26-я Конференция ООН по изменению климата (COP26), отложенная на год из-за пандемии коронавируса, наконец состоялась 31 октября – 12 ноября 2021 г. Учитывая, что сегодня мир не находится на пути воплощения в жизнь концепции Парижского соглашения, эта встреча высокого уровня породила большие ожидания. В феврале Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата опубликовал отчет, в котором речь идет о том, что страны должны удвоить свои усилия по борьбе с изменением климата, чтобы ограничить рост глобальной температуры до 1,5 градусов Цельсия. Повышение климатических амбиций особенно важно, поскольку пандемия сдерживала развитие позитивной динамики в области защиты окружающей среды на уровне 2015 г. Поскольку страны сосредоточили свое внимание на разработке планов по восстановлению экономики и укреплении мер в сфере здравоохранения, многие выразили обеспокоенность тем, что будет все сложнее соответствовать новым экологическим стандартам и соблюдать меры по сокращению выбросов углекислого газа, определяемые на национальном уровне.
Несмотря на эти трудности, COP26 дает возможность укрепить экологическую дипломатию и подтвердить обязательства и обещания, данные в Парижском соглашении. Сможет ли дипломатия противостоять климатическому кризису?
Лучше всего описать COP26 и его результаты может фраза «осторожный оптимизм». Успешная дипломатия — сложная задача, иногда требующая серьезных компромиссов. На конференции в Глазго не удалось собрать все кусочки пазла. Несмотря на несколько многообещающих инициатив, предложенных развивающимися странами, не все готовы в полной мере встать на путь борьбы с изменением климата. Тем не менее климатический саммит дал старт важным обсуждениям, которые необходимо будет продолжить. Кроме того, потребуются корректировки для закрепления или обращения вспять определенных тенденций.
26-я Конференция ООН по изменению климата (COP26), отложенная на год из-за пандемии коронавируса, наконец состоялась 31 октября – 12 ноября 2021 г. Учитывая, что сегодня мир не находится на пути воплощения в жизнь концепции Парижского соглашения, эта встреча высокого уровня породила большие ожидания. В феврале Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата опубликовал отчет, в котором речь идет о том, что страны должны удвоить свои усилия по борьбе с изменением климата, чтобы ограничить рост глобальной температуры до 1,5 градусов Цельсия. Повышение климатических амбиций особенно важно, поскольку пандемия сдерживала развитие позитивной динамики в области защиты окружающей среды на уровне 2015 г. Поскольку страны сосредоточили свое внимание на разработке планов по восстановлению экономики и укреплении мер в сфере здравоохранения, многие выразили обеспокоенность тем, что будет все сложнее соответствовать новым экологическим стандартам и соблюдать меры по сокращению выбросов углекислого газа, определяемые на национальном уровне.
Несмотря на эти трудности, COP26 дает возможность укрепить экологическую дипломатию и подтвердить обязательства и обещания, данные в Парижском соглашении. Сможет ли дипломатия противостоять климатическому кризису? В статье описаны различные взгляды на эту дипломатическую задачу, с которой страны столкнулись сегодня. Автор приводит поводы как для оптимизма, так и для скептического отношения, принимая во внимание стоящие на кону стратегические возможности различных сторон, вовлеченных в этот процесс.
Три причины для оптимизма
Стратегические партнерства. На COP26 было объявлено о дальнейших действиях и формировании новых стратегических партнерств. Например, два крупнейших в мире источника выбросов — Китай и Соединенные Штаты — заявили о своем намерении укрепить сотрудничество для сокращения выбросов углерода. Эта обнадеживающая инициатива свидетельствует о том, что обе страны признают и подтверждают свою роль в руководстве усилиями по борьбе с последствиями изменения климата. Ослабление напряженности между двумя державами создаст возможности для разработки дорожной карты дальнейшего сотрудничества. Следует, однако, осторожно подходить к этой идее, пока она не будет подкреплена конкретными действиями. Это партнерство вызывает вопросы, поскольку страны находятся на разных этапах развития, и нет гарантии, что США и Китай смогут добиться одинаковых результатов. Это необходимо учитывать при принятии решения о том, какой должна быть справедливая доля стран в борьбе с изменением климата.
Климатическая дипломатия. На конференции в Глазго было внесено несколько перспективных предложений, которые могут проложить путь к возобновлению климатической дипломатии. Этот аспект особенно важен, поскольку сегодня климатическая дипломатия не пользуется доверием многих мировых лидеров, о чем говорит тот факт, что главы некоторых государств даже не присутствовали на COP26. Чтобы «ускорить темп», генеральный секретарь ООН предложил идею созыва ежегодных встреч на высоком уровне под эгидой Организации. Данное предложение способно придать новый импульс и форсировать прогресс в достижении климатических целей путем укрепления многосторонней системы, которое может быть реализовано благодаря подтверждению приверженности выполнению этих задач. Более частые мероприятия с участием высокопоставленных лиц могут повысить чувство ответственности. Будущее климатической дипломатии зависит от возможности выработать решительный план действий по созданию новых направлений сотрудничества.
Расширение прав и возможностей общественности. Другой ключевой задачей COP26 было ускорение действий по борьбе с изменениями климата за счет более тесного сотрудничества с гражданским обществом и, в частности, с молодежью. В саммите в Глазго наряду с переговорщиками, политиками и государственными должностными лицами со всего мира приняли участие молодые лидеры, специализирующиеся на климатической повестке. Молодая аудитория хотела, чтобы голоса ее представителей были услышаны, и выступила с требованием принять соответствующие меры. Одна из задач на ближайшее будущее — сделать это взаимодействие как можно более значимым, отражая аргументы молодых людей на переговорах по борьбе с изменением климата. Некоторые из положительных тенденций, отмеченных во время COP26, позволяют предвидеть более светлое будущее с точки зрения расширения прав и возможностей гражданского общества. Учитывая беспрецедентный рост участия молодежи в инициативах по всему миру, вполне логично, что лица, принимающие решения, решают активнее привлекать тех, на кого изменение климата окажет более серьезное воздействие.
Три причины для скептицизма
Европейское лидерство. Раунды переговоров и дискуссий в ходе климатического саммита ознаменовались отсутствием европейского лидерства. Этот факт осудили видные политические деятели. С точки зрения Европейского союза, конференция этого года должна была дать возможность продемонстрировать его ведущую роль, убедив мир в том, что увеличение обязательств в рамках Парижского соглашения должно идти рука об руку с глобальным «зеленым» восстановлением. Одобренная ранее перспективная «Зеленая сделка» должна были вселить в ЕС уверенность в том, что он сможет взять на себя роль лидера. Но, как заявил бывший посол Франции по вопросам изменения климата Лоуренс Тубиана, Европа была «пропавшим лидером» COP26, что поставило под угрозу результаты конференции.
Более того, по всей видимости европейские представители приняли стратегию, заключающуюся в ограничении коммуникации за пределами 26-й Конференции ООН по изменению климата. Делегация ЕС прибыла в Глазго с планом содействия финансированию, чтобы заполнить текущий дефицит, составляющий более 20 млрд долл. Эффективная стратегическая коммуникация является важным компонентом дипломатии, призванным не оставлять пространство для спекуляций, особенно при проведении события такого масштаба. Некоторые другие контексты требуют более осторожного подхода, но последствия климатического кризиса слишком серьезны, чтобы не обсуждать эти вопросы за пределами COP26. Приняв стратегию «тихой дипломатии», ЕС, вероятно, дискредитировал себя.
