Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Карстен Риис

Магистр экономики (Бизнес-школа Копенгагена), бывший старший вице-президент Mercedes-Benz Sweden and Denmark, независимый аналитик

Федерика Могерини проделала превосходную работу на своем посту в качестве Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности. При ней внешнеполитическая деятельность ЕС перестала ограничиваться принятием бесконечных соглашений, которые остаются лишь на бумаге, и, действительно, приобрела международное значение.

Среди главных успехов Могерини можно отметить ее недавние решительные попытки достучаться до Ирана посредством принятия Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и выступление в поддержку достигнутых договоренностей, в свете решения США о выходе из иранской сделки. Могерини отважно вела работу над созданием «Специального механизма» для защиты европейских фирм, законно сотрудничающих с Ираном, от «вторичных» санкций со стороны США. Кроме того, Могерини непрерывно работала над установлением суверенитета ЕС в мировых делах.

К числу ее крупнейших достижений относятся усилия по расширению Европейской службы внешних связей и созданию собственного дипломатического корпуса ЕС. Кроме того, Могерини неизменно искала пути обеспечения европейской безопасности на Востоке. На фоне западной политической истерии, окружающей Россию, она настаивала на поддержании открытого диалога с Россией, а не только на бесконечном ужесточении санкций.

В этом месяце проходят выборы в Европарламент, и новый председатель Еврокомиссии скоро сменит Юнкера, который решил уйти. Мишель Барнье — один из самых талантливых политиков ЕС. Во время напряженных переговоров он всегда подготовлен лучше всех и превосходит всех в интеллектуальном плане. Он справедливо считается одним из главных кандидатов на пост Председателя Еврокомиссии. Однако, после Brexit, Франция настолько усилит свои позиции в ЕС, что многие другие страны (включая Германию и Италию) могут не захотеть видеть французского политика в качестве новой главы Еврокомиссии. Возможно, лучшим решением для поддержания баланса сил в ЕС после Brexit стало бы повысить Могерини и позволить ей сменить Юнкера на посту председателя Еврокомиссии.


Пришло время двигаться дальше

Федерика Могерини проделала превосходную работу на своем посту в качестве Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности. При ней внешнеполитическая деятельность ЕС перестала ограничиваться принятием бесконечных соглашений, которые остаются лишь на бумаге, и, действительно, приобрела международное значение. Конечно, в эпоху Трампа и его подхода «Америка прежде всего», а также затянувшегося выхода Великобритании из состава ЕС, Могерини пришлось идти в ногу со временем, и она получила значительную поддержку со всех сторон: от председателя Европейского совета Дональда Туска; вероятно, от председателя Европарламента Антонио Таяни (тоже итальянца) и, что не менее важно, от его предшественника Мартина Шульца (близкого друга Юнкера), от главного переговорщика Евросоюза по Brexit Мишеля Барнье, и, разумеется, от всей Еврокомиссии под председательством Жан-Клода Юнкера. Несмотря на то, что выработка решительной общей внешней политики для такого количества различных государств — членов ЕС было, по сути, практически невыполнимой задачей, Могерини удалось использовать представленные ей возможности и добиться серьезных достижений.

Среди главных успехов Могерини можно отметить ее недавние решительные попытки достучаться до Ирана посредством принятия Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и выступление в поддержку достигнутых договоренностей, в свете решения США о выходе из иранской сделки. Могерини отважно вела работу над созданием «Специального механизма» для защиты европейских фирм, законно сотрудничающих с Ираном, от «вторичных» санкций со стороны США. Кроме того, Могерини непрерывно работала над установлением суверенитета ЕС в мировых делах. Она продвигала создание программы Постоянного структурированного сотрудничества в сфере безопасности и обороны (PESCO) и военных штабов ЕС, а также работала над тем, чтобы объединить военную и гражданскую миссии ЕС, причем так, как этого никогда не хотел и не смог бы Вашингтон.

Андрей Кортунов:
Непредвиденная Европа

Также необходимо отметить поддержку, оказываемую Могерини палестинцам, при сохранении поддержки конструктивных сил в Израиле. Помимо этого к числу ее крупнейших достижений относятся усилия по расширению Европейской службы внешних связей и созданию собственного дипломатического корпуса ЕС. Кроме того, Могерини неизменно искала пути обеспечения европейской безопасности на Востоке. На фоне западной политической истерии, окружающей Россию, она настаивала на поддержании открытого диалога с Россией, а не только на бесконечном ужесточении санкций. Высокой оценки заслуживает политика Верховного представителя, направленная на стратегическое сотрудничество ЕС с Африкой, хотя поддержки ЕС в индустриализации Африки, производстве дорогостоящей продукции и увеличении экспорта все еще недостаточно. Хотя некоторые «политкорректные» наблюдатели и критикуют сотрудничество ЕС с Марокко, осуществляемое под руководством Могерини, это такой же правильный шаг в долгосрочной перспективе, как и сотрудничество с Африкой, арабским и исламским миром, учитывая миграционную проблему и другие стратегические цели ЕС. Приверженность Могерини к сотрудничеству с исламским миром как культурному, так и политическому (что, кстати говоря, является темой ее научной диссертации) следует всячески приветствовать, ведь такое сотрудничество необходимо в настоящее время, когда ксенофобия так часто используется в политических целях.

Только на прошедшей неделе Могерини еще раз продемонстрировала свои истинные взгляды, когда пыталась остудить пыл США, которые угрожали Ирану войной и планировали отправку 120 тыс. солдат в Персидский залив, а также пыталась настоять на независимости оборонной программы ЕС.

Когда Могерини стала Верховным представителем, никто не ожидал от нее многого, но она всех приятно удивила. Ее предшественница Кэтрин Эштон, напротив, была не столь выдающейся на своем посту. Она скорее была сконцентрирована на продвижении американской политики в Европе. Так же, как и Эштон, Могерини мало кому была известна за пределами родной страны. Да и в своей стране она не была сильно знаменита, прослужив всего 9 месяцев в качестве министра иностранных дел Италии в одном из многочисленных итальянских правительств. И так же, как Эштон, Могерини вероятно получила шанс занять одну из главных мировых должностей потому, что она женщина. Однако в случае с Эштон, результат политики продвижения женщин не был таким впечатляющим, как в случае с Могерини, где всё (возможно случайно) сложилось удачно. Еврокомиссия в эпоху абсурдного «равноправия» всеми силами старается создать себе соответствующий образ.

Заняв второй по значимости пост в ЕС, Могерини опередила намного более известных людей. Однако довольно большое число из этих политиков (причем обоих полов) хоть и являются знаменитыми, но не подходят для должности. Несколько имен настолько известны, что их слава будет сохраняться в течение десятилетий (как, например, Юнкер), но другие «большие» имена можно благополучно пропустить для того, чтобы предоставить возможность людям с исключительными способностями (таким, как Могерини), которые смогут совершить качественный скачок вперед, необходимый для международных отношений. Наследие, которое после себя оставили бывшие Верховные представители, Хавьер Солана и Кэтрин Эштон, по сути, сводится к разъездам с флагом Евросоюза и продвижению американской политики. Могерини, заняв свой пост, не стала слепо следовать американскому курсу, а принялась укреплять независимость и значимость ЕС в международных делах. Могерини отказалась проводить приспособленческую политику и энергично голосовать за любую войну, в попытке услужить сильнейшим ради карьерных перспектив. С прагматической точки зрения, Могерини, по-видимому, придерживается тех идей, которые обрела еще в юном возрасте, сформировавших ее как личность. Итальянский политик Кьяра Морони однажды сказала, что люди как Могерини встречаются редко и полностью заслуживают того, чего добиваются.

Могерини изначально относится к левому крылу, но многие левые, как только приходят к власти, становятся одними из самых продажных политиков. Вполне возможно, что есть что-то, чего мы не знаем на момент написания этой статьи, ведь святых людей не бывает (особенно в политике), но сейчас кажется, что Могерини удалось избежать многих моральных ловушек.

В этом месяце проходят выборы в Европарламент, и новый председатель Еврокомиссии скоро сменит Юнкера, который решил уйти. Все места в Еврокомиссии уже вынесены на обсуждение. Получила ли Могерини поддержку нового итальянского правительства, большим влиянием в котором обладает «Движение пяти звезд» — партия «евроскептиков»? И если Могерини уйдет, то куда и за кем? Давайте рассмотрим этот вопрос с другой стороны: Мишель Барнье — один из самых талантливых политиков ЕС. Во время напряженных переговоров он всегда подготовлен лучше всех и превосходит всех в интеллектуальном плане. Он справедливо считается одним из главных кандидатов на пост Председателя Еврокомиссии. Однако, после Brexit, Франция настолько усилит свои позиции в ЕС, что многие другие страны (включая Германию и Италию) могут не захотеть видеть французского политика в качестве новой главы Еврокомиссии.

Возможно, лучшим решением для поддержания баланса сил в ЕС после Brexit стало бы повысить Могерини и позволить ей сменить Юнкера на посту председателя Еврокомиссии.

Только один человек может занимать высший пост. Пока Германия является экономическим тяжеловесом в рамках ЕС и располагает всеми возможностями для того, чтобы стать сильным «министром финансов зоны евро», Франция, обладая столь богатой военной и дипломатической историей на международной арене, станет важнейшим игроком в ЕС, отстаивающим его интересы в международных отношениях. Если Барнье ради обеспечения баланса сил в ЕС, как это ни печально, должен будет упустить самую главную возможность стать главой Комиссии и отдать высший пост Могерини, он смог бы стать замечательным новым Верховным представителем. Барнье продемонстрировал свои исключительные навыки в переговорах с Великобританией. Европейскому союзу нужен человек с такими способностями, который сможет продолжить сдерживать политику США, сможет вести переговоры с сильным Китаем, с Ближним Востоком, и сможет разработать стратегию в отношении Индии. Африка также является стратегическим приоритетом для ЕС, и на этом направлении необходим совершенно новый подход, отличный от подходов на других континентах — реальное партнерство и разрыв с наследием прошлого. Германия внесла верное предложение — создать должность Комиссара ЕС, занимающегося исключительно партнерством с Африкой в интересах процветания, включая широкий спектр вопросов в таких сферах, как индустриализация, торговля, дипломатия, оборона и культура. Никакое итальянское правительство не будет против того, чтобы председателем Еврокомиссии стала итальянка.

Европейский комиссар из Испании Ариас Каньете проделал замечательную работу по вопросам климата. Каньете — важная фигура, он вполне бы мог заручиться поддержкой от Испании и стать прекрасным Комиссаром ЕС по партнерству с Африкой. Интересы Польши и стран Восточной Европы хорошо представлены председателем Совета ЕС Дональдом Туском. Комиссар по промышленности укрепит свои позиции благодаря PESCO, а также увеличению расходов на оборону, энергетическую и IT-отрасль. Учитывая торговые войны, которые ведут США и новое торговое соглашение, способствующее развитию и необходимое для содействия индустриализации, развития высоких технологий и сферы обслуживания в Африке, Комиссар по торговле приобретает бόльший вес и может уравновесить всю структуру. Поскольку Дания и Швеция против того, чтобы вступить в еврозону, их правительства и парламенты не должны иметь право выдвигать кандидатуры своих граждан на любую из высших должностей в ЕС (председатель Европейской комиссии, заместитель председателя Еврокомиссии, Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности, председатель Европейского совета, Европейский комиссар по финансам, председатель Европарламента, председатель Европейского суда, председатель Европейского центрального банка, если упомянуть лишь некоторых).

Для успешной деятельности Комиссии в долгосрочной перспективе ЕС должен систематически искать среди менее известных политиков новое поколение лидеров, похожих на Могерини (вне зависимости от пола), затем сажать их в кабинеты еврокомиссаров и давать возможность показать себя мировой общественности.


Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся