В последнее время ведутся острые дискуссии по проблемам экспорта продовольствия из Украины в страны ЕС. Восточноевропейские страны оказались вынуждены принять на свои внутренние рынки большой поток зерна и других продуктов питания, вывезенных из Украины, что привело к резкому падению цен и недовольству местных фермеров.
На складах фермеров, в первую очередь Польши, к сегодняшнему дню скопились тысячи тонн зерна, которое в ближайшее время не сможет быть реализовано. В ответ на выступления фермеров польское правительство до 30 июня 2023 г. запретило ввоз из Украины зерна и других категорий товаров, а также ввело запрет на их транзит, поскольку демпинговая цена делает неконкурентной местную продукцию. Позднее аналогичный запрет на импорт зерна, масличных культур и ряда других сельхозпродуктов из Украины ввела Венгрия. Запрет на ввоз продуктов питания с Украины, за исключением транзита, также установили Болгария и Словакия.
ЕС, с одной стороны, стал опасаться усиления фермерских бунтов в странах, граничащих с Украиной, а с другой — заинтересован в том, чтобы показать солидарность всех европейских стран в отношении Украины. Поэтому Еврокомиссия, рассмотрев на заседании 19 апреля 2023 г. проблему экспорта украинских продовольственных товаров, согласовала, что Польша возобновит транзит украинского зерна, но только в опломбированных вагонах.
Мало у кого из экспертов вызывает сомнение тот факт, что из-за сложившихся коррупционных цепочек часть украинского зерна и других агропродовольственных товаров будет продолжать оседать на рынках восточноевропейских стран, так как не разработан механизм контроля за движением «опломбированных» поездов с продовольствием, которые необходимо проверять при въезде и выезде из транзитной страны. С другой стороны, пока действует «Черноморская зерновая инициатива», в западноевропейские страны поступает значительное количество украинского зерна по Черноморскому коридору. Поэтому еще большее увеличение его поставок вызовет негативное отношение со стороны Румынии и Франции, которые сами являются крупными экспортерами зерна.
Запрет на ввоз украинского зерна в европейские страны по сухопутному коридору мог бы негативно сказаться на украинской экономике, однако объемы, проходящие по этому пути, относительно небольшие. Основной поток экспорта идет по Черноморскому коридору на условиях «зерновой сделки». В распределении продовольствия по странам-импортерам наблюдалась сильнейшая неравномерность, которая за последний месяц еще более усилилась. Ведущие бенефициары — Китай, Испания, Турция — получили 67% объема всех товаров, вывезенных с Украины, против 51%, полученного ими до марта 2023 г.
Однако судьба «зерновой сделки» также находится в подвешенном состоянии. Россия, продлившая сделку до 18 мая 2023 г., для дальнейшей ее реализации твердо требует от ООН выполнения условий Меморандума о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений (в том числе аммиака) на мировые рынки. Министры сельского хозяйства G7 на встрече в японском городе Курасики подтвердили важность «зерновой сделки» и на словах поддержали ее «продление, полное исполнение и расширение», но отнюдь не предложили реальных мер по осуществлению договоренностей с Россией.
В итоге остались только два участника — Россия и Турция, мнение которых будет иметь значение для дальнейшей судьбы сделки. Россия жестко настаивает на выполнении пяти вышеназванных пунктов, ей необходим прогресс для разблокировки экспорта продовольствия и удобрений. Турция, которая является наиболее важным посредником в переговорах по «зерновой сделке», призывает западные страны и ООН выполнить все пункты договоренностей. Вероятнее всего, и этот призыв не будет услышан Западом. Тогда Россия после выборов в Турции будет договариваться о продлении сделки уже персонально с Турцией, рассматривая различные дополнительные условия.
В случае же непродления «Черноморской зерновой инициативы» даже на небольшой срок запрет на экспорт продовольствия из Украины в страны ЕС по сухопутному коридору может больно ударить как по поставкам зерна в западноевропейские страны, так и по украинским доходам от экспорта продовольствия.
