Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Василий Грамолин

Аспирант МГИМО МИД России

На рубеже 1980–1990-х гг. Балтийский регион стал приоритетным направлением для скандинавских элит в контексте расширения зоны политического и экономического влияния. В это время Дания де-факто предоставила своим НКО и бизнес-структурами право на установление контактов с представителями республик советской Прибалтики, находящихся в оппозиции.

Вовлечение государственных структур Скандинавии на постсоветском пространстве в странах Балтии в 1990–2010-хх гг. было беспрецедентным. Поддержка новых субъектов международных отношений была преимущественно обусловлена расширением неолиберальной экономической модели, что крайне отрицательно повлияло на социальные и экономические показатели Балтии. Это произошло вследствие ликвидации промышленного потенциала, заложенного в советский период.

Оказавшись в зависимости от финансовой поддержки североевропейских государств и Евросоюза, страны Балтии в значительной степени утратили свой экономический суверенитет. В военно-политическом измерении Прибалтика лишилась суверенитета в 2004 г., вступив в Североатлантический альянс.

Прибалтийская государственность, основанная на евроатлантизме и искусственных концепциях («советская оккупация» и др.) за несколько десятилетий независимости и либеральных реформ привела к массовому оттоку населения, закрытию предприятий, росту внешнего долга, появлению государственного этнонационализма, социальному расслоению.

Ангажированность скандинавских политиков в странах Балтии вызвала ухудшение региональной безопасности и стабильности в Европе, а также снижение уровня дипломатического представительства между государствами Балтии и Россией.

Основные выгодоприобретатели в сложившейся ситуации — североевропейская и американская политическая элита, а также транснациональные корпорации.

Во время холодной войны государства Северной Европы (Дания, Норвегия, Швеция) активно поддерживали развивающиеся экономики исходя из «моральных обязательств». В частности, социал-демократический истеблишмент в Стокгольме целенаправленно формировал имидж «моральной сверхдержавы». Проект нордического интернационализма, т.е. симбиоза либеральной модели и концепта государства всеобщего благосостояния стал основным компонентом внешнеполитический стратегии североевропейских государств. На рубеже 1980–1990-х гг. Балтийский регион стал приоритетным направлением для скандинавских элит в контексте расширения зоны политического и экономического влияния. В это время Дания де-факто предоставила своим НКО и бизнес-структурами право на установление контактов с представителями республик советской Прибалтики, находящихся в оппозиции.

26 октября 1989 г. датский министр иностранных дел У. Эллеманн-Йенсен заявил о намерении официального Копенгагена установить связь между народами прибалтийских республик и Дании на уровне делового и культурного обмена.

В июне 1990 г. в Риге открылось представительство Датского института культуры. Позже У. Эллеманн-Йенсен признал его полуофициальный статус. Этот институт действовал по линии публичной дипломатии в интересах Министерства иностранных дел Дании вплоть до установления межгосударственных отношений с Латвией в августе 1991 года.

Кроме того, в декабре 1990 г. правительство Дании инициировало открытие «Балтийского информационного бюро» в Копенгагене, предоставив недвижимость и финансирование. В Брюсселе аналогичное бюро было открыто месяцем ранее. Таким образом, делегаты из Балтии получили доступ к штаб-квартирам НАТО и ЕЭС.

Датские власти предпринимали активные действия по интеграции прибалтийских республик в евроатлантические структуры и международное сообщество. Для допуска делегатов из Балтии на сессию ГА ООН летом 1990 г. У. Эллеманн-Йенсен воспользовался доверительными отношениями с государственным секретарём США Д. Бейкером. Невиданный шаг для сферы международных отношений был сделан Министерством иностранных дел Дании, когда в 1991 г. (до распада СССР) дипломатическая служба Копенгагена профинансировала деловые поездки представителей Балтии по линии СБСЕ.

Североатлантический альянс рассматривал Данию в качестве государства, способного оказывать давление на СССР в контексте решения прибалтийского вопроса. Копенгаген был проводником внешнеполитических интересов Вашингтона. В свете того, что у представителей оппозиционных структур Прибалтики отсутствовал опыт работы в сфере международных отношений и государственного управления, датскому правительству был предоставлен карт-бланш в формировании будущего внешнеполитического вектора стран Балтии. После провозглашения независимости из государственных структур прибалтийских республик, в том числе ввиду безосновательных подозрений в работе на КГБ СССР, были уволены опытные специалисты, дипломатические работники. На ключевые посты в странах Балтии стали назначаться лица из числа прибалтов, вернувшихся из США, Великобритании, Канады, Швеции на историческую родину, что привело к усилению евроатлантических устремлений. Более того, у элит Балтии сформировался единый подход во внешнеполитических взглядах и в вопросе интеграции в ЕЭС/ЕС и НАТО.

В целях экономического освоения стран ЦВЕ и Балтии, Копенгагеном в феврале 1990 г. был создан Фонд индустриализации, бюджет которого составил 300 млн датских крон. В ходе парламентского обсуждения проекта политическими партиями был достигнут консенсус — инвестиции (с учётом рисков) рассматривались прежде всего в качестве инструмента расширения рынка присутствия датского капитала. В итоге на рынок Балтии вышли крупные датские корпорации: Tele Denmark, DFDS, Maersk, Danisco, Carlsberg, Danish Air Transport, SAS и др.

Любопытно, что в конце 1980-х – начале 1990-х гг. между Копенгагеном и Стокгольмом усилилась конкуренция — обе столицы стремились занять наиболее влиятельную позицию в Балтийском регионе. Так как Дания на тот момент уже являлась членом и НАТО, и ЕЭС (чего нельзя было сказать о Швеции, которая вступила в ЕС лишь в 1995 г.), она заняла ведущую позицию в регионе.

Вовлечение государственных структур Скандинавии на постсоветском пространстве в странах Балтии в 1990–2010-хх гг. было беспрецедентным. Поддержка новых субъектов международных отношений была преимущественно обусловлена расширением неолиберальной экономической модели, что крайне отрицательно повлияло на социальные и экономические показатели Балтии. Это произошло вследствие ликвидации промышленного потенциала, заложенного в советский период.

В соответствии с Копенгагенскими критериями от 1993 года (необходимыми для вступления в ЕС) страны Балтии осуществили:

  1. приватизацию предприятий (после деиндустриализации были закрыты верфи, заводы «РАФ», «ВЭФ», «РВЗ», Игналинская АЭС и другие крупные предприятия, что привело к значительному росту безработицы после кризиса 2008 г. (15–17%); в структуре экономики стран Балтии доминирующую роль занял сектор услуг;
  2. перестройку системы государственного управления, которая привела к сокращению социальных расходов, увеличению неравенства, дискриминации русского населения;
  3. либерализацию цен, по итогам которой реальные располагаемые доходы населения сократились на 50 %;
  4. переход внешней торговли на рыночные рельсы, что повлекло за собой зависимость от транзитных услуг и денежных переводов мигрантов-прибалтов.

Кроме того, подготовка к интеграции прибалтийских республик в евроатлантические структуры состояла из:

  1. программ переобучения педагогического состава в странах Балтии;
  2. учреждения балтийско-северной сети НКО;
  3. управления обучением сотрудников НКО;
  4. подготовки журналистов;
  5. предоставления схем грантов для сферы образования и государственного управления;
  6. подготовки специалистов из числа граждан государств Балтии в сфере энергетики (на площадках в Северной Европе);
  7. развития активности Северного промышленного фонда (Nordic Industrifond).

Количество НКО в балтийском регионе приблизительно достигло 10 тыс. в 1999 г., что существенно расширило возможности правящих кругов в Скандинавии по продвижению политических и экономических интересов на постсоветском пространстве.

В 1992 г. правительство Швеции приступило к выделению сотен миллионов шведских крон (десятков миллионов евро) на сотрудничество со странами ЦВЕ и Балтии. Стокгольм создал программы по поддержке балтийских стран через Агентство Швеции по международному развитию (SIDA). Финансовые средства распределяются через «зонтичную» структуру НКО (Международный центр Улофа Пальме и др. некоммерческие организации) по аналогии с принципом деятельности Агентства США по международному развитию.

Сотрудничество шведской НКО «Фермеры Швеции» с Латвийской ассоциацией лесовладельцев позволило шведской компании Sodra получить контроль над 10 % частных лесов в Латвии. Более того, шведские корпорации занимаются активной перепродажей своих активов в Латвии, сохраняя их существенную долю в Швеции.

В целях закрепления неолиберального курса через воспроизводство элит, Стокгольмом предпринял ряд инициатив в сфере образования стран Балтии: 1] была основана Рижская высшая юридическая школа, готовящая будущих специалистов в области дипломатии и международного права. Выпускники перечисленных учебных заведений трудоустраиваются в государственные структуры стран Балтии, НКО и в местные филиалы западных транснациональных корпораций (EY, Deloitte, PWC, Swedbank).

В начале 1990-х гг. Агентство Швеции по международному развитию (SIDA) и Шведский инвестиционный фонд (Swedfund International AB) инициировали программы по реформированию банковского сектора стран Балтии, способствуя финансовой интеграции и расширению инвестиционных возможностей скандинавских банков в регионе. Данные, находящиеся в открытом доступе, указывают на то, что шведские финансовые группы (Swedbank, SEB, Handelsbanken), контролируют около 70% банковского сектора стран Балтии, извлекая устойчивую прибыль, в том числе и в сфере недвижимости.

Привязка североевропейского финансового капитала к активам в Латвии, Литве и Эстонии позволяет скандинавскому истеблишменту получать существенные дивиденды по линии кредитования населения и предприятий, пользуясь как доминирующим положением на рынке, так и рычагами влияния, которыми на протяжении 2000–2010-х гг. ограничивались возможности российского бизнеса в странах Балтии.

По оценке экономистов, именно политические, а не экономические факторы сыграли существенную роль при приватизации в странах Балтии. Об этом свидетельствует ориентация Вильнюса, Риги и Таллинна на североевропейские финансовые корпорации и создание барьеров для российских инвестиций.

Активность политического руководства стран Скандинавии —использование НКО для реализации концепций в банковском секторе, образовательной сфере, промышленности — значительно повлияла на прибалтийские режимы, предоставив местным элитам роль ведущих посредников в проектах по дальнейшей экспансии идеологии евроатлантизма.

В настоящее время на территории Латвии, Литвы и Эстонии действует несколько крупных НКО — Lithuanian Free Market Institute в Вильнюсе, PRAXIS Center for Policy Studies в Таллинне, International Center for Defense and Security в Таллинне, Centre for Public Policy в Риге. Они были созданы в 1990-х гг. не без участия заокеанских партнёров «независимой» Прибалтики. Перечисленные организации работают в интересах евроатлантических структур для продвижения американских политических и экономических интересов, «открытых обществ», стратегических программ НАТО, проектов в киберпространстве.

***

Оказавшись в зависимости от финансовой поддержки североевропейских государств и Евросоюза, страны Балтии в значительной степени утратили свой экономический суверенитет. В военно-политическом измерении Прибалтика лишилась суверенитета в 2004 г., вступив в Североатлантический альянс.

Прибалтийская государственность, основанная на евроатлантизме и искусственных концепциях («советская оккупация» и др.) за несколько десятилетий «независимости» и либеральных реформ привела к массовому оттоку населения, закрытию предприятий, росту внешнего долга, появлению государственного этнонационализма, социальному расслоению.

Ангажированность скандинавских политиков в странах Балтии вызвала ухудшение региональной безопасности и стабильности в Европе, а также снижение уровня дипломатического представительства между государствами Балтии и Россией.

Основные выгодоприобретатели в сложившейся ситуации — североевропейская и американская политическая элита, а также транснациональные корпорации.

1. Open Society Foundations Джорджа Сороса — нежелательная организация на территории РФ.


(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju