3 апреля 2018 г. президент США Дональд Трамп принял в Белом доме лидеров трех прибалтийских стран — Литвы, Латвии и Эстонии. Д. Трамп нисколько не отклонился от традиционного курса Вашингтона в отношении Прибалтики и ее места в НАТО. США выделили Литве, Латвии и Эстонии военный кредит, подписали совместную с тремя странами декларацию, в которой подчеркнули значимость 5 статьи Североатлантического договора, а также укрепили энергетическое сотрудничество с Литвой. Хотя во время встречи Трамп и выразил надежду на возможность успешного выстраивания диалога с В. Путиным, это совсем не означает, что он готов пожертвовать интересами США в Прибалтике ради того, чтобы ладить с Россией. По крайней мере, если судить по результатам прошедшей встречи, Соединенные Штаты остаются верными своей прежней политике и продолжают ставить три прибалтийские страны в экономическую, военную и политическую зависимость от себя. Вашингтонский саммит, возможно, хороший повод для ироничных замечаний, однако вряд ли он может свидетельствовать о реальных изменениях во внешней политике США.
3 апреля 2018 г. президент США Дональд Трамп принял в Белом доме лидеров трех прибалтийских стран — Литвы, Латвии и Эстонии. Встреча уже заранее обещала стать знаковой, т.к. в последний раз мероприятие такого формата прошло целых четыре года назад, в 2014 г., когда Барак Обама встретился с главами трех стран в Таллине.
Нынешний саммит был приурочен к празднованию 100-летия независимости Литвы, Латвии и Эстонии от Советского Союза. Однако прибалтийские лидеры ждали от этой встречи многого не только в связи с важностью самой даты. Во время мероприятия планировалось подписание совместной декларации трех прибалтийских республик и США, а также обсуждение жизненно важных для Литвы, Латвии и Эстонии тем — сотрудничества стран в рамках деятельности НАТО и вопросов энергобезопасности. Во многом прошедшая встреча должна была стать неким разъяснением позиции Трампа по отношению к трем прибалтийским республикам. Еще во время своей президентской кампании будущий президент заявлял, что хочет наладить отношения с Россией и, что самое удивительное, считает Североатлантический альянс устаревшей структурой. Позднее Трамп поменял свою точку зрения касательно НАТО, однако его первоначальные высказывания все же не могли не смутить прибалтийскую элиту, которая нуждалась теперь в подтверждении верности США союзническому долгу.
Результаты встречи вызвали довольно бурную реакцию в российском экспертном сообществе и СМИ. Несмотря на то, что многие ожидали от саммита активного обсуждения антироссийской повестки, лидеры четырех стран вели дискуссию в несколько ином ключе. Одной из центральных тем мероприятия стало увеличение расходов на оборону в Литве, Латвии и Эстонии до 2% ВВП. В ходе встречи также была достигнута договоренность о предоставлении прибалтийским странам 170 млн долл. в качестве военной помощи. Более того, четверка обсудила поставки американского СПГ в Прибалтику, а на следующий день после саммита появилась информация о том, что литовцы заключили с американской компанией Freeport LNG соглашение о поставках сжиженного газа.
Вместе с тем внимания достойны скорее не сами итоги встречи, которые более чем гармонично вписываются в общий контекст политики США и прибалтийский государств, а реакция на эти итоги. Сразу после саммита на российских информационных порталах появился ряд статей с довольно специфическими названиями: «Трамп заявил прибалтийским лидерам, что они тупицы», «Вслед за Трампом лидеров Прибалтики оптом примет Макрон» и т.п. Главным поводом для шуток в адрес прибалтов стало высказывание американского президента о том, что «поладить с Россией — это была бы хорошая, а не плохая вещь, и почти все с этим согласны, за исключением очень тупых людей». Такое высказывание — камень в огород всей постсоветской политики Литвы, Латвии и Эстонии, которые всеми силами старались с Россией не подружиться, а поссориться.
Однако желание уличить прибалтийских лидеров в неправоте на качестве некоторых экспертных оценок сказалось негативно. Так, 9 апреля портал RuBaltic опубликовал статью, в которой говорится о том, что по итогам саммита четверки никакой совместной декларации так и не было подписано, что, по мнению автора, говорит о пренебрежительном отношении Трампа к роли прибалтийских республик в североатлантическом пространстве. Тем не менее текст декларации еще 4 апреля был опубликован на сайте Белого дома и находится в свободном доступе.
В свою очередь, прибалтийские СМИ оценили прошедшую встречу совершенно по-другому. Так, например, портал DELFI предпочел не цитировать высказывание Трампа о «тупых людях», не желающих ладить с Россией. При этом значительное внимание было уделено дискуссии на тему сотрудничества США и Прибалтики в сфере энергетики и безопасности. Особый повод для гордости прибалты увидели в сравнении Литвы, Латвии и Эстонии с Германией, которое Дональд Трамп озвучил во время саммита. Американский президент похвалил прибалтийские республики и раскритиковал Германию: «Теперь Германия выделяет только 1% ВВП на оборону и одновременно строит газопровод, соединяющий ее с Россией, и платит России огромные деньги за этот газопровод. Почему это происходит? Это неправильно». Также прибалтийские СМИ охотно цитировали слова Трампа о том, что так жестко, как он, к России не относился еще никто. В то же время на российских порталах такого большого значения этой фразе не уделили.
Примечательно, что прибалтийское экспертное сообщество на результаты саммита отреагировало неоднозначно. Часть политологов охарактеризовала встречу как «историю успеха», прямым текстом говоря о том, что заявления Трампа о сотрудничестве с Россией гораздо менее важны, чем тот факт, что он «говорил о дружбе США и прибалтийских стран, назвал советскую оккупацию Прибалтики жестокой и похвалил Литву, Латвию и Эстонию за то, что они выделяют 2% ВВП на оборону». Другие политологи пришли к более сдержанным выводам, сказав, что хотя «встреча могла быть очень важной для безопасности прибалтийских стран, будет ли она такой — покажет время». Любопытным также было мнение, высказанное в латвийском парламенте, — Сергей Потапкин, один из его депутатов, посчитал практику Вашингтона устраивать коллективные встречи с лидерами трёх республик унизительной и показательной с точки зрения того, какую роль Соединенные Штаты отводят Прибалтике в своём политическом курсе. Тем не менее общее впечатление от прошедшего саммита в Литве, Латвии и Эстонии, судя по всему, довольно позитивное.
Как это часто происходит с прибалтийско-американской повесткой, Россия и ее ближайшие соседи дают этой проблеме прямо противоположные оценки. Можно обосновать и язвительно-снисходильный тон российского экспертного сообщества, и оптимизм литовцев, латышей и эстонцев. В прошедшей встрече было и то и другое — с одной стороны, явно чувствовалось некоторое превосходство Трампа над своими собеседниками, с другой стороны, многое из того, чего прибалты ждали от саммита, действительно было реализовано.
Очевидно, в саммите каждый увидел то, что хотел увидеть, однако мало кто обратил внимание на практическую сторону вопроса. Представляется, что имеет смысл все же абстрагироваться от риторики президента США и оценить реальные шаги, предпринятые им по результатам мероприятия. Это тем более актуально в свете непоследовательности и импульсивности, которые в целом довольно характерны для высказываний Трампа.
На практике можно заметить, что нынешний хозяин Белого дома нисколько не отклонился от традиционного курса США в отношении Прибалтики и ее места в НАТО. Как уже упоминалось выше, Соединённые Штаты выделили Литве, Латвии и Эстонии военный кредит, подписали совместную с тремя странами декларацию, в которой подчеркнули значимость 5 статьи Североатлантического договора, а также укрепили энергетическое сотрудничество с Литвой. Хотя во время встречи Трамп и выразил надежду на возможность успешного выстраивания диалога с В. Путиным, это совсем не означает, что он готов пожертвовать интересами США в Прибалтике ради того, чтобы ладить с Россией. По крайней мере, если судить по результатам прошедшей встречи, Соединенные Штаты остаются верными своей прежней политике и продолжают ставить три прибалтийские страны в экономическую, военную и политическую зависимость от себя. Вашингтонский саммит, возможно, хороший повод для ироничных замечаний, однако вряд ли он может свидетельствовать о реальных изменениях во внешней политике США.