Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Шнуренко

Основатель новостного портала о блокчейне и финтеке u.today, писатель, журналист, эксперт по искусственному интеллекту

Когда начиналась вторая промышленная революция, не было недостатка в оптимистических прогнозах, но прошло двести лет, и природа наносит ответный удар, настолько сильный, что речь идет о самом выживании нашего вида. Сегодня мы перешли от «экономики внимания» к «капитализму слежки», который переносит модель извлечения ресурсов с недр Земли на человеческое сознание и эмоции. Они предсказываются, контролируются и управляются, на них делаются ставки, сегодня фактически возник многомиллиардный рынок фьючерсов на человеческое поведение, и этот рынок бурно растет. В итоге сам человек становится другим. Не приведет ли это к тому, что природа, на этот раз человеческая, выведенная из равновесия, в будущем обрушится на нас с новой силой? Способны ли мы как человечество усвоить хоть какие-то уроки или надо готовиться к апокалипсису?

Транснациональные гиганты научились извлекать огромные прибыли, монетизируя психику и делая таким образом «новой нефтью» самого человека, во все большей степени ставя его под контроль безличных алгоритмов. Сильнее всего последствия бесконтрольного использования цифровых технологий бьют по детям, у которых нет привычки к «аналоговым» способам работы с информацией, нет иммунитета от интернет-зависимости.

Прогресс нельзя остановить, но общество может и должно его направлять, просчитывая последствия на перспективу. Русский писатель и философ Иван Ефремов полагал, что человечество с самого начала своей истории балансирует на «лезвии бритвы», и что только так оно может создавать великое и прекрасное, достигать вершин. Нужно и сейчас провести человечество по «лезвию бритвы», не останавливая прогресс, а задавая ученым и инженерам вектор на усиление возможностей и способностей человека, а не на их ослабление.


В своем недавнем выступлении генсек ООН Антониу Гутерреш с тревогой говорил о четырех «всадниках Апокалипсиса»: геополитической напряженности, экзистенциальном климатическом кризисе, росте недоверия, а также опасностях «темной стороны» high tech. Все эти угрозы взаимосвязаны: бесконтрольная эксплуатация природных ресурсов обогащает меньшинство, ухудшая экологическую ситуацию для большинства, что приводит к утрате веры в общественные, государственные и международные институты, что, в свою очередь, ведет к конфликтам между странами и к новой гонке за первенство в области «военного искусственного интеллекта».

Рекламируемый как панацея для человечества, high tech часто лишь усиливает неравенство и глубину извлечения ресурсов, под которыми стали понимать уже и самих людей — «новую нефть».

Когда начиналась вторая промышленная революция, не было недостатка в оптимистических прогнозах, но прошло двести лет, и природа наносит ответный удар, настолько сильный, что речь идет о самом выживании нашего вида. Сегодня мы перешли от «экономики внимания» к «капитализму слежки», который переносит модель извлечения ресурсов с недр Земли на человеческое сознание и эмоции. Они предсказываются, контролируются и управляются, на них делаются ставки, сегодня фактически возник многомиллиардный рынок фьючерсов на человеческое поведение, и этот рынок бурно растет. В итоге сам человек становится другим. Не приведет ли это к тому, что природа, на этот раз человеческая, выведенная из равновесия, в будущем обрушится на нас с новой силой? Способны ли мы как человечество усвоить хоть какие-то уроки или надо готовиться к апокалипсису, как это делают многие капитаны индустрии, строя себе бункеры в Новой Зеландии или на Аляске?

Большинство, однако, не может переехать на Аляску, и, если мы хотим выжить как человеческий род, мы должны решать нарастающие проблемы здесь и сейчас. Для этого, прежде всего, необходимо их осознать. Нужно понять, с какой целью мы развиваем цифровые технологии, чего мы хотим добиться? Почему общественный контроль так сильно отстает от развития цифровых высоких технологий, и можно ли это исправить? Что делать конкретному человеку, объединениям людей, обществу, для того, чтобы избежать негативных последствий «темной стороны» high tech?

Нужно и сейчас провести человечество по «лезвию бритвы», не останавливая прогресс, а задавая ученым и инженерам вектор на усиление возможностей и способностей человека, а не на их ослабление.

Некоторые эксперты говорят, что развитие технологий предопределено, и эта неизбежность рождает практику их употребления. Но это не так: технологии не существуют сами по себе в отрыве от общества, и их развитие определяется не мистикой, а вполне реальными целями, которые ставят те, кто управляет обществом. Так, домашний помощник «Гнездо» от Google собирает максимально возможную информацию о своих пользователях не потому, что так требует некая машина или алгоритм, а из-за экономического императива, который в условиях «капитализма слежки» становится неизбежным правилом для всех участников рынка. Рынку нужны данные, и рынок их получает.

Транснациональные гиганты научились извлекать огромные прибыли, монетизируя психику и делая таким образом «новой нефтью» самого человека, во все большей степени ставя его под контроль безличных алгоритмов. Сильнее всего последствия бесконтрольного использования цифровых технологий бьют по детям, у которых нет привычки к «аналоговым» способам работы с информацией, нет иммунитета от интернет-зависимости. Исследования психологов и нейробиологов говорят о массовом распространении цифрового аутизма, повышении тревожности у детей, ухудшении их памяти, снижению усидчивости, способности к обучению, прежде всего точным наукам. Появился уже медицинский термин — «математическая тревожность». Речь идет об импульсивно-негативной реакции детей и подростков на само слово «математика».

При этом общество становится новым объектом извлечения ресурсов и контроля. Индустриальное общество часто представляли в виде механизма с колесиками и шестеренками; кое-кто из художников приветствовал новую «эпоху машин», но большинство творцов выступали против того, чтобы человек воспринимался как одна из шестеренок в машине, цели которой он не понимает и не разделяет. Однако в сегодняшней антиутопии человек может оказаться в ситуации Грегора Замзы из «Превращения» Кафки. Он превратился в таракана, в существо, которое не может само себя узнать и вернуть себе прежний облик. Изменения поначалу мало заметны, но уже человека из 1990-х гг. наверняка поразили бы наши современники, прикованные к своим мобильным устройствам, живущие в виртуальной реальности соцсетей больше, чем в реальном мире.

Современное общество все больше напоминает пчелиный рой, где индивидуальная свобода подчинена некоему «знанию системы» в целом. Через генерированные сетями «машинного обучения» импульсы, воздействующие на эмоции, система направляет действия отдельных индивидуумов, управляя давлением на них со стороны и загоняя за определенные флажки. В таком обществе лишаются смысла такие понятия, как «демократия», «свобода воли», «политика», и даже, при всей внешней персонализации услуг, «индивидуальность». Снова подчеркнул бы, что особенно сильно воздействие системы на самых юных, ибо они выросли в этом «улье», и не имеют опыта другого общества и других отношений.

Можно ли изменить курс корабля с тем, чтобы он не налетел на скалы, которые уже виднеются на горизонте? Только мы все вместе можем это сделать. Сначала нужно увидеть проблему, не прячась за банальными формулировками, конспирологическими теориями и не оправдывая бездействие ложно понятой «объективностью» и лишающим воли фатализмом.

Прогресс нельзя остановить, но общество может и должно его направлять, просчитывая последствия на перспективу. Русский писатель и философ Иван Ефремов полагал, что человечество с самого начала своей истории балансирует на «лезвии бритвы», и что только так оно может создавать великое и прекрасное, достигать вершин. Нужно и сейчас провести человечество по «лезвию бритвы», не останавливая прогресс, а задавая ученым и инженерам вектор на усиление возможностей и способностей человека, а не на их ослабление.

Отдельные люди и общество в целом должны перестать быть бездумными «пользователями», объектами управления со стороны алгоритмов. Им необходимо вернуть себе достоинство и возможности сознательного личностного и общественного развития.

Масштабная повестка цифрового развития в России создает как возможности, так и риски. Это требует широкого общественного обсуждения — но при этом нужна «новая осознанность». Что это такое? Это и способы «цифровой гигиены», и подходы «медийной грамотности» для всех и каждого. Это и комплексный, междисциплинарный подход экспертов в разных областях знания, ученых, философов, представителей общественных организаций, бизнеса и государственных структур к разработке и использованию цифровых технологий.

Некоторыми из этих вопросов, в частности, влиянием цифрового информационного поля на человека и общество, уже занимаются специалисты. Психологи-консультанты работают в области цифровой детоксикации, предлагая свои услуги прежде всего представителям власти и бизнеса. Однако представляется, что в условиях бурного развития новых технологий этого явно недостаточно.

Ефим Островский:
RAI: удалённый интеллект

Необходим более активный и всеобъемлющий подход, при котором методики «новой осознанности» будут доступны для всех без исключения членов общества, безотносительно их материального положения, возраста, пола или уровня образования. Необходима и работа над перспективой, постановка задач перед учеными, философами, политиками с тем, чтобы расширить человеческие способности без слепого полагания на технологические «протезы». «Новая осознанность» — это не отрицание технологического развития и науки, напротив, это возвращение этим понятиям их истинных человеческих значений. В объединении усилий для решения насущных глобальных проблем, доставшихся от прошлого, полного бездумной эксплуатации природных и внутренних ресурсов, человечество может добиться настоящих прорывов.

«Новая осознанность» — это активный, творческий гуманистический подход в использовании высоких цифровых технологий, при котором человек перестает быть «юзером», пользователем, и становится личностью, принимающей решения.

Уже сегодня формируется инициативная группа энтузиастов, которые считают, что назрела необходимость объединить усилия людей, озабоченных повесткой осознанного человеческого развития.


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju