Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Никита Белухин

Младший научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН

Дания активно занята поиском новой союзнической ниши в рамках НАТО или, иными словами, актуализацией вклада страны в евроатлантическую безопасность в глазах ключевого союзника — США. Такими потенциальными нишами для неё, по мнению датских экспертов, на настоящий момент могут стать ограничение китайских инвестиций в критическую инфраструктуру, как в случае с модернизацией аэропортов Гренландии, и политическое противодействие Китаю по вопросам прав человека, а также привлечение внимания НАТО к датским усилиям по обеспечению безопасности в Арктике, как это попыталась сделать бывший министр обороны Трине Брамсен, заявив, что оценка НАТО не учитывает датские вооруженные силы, размещающиеся или патрулирующие Гренландию. В первом случае, однако, это может привести к ограничению и так небольшого пространства для дипломатии Копенгагена и росту напряженности в торговых отношениях с Китаем, а во втором случае служит ещё одним оправданием низких оборонных расходов и, кроме того, противоречит интересам Дании по невовлечению НАТО в безопасность Арктики.

Украинские события вынудили датских парламентариев форсировать модернизацию вооружённых сил и рост оборонных расходов в рамках доступных ресурсов. Социал-демократическая партия, партия Венстре, Социалистическая народная партия, Радикальная Венстре и Консервативная народная партия 6 марта 2022 г. пришли к «Национальному компромиссу о политике безопасности Дании», которое в датских СМИ окрестили «историческим». Главными пунктами соглашения стали обязательство по закреплению в новом оборонном соглашении Дании цели достижения уровня оборонных расходов в 2% ВВП к концу 2033 г. и проведения 1 июня 2022 г. первого в истории страны референдума по так называемой «оборонной оговорке», которая исключает участие Дании в военных аспектах ОВПБ/ОПБО ЕС и принятии решений по этим вопросам, в том числе Постоянном структурированном сотрудничестве по вопросам обороны и Европейской оборонном агентстве. Помимо оборонной сферы в соглашении также говорится о включении энергетики в сферу национальной безопасности и необходимости инициатив по снижению зависимости от российского газа, в том числе «возможностей временного увеличения добычи газа в Северном море», «увеличения использования биогаза» и «ускорении строительства газопровода Baltic Pipe».

Ранее, 10 февраля 2022 г. также стало известно, что датское правительство начало переговоры с США с целью заключить расширенное соглашение об оборонном сотрудничестве по аналогии с норвежско-американским соглашением, заключенным в мае 2021 г. Подобное соглашение в перспективе может дать возможность постоянного размещения вооружённых сил и военной техники США непосредственно на территории Дании, что существенно отличается от ситуации во время холодной войны. Премьер-министр и министр обороны подчеркнули, что красной линией для американских союзников будет однозначный запрет на размещение ядерного оружия на территории Дании.

Но каковы настроения самих граждан Дании? В начале марта 2022 г. ещё до официального представления нового курса оборонной политики социологическая компания Megafon провела опрос по «оборонной оговорке» для телеканала TV2 и газеты Politiken, который выявил, что 55% «частично» или «полностью» согласных с тем, что Дания должна отказаться от оговорки и 23% несогласных с этим утверждением и 22% без определённой позиции. Но как уже отмечалось раньше, итоговый расклад сил будет определяться в большей степени формулировкой вопроса и подготовкой населения к голосованию. Если правительство рассчитывает на отмену оговорки в ходе референдума, то ему необходимо привлечь внимание к конкретным выгодам оборонного сотрудничества в рамках ЕС и показать, что отмена оговорки в действительности не связана с передачей суверенных полномочий на наднациональный уровень, так как ОПБО ЕС до сих пор носит межгосударственный характер.

Против отмены оговорки и оборонного соглашения в целом выступает наиболее левая в политическом спектре Дания партия «Единый список», считая, что такой шаг не поможет Украине и приведёт лишь к милитаризации европейского сотрудничества. Но в то же время «Единый список», идеологически склоняющийся к антимилитаристским настроениям, всё же поддержал решение правительства 27 февраля 2022 г. об отправке оружия украинским вооружённым силам, несмотря на раскол внутри партии. Единственной партией в датском Фолькетинге, которая выступила против поставок оружия, стали Свободные зелёные, посчитав, что необходимо сосредоточиться на гуманитарной помощи населению Украины и принуждению России к дипломатическому решению конфликта через санкции и международное давление.

Важно отметить, что предыдущие референдумы в 2000 г. и 2015 г. по отмене валютной и правовой оговорки завершались победой евроскептиков и сохранением особого положения Дании. Отличием грядущего референдума является то, что он преподносится как необходимость проявления солидарности с союзниками по НАТО и ЕС, а не как нечто связанное с внутренними проблемами или суверенитетом и национальными интересами Дании. Украинский кризис очевидно подтолкнул Данию к признанию того, что ЕС должен занять большее место в национальной политике безопасности.

Несмотря на то, что в «национальном компромиссе» говорится, что «политика безопасности и зелёный переход идут рука об руку», больший акцент сделан на скорейшем увеличении доступных газовых ресурсов. Сейчас стало очевидно, что экологические заботы стран ЕС отходят на второй план на фоне необходимости освобождения от энергетического давления Москвы. В этом свете контракт одной из крупнейших датских энергетических компаний «Ørsted», большинство акций которой принадлежит государству, с российским «Газпромом» о поставках газа до 2030 г. подвергся особой критике в датском парламенте. «Единый список», «Консервативная народная», «Либеральный альянс» и «Новые правые» призвали правительство немедленно запретить импорт российского газа и, тем самым, сделать этот контракт незаконным. Правительство социал-демократов и либеральная партия «Венстре» посчитали эти меры нецелесообразными и пойдут на них только в случае введения подобного запрета на уровне всего ЕС. Руководство «Ørsted» в качестве компромиссных мер сочло возможным перестать закупать уголь и биомассу из России и отказаться от заключения новых контрактов с российскими компаниями. Более жёсткие меры, по мнению компании, должны приниматься не на корпоративном, а правительственном уровне.

Стоит отметить, что в 1997–2018 гг. Дания была нетто-экспортёром одновременно нефти и газа до закрытия газового месторождения Tyra на модернизацию в сентябре 2019 г., на которое приходилось 90% всего природного газа, добываемого в Дании. По плану добыча на месторождении Тура должна возобновиться с 1 июня 2023 г., что согласно последним прогнозам должно позволить Дании самостоятельно обеспечивать потребности в природном газе и вновь стать его нетто-экспортёром до 2050 г. Задачи снижения зависимости от российского газа подстегнули интерес и к ранее почти неизвестному месторождению Xana в датской части Северного моря.

Производители биогаза также воспользовались ситуацией для продвижения своих методов «зелёного освобождения» от энергетической зависимости. Согласно более ранним прогнозам и запланированной государственной поддержке биогаз должен был обеспечить 75% потребления газа к 2030 г. и полностью обеспечить потребности в газе с 2034 г.

Участие Дании во всех ведущих операциях США и НАТО в 1991–2020 гг. не избавило страну от репутационных рисков в связи с хроническими проблемами оснащения вооружённых сил в соответствии с требованиями Североатлантического альянса. Январская новость о растущем дефиците патронов и снарядов в армии Дании только подтвердила сложившуюся традицию. Начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Дании генерал Флемминг Лентфер в интервью Датскому радио, в частности, сказал, что при имеющихся запасах боеприпасов датская армия небоеспособна. Поэтому, по его мнению, перед планированием закупок новой техники, датским парламентариям необходимо обеспечить уже имеющийся набор вооружений достаточным боезапасом. Осенью 2021 г. испанская фирма Expal, постоянный поставщик датских вооружённых сил, неожиданно вышла из семилетнего контракта с ВС Дании. В 2020 г. та же испанская компания закрыла приватизированный ею в 2008 г. патронный завод в городе Еллинг, который с 1676 г. производил боеприпасы для датских военнослужащих. Очков в копилку Дании не добавили перенос проектов в рамках оборонного соглашения 2018–2023 г., включая полное комплектование 1-й механизированной бригады пехоты для соответствия уровню средней бронебригады (англ. medium infantry brigade) в количестве 4 000 человек, неформально известную как «кулак армии» (дат. hærens knytnæve) на период нового соглашения после 2024 г., и скандал вокруг Службы военной разведки Дании (дат. Forsvarets Efterretningstjeneste, FE), которая предположительно в сотрудничестве с АНБ США осуществляла шпионаж в отношении немецких, нидерландских, французских, шведских и норвежских коллег.

Слабое звено НАТО

Ранее в октябре 2020 г. Дания подверглась разгромной критике со стороны НАТО в двухгодичном докладе об оценке прогресса в оборонном планировании за невыполнение заявленных планов и недостаточный вклад в коллективную оборону альянса. Критика была направлена, главным образом, на отсутствие средств борьбы с подводными лодками, недостаточный потенциал в сфере радиоразведки, а также на пробелы и невыполнение сроков в оснащении обещанной средней бронебригады, которая должна была быть полностью укомплектована к 2024 г. При отсутствии крупных международных операций и миссий за исключением тренировочной миссии> НАТО в Ираке (англ. NATO Mission Iraq, NMI), руководить которой Дания будет с декабря 2020 г. до мая 2022 г., и ростом значимости китайского направления во внешней политике США, Дания активно занята поиском новой союзнической ниши в рамках НАТО или, иными словами, актуализацией вклада страны в евроатлантическую безопасность в глазах ключевого союзника — США. Такими потенциальными нишами для неё, по мнению датских экспертов, на настоящий момент могут стать ограничение китайских инвестиций в критическую инфраструктуру, как в случае с модернизацией аэропортов Гренландии, и политическое противодействие Китаю по вопросам прав человека, а также привлечение внимания НАТО к датским усилиям по обеспечению безопасности в Арктике, как это попыталась сделать бывший министр обороны Трине Брамсен, заявив, что оценка НАТО не учитывает датские вооруженные силы, размещающиеся или патрулирующие Гренландию. В первом случае, однако, это может привести к ограничению и так небольшого пространства для дипломатии Копенгагена и росту напряженности в торговых отношениях с Китаем, а во втором случае служит ещё одним оправданием низких оборонных расходов и, кроме того, противоречит интересам Дании по невовлечению НАТО в безопасность Арктики, на что уже указывал датский аналитик. Попытка разыграть «гренландскую карту» не только в двусторонних отношениях с США, но и в рамках альянса, по его мнению, может привести только к дополнительным издержкам и привлечению членов НАТО к обсуждению внутренних вопросов Содружества Дании, Гренландии и Фарерских островов, что остаётся болезненной темой для Копенгагена.

Украинские события вынудили датских парламентариев форсировать модернизацию вооружённых сил и рост оборонных расходов в рамках доступных ресурсов. Социал-демократическая партия, партия Венстре, Социалистическая народная партия, Радикальная Венстре и Консервативная народная партия 6 марта 2022 г. пришли к «Национальному компромиссу о политике безопасности Дании», которое в датских СМИ окрестили «историческим». Главными пунктами соглашения стали обязательство по закреплению в новом оборонном соглашении Дании цели достижения уровня оборонных расходов в 2% ВВП к концу 2033 г. и проведения 1 июня 2022 г. первого в истории страны референдума по так называемой «оборонной оговорке», которая исключает участие Дании в военных аспектах ОВПБ/ОПБО ЕС и принятии решений по этим вопросам, в том числе Постоянном структурированном сотрудничестве по вопросам обороны (англ. PESCO) и Европейской оборонном агентстве (англ. EDA). Само соглашение обозначается как «соглашение о принципах» и детали его реализации ещё предстоит конкретизировать, но уже сейчас датские парламентарии готовы пойти на смягчение бюджетного планирования, предусмотрев возможность бюджетного дефицита в 1% ВВП для достижения необходимого уровня оборонных расходов (планируемым показателем, согласно соглашению, будет дефицит в 0,5% ВВП). Помимо оборонной сферы в соглашении также говорится о включении энергетики в сферу национальной безопасности и необходимости инициатив по снижению зависимости от российского газа, в том числе «возможностей временного увеличения добычи газа в Северном море», «увеличения использования биогаза» и «ускорении строительства газопровода Baltic Pipe».

Социальные и оборонные дилеммы

Расходы Дании на оборону в 2021 г. составили 1,34% ВВП и в рамках действующего 6-летнего оборонного соглашения на 2018–2023 гг., их планируется увеличить до 1,5% в 2023 г. Горизонт нового оборонного соглашения, которое должно начать действовать с 2024 г., планируется расширить до 8–10 лет, чтобы дать возможность Министерству обороны и вооружённым силам тщательно реализовать намеченные планы. Независимые военные эксперты в Дании в то же время отметили низкий уровень амбиций руководства датских вооружённых сил и откладывание основных финансовых вливаний на 2027–2030 гг., когда укрепление национальной обороны и поддержки союзников требуется уже сейчас. Заявленный «компромисс» вновь представляет Данию как слабое звено на северном фланге НАТО, особенно на фоне решения Германии резко увеличить расходы на оборону на 100 млрд евро и достичь 2% ВВП уже в 2022 г. В Дании пока ограничились лишь единовременным вложением 3,5 млрд крон в 2022 г. и 3,5 млрд крон в 2023 гг. К 2033 г. расходы на оборону планируются увеличить в совокупности на 18 млрд крон и довести уровень расходов до 53 млрд крон.

По словам уже упомянутого генерала Флемминг Лентфера, исходя из условий существующего соглашения, в ближайшие годы Дания сможет только закрыть пробелы в снабжении армии, но никоим образом не провести её качественную модернизацию. В заключенном «компромиссе» также ничего не говорится о возможности сотрудничества с Норвегией и Германией по закупкам подводных лодок, от которых Дания ранее полностью отказалась с 2004 г. В этом контексте становится очевидно, что руководство датских вооружённых сил просто отвыкло быть в центре внимания после почти 20 лет непрерывных рационализаций и сокращений, отчего и возникают сомнения в их способности качественно «впитать» растущие оборонные расходы. К примеру, оборонное соглашение 2013–2017 гг. предусматривало экономию оборонных расходов с целью выделения средств на строительство шоссе и финансирование либеральных мер по снижению налогов. Вполне возможно, что сами военные порекомендовали именно постепенное повышение расходов, чтобы адаптироваться к новой ситуации в том числе с точки зрения стратегического мышления. В этой связи для наилучшей возможной реализации «национального компромисса» отдельные аналитики даже предлагают учредить специальную экспертную комиссию, чтобы избежать поспешных решений и избыточных мер.

Ранее, 10 февраля 2022 г. также стало известно, что датское правительство начало переговоры с США с целью заключить расширенное соглашение об оборонном сотрудничестве по аналогии с норвежско-американским соглашением, заключенным в мае 2021 г. Подобное соглашение в перспективе может дать возможность постоянного размещения вооружённых сил и военной техники США непосредственно на территории Дании, что существенно отличается от ситуации во время холодной войны. В то же время Метте Фредериксен на пресс-конференции заверила, что на тот момент напряжённость в отношениях России и Украины не является причиной переговоров и что зондирование возможности заключения оборонного соглашения началось задолго до обострения ситуации, а министр обороны Мортен Бёдсков поспешил заверить журналистов, что целью переговоров не выступает размещение военных баз на территории Дании. Премьер-министр и министр обороны подчеркнули, что красной линией для американских союзников будет однозначный запрет на размещение ядерного оружия на территории Дании.

В свете этих недавних шагов нынешний премьер-министр Дании Метте Фредериксен, принадлежащая к рядам Социал-демократической партии, уже заработала себе репутацию одного из наиболее проамериканских премьер-министров в истории партии, что выделяет её на фоне других именитых социал-демократов как Могенс Люккетофт и Анкер Йоргенсен, которые в своё время не скупились на критику в адрес США. Особенно ярко атлантический уклон датского премьер-министра проявился по мере беспорядочной эвакуации США и союзников из Афганистана и создания альянса AUKUS, когда Метте Фредериксен обвинила своих коллег по ЕС в раздувании отдельных проблем до полноценного кризиса в отношениях с США. Метте Фредериксен ранее зарекомендовала себя и как серьёзного евроскептика, раскритиковав в рамках неформального блока в составе Нидерландов, Австрии, Швеции, также известного как «скупая четвёрка», планы по увеличению бюджета ЕС для восстановления европейских экономик после пандемии коронавируса. Решение Дании в октябре 2019 г. поддержать требование Франции о пересмотре механизма переговоров о вступлении и введения принципа обратимости как условия начала переговорного процесса с Албанией и Северной Македонией также было воспринято как отход от «демократического активизма». Очевидно, что Дания держится на удалении от большинства крупных инициатив ЕС, сопряжённых с финансовыми и политическими издержками, подчёркивая, что европейское сотрудничество — это прежде всего межгосударственное сотрудничество и что такие вопросы как военное сотрудничество, регулирование рынка труда и социальную политику лучше разрешать на национальном уровне.

В этом контексте решение провести референдум по отмене «оборонной оговорки» представляется шагом к сближению с курсом ЕС на форсирование стратегической автономии. Увеличение оборонного бюджета выглядит отказом от предыдущего рецепта политического успеха, который заключался в сочетании жёсткой миграционной политики и устойчивого евроскептицизма с новыми инициативами в области социальной политики, символизирующими возрождение социального государства после «засилья» коалиционного правительства Венстре, Либерального альянса и Консервативной партии в 2016–2019 гг. Социальное государство, по всей видимости, столкнется с трудностями вследствие подобных инициатив, так как в дополнение к военным расходам, к 2030 г. планировалось использовать 25 млрд крон для финансирования растущих социальных расходов вследствие старения населения и т.д. Помимо этого, военные расходы предполагают и увеличение личного состава вооружённых сил, что будет сопровождаться снижением занятости в других областях. При этом, согласно опросу, 40% предприятий — членов Конфедерации датских промышленников (дат. Dansk Industri) считают дефицит рабочей силы главным препятствием для экономического роста, а 60% опрошенных поддерживают мнение, что этот дефицит может затормозить экономический рост. Выходом может стать повышение налогов, снижение государственных расходов по социальным программам, отмена раннего запланированного выхода на пенсию в отраслях с тяжёлыми условиями труда (дат. efterløn), снижение уровня занятости в государственном секторе, рост бюджетного дефицита, сокращение финансовой помощи студентам (дат. statens uddannelsesstøtte, SU), что имеет мало общего с программой правящей Социал-демократической партии. Примечательно, что две левоцентристские партии — Социалистическая народная партия и Радикальная Венстре — также поддержали оборонное соглашение, что также не вполне соответствует их предыдущим социальным и климатическим приоритетам.

Судьба «оборонной оговорки»

На пресс-конференции 6 марта 2022 г. Метте Фредериксен открыто сказала, что рекомендует датчанам проголосовать за отмену оговорки, что сильно отличается от её слов в октябре 2019 г., когда она заявляла, что «нынешняя ситуация вполне приемлема для Дании» и в октябре 2021 г., когда она говорила, что ошибочно считать оговорки препятствием для полноценного участия Дании в европейской интеграции. Теперь риторика изменилась в сторону того, что Дания должна участвовать в европейской обороне «всецело, в полную силу и без оговорок». Но каковы настроения самих граждан Дании? В начале марта 2022 г. ещё до официального представления нового курса оборонной политики социологическая компания Megafon провела опрос по «оборонной оговорке» для телеканала TV2 и газеты Politiken, который выявил, что 55% «частично» или «полностью» согласных с тем, что Дания должна отказаться от оговорки и 23% несогласных с этим утверждением и 22% без определённой позиции. Но как уже отмечалось раньше, итоговый расклад сил будет определяться в большей степени формулировкой вопроса и подготовкой населения к голосованию. Если правительство рассчитывает на отмену оговорки в ходе референдума, то ему необходимо привлечь внимание к конкретным выгодам оборонного сотрудничества в рамках ЕС и показать, что отмена оговорки в действительности не связана с передачей суверенных полномочий на наднациональный уровень, так как ОПБО ЕС до сих пор носит межгосударственный характер.

Против отмены оговорки и оборонного соглашения в целом выступает наиболее левая в политическом спектре Дания партия «Единый список», считая, что такой шаг не поможет Украине и приведёт лишь к милитаризации европейского сотрудничества. Но в то же время «Единый список», идеологически склоняющийся к антимилитаристским настроениям, всё же поддержал решение правительства 27 февраля 2022 г. об отправке оружия украинским вооружённым силам, несмотря на раскол внутри партии. Единственной партией в датском Фолькетинге, которая выступила против поставок оружия, стали Свободные зелёные, посчитав, что необходимо сосредоточиться на гуманитарной помощи населению Украины и принуждению России к дипломатическому решению конфликта через санкции и международное давление. Двумя другими партиями, поддерживающими сохранение оговорки, выступают крайне правые «Датская народная партия» и партия «Новые правые», которые ссылаются на неопределённость дальнейшего развития европейского оборонного сотрудничества и риск дублирования функций НАТО. Все остальные партии, в том числе небольшие зелёные партии «Альтернатива» и «Свободные зелёные», по разным причинам поддерживают отмену оговорки.

Важно отметить, что предыдущие референдумы в 2000 г. и 2015 г. по отмене валютной и правовой оговорки завершались победой евроскептиков и сохранением особого положения Дании. Отличием грядущего референдума является то, что он преподносится как необходимость проявления солидарности с союзниками по НАТО и ЕС, а не как нечто связанное с внутренними проблемами или суверенитетом и национальными интересами Дании. Иными словами, правительство стремится донести, что на кону статус и положение Дании как ответственного члена европейского сообщества, а не только сугубо национальные интересы. Необходимость более активного участия в европейском оборонном сотрудничестве подчёркивается и в новой внешнеполитической и оборонной стратегии Дании, опубликованной 31 января 2022 г., хотя напрямую планы по отмене оговорки в ней зафиксированы не были. Украинский кризис очевидно подтолкнул Данию к признанию того, что ЕС должен занять большее место в национальной политике безопасности особенно в свете официального принятия «Стратегического компаса» 21 марта 2022 г.

Энергетические инициативы

Несмотря на то, что в «национальном компромиссе» говорится, что «политика безопасности и зелёный переход идут рука об руку», больший акцент сделан на скорейшем увеличении доступных газовых ресурсов. Так министр энергетики Дании Дэн Йоргенсен заявляет, что Baltic Pipe может начать полноценную работу уже в январе 2023 г., а частичную с октября 2022 г. Ранее в мае¬–июне 2021 г. работа над прокладкой газопровода была приостановлена из-за экологических опасений о недостаточной защите дикой фауны вдоль маршрута пролегания газопровода, но в марте 2022 г. строительство газопровода резко возобновилось. Сейчас стало очевидно, что экологические заботы стран ЕС отходят на второй план на фоне необходимости освобождения от энергетического давления Москвы. В этом свете контракт одной из крупнейших датских энергетических компаний «Ørsted», большинство акций которой принадлежит государству, с российским «Газпромом» о поставках газа до 2030 г. подвергся особой критике в датском парламенте. «Единый список», «Консервативная народная», «Либеральный альянс» и «Новые правые» призвали правительство немедленно запретить импорт российского газа и, тем самым, сделать этот контракт незаконным. Правительство социал-демократов и либеральная партия «Венстре» посчитали эти меры нецелесообразными и пойдут на них только в случае введения подобного запрета на уровне всего ЕС. Руководство «Ørsted» в качестве компромиссных мер сочло возможным перестать закупать уголь и биомассу из России и отказаться от заключения новых контрактов с российскими компаниями. Более жёсткие меры, по мнению компании, должны приниматься не на корпоративном, а правительственном уровне.

Доля газа в энергопотреблении Дании одна из самых низких в Европе и составляет 13–15% (к примеру, в Германии этот же показатель составил 26,7% в 2021 г., в среднем 40% для Италии и 37% для Нидерландов) и продолжает снижаться, по приблизительным оценкам около 35% природного газа, поставляемого в Данию, имеет российское происхождение. В энергопотреблении северных соседей — Швеции и Финляндии –— природный газ тоже составляет незначительную долю — 2% и 6% соответственно. В то же время около 50% и 90% природного газа, потребляемого в Швеции и Финляндии, также имеет российское происхождение. В Финляндии рост цен на газ и приостановка его поставок в большей степени ударит по отдельным отраслям промышленности, чем по домохозяйствам. Большую угрозу непосредственно для финских граждан может представлять запрет России на экспорт древесины и топлива на его основе, так как этот вид топлива составляет 70% возобновляемой энергетики Финляндии и 28% в общем энергопотреблении Финляндии.

Стоит отметить, что в 1997–2018 гг. Дания была нетто-экспортёром одновременно нефти и газа до закрытия газового месторождения Tyra на модернизацию в сентябре 2019 г., на которое приходилось 90% всего природного газа, добываемого в Дании. По мере снижения добычи нефти в Северном море Дания потеряла статус и нетто-экспортёра нефти, которым обладала ранее с 1993 г. В соответствии с межпартийным соглашением по Северному морю, достигнутому 3 декабря 2020 г., окончательно добыча нефти и газа на датском шельфе прекратится к 2050 г. По плану добыча на месторождении Тура должна возобновиться с 1 июня 2023 г., что согласно последним прогнозам должно позволить Дании самостоятельно обеспечивать потребности в природном газе и вновь стать его нетто-экспортёром до 2050 г. Но прогнозируемый экспорт газа из Дании будет минимальным и составит 0,4% от потребления газа в странах ЕС.

Задачи снижения зависимости от российского газа подстегнули интерес и к ранее почти неизвестному месторождению Xana в датской части Северного моря. До 2018 г. большая часть месторождения принадлежала компании DONG, которая решила отказаться от нефтегазовых активов и сосредоточиться на зелёной энергетике, затем месторождение полностью перешло в государственную собственность. Сейчас с особым энтузиазмом в свете возросших цен на газ о перспективах этого месторождения и необходимости скорейшего создания консорциума заговорил директор компании «Danoil» Свен Люккемарк Кристенсен, но другие энергетические компании как «Dong Energy», норвежская «Noreco» и другие воспринимают идею с гораздо большим скепсисом, а энергетическое управление Дании даже не рассматривает Xana как полноценное месторождение.

Производители биогаза также воспользовались ситуацией для продвижения своих методов «зелёного освобождения» от энергетической зависимости. Хенрик Хёг, председатель объединения «Biogas Danmark» полагает, что на фоне высокой цены на газ при условии ускоренной государственной поддержки производителей биогаза в 2024–2025 гг. и постепенной электрификации отопления биогаз может обеспечить 75% потребления газа в Дании в 2025–2026 гг., а при условии дополнительных мер поддержки к 2027 г. полностью закрыть потребности Дании в природном газе. Согласно более ранним прогнозам и запланированной государственной поддержке биогаз должен был обеспечить 75% потребления газа к 2030 г. и полностью обеспечить потребности в газе с 2034 г. С одной стороны, форсирование производства биогаза согласуется с планом Европейской комиссии по снижению энергетической зависимости, но с другой, те же средства можно использовать и на менее затратные меры по повышению энергоэффективности и установку тепловых насосов. Очевидно, что в условиях общего тренда на снижение энергетической зависимости от России в скором времени мы увидим соперничество между энергетическими компаниями за продвижение выгодных им решений и ранее откладывавшиеся энергетические проекты могут стать востребованными и начать реализовываться в ускоренном темпе.


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся