Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 3.75)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Юлия Мельникова

К.полит.н., руководитель программного направления РСМД

В условиях деградации китайско-американских отношений саммиты Европейского союза и КНР не получают в России так много внимания. В то время как к переговорам Си Цзиньпина и Джо Байдена в Сан-Франциско 15 ноября 2023 г. были прикованы взгляды широкой общественности, первая за четыре года очная встреча лидеров Китая и Евросоюза в Пекине подобный ажиотаж не вызвала.

Предполагалось, что саммит пройдет в два дня — 7 и 8 декабря. Однако в результате стороны ограничились одним днем и коротким пресс-релизом по его итогам. Свидетельств того, что ЕС удалось добиться прогресса хотя бы по одному из ключевых вопросов, нет. Что же это за вопросы?

ЕС и КНР находятся в отношениях экономической взаимозависимости, остаются ключевыми торговыми партнерами, но европейский рынок непропорционально более открыт для китайских компаний, чем наоборот. Однако Китай не идет на уступки, отрицает наличие непрозрачных торговых практик, но и не открывает свой рынок. С 2022 года Брюссель перешел к проактивным мерам. Между ЕС и КНР был открыт спор в ВТО, связанный с введением ограничений Китаем на литовский экспорт после открытия в Вильнюсе представительства Тайваня. Осенью 2023-го был опубликован перечень технологий, поставки которых в КНР должны быть ограничены. Началось расследование в отношении субсидирования китайских электромобилей, направленное на сокращение их доли на европейском рынке.

Второе направление сотрудничества, которое требует упорядочивания, — это инфраструктура и логистика, имеющие также стратегическое измерение. Повышение стрессоустойчивости ЕС в этой сфере осуществляется за счет ограничения возможностей участия государств-членов в инициативе «Один пояс, один путь» и предотвращения крупных инвестиционных сделок в указанной области. В 2020–2022 гг. удалось существенно сократить выход китайских компаний в портовые страны ЕС. Стагнирует и формат «16+1», созданный для сотрудничества КНР со странами Центральной и Восточной Европы (в 2021–2022 гг. его покинули Литва, Латвия и Эстония, а саммиты с 2021-го не проводились). Третий форум ОПОП из государств ЕС, входящих в формат, осенью 2023 г. посетила только Венгрия.

Третий сюжет, осложняющий взаимодействие ЕС и КНР, но не связанный с экономической конкуренцией, — это кризис вокруг Украины. ЕС рассматривает возможность введения санкций против китайских компаний, которые якобы сотрудничают с Россией в военно-технологической сфере. Такая угроза едва ли изменит позицию Пекина по отношению к Москве, но может стать еще одним рычагом давления на КНР для получения уступок с его стороны по вопросу торговых практик.

Поскольку на двустороннем уровне прорывов пока нет, ЕС сосредотачивается на повышении собственной стрессоустойчивости в отношениях с КНР, но также стремится не допустить существенной деградации диалога. Доступ к внутреннему рынку ЕС превращается в рычаг давления на КНР, и в условиях замедления экономического роста Пекина — вполне эффективный. «Снижение рисков» и автономизация от КНР осуществляется небезуспешно, что говорит о частичном формировании «стратегического суверенитета» ЕС в отношениях с КНР, как минимум в торгово-экономической сфере. При этом важно отметить, что диалог имеет свою динамику, отличную от того, что ведет США. Страны Запада действуют в одних и тех же структурных условиях, но ищут разные способы адаптации к ним.

В условиях деградации китайско-американских отношений саммиты Европейского союза и КНР не получают в России так много внимания. В то время как к переговорам Си Цзиньпина и Джо Байдена в Сан-Франциско 15 ноября 2023 г. были прикованы взгляды широкой общественности, первая за четыре года очная встреча лидеров Китая и Евросоюза в Пекине подобный ажиотаж не вызвала.

Отчасти это объяснимо. Образы великих держав узнаваемы широкой аудиторией, взаимодействие их руководителей — знакомый со времен холодной войны способ отслеживания международной динамики. Помимо этого, надежды на достижение Евросоюзом «стратегической автономии» тают, так что политика ЕС в отношении Китая воспринимается как производная от политики США даже среди специалистов. В отношении интеграционного объединения не теряет актуальности знаменитый вопрос Генри Киссинджера — «Кому мне звонить, чтобы поговорить с Европой?».

В реальности ЕС и КНР утверждают, что дорожат двусторонними отношениями и заинтересованы в сохранении взаимной торговли, сотрудничества в продвижении «зеленой» повестки. Европейско-китайское сотрудничество действительно с конца 1990-х было одним из свидетельств формирующейся полицентричности. Диалог оставался сравнительно конструктивным даже в конце 2010-х, когда между США и КНР уже началась торговая война. В 2023 г. вместо американского размежевания (decoupling) ЕС предложил «снижение рисков» (de-risking) — более гибкую форму внешнеэкономической политики, которая делает акцент на защите внутреннего рынка, но не отказе от торговли. В условиях конфликта с Россией Брюссель не может допустить разрыва экономических связей еще и с Пекином.

Симптоматично, подготовка к встрече со стороны ЕС была основательной. В преддверии события КНР посетили все руководители объединения: председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, глава Европейского совета Шарль Мишель, высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, руководство Франции, Испании, Германии, Греции. Китайские высшие лица, Ван И и Цинь Ган, также приезжали в Европу на переговоры.

Для проработки повестки саммита осенью 2023 г. прошли заседания диалоговых механизмов по вопросам экономики и торговли, цифровой экономики, сотрудничества в области охраны окружающей среды. Предполагалось, что саммит пройдет в два дня — 7 и 8 декабря. Однако в результате стороны ограничились одним днем и коротким пресс-релизом по его итогам. Свидетельств того, что ЕС удалось добиться прогресса хотя бы по одному из ключевых вопросов, нет. Что же это за вопросы?

Несмотря на объективный интерес Евросоюза к сохранению конструктивных отношений с Китаем, его претензии к партнеру становятся все более артикулированными. ЕС и КНР находятся в отношениях экономической взаимозависимости, остаются ключевыми торговыми партнерами, но европейский рынок непропорционально более открыт для китайских компаний, чем наоборот. В 2022-м дефицит взаимной торговли составил практически 400 млрд евро, что Брюссель связывает с нерыночными практиками Пекина: субсидированием государственных предприятий, демпингом, а также с запретом на выход иностранных компаний на свой рынок по широкому кругу секторов. Торговый дисбаланс накладывается на отсутствие регулирования двусторонних инвестиционных отношений, потому что согласованное в конце 2020-х Всеобъемлющее инвестиционное соглашение так и не было доведено до подписания. Соответственно, ключевой интерес Брюсселя — преодолеть дисбаланс и добиться большей прибыли в торговле с Пекином.

Однако Китай не идет на уступки, отрицает наличие непрозрачных торговых практик, но и не открывает свой рынок. В этих условиях с конца 2019 г. ЕС принимал односторонние реактивные меры для выравнивания дисбаланса. Появились новые инструменты ограничения сделок между европейскими и китайскими компаниями: механизм проверки иностранных инвестиций, механизмы, направленные на борьбу с демпингом и субсидиями при заключении соглашений, механизм противодействия принуждению со стороны третьих стран.

С 2022 года Брюссель перешел к проактивным мерам. Между ЕС и КНР был открыт спор в ВТО, связанный с введением ограничений Китаем на литовский экспорт после открытия в Вильнюсе представительства Тайваня. Осенью 2023-го был опубликован перечень технологий, поставки которых в КНР должны быть ограничены: полупроводники, технологии, предполагающие использование искусственного интеллекта, квантовые компьютеры и биотехнологии. Началось расследование в отношении субсидирования китайских электромобилей, направленное на сокращение их доли на европейском рынке.

Второе направление сотрудничества, которое требует упорядочивания, — это инфраструктура и логистика, имеющие также стратегическое измерение. Повышение стрессоустойчивости ЕС в этой сфере осуществляется за счет ограничения возможностей участия государств-членов в инициативе «Один пояс, один путь» и предотвращения крупных инвестиционных сделок в указанной области. В 2020–2022 гг. удалось существенно сократить выход китайских компаний в портовые страны ЕС.

От планов Китая построить сетевое взаимодействие между портами Словении, Хорватии, Испании, Италии, Греции и Португалии почти ничего не осталось, кроме сданного в концессию греческого Пирея и продажи акций хорватского Задара. Накануне саммита стало известно, что Италия, последней из стран ЕС подписавшая меморандум о взаимопонимании с КНР в 2019-м, прекратила его действие. Стагнирует и формат «16+1», созданный для сотрудничества КНР со странами Центральной и Восточной Европы (в 2021–2022 гг. его покинули Литва, Латвия и Эстония, а саммиты с 2021-го не проводились). Третий форум ОПОП из государств ЕС, входящих в формат, осенью 2023 г. посетила только Венгрия.

Наконец, третий сюжет, осложняющий взаимодействие ЕС и КНР, но не связанный с экономической конкуренцией, — это кризис вокруг Украины. Специальная военная операция была центральной темой онлайн-саммита 2022 года, поскольку Евросоюзу не удалось убедить Китай присоединиться к санкциям в отношении РФ. Не получилось изменить позицию Пекина и во время визитов европейских политиков в КНР. На саммите, исходя из пресс-релиза, также ничего не произошло. ЕС рассматривает возможность введения санкций против китайских компаний, которые якобы сотрудничают с Россией в военно-технологической сфере. Такая угроза едва ли изменит позицию Пекина по отношению к Москве, но может стать еще одним рычагом давления на КНР для получения уступок с его стороны по вопросу торговых практик.

Соответственно, поскольку на двустороннем уровне прорывов пока нет, ЕС сосредотачивается на повышении собственной стрессоустойчивости в отношениях с КНР, но также стремится не допустить существенной деградации диалога. Доступ к внутреннему рынку ЕС превращается в рычаг давления на КНР, и в условиях замедления экономического роста Пекина — вполне эффективный. «Снижение рисков» и автономизация от КНР осуществляется небезуспешно, что говорит о частичном формировании «стратегического суверенитета» ЕС в отношениях с КНР, как минимум в торгово-экономической сфере. При этом важно отметить, что диалог имеет свою динамику, отличную от того, что ведет США. Страны Запада действуют в одних и тех же структурных условиях, но ищут разные способы адаптации к ним.

Впервые опубликовано в «Известиях».

(Голосов: 16, Рейтинг: 3.75)
 (16 голосов)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju