Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 29, Рейтинг: 4.1)
 (29 голосов)
Поделиться статьей
Юлия Мельникова

Программный менеджер РСМД

Лидер КНР Си Цзиньпин 5–10 мая 2024 г. посетил Францию, Сербию и Венгрию, где встретился с президентом Пятой республики Эммануэлем Макроном и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен, президентом Сербии Александром Вучичем и премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. В турне вошли также встречи на министерском уровне и мероприятия на полях.

Визиты в Белград и Будапешт прошли успешно. Сербия и Китай выпустили совместное заявление о построении сообщества единой судьбы и договорились о формировании зоны свободной торговли. С Венгрией статус отношений был повышен до «всепогодного» (all-weather) всестороннего стратегического партнерства (аналогичный уже имеют, например, Пакистан, Белоруссия, Узбекистан и Венесуэла). Стороны подписали 18 соглашений о сотрудничестве в самых различных отраслях. На контрасте помпезный и приуроченный к 60-летию установления дипломатических отношений саммит во Франции не привел к прорывам ни на двустороннем уровне, ни по линии ЕС — КНР. Стороны ограничились совместным заявлением по Ближнему Востоку. Найти устраивающие и Париж, и Пекин формулировки по этому вопросу оказалось проще, чем добиться изменения позиции Китая по Украине или смягчения политики «снижения рисков» ЕС.

Итоги турне Си Цзиньпина свидетельствуют об углублении трех разделительных линий в европейско-китайском диалоге, формировавшихся на протяжении 2010-х годов: между Западом и Незападом, между институтами и государствами — членами Евросоюза и между странами Западной и Центральной Европы.

Вместе с тем по сравнению с предыдущей поездкой Си Цзиньпина в Европу в 2019 г., когда к ОПОП присоединилась Италия, а с Францией были подписаны контракты на сотни миллионов евро, результаты нынешнего турне достаточно скромные. Углубление разделительных линий не позволяет Китаю добиться структурных изменений в характере взаимодействия с Европой. Через призму российского культурного кода сокращение возможностей конструктивного европейско-китайского взаимодействия можно проиллюстрировать, сравнив государства Европы с соломинками: если пять лет назад для Китая просматривалась возможность разобрать на них европейский «веник», сегодня за Венгрию и Сербию остается только хвататься.

Лидер КНР Си Цзиньпин 5–10 мая 2024 г. посетил Францию, Сербию и Венгрию, где встретился с президентом Пятой республики Эммануэлем Макроном и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен, президентом Сербии Александром Вучичем и премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. В турне вошли также встречи на министерском уровне и мероприятия на полях.

Визиты в Белград и Будапешт прошли успешно. Сербия и Китай выпустили совместное заявление о построении сообщества единой судьбы и договорились о формировании зоны свободной торговли. С Венгрией статус отношений был повышен до «всепогодного» (all-weather) всестороннего стратегического партнерства (аналогичный уже имеют, например, Пакистан, Белоруссия, Узбекистан и Венесуэла). Стороны подписали 18 соглашений о сотрудничестве в самых различных отраслях. На контрасте помпезный и приуроченный к 60-летию установления дипломатических отношений саммит во Франции не привел к прорывам ни на двустороннем уровне, ни по линии ЕС — КНР. Стороны ограничились совместным заявлением по Ближнему Востоку. Найти устраивающие и Париж, и Пекин формулировки по этому вопросу оказалось проще, чем добиться изменения позиции Китая по Украине или смягчения политики «снижения рисков» ЕС.

Итоги турне Си Цзиньпина свидетельствуют об углублении трех разделительных линий в европейско-китайском диалоге, формировавшихся на протяжении 2010-х годов: между Западом и Незападом, между институтами и государствами — членами Евросоюза и между странами Западной и Центральной Европы.

Первая линия считается производной от изменения мирового порядка. После перехода конфликта между Россией и Западом в острую фазу в 2022 г. ЕС и КНР оказались по разные стороны баррикад. Не сумевший (и не захотевший) добиться «стратегической автономии» от США Евросоюз выступает за сохранение порядка, «основанного на правилах», в то время как КНР — за формирование более справедливого мироустройства. Компромисс не просматривается, и призрачная перспектива отказа ЕС от политики «снижения рисков» не является достаточным аргументом для изменения политической позиции Китая. Попытки западных лидеров убедить КНР отказаться от партнерского взаимодействия с Россией потерпели неудачу и в этот раз. Поддержав идею проведения мирной конференции по Украине, Си Цзиньпин заявил, что Россия тоже должна быть участником процесса.

В основе второй линии лежит новое общеевропейское законодательство, направленное на сокращение доступа для китайских инвесторов на европейские рынки, и, судя по заявлениям Урсулы фон дер Ляйен по итогам переговоров в Париже, пересмотр протекционистской политики не предполагается. За последние несколько лет в ЕС вступили в силу инструмент борьбы с государственными субсидиями, инструмент против принуждения со стороны третьих стран, инструмент проверки иностранных инвестиций и антидемпинговый механизм, затрудняющие работу китайских компаний. Стресс для отрасли вызвало инициированное осенью 2023 г. расследование Еврокомиссии в отношении китайских электромобилей. Препятствием для развития южного коридора маршрута Китай — Европа стала запущенная в феврале 2024 г. аналогичная процедура в отношении инвестиций в болгарские железные дороги. В этих условиях КНР делает ставку на развитие диалога с заинтересованными европейскими странами, а не с ЕС, приветствует визиты европейских политиков в Пекин, стремится использовать их для смягчения антикитайских тенденций в Евросоюзе. Например, недавно посетивший КНР канцлер Германии Олаф Шольц занимает сдержанную позицию в деле электромобилей, как и Виктор Орбан, добившийся размещения завода компании BYD на своей территории и планирующей открытие также производства Great Wall Motor.

Алексей Чихачев:
Отличник евроинтеграции

Третья линия проходит, соответственно, между группами государств-членов. Более восприимчивыми к сотрудничеству с КНР остаются страны Центральной Европы и Западных Балкан, в то время как Западная Европа всё больше дистанцируется от КНР. Неудивительно, что именно Венгрия и Сербия принимали китайского лидера в рамках этого турне. Они успешно завершают строительство входящей в ОПОП железной дороги Будапешт — Белград, и с Венгрией был сформирован новый, уже третий, список проектов в рамках инициативы. Пекин также надеется, что председательство Будапешта в Совете ЕС во второй половине 2024 г. будет способствовать заморозке антикитайских инициатив, как уже случалось раньше. Сербия не входит в ЕС, но представляет собой ключевой хаб маршрутов Китай — Европа и остается ключевым партнером на Балканах. Создание зоны свободной торговли позволит наполнить поезда большим количеством товаров по их возвращении в Китай, стимулирует дополнительное развитие транспортной инфраструктуры и логистики в регионе.

Вместе с тем по сравнению с предыдущей поездкой Си Цзиньпина в Европу в 2019 г., когда к ОПОП присоединилась Италия, а с Францией были подписаны контракты на сотни миллионов евро, результаты нынешнего турне достаточно скромные. Углубление разделительных линий не позволяет Китаю добиться структурных изменений в характере взаимодействия с Европой. Через призму российского культурного кода сокращение возможностей конструктивного европейско-китайского взаимодействия можно проиллюстрировать, сравнив государства Европы с соломинками: если пять лет назад для Китая просматривалась возможность разобрать на них европейский «веник», сегодня за Венгрию и Сербию остается только хвататься.

Впервые опубликовано в «Известиях».

(Голосов: 29, Рейтинг: 4.1)
 (29 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся