Оценить статью
(Голосов: 144, Рейтинг: 4.94)
 (144 голоса)
Поделиться статьей
Вадим Костеж

Преподаватель НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник Института Европы РАН

Существует ли сегодня перспектива развития связей между Россией и Италией — вопрос непростой. Однако размышления на этот счёт в свете прихода к власти очередного нового правительства на Апеннинах весьма кстати. Приходится констатировать очевидное — уровень двустороннего сотрудничества России и Италии с некогда весьма высоких позиций заметно снизился за последние годы. Подтверждение тому — значительно сократившееся число совместно реализованных экономических проектов, а также интенсивности встреч на высшем уровне. Не умолчать и главного — Италия, будучи государством — членом ЕС и НАТО, не может в полной мере проводить независимую внешнюю политику, полностью направленную на удовлетворение всех внутренних потребностей. Любое итальянское правительство в таких условиях будет действовать решительно исключительно в вопросах, полностью разделяемых евроатлантическим сообществом. Явный пример тому — продолжающаяся безоговорочная поддержка Римом Украины, и — как следствие — отсутствие видимых перспектив развития отношений Италии и России в таких обстоятельствах.

Россия и Италия — давние партнёры с богатой историей отношений. Связи фиксируются в разнообразных исторических документах ещё с XVI в., однако непосредственное установление дипломатических отношений произошло лишь в феврале 1924 г. [1] В 1970-е гг. в Италию из СССР начались поставки природного газа [2], был подписан ряд договоров и деклараций, сутью которых стало выражение стремления к развитию межгосударственных отношений. После распада СССР в 1991 г. отношения Российской Федерации и Италии вплоть до 2014 г. развивались по восходящей линии и отличались плодотворностью в целом ряде сфер [3]. В 2013 г. показатели российско-итальянской торговли достигли своего исторического максимума и составили 54 млрд долл., в то время как встречи лидеров двух государств на протяжении долгого времени носили регулярный и, что немаловажно, доверительный характер. Однако антироссийские санкции, вводимые с 2014 г. со стороны Европейского Союза и поддерживаемые Италией, сказались на двустороннем сотрудничестве [4]. Существует ли сегодня перспектива развития связей между Россией и Италией — вопрос непростой. Однако размышления на этот счёт в свете прихода к власти очередного нового правительства на Апеннинах весьма кстати.

Прежде всего стоит обратить внимание на специфику тех сфер межгосударственного взаимодействия, что за десятилетия существования связей России и Италии стали традиционными. На основании многочисленных отчётов Федеральной таможенной службы РФ за период до введения первых санкций в отношении России в 2014 г., можно с уверенностью заявить о том, что львиная доля экспорта России в Италию относится к поставкам минеральных продуктов, металлов и изделий из них, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, камней и драгоценных металлов, а также продукции химической промышленности. Италия же, в свою очередь, весь указанный период специализировалась на поставках в Россию следующих видов товаров: текстиль и обувь, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, машины, техническое оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности.

С экономической точки зрения особенно важно то, что страны реализовывали целый ряд проектов стратегического значения. Так, например, ещё в 2006 г. компания «Гражданские самолеты Сухого» и итальянская «Alenia Aeronautica» подписали соглашение о сотрудничестве в создании первого в истории современной России ближнемагистрального пассажирского самолёта «Сухой Суперджет-100» и учредили СП «Суперджет интернэшнл» по продаже и послепродажному обслуживанию самолетов. И уже в 2011 г. первый коммерческий «Сухой Суперджет-100» был введен в эксплуатацию российской авиакомпанией «Аэрофлот». В январе 2013 г. российская государственная корпорация «Ростех» совместно с итальянской компанией по производству автомобильных шин «Pirelli» открыла высокотехнологичную линию по изготовлению автомобильных шин на базе Кировского и Воронежского шинных заводов. Два отдельно взятых примера призваны лишь продемонстрировать факт того, что Италия по состоянию на досанкционный период отношений являлась одним из крупнейших торгово-экономических партнёров России в Европе практически во всех отраслях народного хозяйства.

Что же касается политического взаимодействия в период до 2014 г., то здесь стоит подчеркнуть самое главное — встречи на высшем уровне между лидерами государств проходили регулярно вне зависимости от того, кто возглавлял итальянское правительство. Политический тяжеловес и лидер правой партии «Вперёд, Италия» Сильвио Берлускони, несколько раз занимавший пост итальянского премьер-министра, выстроил с Владимиром Путиным доверительный и, пожалуй, даже дружеский диалог, который долгое время позволял беспрепятственно двигаться в направлении углубления российско-итальянских связей. Впоследствии это комплексно отразилось на характере взаимодействия двух стран.

Традиционно отмечается и особая роль Италии как некоего политического медиатора в отношениях России с Европейским союзом и НАТО. Так, именно Италия способствовала полноформатному вхождению России в «Группу восьми» (членом которого она являлась вплоть до весны 2014 г.), а также учреждению Совета Россия – НАТО.

Однако по итогам 2014 г., ознаменовавшегося введением санкций со стороны Европейского союза, а также ответными мерами России в виде правительственного эмбарго в отношении в том числе Италии, товарный оборот между Россией и Италией упал на 11% и составил чуть более 48 млрд долл. [5] Тренд на снижение этих значений сохраняется до сих пор.

С целью поддержания некогда солидного уровня торгово-экономических отношений уже после введения западных санкций Италия активно занялась развитием в России концепции «Made with Italy» [6], которая подразумевает локализацию производства итальянских товаров с привлечением технологий с Апеннинского полуострова в России. Тогда особую роль в продвижении итальянских брендов и начале производства их продукции на территории РФ сыграло посольство Итальянской Республики и Ассоциация итальянских предпринимателей в России.

Не секрет, что на фоне разразившегося кризиса доверия по отношению к российским государственным институтам и к стране в целом в результате событий, произошедших в 2014 и 2022 гг., европейские политики зачастую ставят Россию в один ряд то с непредсказуемыми квази-государственными образованиями вроде Исламского государства (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ), то с «джунглями», способными вторгаться в дела соседей и разрушать чужие безупречно цветущие «сады». Россия в ответ на это не без основания признает, что современная мировая система все больше напоминает «игру без правил», и возлагает ответственность за эскалацию конфликтов и разрастание глобального хаоса на коллективный Запад [7].

Италия же, являясь частью западного мира, всё же придерживалась роли посредника на мировой политической арене, вплоть до начала специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г. не высказывая явного неодобрения деятельности России в мире и не используя упомянутые определения. Напротив, Рим на высшем уровне отмечал необходимость нормализации отношений Европейского союза (и Италии как его части) с Россией. Так, в марте 2015 г. в ходе визита в Москву председателя Кабинета министров Италии Маттео Ренци им было подчёркнуто, что санкции и контрсанкции, в каких бы направлениях они ни вводились, лишь создают значительные барьеры на пути развития отношений между Россией и Италией [8]. Общее настроение итальянского общества М. Ренци тогда было определено верно, однако конкретных шагов по сближению позиций двух государств или же попыток отмены санкций против России с тех пор отмечено не было.

Что касается политических контактов двух государств на высшем уровне, то следует отметить, что интенсивность подобного рода встреч остается крайне низкой по сравнению с предыдущим периодом истории российско-итальянских отношений. Президент В. Путин побывал в Италии в 2015 г. на открытии Национального дня России в рамках международной выставки Экспо в Милане и встретился с премьером М. Ренци, после чего вновь совершил визит в Итальянскую Республику лишь через 4,5 года, летом 2019 г. Впервые за долгое время состоялся официальный визит на тот момент премьер-министра Италии Джузеппе Конте в российскую столицу в октябре 2018 г., в рамках которой у него состоялась встреча с Владимиром Путиным и главой российского правительства. Ответный визит российского премьер-министра в Италию по приглашению Джузеппе Конте, состоявшийся в том же году, также достоин упоминания.

Однако и те времена прошли. В феврале 2022 г. итальянское правительство во главе с Марио Драги заняло чёткую позицию, выражающуюся в абсолютной поддержке украинской стороны. Поддавшись мейнстримным западным тенденциям, страна начала поставлять Украине вооружения и, тем самым, фактически не только пошла на разрыв тесных связей с Россией, но и подорвала собственный статус нейтральной площадки для переговоров между Западом и Востоком. Без сомнений, подобного рода действия отныне не позволяют воспринимать Италию в качестве определённого медиатора в отношениях между Россией и странами коллективного Запада.

***

Приходится констатировать очевидное — уровень двустороннего сотрудничества России и Италии с некогда весьма высоких позиций заметно снизился за последние годы. Подтверждение тому — значительно сократившееся число совместно реализованных экономических проектов, а также интенсивности встреч на высшем уровне. Не умолчать и главного — Италия, будучи государством — членом ЕС и НАТО, не может в полной мере проводить независимую внешнюю политику, полностью направленную на удовлетворение всех внутренних потребностей. Любое итальянское правительство в таких условиях будет действовать решительно исключительно в вопросах, полностью разделяемых евроатлантическим сообществом. Явный пример тому — продолжающаяся безоговорочная поддержка Римом Украины, и — как следствие — отсутствие видимых перспектив развития отношений Италии и России в таких обстоятельствах.

1. Зонова Т.В. Россия и Италия: история дипломатических отношений. М: 1998. С.64.

2. Romita E. The economic relationship between Italy and Russia in the energy sector. 2019. P. 17-19.

3. Zonova T. Russia and Italy: peculiar aspects of relations // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on social sciences and arts SGEM 2018. 2018. P. 153-160.

4. Беляев С.А. Анализ внешнеторговых отношений России и Италии // Иннов: электронный научный журнал. 2018. №. 4. С. 15.

5. Овакимян М.С., Ионов М.Н. Экономические отношения России и Италии // Горизонты экономики. 2017. №. 6. С. 95-102.

6. Там же.

7. Алексеенкова Е.С. Хаос и игра без правил: О современном кризисе доверия в отношениях России и Запада // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». 2015. №. 1 (76).

8. Зонова Т.В. История внешней политики Италии. М.: 2016. С. 76-77.


(Голосов: 144, Рейтинг: 4.94)
 (144 голоса)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju