10 декабря 2025 г. правительство Росена Желязкова подало в отставку, просуществовав чуть менее одиннадцати месяцев и став самым «долговечным» правительством Болгарии за последние пять лет. Отставка болгарского правительства — не случайность, а результат продолжающегося политического кризиса, вызванного незавершенной трансформацией партийной системы. За 2010-е гг. в политической жизни Болгарии произошли две важные перемены: центристские силы ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии») и ДПС («Движение за права и свободы») превратились в де-факто партии власти, сросшиеся с государственными структурами, а их главный конкурент БСП (Болгарская социалистическая партия) утратила поддержку электората и опустилась до статуса второстепенного игрока.
Отставку правительства на фоне митингов протеста нельзя трактовать как поражение ГЕРБ — досрочный роспуск кабинета уже дважды использовался этой партией в 2013 и 2016 гг., чтобы укрепить свое положение, застать конкурентов врасплох и вернуться к власти на следующих выборах. Более вероятно, предстоит новый виток политической борьбы, расстановка сил в котором еще не вполне очевидна. В частности, политологи и СМИ ожидают появления новой партии, которая имеет шансы возглавить протестные настроения и вновь лишить ГЕРБ первого места в парламенте.
Речь о президенте страны Румене Радеве. В 2016 г. генерал-майор Радев, занимавший на тот момент должность командующего болгарскими ВВС, уволился с военной службы и выдвинул свою кандидатуру на пост главы государства как независимый кандидат. Опираясь на поддержку БСП и используя собственную харизму, Радеву удалось одержать убедительную победу над кандидатом от правящей партии ГЕРБ. Вступив в должность, новый глава государства не перестал критиковать действия правительства, а во время президентских выборов в ноябре 2021 г. вновь одержал победу над претендентом от ГЕРБ.
Согласно болгарской Конституции, глава государства не имеет властных полномочий. Начиная с победы Радева в 2016 г. эксперты прогнозируют создание им собственной партии: только так он мог бы конвертировать свой огромный авторитет в политический ресурс. Радев действительно остается самым популярным действующим политиком в стране, регулярно выступая с заявлениями по самым острым вопросам, чаще всего критикуя инициативы властей. Пока прогнозы аналитиков не оправдывались, но существует большая вероятность, что в 2026 г. ситуация изменится, и связано это с истечением срока полномочий Радева на посту президента. Учитывая его политическую активность, сложно представить, что глава государства просто так уйдет из общественной жизни. Более вероятно, что он воспользуется трудностями центристов для того, чтобы наконец создать собственный политический проект.
В этом контексте отставку правительства некоторые аналитики рассматривают как упреждающий ход центристов. Если, как ожидается, нынешнему парламенту не удастся выдвинуть новый кабинет министров, следующие выборы могут пройти уже в марте. Это почти не оставляет Радеву времени для формирования новой партии. Тем более что назначение даты выборов во многом зависит от главы государства, а значит любое промедление с его стороны будет рассматриваться как злоупотребление полномочиями в личных целях.
Из результатов опроса общественного мнения следует, что создать правительство без участия центристов будет практически невозможно. Тем не менее неясно, как будут развиваться отношения между ними самими. Трудно также предвидеть действия главы государства — как и их успех в случае, если прогнозы оправдаются, и Радев решит создать партию. Наконец, с 2026 г. Болгария расстается с национальной валютой и переходит на евро, что также может оказать труднопредсказуемое влияние на электоральные предпочтения.
Очевидно одно: начавшийся в 2020 г. политический кризис переходит в новую фазу.
10 декабря 2025 г. правительство Росена Желязкова подало в отставку, просуществовав чуть менее одиннадцать месяцев и став самым «долговечным» правительством Болгарии за последние пять лет. Предыдущий кабинет Николая Денкова просуществовал десять месяцев (июнь 2023 — февраль 2024) — на три месяца дольше, чем кабинет Кирила Петкова (декабрь 2021 — август 2022). Но даже столь эфемерные правительства можно считать успехом на фоне итогов выборов апреля и июля 2021 г., октября 2022 г. и июня 2024 г., когда политические силы вообще не смогли договориться о взаимоприемлемом варианте коалиции и сразу перешли к очередной предвыборной кампании.
Премьер-министр Росен Желязков подает в отставку
Отставка болгарского правительства — не случайность, а результат продолжающегося политического кризиса, вызванного незавершенной трансформацией партийной системы. За 2010-е гг. в политической жизни Болгарии произошли две важные перемены: центристские силы ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии») и ДПС («Движение за права и свободы») превратились в де-факто партии власти, сросшиеся с государственными структурами, а их главный конкурент БСП (Болгарская социалистическая партия) утратила поддержку электората и опустилась до статуса второстепенного игрока.
На фоне экономических трудностей в период пандемии СOVID-19 и многочисленных коррупционных скандалов вседозволенность центристов спровоцировала мощный политический запрос на перемены, направленный против ГЕРБ и ДПС. Проявлением протеста стали многочисленные акции, начавшиеся в июле 2020 г. и продолжавшиеся до конца ноября.
Поскольку БСП уже не могла выступить лидером оппозиционных настроений, на эту роль нашлись другие кандидаты. В 2021 г. ГЕРБ, ранее не знавшая поражений, дважды проиграла выборы (в июле и ноябре 2021 г.). И что характерно — разным партиям: в июле первое место заняла ЕТН («Есть такой народ»), в ноябре — ПП («Продолжаем перемены»). Ни одной из них не суждено было закрепить успех: ЕТН не смогла сформировать правительство; кабинет, созданный ПП, продержался всего семь месяцев.
Причиной неудачи стала неспособность новых сил к сотрудничеству между собой: ни ЕТН, ни ПП не имела большинства в парламенте, а создание устойчивых коалиций оказалось невозможным из-за междоусобной борьбы в оппозиционном лагере. За неудачами 2021 г. последовала череда досрочных выборов и политических игр, результатом которого стало признание неизбежного: сформировать правительство без ГЕРБ и ДПС не удастся. В апреле 2023 г. обе центристские силы согласились поддержать правительство ПП (к тому времени объединившейся с партией «Демократическая Болгария» в коалицию ПП-ДБ) в качестве младших партнеров. Получив от этого союза необходимую легитимность, ГЕРБ в марте 2024 г. запросила новых уступок и, не получив их, добилась отставки кабинета.
Потребовалось еще дважды провести выборы (в апреле и октябре 2024 г.), прежде чем противники центристов смирились с реальностью, и в январе 2025 г. было сформировано правительство во главе с ГЕРБ — впервые с начала кризиса. В отличие от кабинетов 2010-х гг. его не возглавил бессменный лидер и создатель ГЕРБ Бойко Борисов, поставивший вместо себя надежного функционера Росена Желязкова, однако все важнейшие заявления от лица правительства делал именно Борисов. ДПС, в 2024 г. расколовшееся на АПС («Альянс за права и свободы») и ДПС-НН («Движение за права и свободы — Новое начало»), формально не вошло в правящую коалицию, но поддерживало его в ходе голосований в парламенте.
Для центристов это означало победу: они очевидно вернули себе правящее положение, утраченное было в начале 2020-х гг. Между тем протестные настроения в обществе, накопившиеся к концу 2010-х гг., не исчезли. Столкнувшись с неспособностью политической оппозиции реализовать общественный запрос на перемены, население какое-то время демонстрировало усталость от частых выборов. Однако демонстрации, начавшиеся в декабре 2025 г. как реакция на предложенный правительством проект бюджета, показали, что протестная энергия лишь ждала новой возможности, чтобы выйти наружу.
Важный момент: отставку правительства на фоне митингов протеста нельзя трактовать как поражение ГЕРБ. Досрочный роспуск кабинета уже дважды использовался этой партией в 2013 и 2016 гг. для того, чтобы укрепить свое положение, застать конкурентов врасплох и вернуться к власти на следующих выборах. Скорее речь идет о начале нового витка политической борьбы, расстановка сил в котором еще не вполне очевидна.
Прежде всего нарастают противоречия в рядах центристских сил. Если раньше неформальный союз этих двух партий опирался на готовность ДПС держаться в тени, то теперь ситуация изменилась. На первый план в ДПС выдвинулся активный и амбициозный политик Делян Пеевски, сумевший во внутрипартийной борьбе вырвать лидерство у создателя этой партии Ахмеда Догана (который вынужден теперь довольствоваться осколком прежнего движения — АПС). По мнению болгарских аналитиков, в отношениях между ГЕРБ и ДПС-НН (как теперь называется партия Пеевского) накопилось напряжение, которое невозможно было разрешить в рамках текущего расклада сил в парламенте: правительство во главе с ГЕРБ зависело от поддержки депутатов ДПС-НН. Отставка позволила Борисову освободиться от этого союза и пересмотреть дальнейшую стратегию.
Лидер ГЕРБ Бойко Борисов (слева) и лидер ДПС-НН Делян Пеевски (справа).
