89,8% избирателей, в ФРГ — 64,8%, на Кипре — 58,9%, в тоже время в Нидерландах этот показатель составил 46,2%, в Испании — 49,2%, в Португалии — 36,6%, в Болгарии менее 34%, а в Литве — менее 29% (см. Табл. 1). Очень высокая явка избирателей в Бельгии, Люксембурге, а также в Греции и на Кипре обусловлена тем, что голосование в Европарламент в этих странах является обязательным. Тем не менее европейские выборы зачастую выступают барометром электоральных настроений избирателей, и, что еще более важно, дают шанс на представительство в Европарламенте партиям «второго эшелона», поскольку выборный порог для избрания в Европарламент в большинстве государств-членов пока отсутствует. Однако еще 2018 г. Совет ЕС обязал национальные государства ввести как минимум двухпроцентный порог для выборов. В Германии за введение этой нормы с 2029 г. выступают партии, входящие в «светофорную коалицию» (для сравнения, на выборах в Бундестаг установлен проходной порог для партий в 5%).
Таблица 1. Явка избирателей на выборах в Европарламент 2024 г. по странам
Страна
|
Явка, %
|
Австрия
|
56,3
|
Бельгия
|
89,8
|
Болгария
|
33,8
|
Венгрия
|
59,5
|
Германия
|
64,8
|
Греция
|
41,4
|
Дания
|
58,3
|
Ирландия
|
50,7
|
Испания
|
49,2
|
Италия
|
48,3
|
Кипр
|
58,9
|
Латвия
|
33,8
|
Литва
|
28,4
|
Люксембург
|
82,3
|
Мальта
|
73,0
|
Нидерланды
|
46,2
|
Польша
|
40,7
|
Португалия
|
36,6
|
Румыния
|
52,4
|
Словакия
|
34,4
|
Словения
|
41,5
|
Финляндия
|
40,4
|
Франция
|
51,5
|
Хорватия
|
21,4
|
Чехия
|
36,5
|
Швеция
|
53,4
|
Эстония
|
37,6
|
Источник: составлено автором на основе данных European Elections 2024
Новый расклад сил: «правый» поворот, «зеленые» проигрывают
Основным результатом выборов 2024 г. (см. Рис. 1) наряду с сохранением лидирующего положения Европейской народной партии (EPP) — 190 мандатов, на 14 больше по сравнению с 2019 г. — является поражение либералов из фракции «Обновляя Европу» (RE), которые потеряли 22 места (осталось 80), «зеленых» (52 против 71 в 2019 г.), а также существенный рост мест у правой фракции «Идентичность и демократия» (58 против 49 в 2019 г.). Также наблюдается небольшое улучшение позиций евроскептической национально-консервативной фракции ECR (76 мандатов против 69 в 2019 г.).
Рисунок 1. Количество мест у фракций в Европарламенте по итогам выборов 2024 г.
Источник: составлено автором на основе данных Октагон.Медиа
Следует отметить, что такие фракции, как EPP, S&D, RE (составляют правящую коалицию в Европарламенте), а также «зеленые» в целом исходят из схожих позиций по целому ряду ключевых вопросов, среди которых: углубление европейской интеграции; безоговорочная поддержка Украины и режима В. Зеленского; поддержка различных нетрадиционных форм сексуальной ориентации и инклюзивности; борьба с проявлениями правого популизма, экстремизма и ксенофобии. Это делает возможным их дальнейший альянс при обсуждении и голосовании по важнейшим вопросам в легислатурный период 2024–2029 гг.
Если рассматривать итоги выборов в Европарламент по странам, то тенденции получаются разнонаправленными. В Словении, Эстонии, Хорватии и Испании значительно прибавили голосов партии, входящие в EPP. В то же время во Франции, Люксембурге и Греции упрочились позиции партий из фракции «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (S&D). В Словакии и Словении существенно усилили свои позиции партии из фракции «Обновляя Европу». Фракция «зеленых» потеряла поддержку многих избирателей в Германии. Складывается чрезвычайно мозаичная картина электоральных предпочтений в страновом измерении, что отчасти нивелируется тесным внутрифракционным взаимодействием различных национальных партий. В любом случае, в большинстве стран ЕС уже не первый год наблюдается феномен эрозии старых народных партий (центристы и социал-демократы) с одновременным ростом популярности партий «второго эшелона».
Во Франции, Германии и Австрии евроскептики добились серьезных успехов, в Испании усилила свои позиции (Vox), а в Италии голоса от партий, представленных в ID (Lega), перетекли к ECR. Точно такая же картина наблюдается у либеральных партий из фракции RE. Большой процент независимых, внефракционных кандидатов от Румынии, Чехии и некоторых других стран обусловлен тем, что представители этих партий еще не определились с вхождением в какую-либо фракцию. Экстремально большие цифры внефракционных депутатов от Венгрии обусловлены тем, что победившая партия Fidesz премьер-министра Виктора Орбана была еще в 2018 г. исключена из EPP, однако можно прогнозировать ее вхождение в ECR или же она может сохранить свой внефракционный статус. Внепартийный статус партии премьер-министра Словакии Роберта Фицо Smer обусловлен тем, что она представляет собой одновременно и левую (по социальной составляющей) и националистическую (по отношению к суверенитету) партию, как и, например, немецкая партия «Союз Сары Вагенкнехт — за разум и справедливость», набравшая 6,2% голосов.
Фракция «Идентичность и демократия» смогла получить дополнительные места за счет роста популярности в основном во Франции, Португалии и Нидерландах. Из-за разрыва Марин Ле Пен с «Альтернативой для Германии» депутаты из ФРГ не пополнят ряды ID, а останутся внефракционными депутатами. Однако результаты «Национального объединения» подтверждают популярность Марин Ле Пен, что делает ее безоговорочным лидером европейских идентаристов. Одновременно усилила свои позиции Австрийская партия свободы, которая, по всей видимости, оправилась от скандала с ее предыдущим лидером Штрахе. Небезынтересен успех АдГ, которой удалось занять вторую строчку в целом по Германии, а по результатам голосования в восточных землях стать безоговорочным лидером. Так, по результатам голосования в Саксонии, где она включена в список правоэкстремистских организаций, данная партия получила 30,5% голосов. Это дало основания политическим комментаторам высказать предположение, что именно «Альтернатива для Германии», а не «зеленые» становится полноценной «народной партией», пополняя список из ХДС/ХСС и СДПГ.
Одновременно в Восточной Европе наблюдается отток голосов у правых партий, входящих либо во фракцию европейских консерваторов ECR (например, польская «Право и справедливость»), либо во фракцию евроскептиков ID. Здесь необходимо провести четкое размежевание между консерваторами и евроскептиками в Европарламенте. В целом обе фракции выступают со схожих позиций касательно защиты традиционных ценностей, важности роли национального государства, однако фракция «Идентичность и демократия» подвергается постоянным нападкам со стороны либералов, левых партий и мейнстримных СМИ за свой якобы радикализм. По этой причине европейские правые партии, желающие считаться более респектабельными, предпочитают состоять в ECR (Vox, Шведские демократы, Истинные финны и пр.), хотя в своих странах они считаются чуть ли не праворадикальными. Данная фракция не ставит под вопрос глубинное реформирование ЕС в сторону сохранения национального суверенитета и отказа от превращения ЕС в «Соединенные Штаты Европы». В то же время партии, входящие во фракцию «Идентичность и демократия», такие, как Австрийская партия свободы или Национальное движение, настроены более скептично именно к структурам ЕС. На этом фоне интересны метания партии Виктора Орбана Fidesz, которая показала наихудший результат за свою историю — менее 45%. После исключения из EPP данная политическая партия оказалась в изоляции. Некоторые аналитики склонны полагать, что с большой долей вероятности Fidesz попробует присоединиться к ECR, хотя по многим идеологическим моментам она ближе ID. Однако Орбану нужна большая политическая респектабельность, особенно в свете того, что на ближайших парламентских выборах в стране его партия может также показать слабый результат. Это означает, что ей в этом случае придется формировать коалиционное правительство, поскольку партия в случае получения менее 50% голосов на парламентских выборах в Венгрии вынуждена будет искать коалиционного партнера.
Также стоит отметить, что в некоторых странах ЕС значительное количество избирателей голосовали за так называемые партии «второго эшелона», локальные политические движения. Некоторым из них удалось провести своих представителей в Европарламент. Так, в Германии за прочие партии, не входящие в топ-5 по стране, проголосовало 22,1% избирателей, в Греции — 25,4%, в Нидерландах — 32,7%, во Франции — 23,1%, в Бельгии — 42,6%, в Дании — 36,1%, в Литве — 37,5%. Нередко эти цифры коррелируют с общим количеством участвовавших в выборах. В целом закономерность такова: чем выше процент проголосовавших, тем больше партий «второго эшелона» имеют шанс провести своих депутатов в Европарламент. В тех странах, где явка ниже 40%, в основном проходят только так называемые «народные партии».
Стратегия и ошибки «центристов»
Еще задолго до выборов в Европарламент многочисленные политологи и ученые, специализирующиеся на теме европейской интеграции, давали свои прогнозы относительно возможного расклада сил и рекомендации по мерам, которые могли бы принять брюссельские бюрократы для сохранения своих позиций в условиях натиска евроскептиков и популистов. Среди них значилась нормализация экономической ситуации, с чем европейские чиновники не справились: деиндустриализация Европы набирает обороты, а отток инвестиций в США в 2023 г. составил более 320 млрд евро. Адаптация общеевропейской повестки к национальной специфике, чтобы донести до европейцев важность европейского выбора, также удалась далеко не полностью, о чем свидетельствуют результаты голосования во многих странах. Проевропейская риторика чиновников из Брюсселя порой не находит должного понимания у европейцев, что выражается в массовых протестах (протесты фермеров, обвинение Анналены Бербок и Олафа Шольца в разжигании конфликта на Украине и пр.). Усиление сплоченности ЕС за счет формирования образа общего врага в лице России, а также создания негативного образа Китая прошло успешно — уровень антироссийской риторики чиновников из Брюсселя и представителей политического и медийного мейнстрима просто зашкаливает, однако радикального поворота в общественных настроениях в отношении России пока не наблюдается.
Также, как и отмечалось, была проведена масштабная кампания по дискредитации крайне правых. Непосредственно перед выборами в Европарламент в лагере евроскептиков случился крупный скандал. Из-за высказываний одного из лидеров «Альтернативы для Германии» и первого кандидата от партии на выборах Максимилиана Кра экс-лидер «Национального объединения» Марин Ле Пен заявила о разрыве коалиции с немецкими партнерами. Следует отметить, что с М. Кра связан не только этот инцидент: ранее его помощника немецкие правоохранители обвинили в работе на китайские спецслужбы, что также стало серьезным имиджевым ударом по партии, хотя документально это до сих пор не подтверждено. Однако тренд на правый экстремизм действительно свойственен некоторым лидерам АдГ, например, Александру Гауланду, Бьорну Хеке и некоторым другим. Изначально АдГ формировалась как партия, объединившая порой достаточно разные политические силы, и поэтому прочной политической идентичности у нее пока не сформировалось. Помимо этого, правоохранители Германии продолжают попытки включить АдГ в список правоэкстремистских партий на территории страны, что усложнит ей работу в том числе в Европарламенте.
Что ждать от Европарламента нового созыва
Основной итог выборов 2024 г. — это сохранение лидерства Европейской народной партии, достигнутого за счет снижения популярности евроскептиков в Восточной Европе и роста популярности ХДС/ХСС как оппозиционной партии в ФРГ. Тем не менее, несмотря на все усилия центристов по укреплению своих лидерских позиций, рост числа депутатов-евроскептиков все равно имел место. С учетом того, что фракции EPP, S&D, RE, составляющие правящую коалицию в Европарламенте, совокупно сохранили свое коллективное большинство, можно ожидать, что и в наступающем легислатурном периоде сохранится определенный статус-кво.
Вопреки алармистским прогнозам, которые озвучивали некоторые европейские СМИ, правого прорыва на выборах не случилось. Несмотря на существенную прибавку в мандатах у ID и ECR, даже с учетом части внефракционных депутатов, у евроскептиков не набирается даже 25% голосов, хотя и этот результат выглядит весьма серьезным достижением для правых партий. Тем самым прогнозы о том, что евроскептики станут блокирующим меньшинством в Европарламенте нового созыва, не подтвердились.
Что ждать от нового Европарламента? Антироссийская риторика, поддержка киевского режима и общий курс на сохранение особого режима трансатлантических отношений в Брюсселе сохранятся. Однако не стоит забывать, что Европарламент — это преимущественно консультативный орган, который является своего рода «кадрированной частью» следующих этапов евроинтеграции, если до них дойдет очередь. Согласно логике развития ЕС как интеграционного объединения, роль Европарламента в будущем может возрастать, но для этого требуется сохранение единства внутри ЕС. Грядущие национальные выборы в таких странах, как Австрия, Германия и Франция, покажут, насколько антибрюссельские силы способны к росту в рамках национальных государств и насколько правый тренд будет носить системный характер в долгосрочной перспективе.