Международный XXX семинар по безопасности и обороне в Толедо, состоявшийся 19-20 июня 2018 г., показал, что европейские эксперты озабочены кризисом мультилатерализма, однако пути решения этого кризиса по-прежнему не просматриваются
Недавно в зарубежных и российских СМИ широко разошлась информация о том, что США отказали в безвизовом въезде экс-генеральному секретарю НАТО и бывшему министру иностранных дел Испании Хавьеру Солана на основании того, что он посещал Иран в 2013 году. Эта новость примечательна сразу по нескольким причинам. Во-первых, она прекрасно иллюстрирует раскол, который сегодня образовался между европейскими и американскими элитами. Х. Солана приезжал в Иран на инаугурацию президента страны Хасана Роухани, который ранее представлял Тегеран на переговорах по «ядерной сделке», из которой недавно вышли США. Во-вторых, эта информация впервые прозвучала в формате off the record на XXX международном семинаре по безопасности и обороне в Толедо. По иронии, среди ключевых тем мероприятия были fake news и информационная безопасность.
Необходимо отметить, что на юбилейный форум оказала значительное влияние внутренняя испанская повестка. Семинар, организованный Ассоциацией европейских журналистов, традиционно проходит в партнерстве с правительством Испании и Министерством обороны страны. В результате смены правительства Королевства в начале июня мероприятие прошло без участия министра обороны, которого заменял начальник генерального штаба. Тем не менее испанские военные были широко представлены на семинаре и участвовали практически во всех сессиях. В мероприятии также приняли участие представители бизнеса, сотрудники посольств, журналисты и эксперты из Испании, России, Франции, Швеции и других стран.
Одним из лейтмотивов семинара стала критика экспертами и военными внешней политики американской администрации. При этом основной проблемой, с точки зрения ряда экспертов, является не столько требования Дональда Трампа по увеличению расходов на оборону для государств – членов НАТО, сколько непредсказуемость поведения лидера США. Двумя ключевыми вопросами обсуждения в этом контексте стала ситуация, сложившаяся вокруг иранской «ядерной сделки» и отношения России со странами коллективного Запада.
В целом почти все выступавшие на форуме эксперты отметили наличие сильнейшего кризиса доверия в отношениях Москвы с Брюсселем и Вашингтоном. При этом значительное беспокойство у участников семинара вызвал оппортунизм администрации Д. Трампа, который, по их мнению, ярко проявился в выходе США из СВПД и заключении двустороннего соглашения между Вашингтоном и Пхеньяном. По мнению экспертов, Д. Трамп может также заключить с Россией «сделку» без учета интересов европейских партнеров. Впрочем, никто не гарантирует, что американский лидер впоследствии не изменит своего мнения и будет соблюдать эти договоренности.
Вопросы доверия обсуждались на заключительной сессии семинара «Постмеждународный порядок: конец мультилатерализма?», в которой приняли участие генеральный секретарь по оборонной политике министерства обороны Испании адмирал Хуан Франциско Мартиньес Нуньес и генеральный секретарь Совета Европейского союза (1999–2009) и генеральный секретарь НАТО (1995–1999) Хавьер Солана.
Хавьер Солана в своем выступлении отметил, что кризис в отношениях России и Запада наступил не вчера, его корни уходят в Иракскую войну 2003 г. и решение об установке элементов американской ПРО в Восточной Европе. В 2000-е гг. Россия и Запад упустили историческую возможность сблизиться, возникшую после атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, когда возникла атмосфера солидарности перед лицом общих для всех террористических вызовов. Сегодня терроризм никуда не исчез и, многократно изменившись, угрожает миру едва ли не больше, чем 17 лет назад. Для борьбы с ним, а также для поиска ответа на другие общие вызовы необходим диалог стран Запада с Россией. Однако возврат к полноценному сотрудничеству, по мнению Х. Солана, возможен только после разрешения кризиса в Донбассе на основе Минских соглашений. Бывший генеральный секретарь НАТО также отметил отсутствие эффективной площадки для диалога между Россией и Западом.
Адмирал Х. Нуньес также уделил значительное внимание проблематике борьбы с терроризмом. Он отметил, что в интересах Испании быть частью глобальной сети безопасности. При этом, по его мнению, Мадрид должен сотрудничать также и с третьими странами, не входящими в НАТО. В качестве позитивного примера подобного взаимодействия он привел участие испанской армии в военной миссии Европейского союза в Центральноафриканской Республике. Адмирал Х. Нуньес выступил за сотрудничество Европы с Россией в вопросах безопасности, однако подчеркнул, что подобное сближение не должно противоречить трансатлантической солидарности.
На семинаре неоднократно была затронута тематика новых технологических вызовов. Однако в фокусе внимания экспертов и испанских военных были преимущественно киберугрозы и распространение ложной информации. Практически все участники форума в той или иной степени подчеркивали необходимость восстановления диалога с Россией по вопросам безопасности, однако определить возможный формат этого диалога оказалось слишком трудной задачей, в том числе по причине отсутствия консолидированной позиции Брюсселя и Вашингтона. В частности, на семинаре неоднократно была озвучена мысль о необходимости снижения зависимости Европы от США в вопросах обороны и развития программы постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (PESCO).
Выступление автора статьи было посвящено перспективам военного использования технологий искусственного интеллекта (ИИ). Возникновение новой гонки вооружений в этой сфере способно стать реальной угрозой существующему миропорядку, особенно в условиях кризиса доверия между основными игроками и отсутствия эффективных диалоговых площадок.
Если контроль за другими видами оружия массового уничтожения — ядерным, химическим и биологическим — регулируется соответствующими международными договорами и конвенциями, то разработка военных технологий ИИ пока остается в «серой зоне» международного права. Соблазн же применения искусственного интеллекта в военных целях очень велик. Страна, обладающая такими технологиями, сможет получить колоссальное военное преимущество перед потенциальными противниками. При этом производство военных технологий ИИ в перспективе будет крайне непросто отследить, в отличие от того же ядерного или химического оружия. Для него не требуется масштабной индустриальной базы.
Оружие, управляемое ИИ гораздо более обезличенное, даже чем дроны, и может полностью изменить характер боевых действий. Более того, по мере разработки так называемого «сильного», или «полного», ИИ, он станет способен принимать самостоятельные решения. Это может привести к неконтролируемым последствиям, особенно если ИИ будет использоваться в качестве «оружия Судного дня» (doomsday device). В 1983 г., во время ложного срабатывания советской системы предупреждения о ракетном нападении, по ряду свидетельств, подполковник Станислав Петров смог опознать ошибку и предотвратил ядерную войну. Если бы решение о пуске ракет принимал искусственный интеллект, возможно, миру не удалось бы избежать катастрофы.
Диалог по вопросам военного использования ИИ необходим в том числе и НАТО, поскольку США или ЕС совершенно не обязательно станут победителями этой новой технологической гонки. К примеру, уже сегодня Китай вкладывает миллиарды долларов в изучение ИИ. В связи с этим ряд исследователей утверждает, что Вашингтон может столкнуться с новым Sputnik moment в этой сфере — по аналогии с космической гонкой, в которой США уступили СССР, в технологической гонке по вопросам ИИ Соединенные Штаты могут проиграть Китаю.
Одним из первых шагов по выводу военных разработок в области ИИ из «серой зоны» могло бы стать создание постоянно действующей площадки для обсуждения подобных вопросов с привлечением военных, политиков и экспертов из разных стран. Представляется оптимальным, если бы подобный формат возник в рамках ООН. Впоследствии подобные обсуждения могли бы вылиться в ограничения по использованию автономных боевых систем, особенно в области контроля за применением ядерного оружия.
В целом семинар продемонстрировал близкое понимание действительных и потенциальных угроз со стороны европейских и российских экспертов. Дополнительным сближающим фактором при этом выступает внешняя политика Д. Трампа, которая вызывает негативную реакцию у представителей европейской стороны. Взаимное недоверие и отсутствие эффективных форматов диалога на политическом уровне фактически сводит на нет этот позитивный фактор, однако можно говорить о том, что в экспертной среде наблюдается тренд на пересмотр отношения к России в сторону большего прагматизма.