Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Екатерина Василенко

Ведущий экономист отдела анализа климатических рисков Департамент финансовой стабильности Банка России

Менее ста дней осталось до самого значительного климатического события 2021 г. — 26-ой Конференции сторон Рамочной конвенции об изменении климата ООН (РКИК ООН), которая пройдет с 31 октября по 12 ноября в Глазго (Великобритания). Из-за пандемии COVID-19 официальные встречи сторон РКИК ООН в 2020 г. не проводились. Делегаты не могли участвовать в виртуальных переговорах и встречались только в рамках нескольких дискуссионных мероприятий — Июньский импульс к изменению климата и Ноябрьские климатические диалоги. Почти год спустя стороны признали, что у них нет другого выбора, кроме как собраться в виртуальном формате, чтобы продолжить работу и минимизировать дальнейшие задержки в подготовке к Конференции сторон (КС 26). Для этих целей с 31 мая по 17 июня 2021 г. была проведена сессия Вспомогательных органов РКИК.

Говоря об итогах сессии Вспомогательных органов РКИК, прежде всего нужно отметить, что она стала первой с начала пандемии COVID-19 полноценной встречей, на которой страны — участницы РКИК обсудили вопросы климатической повестки и дальнейшие перспективы их урегулирования. Этот факт особенно важен в контексте того, что, несмотря на введенные в связи с пандемией ограничения, выбросы парниковых газов продолжают расти, а в мае 2021 г. концентрация углекислого газа в атмосфере впервые достигла 419 частей на миллион.

Также прошедшая сессия задала своего рода формат для проведения последующих климатических переговоров в онлайн-формате. Как было отмечено многими делегатами, онлайн-встречи были не менее эффективны, чем традиционный формат переговоров. Более того наименее развитые страны и малые островные развивающиеся государства, которые наиболее подвержены последствиям изменения климата и сталкиваются с проблемами во время виртуальных переговоров, выразили готовность продолжить работу в онлайн-формате.

Что касается результатов неформальных консультаций в рамках ВОНКТА и ВОО, то на сессии Вспомогательных органов развивающиеся страны продолжили искать пути компромисса в вопросах транспарентности, финансирования и адаптации. Ранее, на 25-й Конференции сторон РКИК в 2019 г. Африканская группа и Китай отказались продвигаться в направлении прозрачности, поскольку развитые страны не проявляли гибкости в вопросах финансирования и адаптации. Политическая сделка «прозрачность в обмен на финансирование и адаптацию» (и, возможно, другие пункты повестки дня) была еще более четко очерчена на нынешней сессии Вспомогательных органов. Несмотря на то, что в консультациях по вопросам транспарентности был достигнут прогресс, и многие приветствовали создание проектов таблиц для отчетности, сохраняются опасения по поводу огромного объема технической работы, которая останется до принятия решений.

Однако по другим, не столь спорным вопросам нельзя говорить о значительных подвижках в принятии решений, которые бы удовлетворили все стороны переговорного процесса. В частности, это касается временных рамок для определяемых на национальном уровне вкладов. Некоторые страны продемонстрировали гибкость в своей позиции относительно того, должны ли вклады действовать 5 лет или же должны быть построены по модели «5 + 5», которая допускает обновление. Эти же варианты обсуждались в последние дни 25-й Конференции сторон и будут также вынесены на обсуждение в Глазго на 26-й Конференции сторон РКИК в ноябре 2021 г.

Схожая ситуация сложилась и с пунктом повестки по статье 6 Парижского соглашения по климату. Политические вопросы, которые страны обсуждали в Мадриде на Конференции сторон РКИК в 2019 г., практически в неизменном виде были включены в повестку дня неофициальных консультаций Вспомогательных органов РКИК: перенос кредитов из Механизма чистого развития, выделение части поступлений на адаптацию, показатели, которые страны могут использовать для подсчета кредитов, чтобы гарантировать, что они достигают общего сокращения глобальных выбросов.

В целом неформальные виртуальные встречи показали, с какими позициями страны приступят к переговорам на Конференции сторон в Глазго. Главный же вопрос заключается в том, смогут ли делегаты достичь политического компромисса по вопросам, которые по большей части являются техническими, чем политическими. Несмотря на это, конференция в Глазго все еще продолжает оставаться возможностью для стран принять амбициозные решения по общим временным рамкам, прозрачности, статье 6 и финансам, которые в дальнейшем позволят принять и более внушительные (определяемые на национальном уровне) вклады.

Менее ста дней осталось до самого значительного климатического события 2021 г. — 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции об изменении климата ООН (РКИК ООН), которая пройдет с 31 октября по 12 ноября в Глазго (Великобритания). Из-за пандемии COVID-19 официальные встречи сторон РКИК ООН в 2020 г. не проводились. Делегаты не могли участвовать в виртуальных переговорах и встречались только в рамках нескольких дискуссионных мероприятий — Июньский импульс к изменению климата и Ноябрьские климатические диалоги. Почти год спустя стороны признали, что у них нет другого выбора, кроме как собраться в виртуальном формате, чтобы продолжить работу и минимизировать дальнейшие задержки в подготовке к Конференции сторон (КС 26). Для этих целей с 31 мая по 17 июня 2021 г. была проведена сессия Вспомогательных органов РКИК.

Роль Вспомогательных органов РКИК ООН в обеспечении климатического регулирования

Подготовительная работа к Конференциям сторон РКИК осуществляется на сессиях двух вспомогательных органов, которые обычно собираются не реже двух раз в год: Вспомогательный орган по осуществлению (Subsidiary Body for Implementation, SBI) и Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам (Subsidiary Body for Scientific and Technological Advice, SBSTA).

Начиная с 2014 г. деятельность Вспомогательного органа по осуществлению (ВОО) в соответствии с Канкунскими договоренностями, которые были приняты на 16-й Конференции сторон РКИК в 2010 г., была сосредоточена на продвижении механизма MRV — измерение, отчетность и верификация (Measurement, Reporting and Verification). Были запущены два процесса:

  • процесс международной оценки и рассмотрения (international assessment and review process, IAR), целью которого является анализ усилий развитых стран в отношении их количественных целевых показателей ограничения и сокращения выбросов в масштабах всей экономики;
  • процесс международных консультаций и анализа (international consultations and analysis process, ICA), направленный на повышение уровня транспарентности деятельности по смягчению климатических изменений, их последствий и наращивание потенциала.

В целом круг вопросов, находящихся в ведении органа, достаточно широкий, поскольку его работа способствует реализации положений не только Рамочной конвенции ООН об изменении климата, но и Киотского протокола, а с недавнего времени и Парижского соглашения по климату. На сегодняшний день его повестка включает в себя такие аспекты климатического регулирования, как прозрачность, предотвращение изменения климата, адаптация, финансы, технологии и создание потенциала, а также повышение амбиций стран-участниц по всем этим направлениям.

К еще одному блоку деятельности Вспомогательного органа по осуществлению относятся ежегодное изучение динамики выбросов парниковых газов в развитых странах, а также анализ климатической политики как развитых, так и развивающихся стран с последующим предоставлением отчетов. Данные отчеты позволяют отслеживать прогресс в деятельности, направленной на смягчение последствий и адаптацию, а также являются обзором результатов в области финансирования, поддержки технологий и наращивания потенциала, исследований и систематических наблюдений, образования и информирования общественности.

Предоставляя рекомендации Консультативной группой экспертов по национальным сообщениям сторон, не включенных в Приложение I, орган вносит свой вклад в укрепление потенциала развивающихся стран по оценке выполнения ими требований РКИК ООН. Что касается предотвращения изменения климата, ВОО занимается разработкой руководящих указаний для стран-участниц и других заинтересованных сторон, касающихся использования преимуществ более чем 10-летнего опыта реализации механизмов Киотского протокола, в частности механизмов совместного осуществления и чистого развития, а также соответствующих механизмов, указанных в статье 6 Парижского соглашения. Вспомогательный орган по осуществлению также изучает институциональные и финансовые аспекты действий, предпринимаемых развивающимися странами по сокращению выбросов в результате обезлесения и деградации лесов.

В отличие от Вспомогательного органа по осуществлению одной из основных задач Вспомогательного органа для консультирования по научным и техническим аспектам (ВОКНТА) является своевременное информирование и разработка рекомендаций по научным и техническим вопросам, касающихся Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Киотского протокола к ней и Парижского соглашения.

Работа органа сосредоточена вокруг таких аспектов климатического регулирования, как анализ климатических изменений, уязвимости перед ними и адаптация к ним, а также содействие разработке и передаче экологически безопасных технологий. Также Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам занимается разработкой и дальнейшим совершенствованием руководящих принципов для подготовки и обзора кадастров выбросов парниковых газов сторон, включенных в Приложение I. Еще одной функцией является содействие сотрудничеству в области исследований и систематическим наблюдениям за климатической системой.

Помимо этого, ВОКНТА играет роль своеобразного посредника между МГЭИК и Конференцией сторон РКИК, связывая научную информацию, предоставляемую экспертными источниками, с политически ориентированными потребностями Конференции сторон. Орган работает в тесном сотрудничестве с МГЭИК (Межправительственной группой экспертов по изменению климата), иногда запрашивая у нее конкретную информацию или отчеты, а также сотрудничает с другими международными организациями, которые разделяют общую цель устойчивого развития.

Вместе же ВОКНТА и ВОО работают над вопросами, которые затрагивают компетенции обоих органов. К ним относятся уязвимость развивающихся стран перед климатическими изменениями и меры реагирования на них, а также работа в рамках Технологического механизма, Комитета по адаптации и Варшавского международного механизма для компенсации потерь и ущерба, связанных с последствиями изменения климата.

Ключевые аспекты повестки дня сессии Вспомогательных органов РКИК ООН 2021 г.

Центральной темой для Вспомогательного органа для консультирования по научным и техническим аспектам на сессии 2021 г. стало обсуждение статьи 6 Парижского соглашения. В соответствии с данной статьей предполагается внедрение трех механизмов, которые бы помогли странам достичь их определяемых на национальном уровне вкладов:

  • общие подходы, которые включают использование передаваемых на международном уровне результатов предотвращения изменения климата для целей определяемых на национальном уровне вкладов (статья 6.2);
  • новый рыночный механизм для содействия сокращению выбросов парниковых газов и поддержки устойчивого развития (статья 6.4);
  • нерыночные подходы (статья 6.8).

Однако страны-участницы в настоящий момент так и не пришли к полному согласию относительно внедрения и использования этих механизмов.

На прошедшей в мае–июне 2021 г. сессии ВОКНТА в рамках неофициальных экспертных технических сессий представителям стран предлагалось обсудить вопросы, касающиеся стимулирования амбиций для использования инструментов статьи 6 Соглашения; перехода от использования механизма чистого развития (МЧР) к механизму статьи 6.4; осуществления общего снижения глобальных выбросов в рамках механизма статьи 6.4; использования единиц Киотского протокола для выполнения обязательств в рамках определяемых на национальном уровне вкладов; отчетность и учет выбросов углерода и других парниковых газов в соответствии со статьей 6.2; выполнение статьи 6.8.

В ходе неформальных дискуссий особое внимание было уделено вопросам, касающимся того, как должны быть спроектированы механизмы статьи 6, чтобы в дальнейшем с их помощью было возможно повысить амбиции стран по сокращению выбросов парниковых газов. При этом было отмечено, что при разработке правил регулирования нерыночным механизмам уделяется меньше внимания по сравнению с механизмами части 2 и 4 статьи 6 Соглашения и предложено создать целевую группу для разработки и реализации программы по механизмам статьи 6.8 к 27-й Конференции сторон РКИК.

Обсуждения в ходе неформальных консультаций в ВОКНТА также затронули ряд других программ, связанных с разными аспектами климатического регулирования. Так, ряд встреч был посвящён анализу прогресса и результатов реализации Найробийской рабочей программы в области воздействий изменения климата, уязвимости и адаптации (Nairobi Work Programme on impacts, vulnerability, and adaptation to climate change). В частности, участниками дискуссии было отмечено, что необходимо направить усилия в регионы, которые в настоящий момент в недостаточной мере охвачены программой. Многие делегаты подчеркнули необходимость повышения доступности информационных продуктов Найробийской программы для практикующих специалистов на местах. Кроме этого, были затронуты вопросы, связанные с усилиями по противодействию процессам засухи, опустынивания и деградации земель; ролью коммуникаций в выявлении адаптационных потребностей и пробелов в знаниях; и обеспечением всеобъемлющего процесса инвентаризации.

Технические дискуссии затронули и Коронивийскую программу совместной работы в области сельского хозяйства (Koronivia joint work on agriculture) в части ее связи с климатическом регулированием, в том числе социально-экономические аспекты и аспекты продовольственной безопасности в сельскохозяйственном секторе, связанные с изменением климата; улучшенные системы управления животноводством, включая пастбищное скотоводство и другие; а также совершенствование подходов к использованию органических удобрений в целях обеспечения устойчивости и жизнеспособности сельскохозяйственных систем.

Помимо вопросов организации работы и анализа деятельности рабочих программ участники сессий ВОНКТА обсудили различные аспекты, связанные с отчетностью по климатической деятельности и выбросам парниковых газов. В частности, отдельные консультации были посвящены обеспечению и повышению уровня транспарентности национальных докладов о кадастрах и отчетов о прогрессе по достижению определяемых на национальном уровне вкладов.

Одной из ключевых тем на неформальных консультациях ВОО стало долгосрочное климатическое финансирование. Цель данных консультаций — углубить понимание эффективности финансирования борьбы с изменением климата и оказания финансовой и технической поддержки развивающимся странам в их деятельности по адаптации и смягчению последствий. В ходе дискуссий участники подчеркнули необходимость формирования честного понимания, что представляет собой климатическое финансирование, а также определение различий между климатическим финансированием и официальной помощью в целях развития. Была отмечена тенденция более широкого использования кредитов, которые увеличивают задолженность и, следовательно, непривлекательны для политиков. Что касается финансирования действий по адаптации, делегаты обратили внимание на существующую потребность, связанную с включением адаптации в климатическое финансирование, и предложили увеличить размер грантов. Помимо этого, было предложено разработать самостоятельные финансовые инструменты для помощи адаптации.

Ряд встреч ВОО был посвящен определению общих временных рамок для определяемых на национальном уровне вкладов, в частности одной из задач было упорядочение предложений по длительности периодов осуществления вкладов, чтобы прийти к минимальному количеству вариантов для дальнейшего обсуждения. Группа развивающихся стран представила два варианта сроков достижения вкладов: разные сроки для отдельных компонентов определяемых на национальном уровне вкладов (смягчение последствий, адаптация и средства реализации). Также были озвучены следующие варианты: 5 лет; 10 лет; «5 + 5» лет; 5 и 10 лет. Некоторые страны призвали к ясности в отношении года начала и года окончания для различных вариантов.

Неформальные консультации ВОО затронули и вопросы адаптации. Развивающиеся страны указали на ряд потребностей и пробелов, таких как задержка выделения средств, оптимизация и стандартизация процессов и заявок на поддержку, а также поиск подходящих партнеров по оказанию помощи.

В связи с решением, принятым на 21-й Конференции сторон РКИК, о продлении мандата Группе экспертов по наименее развитым странам (ГЭН) на сессии ВОО делегаты также обсудили прогресс и дальнейшие перспективы работы этой группы. Стороны высоко оценили работу ГЭН и ее решающую роль в поддержке усилий наименее развитых стран по адаптации и выразили широкую поддержку продлению мандата ГЭН. Группа развивающихся стран предложила продлить мандат ГЭН на 10 лет вместо пяти, чтобы улучшить горизонт планирования. Что касается мандата ГЭН, несколько сторон подчеркнули потребности наименее развитых стран, связанные с осуществлением Парижского соглашения. Несколько групп поддержали работу ГЭН в таких областях, как данные и мониторинг, гендерные аспекты, молодежь, социальная интеграция и участие частного сектора.

Также несколько неофициальных консультаций было отведено для обмена мнениями относительно реализации Дохинской программа работы по статье 6 Конвенции. Основной целью принятой в 2012 г. программы является содействие просвещению, подготовке кадров и информированию общественности, участию общественности, доступу общественности к информации и международному сотрудничеству.

Итоги сессии Вспомогательных органов РКИК и их значение для дальнейшего международного климатического диалога

Говоря об итогах сессии Вспомогательных органов РКИК, прежде всего нужно отметить, что она стала первой с начала пандемии COVID-19 полноценной встречей, на которой страны — участницы РКИК обсудили вопросы климатической повестки и дальнейшие перспективы их урегулирования. Этот факт особенно важен в контексте того, что, несмотря на введенные в связи с пандемией ограничения, выбросы парниковых газов продолжают расти, а в мае 2021 г. концентрация углекислого газа в атмосфере впервые достигла 419 частей на миллион.

Также прошедшая сессия задала своего рода формат для проведения последующих климатических переговоров в онлайн-формате. Как было отмечено многими делегатами, онлайн-встречи были не менее эффективны, чем традиционный формат переговоров. Более того наименее развитые страны и малые островные развивающиеся государства, которые наиболее подвержены последствиям изменения климата и сталкиваются с проблемами во время виртуальных переговоров, выразили готовность продолжить работу в онлайн-формате.

Что касается результатов неформальных консультаций в рамках ВОНКТА и ВОО, то на сессии Вспомогательных органов развивающиеся страны продолжили искать пути компромисса в вопросах транспарентности, финансирования и адаптации. Ранее, на 25-й Конференции сторон РКИК в 2019 г. Африканская группа и Китай отказались продвигаться в направлении прозрачности, поскольку развитые страны не проявляли гибкости в вопросах финансирования и адаптации. Политическая сделка «прозрачность в обмен на финансирование и адаптацию» (и, возможно, другие пункты повестки дня) была еще более четко очерчена на нынешней сессии Вспомогательных органов. Несмотря на то, что в консультациях по вопросам транспарентности был достигнут прогресс, и многие приветствовали создание проектов таблиц для отчетности, сохраняются опасения по поводу огромного объема технической работы, которая останется до принятия решений.

Однако по другим, не столь спорным вопросам, сложно говорить о значительных подвижках в принятии решений, которые бы удовлетворили все стороны переговорного процесса. В частности, это касается временных рамок для определяемых на национальном уровне вкладов. Некоторые страны продемонстрировали гибкость в своей позиции относительно того, должны ли вклады действовать 5 лет или же должны быть построены по модели «5 + 5», которая допускает обновление. Эти же варианты обсуждались в последние дни 25-ой Конференции сторон и будут также вынесены на обсуждение в Глазго на 26-ой Конференции сторон РКИК в ноябре 2021 г.

Схожая ситуация сложилась и с пунктом повестки по статье 6 Парижского соглашения по климату. По большей части политические вопросы, которые страны обсуждали в Мадриде на Конференции сторон РКИК в 2019 г., практически в неизменном виде были включены в повестку дня неофициальных консультаций Вспомогательных органов РКИК по статье 6 Парижского соглашения: перенос кредитов из Механизма чистого развития, выделение части поступлений на адаптацию, показатели, которые страны могут использовать для подсчета кредитов, чтобы гарантировать, что они достигают общего сокращения глобальных выбросов.

В целом неформальные виртуальные встречи показали, с какими позициями страны приступят к переговорам на Конференции сторон в Глазго. Главный же вопрос заключается в том, смогут ли делегаты достичь политического компромисса по вопросам, которые по большей части являются техническими, чем политическими. Несмотря на это, конференция в Глазго все еще продолжает оставаться возможностью для стран принять амбициозные решения по общим временным рамкам, прозрачности, статье 6 и финансам, которые в дальнейшем позволят принять и более амбициозные (определяемые на национальном уровне) вклады.

Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся