Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.55)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Кирилл Теремецкий

Эксперт Центра стратегических исследований Института мировой военной экономики и стратегии (ИМВЭС) НИУ ВШЭ

6–9 июня 2024 г. должны состояться выборы в Европейский парламент. Венгрии нужны союзники внутри Евросоюза, однако найти таких партнеров затруднительно. Левые партии остаются принципиальными противниками Орбана, а правоцентристская Европейская народная партия (European People's Party, EPP), членом которой была Fidesz, заморозила с ней отношения из-за внутренней и внешней политики венгерского премьера. Нынешний статус Fidesz как партии без регистрации серьезно ограничивает ее способность влиять на дебаты в Европейском парламенте и курс Брюсселя.

Венгерским парламентариям необходимо присоединиться к не слишком «правой» парламентской группе, чтобы иметь возможность оказывать влияние в Страсбурге и Брюсселе и избежать маргинализации, и группа Европейских консерваторов и реформистов (European Conservatives and Reformists, ECR) стала бы лучшим вариантом с этой точки зрения. Альтернативным вариантом является группа «Идентичность и демократия» (Identity and Democracy), в состав которой входят многие партии, разделяющие политику В. Орбана, такие как Национальное объединение Марин Ле Пен или Австрийская партия свободы. Присоединение к такой идеологически близкой группе имеет определенную привлекательность, но в то же время ослабляет способность влиять на обсуждения в ЕС из-за обвинений в популизме и ультраправой повестке.

С 1 июля и до конца 2024 г. Венгрия займет место председателя в Совете ЕС, что возложит на страну ответственность за процесс выработки европейской политики, а В. Орбану позволит оказывать реальное влияние на действия Брюсселя. При этом Венгрия займет пост в турбулентное время, сразу после формирования нового Европейского парламента и на фоне переговоров о составе новой Европейской комиссии. Будапешт во время своего председательства, скорее всего, будет стремиться реализовать повестку по вопросам бюджета и российско-украинского конфликта, но смягчая при этом свои политические разногласия с объединением (например, в вопросе мирных переговоров с Россией). В то же время если В. Орбан попробует «нанести удар по Брюсселю выше своего политического веса», это может привести к желанию многих стран попросту бойкотировать любое мероприятие, чтобы подорвать позиции Венгрии, что в перспективе чревато еще большей децентрализацией и трениям внутри ЕС.

Ключевой внешнеполитический момент для Венгрии наступит в ноябре 2024 г., когда состоятся президентские выборы в США. Если Дональд Трамп — идеологический партнер и политический союзник В. Орбана — вернется в Белый дом, это станет огромным подспорьем для него на мировой арене и закрепит венгерский курс на многовекторность и укрепление «партии мира» в Европе.

Если Д. Трамп потерпит неудачу, это может потребовать серьезной переоценки внешней политики правительством Орбана и отчаянного поиска новых союзников. Венгрия пытается предпринять меры, чтобы активизировать деятельность Вишеградской группы (V4), что кажется все менее вероятным в связи с позицией Польши и Чехии по Украине и последними скандалами в отношениях между Прагой и Братиславой. А так как выборы в Австрии этой осенью могут привести к власти крайне правую Австрийскую партию свободы (FPÖ), это бы укрепило венгерско-австрийско-словацкое сотрудничество и сделало более важной роль альтернативных V4 площадок, таких как Central 5 и Славковский треугольник (так называемый «формат Аустерлиц»).

В 2024 г. правительству В. Орбана и партии Fidesz предстоит сделать выбор: сохранить внешнеполитический курс страны относительно Брюсселя и «партии мира», присоединившись к ECR и пытаться влиять на группу изнутри, как Венгрия делала это ранее в EPP, используя председательство в Совете ЕС и возможное избрание Д. Трампа на пост президента США; сохранить свою нынешнюю политику в отношении Брюсселя и Украины неизменной и присоединиться к постепенно растущей и идеологически близкой группе Identity and Democracy (что в ближайшей перспективе принесет преференции только во внутренней политике), при этом стремясь к сотрудничеству с ECR; или же скорректировать свой внешнеполитический курс относительно Брюсселя и «партии мира» и присоединиться к потенциально более влиятельному ECR, тесно сотрудничая по разным вопросам с EPP. При этом последний вариант кажется наименее вероятным, поскольку не позволит Венгрии в полной мере сохранить свой антимилитаристский настрой по вопросу российско-украинского конфликта, так как EPP уже представила свой план для ЕС по достижению Украиной победы.

Выборы в Европейский парламент должны состояться 6–9 июня 2024 г. В феврале премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил сильную заинтересованность в том, чтобы его партия Fidesz присоединилась к парламентской группе Европейских консерваторов и реформистов (European Conservatives and Reformists, ECR). Венгрии нужны союзники внутри Евросоюза, однако найти таких партнеров затруднительно. Левые партии остаются принципиальными противниками Орбана, а правоцентристская Европейская народная партия (European People's Party, EPP), членом которой была Fidesz, заморозила с ней отношения из-за внутренней и внешней политики венгерского премьера. Нынешний статус Fidesz как партии без регистрации серьезно ограничивает ее способность влиять на дебаты в Европейском парламенте и курс Брюсселя.

Екатерина Энтина, Марк Энтин:
Прогноз итогов выборов в Европарламент — 2024

Венгерским парламентариям необходимо присоединиться к не слишком «правой» парламентской группе, чтобы иметь возможность оказывать влияние в Страсбурге и Брюсселе и избежать маргинализации. ECR стала бы лучшим вариантом для Венгрии именно с этой точки зрения. Альтернативным вариантом является группа «Идентичность и демократия» (Identity and Democracy), в состав которой входят многие партии, разделяющие политику В. Орбана, такие как Национальное объединение (Rassemblement National) Марин Ле Пен и Австрийская партия свободы (Freiheitliche Partei Österreichs). Присоединение к такой идеологически близкой группе имеет определенную привлекательность, но в то же время ослабляет способность влиять на обсуждения в ЕС из-за обвинений в популизме и ультраправой повестке. Это стало причиной того, что многие консервативные партии решили присоединиться именно к ECR (например, испанская Vox, Шведские демократы и партия «Истинные финны»).

Вместе с тем сотрудничество с группой «Идентичность и демократия» помогло бы В. Орбану перехватить голоса прибавляющей в популярности внутри страны партии «Наша Родина» (Mi Hazánk). Венгерский премьер уже использовал такой маневр во время кризиса беженцев 2015–2016 гг., делая ставку на ультраправую повестку и риторику о защите христианства, после чего партия Jobbik начала терять поддержку избирателей и ей пришлось перейти на более умеренный консервативный курс, что после серии скандалов в СМИ привело к полноценному расколу в ее рядах (на обновленную Jobbik и, собственно, Mi Hazánk).

Согласно предварительным опросам, количество мест Европейской народной партии, которое в настоящее время составляет 177, после выборов в июне может снизиться до 167, а количество мест Прогрессивного альянса социалистов и демократов (Progressive Alliance of Socialists and Democrats, S&D), насчитывающее на данный момент 140, также незначительно сократится до 137. Число мест «Обновляя Европу» (Renew Europe), которое на данный момент составляет 102, останется практически без изменений, на уровне 99. Ожидается, что «Зеленые» — Европейский свободный альянс (The Greens–European Free Alliance, G–EFA) понесут самые значительные потери — количество их мест сократится с 72 до 52. С другой стороны, прогнозируется заметное увеличение числа представителей Европейских консерваторов и реформистов (с 68 до 89). Группа «Идентичность и демократия», объединяющая крайне «правых» и евроскептиков, по экспертным оценкам увеличится более чем на десяток — в нее войдут более 70 депутатов.

Хотя «правые» силы могут набрать больше голосов, чем в 2019 г., антилиберального прорыва не произойдет. Эти прогнозируемые результаты, скорее всего, приведут к формированию новой-старой большой коалиции между Европейской народной партией, «прогрессистами» и Renew. Таким образом, Урсула фон дер Ляйен станет официальным кандидатом от EPP на должность председателя Европейской комиссии (7 марта 2024 г. ее кандидатура была выдвинута на переизбрание).

Предполагается, что сотрудничество Европейской народной партии и Европейских консерваторов и реформистов крайне маловероятно. Формирования официальной коалиции между EPP и ECR или даже создания совместной группы не произойдет из-за активной оппозиции некоторых партий — членов ECR и национальных политических обстоятельств. Например, польская партия «Право и справедливость» (Prawo i Sprawiedliwość, PIS), «Шведские демократы» и «Истинные финны» политически неприемлемы для некоторых членов EPP. У одних в стране фиксируются проблемы с верховенством закона, в то время как другие воспринимаются откровенно правыми экстремистами.

Манфред Вебер, лидер EPP и председатель группы в Европарламенте, выдвинул конкретные требования к партиям, желающим сотрудничать, заявив, что они должны быть: проевропейскими, уважающими верховенство закона и выступающими на стороне Киева в войне между Россией и Украиной. Эти требования не подходят ни PIS, ни шведам, ни финнам, ни тем более Fidesz. В то же время в группе Европейских консерваторов и реформистов есть партия, которая входит в состав правительства вместе с одним из членов EPP, — итальянская правящая партия премьер-министра Джорджии Мелони «Братья Италии» (Fratelli d'Italia). Она следует трем требованиям, поставленным Вебером, и при этом имеет крепкие отношения с членом EPP Forza Italia.

Любовь Шишелина:
Голос Венгрии в Европе

Один из возможных сценариев (маловероятный и неприемлемый для Венгрии) заключается в том, что после выборов «Братья Италии» для расширения своего влияния могут присоединиться к EPP, что будет еще больше способствовать переизбранию Урсулы фон дер Ляйен на пост президента Еврокомиссии и потере влияния реформистов.

Европейские эксперты отмечают, что решение проблем в отношениях Венгрии с Европейской комиссией должно иметь приоритет в политике Орбана. Венгрия, по их мнению, небезуспешно поддерживает определенные экономические связи как с Россией, так и с КНР, но ее дальнейшее процветание определенно зависит от преимуществ, которые дает членство в Европейском союзе. По данным Государственного департамента Соединенных Штатов, компании ЕС контролируют 89% от общего объема прямых иностранных инвестиций в Венгрию, а подавляющее большинство ее импортной и экспортной деятельности связано со странами ЕС. Аналитики считают, что у Венгрии просто нет жизнеспособной экономической альтернативы европейским странам.

Однако заявления высшего руководства Венгрии и действия ее правительства указывают на то, что Будапешт продолжит свою нынешнюю политику в качестве «моста между Западом и Востоком», а не типичным членом западных блоков. В. Орбан на данный момент не собирается дистанцироваться от России и Китая, и, хотя Венгрия постепенно снижает свою зависимость от российского ископаемого топлива, никаких радикальных изменений ни во внешней, ни в энергетической политике не ожидается. В то же время страна заинтересована в укреплении не только экономических отношений с КНР, но и в расширении кооперации с Пекином по вопросу безопасности. Согласно соглашению, достигнутому министром внутренних дел Венгрии Шандором Пинтером и министром общественной безопасности КНР в середине февраля 2024 г., венгерские и китайские полицейские вскоре начнут совместное патрулирование в некоторых районах Венгрии — точно так же, как это уже произошло в Сербии.

С 1 июля и до конца 2024 г. Венгрия займет место председателя в Совете ЕС, что возложит на страну ответственность за процесс выработки европейской политики, а В. Орбану позволит оказывать реальное влияние на действия Брюсселя. При этом Венгрия займет пост в турбулентное время, сразу после формирования нового Европейского парламента и на фоне переговоров о составе новой Европейской комиссии. 19 апреля 2024 г. венгерский премьер-министр заявил, что высшие должностные лица Европейского союза должны быть заменены, поскольку они не заслуживают другого шанса после предстоящих выборов в Европарламент, так как из-за их действий и ярой поддержки Украины экономика Европы находится в упадке.

Министр финансов Венгрии Михай Варга отметил, что ключевой задачей председательства Венгрии в Совете ЕС станет подготовка бюджета объединения на 2025 г. — при этом акцент будет сделан на европейской конкурентоспособности с целью сокращения разрыва в росте и инновациях между Евросоюзом и его конкурентами. Тем не менее большинство ключевых решений по-прежнему будет приниматься в европейских столицах, оставляя Орбану мало возможностей для корректировки основополагающих принципов.

На административном и техническом уровне Венгрия во время своего председательства, скорее всего, будет стремиться реализовать повестку по вопросам бюджета и российско-украинского конфликта, но смягчая при этом свои политические разногласия с объединением (например, в вопросе мирных переговоров с Россией). При этом прогнозируется, что В. Орбан в то же время постарается «нанести удар по Брюсселю выше своего политического веса», что может привести к желанию многих стран попросту бойкотировать любое мероприятие, чтобы подорвать позиции Венгрии. Это в перспективе чревато еще большей децентрализацией и трениям внутри Европейского союза.

Ключевой внешнеполитический момент для определения курса Венгрии наступит в ноябре 2024 г., когда состоятся президентские выборы в США. Если Дональд Трамп — идеологический партнер и политический союзник В. Орбана — вернется в Белый дом, это станет огромным подспорьем для Орбана на мировой арене и закрепит венгерский курс на многовекторность и укрепление «партии мира» в Европе.

Если Д. Трамп потерпит неудачу, это может потребовать серьезной переоценки внешней политики правительством Орбана и отчаянного поиска новых союзников. Венгрия пытается предпринять меры, чтобы активизировать деятельность Вишеградской группы (V4), что кажется все менее вероятным в связи с позицией Польши и Чехии по Украине и последними скандалами в отношениях между Прагой и Братиславой. 6 марта 2024 г. стало известно, что Чехия отменила очередное совместное со Словакией заседание кабинетов министров двух стран из-за конфликта, вызванного разногласиями по поводу отношения к России и Украине. Конфликт возник после того, как словацкий министр иностранных дел Юрай Бланар встретился на полях дипломатического саммита в Анталье с главой российского МИД Сергеем Лавровым. Премьер-министр Фицо, в свою очередь, заявил, что Чехия поставила под угрозу отношения со Словакией.

А так как выборы в Австрии этой осенью могут привести к власти крайне правую Австрийскую партию свободы (FPÖ), это бы укрепило венгерско-австрийско-словацкое сотрудничество и сделало более важной роль альтернативных V4 площадок, таких как Central 5 и Славковский треугольник (так называемый «формат Аустерлиц»).

***

В итоге в 2024 г. правительству В. Орбана и партии Fidesz предстоит сделать выбор, исходя из внешних обстоятельств и внутренней обстановки в Венгрии:

1. Сохранить внешнеполитический курс страны относительно Брюсселя и «партии мира», присоединившись к Европейским консерваторам и реформистам (ECR) и пытаться влиять на группу изнутри, как Венгрия делала это ранее в Европейской народной партии (EPP), используя председательство в Совете ЕС и возможное избрание Д. Трампа на пост президента США.

2. Сохранить свою нынешнюю политику в отношении Брюсселя и Украины неизменной и присоединиться к постепенно растущей и идеологически близкой группе «Идентичность и демократия» (Identity and Democracy), что в ближайшей перспективе принесет преференции только во внутренней политике, при этом стремясь к сотрудничеству с ECR.

3. Скорректировать внешнеполитический курс Венгрии относительно Брюсселя и «партии мира»» и присоединиться к потенциально более влиятельному ECR, тесно сотрудничая по разным вопросам с Европейской народной партией. При этом последний вариант кажется наименее вероятным, поскольку не позволит Венгрии в полной мере сохранить свой антимилитаристский настрой по вопросу российско-украинского конфликта — 17 апреля 2024 г. EPP представила свой план для ЕС по достижению Украиной победы (EPP Group Position Paper on the EU Plan for the Victory of Ukraine).


(Голосов: 11, Рейтинг: 4.55)
 (11 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся