С 30 ноября по 12 декабря 2023 г. в Дубае проходила 28-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Начиная с COP21 в 2015 г. участники сосредоточены на том, как реализовать Парижское соглашение, которое преследует три основные цели: удержать рост температуры, адаптироваться и содействовать сопротивляемости изменению климата, а также согласовать финансирование развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата. 13 декабря 2023 г. после долгих переговоров был принят итоговый документ о результатах первого Глобального подведения итогов (GST), который посвящен анализу прогресса по достижению этих целей.
Стороны признали, что к 2030 г. глобальные выбросы парниковых газов должны быть сокращены на 43% относительно уровня 2019 г., чтобы ограничить рост глобальной средней температуры в пределах 1,5°C относительно доиндустриальных уровней. Итоговое решение содержит призыв к ускоренному созданию энергетических систем с чистыми нулевыми выбросами. В частности, страны-участницы призвали внести свой вклад в утроение глобальных мощностей возобновляемой энергетики и в удвоение глобальных темпов повышения энергоэффективности к 2030 г.
Также большое внимание на переговорах в Дубае планировалось уделить поэтапному отказу от ископаемого топлива. Итоговое решение COP28 содержит призыв к ускорению усилий по созданию энергетических систем с чистыми нулевыми выбросами и поэтапному отказу от угольной энергетики. Страны также должны обеспечить постепенный переход от ископаемого топлива, чтобы достичь чистого нуля к 2050 г. и поэтапно отказаться от неэффективных субсидий на ископаемое топливо, которые не направлены на решение проблемы энергетической бедности или справедливого перехода. Это первый случай, когда Конференция сторон РКИК официально признала необходимость отказа от ископаемого топлива для достижения целей Парижского соглашения, хотя это и встретило сопротивление со стороны нефтедобывающих стран.
Климатическое финансирование стало ключевым вопросом COP28, как и всех предыдущих Конференций сторон. Развивающиеся страны нуждаются в финансовых ресурсах, а также в передаче технологий и наращивании потенциала для сокращения своих выбросов парниковых газов, адаптации к изменению климата и решения проблемы потерь и ущерба. В 2009 г. развитые страны обязались начиная с 2020 г. ежегодно предоставлять развивающимся странам климатическое финансирование в объеме 100 млрд долл. К 2022 г., по предварительным оценкам OECD, наконец удалось достичь указанной цели, и в 2024 г. страны должны принять окончательное решение по новой цели по финансированию.
Сторонам, тем не менее, не удалось прийти к согласию по ряду вопросов. В частности, не было найдено решение споров вокруг надзорного органа и учета различных видов кредитов. Ключевые вопросы, связанные с устойчивостью заявленных сокращений и удалений, будут рассмотрены только в 2024 г. на COP29. Дополнительно в тексте итогового решения Конференции сторон отмечается важность обеспечения справедливого перехода, однако потребуется отдельно дать количественное определение справедливого перехода, исходя из траекторий выбросов и обязательств по климатическому финансированию. Кроме того, итоговое решение COP28 подчеркивает важность защиты и восстановления экосистем, а также активизации усилий по прекращению и обращению вспять обезлесения к 2030 г. и призывает стороны сохранять и восстанавливать океаны и прибрежные экосистемы.
С 30 ноября по 12 декабря 2023 г. в Дубае (ОАЭ) проходила 28-я сессия Конференции сторон (COP28) Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Начиная с COP21 в 2015 г. участники сосредоточены на том, как реализовать Парижское соглашение, которое преследует три основные цели: удержать повышение глобальной средней температуры «намного ниже 2°C сверх доиндустриальных уровней» и предпринять усилия по ограничению роста температуры до 1,5°С; адаптироваться к изменению климата и содействовать сопротивляемости к изменению климата; согласовать финансовые потоки с «траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата».
13 декабря 2023 г. после долгих переговоров был принят итоговый документ о результатах первого Глобального подведения итогов, который посвящен анализу прогресса по достижению этих целей. Наряду с этим был достигнут прогресс и по другим направлениям.
Глобальное подведение итогов
Целью Глобального подведения итогов (Global Stocktake, GST) является оценка коллективного прогресса в достижении целей и задач Парижского соглашения, а также предоставление рекомендаций правительствам по активизации действий и укреплению международного сотрудничества в области изменения климата.
8 сентября 2023 г. был опубликован сводный отчет, содержащий ключевые идеи и рекомендации технического этапа GST. В нем отмечался значительный прогресс в борьбе с изменением климата, достигнутый странами за три десятилетия с момента принятия РКИК. Однако, как отмечают авторы, этих действий все еще недостаточно для выполнения целей Парижского соглашения. Для изменения сложившейся ситуации в отчет были включены предложения по необходимым мерам и мероприятиям.
Планировалось, что на COP28 правительства должны обсудить и рассмотреть выводы технического этапа GST и их влияние на активизацию действий по борьбе с изменением климата. Для этого на COP28 была включена в повестку серия мероприятий высокого уровня. Итогом этих мероприятий должно было стать принятие соответствующего решения и/или декларации. Учитывая масштабы климатического кризиса, важно, чтобы результаты GST включали обязательства и рекомендации для стимулирования амбициозных действий по борьбе с изменением климата.
Стороны признали, что к 2030 г. глобальные выбросы парниковых газов должны быть сокращены на 43% относительно уровня 2019 г., чтобы ограничить рост глобальной средней температуры в пределах 1,5°C относительно доиндустриальных уровней. Итоговое решение содержит призыв к ускоренному созданию энергетических систем с чистыми нулевыми выбросами. В частности, страны-участницы призвали внести свой вклад в утроение глобальных мощностей возобновляемой энергетики и в удвоение глобальных темпов повышения энергоэффективности к 2030 г.
Отказ от ископаемого топлива
Первое в истории климатических переговоров решение, касающееся необходимости отказа от ископаемого топлива, было принято на COP26 в 2021 г. В него включен призыв по «активизации усилий по поэтапному сворачиванию использования угля без применения мер по сокращению выбросов и поэтапному отказу от неэффективной системы субсидирования ископаемых видов». На COP27 коалиция из более чем 80 стран выступила за расширение формулировок COP26 по углю, настаивая на включение в нее всех видов ископаемого топлива. Хотя это предложение не вошло в итоговый текст решения COP27, давление на РКИК ООН, направленное на решение этой проблемы, возрастало.
Поэтапному отказу от ископаемого топлива планировалось уделить большое внимание на переговорах в Дубае. Хотя у этого вопроса нет специального переговорного трека, он был включен в ряд других обсуждений, таких как GST и Шарм-эш-Шейхская программа работы по повышении амбициозности и осуществлению мер по предотвращению изменения климата. Необходимость постепенного отказа от ископаемого топлива подчеркивается в сводном отчете GST. Планировалось обсудить эту тему и как часть более широкого пакета мер по энергетике, который также включает цели по расширению использования возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности.
Итоговое решение COP28 содержит призыв к ускорению усилий по созданию энергетических систем с чистыми нулевыми выбросами и поэтапному отказу от угольной энергетики. Страны также должны обеспечить «постепенный переход (transitioning away) от ископаемого топлива в энергетических системах справедливым, упорядоченным и равноправным образом, чтобы достичь чистого нуля к 2050 году» и поэтапно отказаться от неэффективных субсидий на ископаемое топливо, которые не направлены на решение проблемы энергетической бедности или справедливого перехода. В тексте решения отмечается потенциальная роль «переходных видов топлива» (transitional fuels) в содействии энергетическому переходу при обеспечении энергетической безопасности. Это первый случай, когда Конференция сторон РКИК официально признала необходимость отказа от ископаемого топлива для достижения целей Парижского соглашения, хотя упоминание ископаемого топлива встретило сопротивление со стороны нефтедобывающих стран.
Адаптация и повышение устойчивости к изменению климата
В первую очередь правительствам было необходимо договориться о том, как реализовать главное наследие COP27 — Фонд потерь и ущерба (Loss and Damage Fund). По итогам Конференции 2022 г. остались без решения вопросы, касающиеся масштабов Фонда, источников средств для финансирования и того, какие страны могут претендовать на поддержку в рамках данного института.
Во-вторых, ожидалось, что правительства на COP28 примут основу для достижения Глобальной цели Парижского соглашения по адаптации (Global Goal on Adaptation, GGA). В Парижском соглашении не дается четкого определения цели, и с момента принятия Соглашения в ее определении не был достигнут значительный прогресс. Выражалась надежда, что новые рамки не только определят GGA, но и предложат способы измерения прогресса на пути к ее достижению. Эта ясность должна позволить правительствам и соответствующим организациям добиваться и измерять прогресс в адаптации с большей целенаправленностью, сопоставимостью и точностью, в том числе в рамках GST.
В-третьих, Постоянный комитет по финансам (ПКФ) подготовил отчет об обязательствах развитых стран, согласованных на COP26, удвоить к 2025 г. финансирование адаптации по сравнению с 2019 г., которое в значительной мере не соответствует текущим потребностям. В 2022 г. Программа ООН по окружающей среде подсчитала, что ежегодные затраты на адаптацию в развивающихся стран должны составить 160–340 млрд долл. к 2030 г. и 315–565 млрд долл. к 2050 г. Для сравнения, по оценкам МВФ в 2022 г. объем субсидий на ископаемое топливо во всем мире составил 7 трлн долл.
В первый день Конференции была достигнута договоренность, касающаяся управления Фондом ущерба и потерь. На начальном этапе его администрированием будет заниматься Всемирный банк. В ходе Конференции сторон в Фонд было привлечено более 700 млн долл. в виде взносов, в том числе по 100 млн долл. от Германии и ОАЭ.
Стороны утвердили рамочную основу глобальной цели по адаптации. В ней определены три основные задачи на период до 2030 г. для всех сторон: проведение оценок воздействия, уязвимости и рисков; принятие и реализация планов адаптации, а также соответствующих политик и инструментов; создание системы мониторинга и оценки, наращивание потенциала для своих национальных усилий по адаптации.
Климатическое финансирование
Климатическое финансирование стало ключевым вопросом COP28, как и всех предыдущих Конференций сторон. Развивающиеся страны нуждаются в финансовых ресурсах, а также в передаче технологий и наращивании потенциала для сокращения своих выбросов парниковых газов, адаптации к изменению климата и решения проблемы потерь и ущерба. Таким образом, мобилизация климатического финансирования является ключевым приоритетом для многих стран на переговорах.
В 2009 г. развитые страны обязались начиная с 2020 г. ежегодно предоставлять развивающимся странам климатическое финансирование в объеме 100 млрд долл. Однако в 2020 г. удалось мобилизовать только 83 млрд долл. Тем не менее, по предварительным оценкам OECD, ее удалось достичь в 2022 г., и на COP28 правительства включили в повестку переговоры по новой цели финансирования борьбы с изменением климата, которая заменит обязательство в 100 млрд долл. В 2024 г. страны должны принять окончательное решение по новой коллективно выраженной количественной цели по финансам (New Collective Quantitative Goal, NCQG). Значительный прогресс на COP28 имеет решающее значение для дальнейших переговоров на Конференции сторон в следующем году. Финансы также играют важную роль в переговорах по GST, а также по вопросу потерь и ущерба.
13 стран — участниц Конференции сторон (Барбадос, Великобритания, Гана, Германия, Индия, Ирландия, Кения, Колумбия, ОАЭ, Сенегал, США, Филиппины, Франция) подписали Декларацию лидеров о глобальной рамочной программе по климатическому финансированию. В документе отмечается, что для достижения общих климатических целей требуется ежегодно инвестировать 5–7 трлн долл. в повышение экологичности глобальной экономики до 2030 г. Наращивание объемов климатического финансирования требует более широкого использования климатических поправок в долговых соглашениях (climate-resilient debt clauses), свопов «долг в обмен на климат» и устойчивых облигаций. Помимо этого, необходимо увеличить объемы льготного финансирования и внедрить инновационные механизмы (гарантии с привязкой к климатической политике, гибридный капитал, механизмы установления цен на выбросы и налогообложения выбросов). Дополнительно страны, подписавшие Декларацию, подчеркивают необходимость реформирования многосторонних банков развития для высвобождения большего объема финансирования.
Здоровье и сельское хозяйство
3 декабря 2023 г. на первом в истории тематическом дне здоровья на Конференции сторон была принята Эмиратская декларация по климату и здоровью. Декларацию подписали 123 страны, однако Россия, США и Индия в этот список не вошли. Декларация затрагивает вопросы на стыке проблемы изменения климата и здоровья, включая создание более устойчивых к изменению климата систем здравоохранения, укрепление межсекторального сотрудничества для сокращения выбросов парниковых газов и максимизации пользы для здоровья от действий по борьбе с изменением климата, а также увеличение финансирования мер по борьбе с изменением климата и проектов в сфере здравоохранения.
Также была принята Декларация по устойчивому сельскому хозяйству, системам производства продовольствия и климатическим действиям. К настоящему моменту к Декларации присоединились более 150 стран, включая Россию. В Декларации содержится призыв активнее внедрять тематику сельского хозяйства и продовольствия в существующие стратегические документы в области борьбы с изменением климата, включая определяемые на национальном уровне вклады, долгосрочные стратегии развития с низким уровнем выбросов парниковых газов и планы адаптации. Отмечается необходимость повысить доступность финансирования для целей адаптации сельского хозяйства и систем производства продовольствия к изменению климата. Подчеркивается важность укрепления недискриминационной, открытой, справедливой, инклюзивной, прозрачной и основанной на правилах многосторонней торговой системы с главенствующей ролью Всемирной торговой организации.
***
Сторонам, тем не менее, не удалось прийти к согласию по ряду вопросов, касающихся статьей 6.2. и 6.4 Парижского соглашения об экономических механизмы функционирования углеродных рынков. В частности, не было найдено решение споров вокруг надзорного органа и учета различных видов кредитов. Ключевые вопросы, связанные с устойчивостью заявленных сокращений и удалений, будут рассмотрены только в 2024 г. на COP29.
Дополнительно в тексте итогового решения Конференции сторон отмечается важность обеспечения справедливого перехода, который является необъемлемым компонентом GST, GGA и климатического финансирования. Однако потребуется отдельно дать количественное определение справедливого перехода исходя из траекторий выбросов и обязательств по климатическому финансированию.
Кроме того, итоговое решение COP28 подчеркивает важность защиты и восстановления экосистем, а также активизации усилий по прекращению и обращению вспять обезлесения к 2030 г. и призывает стороны сохранять и восстанавливать океаны и прибрежные экосистемы.
Настоящая статья отражает личную позицию авторов. Ее содержание не следует рассматривать, в том числе цитировать в каких-либо изданиях, как официальную позицию Банка России или указание на официальную политику или решения регулятора. Любые ошибки в данном материале являются исключительно авторскими.