1 января 2018 г. Республика Болгария стала ротационным председателем ЕС. Этот факт еще до самого свершения спровоцировал множество гипотез насчет будущих действий Софии как в некоторых государствах-членах, так и в России. Общее между ними — положительный настрой на реализацию общих инфраструктурных проектов, например, «Северного потока-2». И Москва, и Берлин ожидают скорейшего завершения проектов по созданию его инфраструктуры и быстрое введение в эксплуатацию. Но страны, теряющие транзитный статус, реагируют на этот проект резко.
На передний план встает вопрос, куда все-таки стремится Болгария? К центральному ядру ЕС или к «Вишеградской группе», которая скоро может стать «пятеркой» с Австрией?
1 января 2018 г. Республика Болгария стала ротационным председателем ЕС. Этот факт еще до самого свершения спровоцировал множество гипотез насчет будущих действий Софии как в некоторых государствах-членах, так и в России. Общее между ними — положительный настрой на реализацию общих инфраструктурных проектов, например, «Северного потока-2». И Москва, и Берлин ожидают скорейшего завершения проектов по созданию его инфраструктуры и быстрое введение в эксплуатацию. Но страны, теряющие транзитный статус, реагируют на этот проект резко.
На передний план встает вопрос, куда все-таки стремится Болгария? К центральному ядру ЕС или к «Вишеградской группе», которая скоро может стать «пятеркой» с Австрией?
Последние месяцы ясно демонстрируют ориентацию Софии не только на Брюссель, но прежде всего на Берлин. Премьер-министр Бойко Борисов как бы специально демонстрирует свой статус «любимчика» Ангелы Меркель. Видимо, ее благосклонность к нему имеет ключевое значение для продолжения его политической карьеры. Не секрет, что в 2021 г. он собирается баллотироваться в президенты. Учитывая слабость социалистов, скорее всего, он выиграет эти выборы. Самый серьезный вызов для Б. Борисова — сохранить поддержку немецкого канцлера, которым, судя по новостям из Берлина, в очередной раз станет Ангела Меркель, известная в том числе как сторонник «Северного потока-2».
«Северный поток-2» поддерживает и Дональд Туск, прогерманская ориентация которого ни для кого не секрет. С Бойко Борисовым его связывают дружеские отношения еще с тех времен, когда Дональд Туск был премьер-министром Польши. А если вспомнить о неплохих личных отношениях между Бойко Борисовым и Владимиром Путиным, то желание болгарского премьер-министра продвинуть «Северный поток-2» выглядит вполне естественным.
В России и некоторых странах ЕС с руководством, ориентированным на партнерские отношения с Москвой, болгарское европредседательство связывают с надеждой на упразднение или хотя бы облегчение антироссийских санкций. Здесь, очевидно, влияет незнание европейского законодательства, а также недооценка инертности евробюрократии. С самого начала членства в ЕС болгары знают, что бюрократия Евросоюза в состоянии провалить самые лучшие начинания национальных государств-членов.
Необходимо прежде всего иметь в виду, что от антироссийских санкций страдают именно такие страны Европы, как Болгария. Все знают, до какой степени болгарская экономика была связана с российской, и понимают, какой ущерб ей сейчас наносится. Однако намного более сильные и значимые в ЕС страны, которые хотят отмены санкций, не могут добиться этого. И здесь роль ротационного европредседателя ничего не означает. Как бы ни хотелось болгарскому руководству, без поддержки больших стран ЕС оно не сможет ничего поменять. Однако есть данные, что в столицах крупных европейских государств уже ищут разные пути выхода из тупика санкций и контрсанкций. Европейский бизнес все сильнее давит на политиков с целью решить вопрос побыстрее.
Что касается улучшения атмосферы диалога между Москвой и Брюсселем, то правящая в Софии коалиция, а также президент страны активно работали в этом направлении и до начала мандата. Уверен, что будут активно работать и после него. Давайте посмотрим: в каком еще государстве – члене ЕС (кроме, конечно, прибалтийских) весь кабинет министров и аппарат президента говорят на русском языке? Хотелось бы также отметить умеренную реакцию болгарских лидеров на некоторые обидные заявления, звучащие со стороны ряда российских политиков, перечислять которых, наверное, не стоит.
Надо иметь также в виду состав правящей коалиции. Ведущие фигуры старшего партнера «Граждане за европейское развитие Болгарии» ГЕРБ — офицеры запаса из армии или спецслужб, их супруги и дочери. Например, у координатора ГЕРБ в городе Сливен — Адрианы Размировой, все без исключения родственники мужского пола — офицеры запаса. Все они учились в СССР, у очень многих смешанные российско-болгарские семьи. Разве они могут ненавидеть Россию и русских? Кстати, некоторые закончили Военно-политическое училище во Львове. А туда посылали отпрысков высокопоставленных «красных» семьей.
Младший партнер — «Объединенные патриоты» объединяет три национал-патриотические партии: Внутреннюю македонскую революционную организацию» (ВМРО), Национальный фронт спасения Болгарии (НФСБ) и «Атаку». ВМРО исторически ориентировано на Россию. Председатель организации — вице-премьер и министр обороны Красимир Каракачанов уже многократно доказывал, и до занятия поста, и с начала его министерского мандата, свое положительное отношение к России и лично к Путину. К сожалению, некоторые российские СМИ некорректно цитируют его реакцию на заявления, которые иногда делают публичные персоны из Москвы и Санкт-Петербурга в отношении Болгарии. То же самое касается и председателя НФСБ и вице-премьера Валерия Симеонова. Надо иметь в виду, что его личный бизнес связан крепкими узами с Россией и Арменией. В его отношении с российскими СМИ также допускаются некорректные цитаты и трактовки высказываний с критикой некоторых действий Москвы вне конкретного контекста. А партию «Атака» многие болгарские СМИ напрямую называют «партией российских националистов». Другое дело, существуют ли основания для такого определения? Ее лидер Волен Сидеров часто меняет свои взгляды. В среде правящей коалиции будут работать на улучшение атмосферы диалога с Москвой.
Президент Румен Радев и его команда выиграли выборы именно благодаря обещаниям резко улучшить отношения с Россией. Накануне победы он задал вопрос: «Если захотите посетить Крым, в какое посольство пойдете оформлять визу — в украинское или российское?» Он искренне сожалеет, что президент Путин не сможет посетить Болгарию 3 марта 2018 г. и вместе с ним принять участие в торжествах по поводу 140-летия освобождения Болгарии российской императорской армией, отдавшей в боях 200 тыс. человек ради спасения братского народа.
Президентство тоже внесет свой посильный вклад в улучшение отношений ЕС с Россией. В целом болгарский политический истеблишмент осознает, что без России не было бы Болгарии.
Здесь прежде всего надо иметь в виду, что болгарский политический истеблишмент не гомогенный. Его как минимум надо разделить на две части: политики, которые происходят из элиты Царства Болгария и часть предков, которая была репрессирована после вступления Советской Армии в Болгарию 8 сентября 1944 г. и установления власти Отечественного фронта в Софии на следующий день; политики, чьи родители, бабушки и дедушки были крепко связаны с Болгарской коммунистической партией, воевали с оружием в руках против царской армии и полиции и частей Вермахта, расквартированных на территории страны или сидели в тюрьмах за свои левые убеждения и конспиративную деятельность. Первые состоят в крайне-правых, прозападных русофобских партиях, находящихся в оппозиции к сегодняшнему управлению. Они сильно зависимы от Вашингтона и Брюсселя. Ждать от этих людей положительной установки в отношении России все равно что ждать письмо от мертвого. Однако их позиция во многом объясняется тем, что они связывают современную Российскую Федерацию с СССР, а не с Российской Империей. Этот факт выдает ограниченность их взглядов и подходов.
Потомки болгарских коммунистов, помимо оппозиционной Болгарской социалистической партии (БСП — бывшей коммунистической) и двух немногочисленных компартий, состоят еще и в ГЕРБ, и в «Объединенных патриотах». На фоне слабеющей и раздираемой противоречиями БСП (у которой немного шансов вернуться во власть в обозримом будущем), именно политики – потомки коммунистов, в чьих руках сейчас находится власть в государстве, призваны самым радикальным образом улучшить отношения между Болгарией и Россией.
Что касается Движения прав и свобод — партии этнических турок и остальных мусульман, а также радикальных протурецких политических формаций, к 3 марта 2018 г. можно ожидать любые антироссийские и антиболгарские провокации. Постарайтесь их понять…
3 марта 2018 г. находящиеся на болгарской территории русские и русскоязычные люди смогут стать свидетелями искренней любви и признательности огромного большинства населения страны к погибшим и выжившим освободителям 140 лет тому назад, и конечно, к их потомкам.
Поскольку автор этих строк связан с военно-историческим проектом по увековечиванию памяти братьев генералов Карцовых и особенно генерала от инфантерии Павла Петровича Карцова, он может подтвердить, что в городах и других населенных пунктах, через которые он проезжал и освободил, будут проводиться мероприятия с участием большинства населения и практически всех государственных и политических структур. Нет сомнения, что эти события станут очередным подтверждением болгаро-российского боевого братства. И поводом для устранения недоразумений между Софией и Москвой и в результате между Брюсселем и Москвой. Для этого, конечно, нужно много работать и проявить внимание, такт, деликатность, чтобы исторические наслоения не могли мешать будущему сотрудничеству и европейской экономической и культурной интеграции. Здесь, в Болгарии, мы исходим из того, что Россия находится в Европе, хотя и большая часть ее территории — в Азии.