С другой стороны, нарастала угроза позициям ГЕРБ со стороны нового претендента на статус лидера оппозиции (ранее эту роль играла БСП). В 2021 г. нишу попытались занять ЕТН и ПП (позднее — ПП-ДБ), но безуспешно. Теперь же политологи и СМИ ожидают появления новой партии, которая имеет шансы возглавить протестные настроения и вновь лишить ГЕРБ первого места в парламенте.
Речь идет о президенте страны Румене Радеве. В 2016 г. генерал-майор Радев, занимавший на тот момент должность командующего болгарскими ВВС, уволился с военной службы и выдвинул свою кандидатуру на пост главы государства как независимый кандидат. Опираясь на поддержку со стороны БСП и используя собственную харизму, Радеву удалось одержать убедительную победу над кандидатом от правящей партии ГЕРБ. Вступив в должность, новый глава государства не перестал критиковать действия правительства. Во время протестов 2020 г. он лично выступал перед демонстрантами с обращенным против центристов лозунгом: «Мафия — вон!». Во время президентских выборов в ноябре 2021 г. он вновь одержал победу над претендентом от ГЕРБ. Одновременно он поддержал только что созданную политическую силу ПП, что стало залогом ее успеха на состоявшихся тогда же (в ноябре 2021 г.) парламентских выборах.
Президент Румен Радев и вице-президент Илияна Йотова выходят к демонстрантам 9 июля 2020 г.
Согласно болгарской Конституции, глава государства не имеет властных полномочий. Начиная с победы Радева в 2016 г. эксперты прогнозируют создание им собственной партии: только так он мог бы конвертировать свой огромный авторитет в политический ресурс. Радев действительно остается самым популярным действующим политиком в стране. Он регулярно выступает с заявлениями по самым острым вопросам, чаще всего критикуя те или иные инициативы власти. Однако прогнозы аналитиков до сих пор не оправдывались — собственной партии Радев так и не создал.
Между тем существует большая вероятность, что в 2026 г. ситуация изменится. Связано это с тем, что в 2026 г. истекает срок полномочий Радева на посту президента. Учитывая его политическую активность, сложно представить, что глава государства просто так уйдет из общественной жизни. Более вероятно, что он воспользуется трудностями центристов для того, чтобы наконец создать собственный политический проект. На это недавно намекнул и сам Радев, заявив, что запустит свою партию, когда ее будут ждать меньше всего.
В этом контексте отставку правительства некоторые аналитики рассматривают как упреждающий ход центристов. Если, как ожидается, нынешнему парламенту не удастся выдвинуть новый кабинет министров, следующие выборы могут пройти уже в марте. Это почти не оставляет Радеву времени для формирования новой партии. Тем более что назначение даты выборов во многом зависит от главы государства, а значит любое промедление с его стороны будет рассматриваться как злоупотребление полномочиями в личных целях.
По данным на октябрь 2025 г. октябрь 2025 г., центристы уверенно удерживают за собой первое и второе места среди действующих политических партий (ГЕРБ — 27,4%, ДПС-НН — 17,5%). Занимавшая третье место коалиция ПП-ДБ выступила организатором протестов, приведших к отставке кабинета Желязкова, что, возможно, позволит ей сократить дистанцию с фаворитами. Четверку лидеров замыкает ультраправая партия «Возрождение», находящаяся в острых противоречиях как с центристами, так и с либеральной ПП-ДБ.
Общественно-политические настроения в Болгарии. Октябрь 2025 г.
Источник: Gallup International Balkan.
Из результатов опроса следует, что создать правительство без участия ГЕРБ и ДПС-НН будет практически невозможно. Даже если ПП-ДБ увеличит свое представительство в Народном собрании благодаря поддержке демонстрантов, ей придется вести переговоры с очень разными политическими игроками, собрать которых в одну коалицию будет невероятно сложно.
Многое будет зависеть также от факторов, которые трудно поддаются прогнозированию. Прежде всего неясно, как будут развиваться отношения между центристами. Если ГЕРБ и ДПС-НН перейдут к отрытой конфронтации, это создаст дополнительные варианты формирования правительственной коалиции. Трудно также предвидеть действия главы государства — как и их успех в случае, если прогнозы политологов оправдаются, и Радев решит создать партию. Наконец, с 2026 г. Болгария расстается с национальной валютой и переходит на евро, что также может оказать труднопредсказуемое влияние на электоральные предпочтения.
Очевидно одно: начавшийся в 2020 г. политический кризис переходит в новую фазу.