Участники. Международные ограничения, связанные с пандемией коронавируса, не позволили важным действующим лицам принять участие в дискуссиях в Глазго. Для организации такого мероприятия требуется представительство всех заинтересованных сторон. Сообщалось об отсутствии достаточного количества представителей так называемого глобального Юга — пресс-секретарь COP26 подсчитал, что только треть привычного числа участников от этого региона смогла присутствовать на конференции. Сеть «Действия в защиту климата», глобальный альянс из более чем 1 500 экологических групп, предвидела появление этой проблемы и призывала отложить мероприятие, сославшись на опасения, что будет «невозможно» провести безопасную, инклюзивную и справедливую глобальную климатическую конференцию. Отсутствие должного количества представителей могло подорвать суть саммита, дав возможность развитым странам более активно продвигать свои интересы.
Сроки. Увеличение сроков конференции по изменению климата, которая должна длиться две недели, уже стало обыденностью. 25-я климатическая конференция ООН, прошедшая в Мадриде в 2019 г., также завершилась несколько позже, поскольку переговоры были продлены. Поскольку переговорщики в Глазго не смогли заключить сделку в установленное время, большая часть дискуссий продолжилась в выходные. COP26 показал, что даже в последний день конференции оставались серьезные разногласия по вопросам финансирования и темпов сокращения выбросов углекислого газа. Это говорит о том, что страны не готовы идти на необходимые компромиссы, что не предвещает ничего хорошего для принятия будущих решений по борьбе с изменениями климата. Для климатической дипломатии ключевое значение имеет завершение переговоров в строго определенные сроки, чтобы вовлечь всех участников в процесс и показать, что мировые лидеры контролируют ситуацию.
***
Лучше всего описать COP26 и его результаты может фраза «осторожный оптимизм». Успешная дипломатия — сложная задача, иногда требующая серьезных компромиссов. На конференции в Глазго не удалось собрать все кусочки пазла. Несмотря на несколько многообещающих инициатив, предложенных развивающимися странами, не все готовы в полной мере встать на путь борьбы с изменениями климата. Тем не менее климатический саммит дал старт важным обсуждениям, которые необходимо будет продолжить. Кроме того, потребуются корректировки для закрепления или обращения вспять определенных тенденций.
Рекомендации для закрепления положительных трендов. Во-первых, важно добиться того, чтобы Китай и Соединенные Штаты имели четкое представление о собственных ожиданиях от их нового партнерства. Необходимо также четкое понимание, каким должен быть справедливый вклад обеих стран в защиту окружающей среды — будущее действий по борьбе с изменением климата может зависеть от эффективного партнерства между Пекином и Вашингтоном. Во-вторых, для повышения результативности климатической дипломатии важно согласовать краткосрочные цели с долгосрочным видением. Эта стратегия позволит международному сообществу организовать переговоры на более регулярной основе и сохранить столь необходимую динамику. В-третьих, необходимо будет включить в будущие дискуссии гражданское общество, чтобы гарантировать непрерывный диалог, который может вносить вклад в предстоящие важные политические события. Перед правительствами стоит важная задача по поддержке участия различных групп в диалоге и расширению прав и возможностей общественности.
Рекомендации по преодолению негативных трендов. Во-первых, Европейскому союзу необходимо скорректировать свою коммуникационную стратегию, чтобы четко заявить о себе как о лидере в борьбе с климатическими изменениями. Более четкое информирование общественности об участии ЕС в достижении прогресса на переговорах по климату посредством сочетания откровенной пропаганды и «тихой дипломатии» позволит избежать негативных спекуляций извне и может помочь Европе заручиться большей поддержкой. Во-вторых, ключевое значение имеет обеспечение полного представительства всех заинтересованных сторон, особенно из стран глобального Юга. Поскольку развивающиеся страны являются самыми уязвимыми перед климатическими изменениями, необходимо обеспечить их справедливое участие в климатической дипломатии. В-третьих, отказ от увеличения временных рамок переговоров по климату позволит донести до внешнего мира мысль о том, что мировые лидеры действительно держат под контролем будущее климатического кризиса. Эта стратегия может обеспечить более позитивную поддержку заинтересованных сторон.