В последнее время ведутся острые дискуссии по проблемам экспорта продовольствия из Украины в страны ЕС. Восточноевропейские страны оказались вынуждены принять на свои внутренние рынки большой поток зерна и других продуктов питания, вывезенных из Украины, что привело к резкому падению цен и недовольству местных фермеров.
Продовольствие из Украины поступает на мировой рынок по нескольким маршрутам. Главный путь (по объемам движения продовольствия) — Черноморский коридор, по которому оно вывозится в рамках «Черноморской зерновой инициативы» («зерновой сделки»), второй путь — два «зеленых» транспортных коридора (сухопутный и речной) через восточноевропейские страны в ЕС. В 2022 г. в странах ЕС были установлены нулевые импортные пошлины и отменены квоты на ввоз товаров из Украины, одновременно организованы «зеленые» коридоры. Предполагалось, что продовольственные товары будут следовать в западные страны, минуя приграничные с Украиной области. Однако большая часть товаров попадала именно в соседние с Украиной восточноевропейские страны и продавалась по демпинговым ценам — как минимум на 30% ниже, чем у местных производителей. Резкий рост импорта сельхозпродукции создал проблемы для фермеров из Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, сообщил в конце января Совет Европы. В результате премьер-министры Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Словакии направили письмо председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, в котором говорилось, что тарифы на импорт из Украины, возможно, потребуется восстановить.
На складах фермеров, в первую очередь Польши, к сегодняшнему дню скопились тысячи тонн зерна, которое в ближайшее время не сможет быть реализовано. Звучат заявления, что польское зерно «уничтожено» техническим зерном из Украины. В ответ на выступления фермеров польское правительство до 30 июня 2023 г. запретило ввоз из Украины зерна и других категорий товаров — фруктов, яиц, мяса птицы, сахара и меда, а также ввело запрет на их транзит, поскольку демпинговая цена делает неконкурентной местную продукцию. Позднее аналогичный запрет на импорт зерна, масличных культур и ряда других сельхозпродуктов из Украины ввела Венгрия. Запрет на ввоз продуктов питания с Украины, за исключением транзита, также установили Болгария и Словакия. Однако считается, что запрет на ввоз украинского зерна последовал слишком поздно, ситуация уже накалилась. В Польше создана специальная комиссия по расследованию мошенничества с украинским зерном.
ЕС, с одной стороны, стал опасаться усиления фермерских бунтов в странах, граничащих с Украиной, а с другой — заинтересован в том, чтобы показать солидарность всех европейских стран в отношении Украины. Поэтому Еврокомиссия, рассмотрев на заседании 19 апреля 2023 г. проблему экспорта украинских продовольственных товаров, согласовала, что Польша возобновит транзит украинского зерна, но только в опломбированных вагонах. По словам доцента МГИМО МИД России Николая Топорнина, в ночь на субботу 22 апреля 2023 г. должен был начать действовать специальный режим, по которому Польша, Румыния, Словакия, Болгария и Венгрия открывают границу для транзита украинского зерна, а взамен ЕС выделяет 100 млн евро для субсидий фермерам этих стран, и большая часть, примерно 60 млн евро, пойдет на нужды наиболее пострадавших польских фермеров.
Мало у кого из экспертов вызывает сомнение тот факт, что из-за сложившихся коррупционных цепочек часть украинского зерна и других агропродовольственных товаров будет продолжать оседать на рынках восточноевропейских стран, так как не разработан механизм контроля за движением «опломбированных» поездов с продовольствием, которые необходимо проверять при въезде и выезде из транзитной страны. С другой стороны, пока действует «Черноморская зерновая инициатива», в западноевропейские страны поступает значительное количество украинского зерна по Черноморскому коридору. Поэтому еще большее увеличение его поставок вызовет негативное отношение со стороны Румынии и Франции, которые сами являются крупными экспортерами зерна.
Запрет на ввоз украинского зерна в европейские страны по сухопутному коридору мог бы негативно сказаться на украинской экономике, однако объемы, проходящие по этому пути, относительно небольшие. Из совокупного украинского экспорта, равного примерно 40 млн т зерновых, запрет коснулся всего 3 млн т. Основной поток экспорта идет по Черноморскому коридору на условиях «зерновой сделки». Только с начала апреля по морскому маршруту из Украины было вывезено примерно 2 млн т сельскохозяйственных продуктов (зерна, подсолнечного масла, масличных и кормовых культур), а если оценить объемы экспорта с открытия Черноморского коридора, то к 23 апреля было экспортировано 28,8 млн т. В распределении продовольствия по странам-импортерам наблюдалась сильнейшая неравномерность, которая за последний месяц еще более усилилась. Ведущие бенефициары — Китай, Испания, Турция — получили 67% объема всех товаров, вывезенных с Украины, против 51%, полученного ими до марта 2023 г.
Однако судьба «зерновой сделки» также находится в подвешенном состоянии. Россия, продлившая сделку до 18 мая 2023 г., для дальнейшей ее реализации твердо требует от ООН выполнения условий Меморандума о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений (в том числе аммиака) на мировые рынки. В МИД России сообщили, что дальнейшая судьба «Черноморской зерновой инициативы» зависит от прогресса в выполнении пяти пунктов: подключения Россельхозбанка к SWIFT; возобновления поставок сельхозтехники и запчастей; отмены ограничений на страхование, доступа в порты; восстановления работы аммиакопровода Тольятти — Одесса; разблокировки счетов компаний, связанных с производством и перевозкой сельхозпродукции.
В настоящее время идут интенсивные переговоры по подключению Россельхозбанка к SWIFT и восстановлению работы аммиакопровода Тольятти — Одесса. Так, официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик заявил, что организация ведет обсуждения с людьми, которые отвечают за SWIFT, по поводу переподключения российских банков для выполнения «зерновой сделки». Но тут же объявил о полном бессилии ООН в выполнении своих собственных договоренностей: «у нас нет полномочий делать то, что должны делать те, у кого есть полномочия». Восстановление же работы аммиакопровода Тольятти — Одесса, которое обозначено в Меморандуме, блокируется Украиной из политических соображений. Поэтому в российском правительстве принято решение переориентироваться на строительство перевалочного терминала для поставок аммиака и удобрений в Тамани (Краснодарский край), первая очередь которого должна заработать в конце 2023 г.
Министры сельского хозяйства G7 на встрече в японском городе Курасики подтвердили важность «зерновой сделки» и на словах поддержали ее «продление, полное исполнение и расширение», но отнюдь не предложили реальных мер по осуществлению договоренностей с Россией.
В итоге остались только два участника — Россия и Турция, мнение которых будет иметь значение для дальнейшей судьбы сделки. Россия жестко настаивает на выполнении пяти вышеназванных пунктов, ей необходим прогресс для разблокировки экспорта продовольствия и удобрений. Россия не будет действовать в ущерб собственным интересам, заявил замглавы МИД России Сергей Вершинин. Турция, которая является наиболее важным посредником в переговорах по «зерновой сделке», призывает западные страны и ООН выполнить все пункты договоренностей. Вероятнее всего, и этот призыв не будет услышан Западом. Тогда Россия после выборов в Турции, которые должны состояться 14 мая 2023 г., будет договариваться о продлении сделки уже персонально с Турцией, рассматривая различные дополнительные условия.
В случае же непродления «Черноморской зерновой инициативы» даже на небольшой срок запрет на экспорт продовольствия из Украины в страны ЕС по сухопутному коридору может больно ударить как по поставкам зерна в западноевропейские страны, так и по украинским доходам от экспорта продовольствия.