Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Шеин

К.полит.н., доцент Департамента зарубежного регионоведения, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

Популизм стал устойчивой характеристикой современного политического процесса в Европе. Популистские партии правой и левой окраски прочно обосновались в национальных парламентах и Европейском парламенте, успели возглавить правительства в странах Центрально-Восточной (Австрия, Венгрия, Польша) и Южной Европы (Италия, Греция).

Исследователям в области международных отношений необходимо преодолеть скептическое отношение к изучению популистских партий, их программ, идеологий и стратегий. Популизм уже не представляет собой изолированный во внутренней политике феномен. Популистская «картина мира», которая, главным образом, определяется антагонистическим соперничеством «народа» и «элиты», имеет проекцию и на сферу международных взаимодействий.

Если популизм создает собственные проекции для внешней политики, то любопытен вопрос, возможно ли вывести формулу внешней политики популистов?

На международной арене левый популизм демонстрирует большую заинтересованность в работе многосторонних институтов для решения проблем в первую очередь «глобального Юга», чем популизм в его правой вариации. Международные институты и глобальные проблемы начинают интересовать правых популистов только тогда, когда речь заходит о национальной безопасности, например, в ходе миграционного кризиса или террористической угрозы, где национальные государства не так эффективны в одиночку. Может показаться, что их внешнеполитические позиции могут быть выражены набором основных требований, среди которых: изменение вектора развития евроинтеграционного проекта от Европейского союза к «Европе наций» путем восстановления национального суверенитета в том числе и в вопросах контроля границ; игнорирование международных институтов и ограниченное участие в решении глобальных проблем.

Вывести общую формулу внешней политики популистов не позволяет зависимость популизма от внутреннего контекста: партийной конкуренции и электоральных перспектив, а в случае доступа к власти — мейнстримизации и логики национального интереса.

О «популистском духе времени», выражаясь словами политолога Каса Мюдде, написаны уже сотни статей. Популизм стал устойчивой характеристикой современного политического процесса в Европе. Популистские партии правой и левой окраски прочно обосновались в национальных парламентах и Европейском парламенте, успели возглавить правительства в странах Центрально-Восточной (Австрия, Венгрия, Польша) и Южной Европы (Италия, Греция).

Как следствие, исследователям в области международных отношений необходимо преодолеть скептическое отношение к изучению популистских партий, их программ, идеологий и стратегий. Причина в том, что популизм уже не представляет собой изолированный во внутренней политике феномен. Популистская «картина мира», которая, главным образом, определяется антагонистическим соперничеством «народа» и «элиты», имеет проекцию и на сферу международных взаимодействий.

Если популизм создает собственные проекции для внешней политики, то любопытен вопрос, возможно ли вывести формулу внешней политики популистов?

Начнем с того, что главная категория для популистов — это «народ», интересы которого ставятся выше существующих институтов и тем более интересов элит. Абстрактный «народ» описывается популистами в категориях «невидимого большинства», как в случае Марин Ле Пен во Франции или «народной армии» в случае Найджела Фараджа в Великобритании. При этом левые (Сириза в Греции и Подемос в Испании) и правые (Национальное объединение во Франции и Лига в Италии) популисты определяют «народ» по-разному.

Для правого характерна стигматизация социальных групп (мигрантов, цыган, мусульман и т.д.), этнически или культурно отличающихся от «молчаливого большинства». Левая вариация популизма носит более включающий характер, интегрируя в понятие «народа» те социальные группы, которые оказываются на обочине в ходе неолиберального экономического курса европейских правительств. Левый популизм не ограничивает понятие «народа» территориальным рамками, делая его транснациональным. В случае же правых работает модель двухуровнего врага «народа» (национальные и европейские элиты — по вертикали, мигранты — по горизонтали), которая подкрепляет эксклюзивность их трактовки «народа» и акцент на национализме в этническом понимании.

Как следствие, на международной арене левый популизм демонстрирует большую заинтересованность в работе многосторонних институтов для решения проблем в первую очередь «глобального Юга», чем популизм в его правой вариации. Международные институты и глобальные проблемы начинают интересовать правых популистов только тогда, когда речь заходит о национальной безопасности, например, в ходе миграционного кризиса или террористической угрозы, где национальные государства не так эффективны в одиночку. Может показаться, что их внешнеполитические позиции могут быть выражены набором основных требований, среди которых: изменение вектора развития евроинтеграционного проекта от Европейского союза к «Европе наций» путем восстановления национального суверенитета в том числе и в вопросах контроля границ; игнорирование международных институтов и ограниченное участие в решении глобальных проблем.

Однако внимательный взгляд на эволюцию программ и стратегий европейских популистов дает более пеструю и динамичную картину. Попытки выявлять формулу внешней политики популистов различной окраски сталкиваются с рядом серьезных ограничений, связанных с самой природой партийного популизма.

Во-первых, высока вероятность «концептуальных натяжек» при определении его внешнеполитических позиций. Популисты не проводят и не могут проводить идентичную политику исходя из концептуальной сущности популизма как фрагментарной идеологии, и, как следствие, эклектизма партийных программ и стратегий под влиянием динамично развивающейся внутренней и внешней среды. Дихотомия «народ-элиты» и вариации евроскептицизма — недостаточный знаменатель для выработки общих внешнеполитических позиций в случае популизма. Указанный тезис демонстрирует наиболее явно та часть политических программ, которая посвящена настоящему и будущему европейской интеграции. Как утверждает исследователь С. Василопулу, евроскептицизм, в случае правых популистов, «базируется на острожном балансе между представительством интересов, электоральной политикой и партийной конкуренцией». Это значит, что содержание позиций по «европейскому вопросу» меняется в ходе внешних и внутренних импульсов. Прекрасная иллюстрация этого — стратегия маневрирования «Национального объединения». После неудачных парламентских выборов 2017 г. и импульса Brexit М. ле Пен перешла от дискурса коллапса ЕС и необходимости «Фрекзита» к дискурсу о необходимости реформировать ЕС.

Во-вторых, ограниченность возможностей популизма транслировать программы и установки во внешнеполитический курс. В случае «популизма в оппозиции» инструментарий популистов практически полностью ограничен борьбой за содержание политической повестки. Когда же популисты оказываются у власти, то сталкиваются с инерцией и давлением внешней среды.

Сергей Шеин, Юлия Тимофеева:
Коронакризис: стресс-тест для популистов?

С одной стороны, причина в вынужденной мейнстримизации и принятии правил игры после прихода к власти. Анализ литературы и европейского материала говорит о том, что влияние популистов во внешней политике, когда они находились у власти, было ограниченным. В этом случае они прагматичны и действуют вполне в русле тех правил, против которых выступали в оппозиции. Популизм у власти не совершает крутой поворот во внешнеполитическом курсе государства в соответствии со своими программами. Исключение составляют правые популисты и миграционные вопросы. Здесь правый популизм вынуждает партнеров по коалиции кооптировать свою программу в этом вопросе (как в случае первой коалиции Австрийский народной партии и Австрийской партии свободы и «коалиции перемен» в Италии).

С другой стороны, когда популистские партии находятся у власти, они не могут игнорировать логику национальных интересов, о чем писал исследователь Криссогелос. «Фидес» в Венгрии и итальянская «коалиция перемен» отметились декларативной поддержкой отмены санкций ЕС в отношении России, но не заблокировали санкционный курс на уровне Евросоюза. Принятие мейнстримной позиции ЕС по антироссийским санкциям произошло из-за незначительности российской проблематики по сравнению с миграционными сюжетами и вопросами развития экономического и валютного союза. «Тема России» имела потенциал для осложнения взаимоотношений страны с западноевропейскими элитами, не принеся при этом политических дивидендов.

Таким образом, вывести общую формулу внешней политики популистов не позволяет зависимость популизма от внутреннего контекста: партийной конкуренции и электоральных перспектив, а в случае доступа к власти — мейнстримизации и логики национального интереса.

Экспертный комментарий подготовлен по итогам семинара «Популистская волна» и внешняя политика ЕС: есть ли импульс?» в рамках гранта РНФ 20-78-00103 «Популизм как фактор онтологического измерения безопасности ЕС: вызовы для России».

Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju