Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Владислав Белов

К.э.н., заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, руководитель Отдела страновых исследований и Центра германских исследований ИЕ РАН

14 мая 2025 г. — через неделю после второго тура парламентского голосования и официального начала канцлерства — Фридрих Мерц выступил с первым официальным правительственным заявлением. Оно стало не просто данью традиционному ритуалу, но и политическим актом самолегитимации. За ним стоит очевидный расчет канцлера: в момент, когда коалиция ХДС/ХСС и СДПГ лишь начинает обретать контуры управляемости, он старается перехватить инициативу, обратившись одновременно к немецкой нации, ее элитам и внешним партнерам. Выступление стало своего рода «доктринальной речью о восстановлении» после «упадка» трех лет «светофорной» коалиции, в которой просматриваются амбиции «исторического масштаба».

Мерц хочет быть не столько технократом-управленцем, сколько политическим архитектором, сплачивающим общество через возврат к национальной субъектности, ответственности и экономическому росту. В его риторике доминирует посыл: «германское» возможно только как «ответственное» и «сильное». Это центральная мысль заявления, которое канцлер неслучайно назвал тем же именем, что и коалиционный договор — «Ответственность за Германию» (Verantwortung für Deutschland). Позиционирование нового правительства происходит на фоне «внешнего давления» и «внутренней разбалансированности», и каждый вектор политики (внешний, военный, экономический, миграционный, социальный) оформляется в логике ответа на поликризисы и угрозы.

Особую роль играет тезис о «великом и сильном государстве», способном преодолеть трудности из собственной силы (aus eigener Kraft). Это риторический и содержательный маркер, обращенный как к внутренним аудиториям (политикам, бизнесу, обществу), так и к внешним наблюдателям — от Лондона, Парижа и Варшавы до Вашингтона и Пекина.

Показательно, что «фактор России» оказался постоянным фоном всей речи, иногда явным, но чаще — структурирующим. РФ не только обозначается как отдельная тема, но и постоянно вплетается в ткань обоснований почти каждого приоритета: от обороны и безопасности до цифровой устойчивости и реформ миграционной политики. Речь Мерца не предлагает стратегию по отношению к Москве. В ней системно диалог заменяется на диагноз, а партнерство — на перманентную оборону.

Таким образом, текст выступления канцлера следует читать не только как план действий правительства, но и как попытку переопределить парадигму управления: через возвращение к политике силы, к немецкой локомотивности в ЕС и НАТО, а также к четко очерченной иерархии угроз. Это декларация наступления — но с риском, что она окажется картой ожиданий, если риторический напор не будет обеспечен институциональным содержанием.

Мерц ни разу не упомянул о возможности переговоров с Россией, не было намеков на «диалог». Фактически он встроил Москву в риторическую матрицу угроз: в речи звучали такие слова, как «саботаж, дестабилизация, пропаганда, теневая флотилия, цифровая война». В понимании канцлера РФ — это теперь не партнер, а структурная угроза европейскому порядку. Концептуально Россия изолируется и демонтируется как субъект отношений, превращаясь в фактор «континентального санитарного кордона» (в понимании «стратегической периметризации»).

Политический акт самолегитимации в зеркале угроз и ожиданий

14 мая 2025 г. — через неделю после второго тура парламентского голосования и официального начала канцлерства — Фридрих Мерц выступил с первым официальным правительственным заявлением. Оно стало не просто данью традиционному ритуалу, но и политическим актом самолегитимации. За ним стоит очевидный расчет канцлера: в момент, когда коалиция ХДС/ХСС и СДПГ лишь начинает обретать контуры управляемости, он старается перехватить инициативу, обратившись одновременно к немецкой нации, ее элитам и внешним партнерам. Выступление стало своего рода «доктринальной речью о восстановлении» после «упадка» трех лет «светофорной» коалиции, в которой просматриваются амбиции «исторического масштаба».

Мерц хочет быть не столько технократом-управленцем, сколько политическим архитектором, сплачивающим общество через возврат к национальной субъектности, ответственности и экономическому росту. В его риторике доминирует посыл: «германское» возможно только как «ответственное» и «сильное». Это центральная мысль заявления, которое канцлер неслучайно назвал тем же именем, что и коалиционный договор — «Ответственность за Германию» (Verantwortung für Deutschland). Позиционирование нового правительства происходит на фоне «внешнего давления» и «внутренней разбалансированности», и каждый вектор политики (внешний, военный, экономический, миграционный, социальный) оформляется в логике ответа на поликризисы и угрозы.

Особую роль играет тезис о «великом и сильном государстве», способном преодолеть трудности из собственной силы (aus eigener Kraft). Это риторический и содержательный маркер, обращенный как к внутренним аудиториям (политикам, бизнесу, обществу), так и к внешним наблюдателям — от Лондона, Парижа и Варшавы до Вашингтона и Пекина.

Показательно, что «фактор России» оказался постоянным фоном всей речи, иногда явным, но чаще — структурирующим. РФ не только обозначается как отдельная тема, но и постоянно вплетается в ткань обоснований почти каждого приоритета: от обороны и безопасности до цифровой устойчивости и реформ миграционной политики. Речь Мерца не предлагает стратегию по отношению к Москве. В ней системно диалог заменяется на диагноз, а партнерство — на перманентную оборону.

Таким образом, текст выступления канцлера следует читать не только как план действий правительства, но и как попытку переопределить парадигму управления: через возвращение к политике силы, к немецкой локомотивности в ЕС и НАТО, а также к четко очерченной иерархии угроз. Это декларация наступления — но с риском, что она окажется картой ожиданий, если риторический напор не будет обеспечен институциональным содержанием.

Внешнеполитический блок: «Возвращение Европы» и переформатирование партнерств

Внешнеполитическая часть выступления подчинена четкой логике: Германия возвращается как силовой и концептуальный центр Европы, берет на себя «больше ответственности» в НАТО и ЕС, отказывается от «нейтральности» и политики самоустранения, и одновременно строит новую систему приоритетов и партнерств. Эта логика оформляется не через тезисы о «мире и диалоге», а через мобилизующие образы: противостояние угрозам, защиту свободного мира, борьбу за миропорядок.

Говоря об усилении ответственности, Мерц, в первую очередь, имеет в виду реконфигурацию европейского лидерства немецкого государства. В этом отношении символический смысл приобретает география его первых внешних визитов: Париж, Варшава, Брюссель, Киев. Эти четыре столицы формируют новую топографию внешнеполитической активации Германии. Франция представлена как партнер по «перезапуску» тандемных отношений, а Польша как признанный центр восточноевропейской политики, особенно ее балтийского вектора. Впервые канцлер придает Варшаве столь высокий статус уже в свой первый полноценный рабочий день. Это жест, адресованный не только полякам, но и всей восточной дуге ЕС, ожидающей жесткости и предсказуемости от Берлина.

В Брюсселе Мерц заявил о «новой надежности» Германии, одновременно критикуя практику голосований по ключевым европейским вопросам. Очевидно его стремление восстановить образ ФРГ как инициативного и ответственного актора ЕС, готового активно участвовать в определении основных векторов развития европейской интеграции. Наконец, поездка в Киев вместе с лидерами Франции, Британии и Польши символизирует коллективный ответ на «угрозы Москвы» и одновременно подчеркивает переход Берлина к логике фронтального блокового сдерживания. Украина здесь не объект помощи, а линия обороны Европы как «цивилизационного проекта».

Отдельного внимания заслуживает трансатлантический сюжет, а именно упоминание двух телефонных разговоров с Дональдом Трампом, причем с позитивной интерпретацией его позиции по «украинскому перемирию». Здесь Мерц демонстрирует прагматизм, в котором он не исключает возможности маневров в рамках евроавтономизма («стратегическая автономия без элементов автономии»).

В отношении Китая речь шла об определенном отходе от триады к дуализму: системный соперник и экономический партнер. Прозвучало четкое намерение сократить односторонние зависимости (стратегическая де-рискификация), защитить правила торговли и усилить давление на Пекин в вопросе «российско-украинского конфликта». При этом подчеркнуто значение Поднебесной в глобальных цепочках — здесь Берлин не готов к политике изоляции. Элементы системы «двойного трека» — жесткая дипломатия и экономическая селективность — подтверждаются обозначенным канцлером вектором на укрепление партнерств в Индо-Тихоокеанском регионе.

Отдельно отметим, что Мерц обозначил готовность сохранить многие институциональные инициативы эпохи Шольца (G20, средиземноморское и африканское направление), но встраивая их в черно-красную оборонную и миграционную повестку. Например, Африка теперь не столько «континент будущего», сколько важный фронт в борьбе с миграционным давлением и конкурентной экспансией Китая. Индия, Индонезия, Япония названы приоритетными направлениями, но акцент смещается на свободную транспортную навигацию и логистическую стабильность. Тем самым, внешнеэкономическая стратегия становится компонентом безопасности.

Мерц ни разу не упомянул о возможности переговоров с Россией, не было намеков на «диалог». Фактически он встроил Москву в риторическую матрицу угроз: в речи звучали такие слова, как «саботаж, дестабилизация, пропаганда, теневая флотилия, цифровая война». В понимании канцлера РФ — это теперь не партнер, а структурная угроза европейскому порядку. Концептуально Россия изолируется и демонтируется как субъект отношений, превращаясь в фактор «континентального санитарного кордона» (в понимании «стратегической периметризации») (см. далее раздел по РФ).

Внутриполитическая повестка: реформы как инструмент восстановления государственности

Внутриполитический раздел заявления демонстрирует амбиции правительства по проведению необходимых преобразований — от налогообложения и инфраструктуры до социальной политики и миграции. За масштабом сделанных предложений стоит единая идеологическая рамка: восстановление дееспособности государства, производственного потенциала экономики и общественного доверия. Германия, по Мерцу, не нуждается в новых ценностях или проектах преобразования общества — она нуждается в возвращении к порядку, эффективности и социальной интеграции через труд и ответственность.

Экономический диагноз, который ставит Мерц, предельно прямолинеен. Основными проблемами немецкого хозяйственного штандорта являются излишнее регулирование, бюрократия, инфраструктурный износ, высокая налоговая нагрузка и стоимость энергии. Именно они снизиликонкурентоспособность экономики ФРГ и привели к затяжной рецессии. Более того, промышленный спад, известные проблемы в автопроме, химии, машиностроении — это не циклический сбой, а индикатор системного кризиса рамочных условий. Поэтому необходимы масштабные реформы, в основе которых принцип «инвестируй и реформируй» (Investieren und Reformieren). Среди его ключевых инструментов: налоговые стимулы для инвестиций в модернизацию (до 30% списаний в течение трех лет); поэтапное снижение корпоративного налога с 2028 года (на 5 процентных пунктов); инвестиционная программа на 12 лет с федеральным пакетом в 150 млрд евро; ставка на привлечение частного капитала с финансовых рынков.

Принципиально важно возвращение дигитальной, транспортной и прочей материальной инфраструктуры к статусу «локомотива развития» (дороги, школы, научные центры, цифровая государственность и пр.). В этих целях образовано Федеральное министерство цифровизации и модернизации, одна из важнейших задач которого — обеспечение прорыва в сфере электронных услуг.

Привлекательность хозяйственно-политического пространства ФРГ призваны повысить меры в рамках «Повестки высоких технологий» (Hightech-Agenda), Закона о свободе инноваций, создания платформы для регистрации стартапов за 24 часа, стимулирования биотехнологий, искусственного интеллекта, термоядерной энергетики. Речь идет не о господдержке в классическом смысле, а об «освобождении предпринимательской инициативы из пут регулятивного давления» и возвращении к логике «экономического чуда» — ставка на частный капитал и инновацию как главный ресурс развития.

Один из самых жестких разделов заявления посвящен миграционной политике. ФРГ остается страной иммиграции, но надо переходить к упорядочиванию и рестрикции, включая отказ от программ добровольного приема, приостановку воссоединения семей для лиц с субсидиарной защитой, начало депортаций в Сирию и Афганистан, усиление пограничного контроля. Здесь вновь прослеживается сквозная логика —управляемость, предсказуемость, пропорциональность. Риторика гуманности отступает перед дискурсом «ответственной миграции в интересах Германии», в том числе знание языка, самозанятость, отсутствие зависимости от госбюджета. Мерц также затронул ряд вопросов социальной, пенсионной, жилищной, сельскохозяйственной политики.

Оборонный вектор: институционализация «права на силу»

Оборонная повестка в речи Ф. Мерца заняла не просто центральное, а концептуально-определяющее место. Впервые со времен Гельмута Коля укрепление бундесвера и реиндустриализация ВПК представлены как ключ к восстановлению роли Германии в Европе и мире. В своей формуле «мы должны уметь защищаться, чтобы не приходилось защищаться» канцлер предлагает возврат к доктрине сдерживания (Abschreckung), на которой следует выстраивать новый фундамент всей внешней и внутренней политики. Он декларирует готовность повысить военные расходы [1]. Это не просто реакция на войну в Украине, это долгосрочная коррекция роли Германии — переход от роли «сдержанного партнера» к полноценному европейскому «военному столпу» (militärisches Rückgrat Europas). В этом контексте бундесвер должен стать «самой сильной армией Европы», что означает не только модернизацию вооружений, но и рост численности военнослужащих (personeller Aufwuchs) [2]. Новшеством становится введение «привлекательной добровольной военной службы» (attraktiver Freiwilligendienst). Оно адресовано молодому поколению как элемент его гражданской ответственности. Речь идет не о возврате обязательного призыва, а о формировании новых форматных рамок гражданско-военной солидарности.

Канцлер пообещал институционализировать военную промышленную политику: обеспечить стабильные контракты, ускорить процедуры закупок, снять регулятивные барьеры. Это уже не кризисное реагирование, а ставка на полноценную реиндустриализацию ВПК (Rüstungswirtschaft), интегрированного в общеевропейскую военно-производственную цепочку. Германия готова позиционировать себя как технологический хаб для всего блока НАТО и ЕС.

Ключевым институциональным новшеством стал анонс давно ожидаемого создания Национального совета безопасности, в который войдут не только федеральные органы, но и представители федеральных земель. Это сигнал об окончательной гибридизации угроз: теперь безопасность — не только дело внешней политики, но и внутренняя компетенция, связанная с киберсферой, миграцией, саботажем, пропагандой и т.д. Совет должен стать оперативным центром управления в кризисных ситуациях. Фактически — это аналог «нацштаба» с элементами прогнозирования и планирования.

Отношение к России: от диалога к стратегическому забвению [3]

Как уже было упомянуто, РФ в речи Ф. Мерца не обозначена ключевым направлением внешней политики. Это имеет принципиальное значение: Москва больше не воспринимается Берлином как переговорный субъект. В заявлении нет обращения к Кремлю, нет сценариев диалога, нет формул, позволяющих оставить дипломатическую возможность открытой. Россия теперь не партнер, а поле угроз, не объект урегулирования, а источник перманентной нестабильности. Образ российского государства формируется через устойчивое повторение мотивов: «покушение на европейский порядок», «три года ежедневных убийств женщин, детей, солдат» на Украине, «травля, кибератаки и саботаж» на территории ФРГ и других стран ЕС. Канцлер подчеркивает, что жертвы и сами россияне, придавая антирежимную окраску своей позиции. Далее он полностью смещает фокус на угрозы внутренней безопасности ФРГ: «травли и убийства в европейских столицах, в том числе в Берлине», «физическое уничтожение кабельных сетей и цифровой и прочей инфраструктуры», «пропаганда и дезинформация», «саботажные действия и отравления», «шпионаж и диверсии», «присутствие российских агентов в немецком обществе». Таким образом, он последовательно формирует образ РФ не как европейского государства, а как «многослойного агента подрыва» — внутриевропейского и трансграничного.

Нигде в речи не предлагается возвращение к Ostpolitik — даже в трансформированном виде. Все, что связано с РФ, растворено в логике обороны, сдерживания и предотвращения распада. Фраза Мерца «мы не воюем, но и не являемся нейтральной стороной» (Wir sind nicht Kriegspartei, aber auch keine neutralen Dritten) оформляет новую позицию официального Берлина: не как арбитра или медиатора, а как участника «фронта демократии». Украина не узел дипломатических проблем, она «форпост правопорядка».

Немецкий концепт «диктата мира» (Diktatfrieden) отвергается принципиально. Мир «по-немецки» возможен только на условиях Украины и Запада. Возможность заморозки конфликта допускается лишь как тактический перерыв (Waffenruhe). Но и в этом случае Россия рассматривается не как контрагент, а как объект совместного сдерживания. Поэтому закономерно выдвинуть предположение, что речь Мерца свидетельствует о стратегической установке Берлина на «забывание» России в качестве структурного направления внешней политики. Это означает отказ от модели сдерживания и вовлечения (constrainment and engagement) и переход к модели изоляции и вытеснения. Теперь Россия — это функция угрозы, она нужна не как партнер, а как легитиматор новых политик и институтов (Нацсовет безопасности, увеличение военных расходов и пр.).

Выводы

Речь Фридриха Мерца в бундестаге 14 мая 2025 года — это гораздо больше, чем программное заявление главы правительства. Это акт символического переформатирования германской политики как внутренней, так и внешней. Он предлагает не просто новые меры. Это новая политическая рамка, в которой центральным становится возвращение к силе, ответственности и организованной форме государственности. Образ Германии как «локомотива», способного вновь вести за собой Европу, встраивается в логику обороны, экономического роста и эффективного госконтроля.

Мерц не обещает трансформацию — он обещает восстановление конкурентоспособности, субъектности, обороноспособности, доверия. В этом контексте речь вполне может рассматриваться как декларация институционального, концептуального, политико-культурного наступления. Однако возникает естественный вопрос: насколько эти амбиции соответствуют возможностям? С точки зрения соответствия коалиционному договору, можно утверждать, что многие заявленные инициативы представлены с акцентом на компромисс и адаптацию — особенно в социальной политике и инфраструктурных реформах. Это говорит в пользу прагматизма новой коалиции, но также свидетельствует о внутренних противоречиях, которые, возможно, станут фактором замедления реформ. Относительно реалистичности предложенного следует признать высокий уровень детализации и управленческой логики. Однако суммарный объем заявленных реформ — от налогов и ВПК до миграции и цифровизации — вполне может оказаться трудно реализуемым в условиях ограниченных ресурсов, внутриполитического сопротивления и замедления роста. Германия в ближайшие годы может столкнуться с дефицитом не только финансов (несмотря на смягчение долгового тормоза), но и исполнительных возможностей — от дефицита кадров до институциональной дисфункциональности.

В отношении перспектив восприятия новых внешнеполитических и внутренних программных установок черно-красного правительства можно ожидать, что в Париже и Варшаве речь будет воспринята как сигнал восстановления германского лидерства, но лишь в той мере, в какой Берлин готов делиться этим лидерством. В Вашингтоне речь Мерца может укрепить доверие к Германии как силовому столпу, но при этом усилит ожидания последующих реальных действий. В Пекине последует сдержанная реакция: тон речи жестче, чем при Шольце, но без намеков на стратегический разрыв.

Для России послание однозначно: никакого диалога, никакой новой Ostpolitik. Сигнал достаточно ясен: времена «мостов» и формул дипломатического сдерживания прошли. Германия рассматривает РФ как источник угрозы и не планирует возвращаться к партнерству — ни на уровне государств, ни на уровне концептов. Единственным непроясненным остается вопрос: сможет ли Россия вернуться в германскую внешнюю политику хотя бы как объект «разведки будущего», или же стратегическое забвение станет новым консенсусом.

Впервые опубликовано в журнале «Аналитические записки Института Европы РАН», (Выпуск II) № 17, 2025 (№ 385)

DOI: http://doi.org/10.15211/analytics21620255360

1. Это положение конкретизировал новый министр иностранных дел Й. Вайдефуль на встрече 15 мая 2025 г. с коллегами из стран НАТО в Турции. Он заявил о поддержке предложения Д. Трампа повысить госрасходы на оборону до уровня 5% от ВВП, подчеркнув, что это также включает сферы НИОКР, логистики, цифровой безопасности и ряд гражданских отраслей промышленности. В бюджете Федерального министерства обороны на 2025 г. уже предусмотрены суммы в размере 3,5% от ВВП. Каждый процент означает 45 млрд евро. См.: Was Wadephul mit seiner 5-Prozent-Forderung bezweckt. Wirtschaftswoche. 15.05.2025. URL: https://www.wiwo.de/politik/johann-wadephul-was-hinter-der-5-prozent-forderung-unseres-neuen-aussenministers-steckt/100128556.html; Nato-Beitrag: Wadephul für Trump-Vorschlag. ZDF. 15.05.2025. URL: https://www.zdf.de/nachrichten/politik/deutschland/wadephul-verteidigung-wehretat-100.html (дата обращения: 15.05.2025)

2. Речь идет об институциональных, численных и кадровых изменениях, о не о концептуально-доктринальных реформах бундесвера, которые проводило правительства О. Шольца в 2022 году.

3. См. также: Белов В.Б. Российский вектор внешней политики правительства Фридриха Мерца // Аналитические записки Института Европы РАН. (Выпуск II) № 15, 2025 (№ 383). С. 37-44. DOI: http://doi.org/10.15211/analytics21520253744


(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju