Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.5)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Леонид Цуканов

К.полит.н., востоковед, консультант ПИР-Центра

В конце 2022 г. Израиль и группа арабских государств — участников «Соглашений Авраама» (ОАЭ, Бахрейн, Марокко) объявили о намерении совместно развивать проект «Cyber Dome» («Киберкупол») с целью повышения уровня региональной цифровой безопасности. Представляется интересным не только определить «истоки» амбициозного проекта, но и проследить, в каких условиях планируется реализация новой инициативы, а также с какими препятствиями она может столкнуться.

Новый, «коллективно переосмысленный» проект «Киберкупола» имеет мало общего с выстроенной в Израиле «экосистемой обороны», ввиду чего его запуск следует считать скорее хорошо продуманным маркетинговым ходом, направленным на привлечение внимания к формату цифрового сотрудничества в целом, чем самостоятельной инициативой. Израильские официальные лица активно апеллируют к хорошо известному национальному «бренду», проецируя его на киберпространство, однако на деле предлагаемый формат имеет другое, отличное от заявляемого наполнение.

С другой стороны, факт запуска формата и приглашение в него арабских игроков свидетельствует о частичной трансформации подхода израильтян к обеспечению региональной безопасности в целом, а также к переосмыслению ими места своей страны в системе региональных альянсов. Не исключено, что Израиль и дальше будет использовать «цифровой бренд» как одно из обоснований собственных претензий на роль гаранта системы региональной безопасности.

В конце 2022 г. Израиль и группа арабских государств – участников «Соглашений Авраама» (ОАЭ, Бахрейн, Марокко) объявили о намерении совместно развивать проект «Cyber Dome» («Киберкупол») с целью повышения уровня региональной цифровой безопасности. Представляется интересным не только определить «истоки» амбициозного проекта, но и проследить, в каких условиях планируется реализация новой инициативы, а также с какими препятствиями она может столкнуться.

Железный «Киберкупол»

Сама по себе идея «Кибекупола» не нова. О необходимости защиты Израиля от кибератак «столь же эффективно, что и от ракет» с завидной регулярностью говорили представители политической и военной элиты Израиля, а соответствующие научные изыскания (в первую очередь, по линии Агентства Шин-Бет [1]) велись с первой половины 2000-х гг.

Однако современные очертания «Киберкупол» получил лишь в 2012 г., когда премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху представил Кнессету одноименный амбициозный план по повышению уровня национальной кибербезопасности, обосновав его необходимость «беспрецедентным количеством атак» против Израиля в цифровом пространстве со стороны «преступных группировок и вражеских агентов». Несколько лет спустя (в 2017 г.) ключевые идеи, предложенные Б. Нетаньяху в рамках проекта «Киберкупол», были интегрированы в Национальную стратегию кибербезопасности Израиля.

Следует подчеркнуть, что проект (в его изначальном виде) был ориентирован, в первую очередь, на защиту гражданского сегмента цифрового пространства Израиля, в то время как военная составляющая киберобороны была оставлена на откуп вооруженным силам и специальным агентствам и регулировалась другими документами; например, Стратегией ЦАХАЛ (2016 г.).

С другой стороны, два сегмента кибербезопасности существуют и развиваются в тесной связке. Между ними перекинут «мостик» в виде научно-исследовательских проектов и программ государственно-частного партнерства, направленных на решение актуальных проблем в области цифровой защиты страны («Высокий замок», «Хрустальный шар», «Витрина» и др.). Большинство этих проектов работают одновременно и на гражданский, и на военный сегмент безопасности в киберпространстве, что является характерной чертой израильского подхода.

Пора делиться опытом?

Долгое время «Киберкупол» оставался «проектом внутреннего пользования», а предложения о распространении израильского опыта киберобороны на регион (по факту — на дружественные страны) отклонялись как нецелесообразные. Израильские специалисты в области кибербезопасности справедливо полагали, что «излишняя открытость» страны на цифровом треке рано или поздно поставит под угрозу защищенность ее инфраструктуры. И хотя Израиль все эти годы оставался весьма активным киберактором, работа велась как по линии специальных служб [2], так и в бизнес-секторе — возможность включения страны в какую-либо коллективную киберинициативу (особенно в рамках ближневосточного региона) оценивалась скептически.

Однако после подписания в 2020 г. «Соглашений Авраама», положивших начало процессу нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами (в первую очередь, арабскими монархиями Персидского залива), цифровой аспект сотрудничества постепенно вышел на передний план — за несколько лет существования «Соглашений» стороны заметно нарастили объемы сотрудничества, а также активизировали обмен опытом. Кроме того, намеки на возможность «переосмысления» роли страны в региональной цифровой системе стали все чаще проскальзывать в публичных заявлениях высокоранговых политиков Израиля (включая представителей Кибердиректората), чему поспособствовал «благоприятный опыт сотрудничества» участников «Соглашений Авраама» в вопросах борьбы с киберпреступными группировками [3].

Намерение Израиля поделиться «бесценными знаниями» с новыми союзниками положительно оценивали и в Вашингтоне. Так, в марте 2022 г., Госсекретарь США Энтони Блинкен, выступая на саммите в кибуце Сде-Бокер (пустыня Негев, Южный округ Израиля), несколько раз подчеркнул, что консолидация усилий Арабского мира и Израиля открыла бы широкие возможности для урегулирования региональных кризисов, а также «создала бы прочную основу» для трансформации системы региональной безопасности. При этом, по мнению Госсекретаря, именно цифровому аспекту безопасности следовало бы уделить особое внимание.

В целом, на фоне повышения интенсивности общения израильских и арабских специалистов, а также общего изменения риторики уже к середине 2022 г. стало ясно, что появление первого совместного проекта в области цифровой обороны является лишь вопросом времени.

В дальнейшем, на полях первой Арабской международной выставки-конференции по кибербезопасности в Манаме (декабрь 2022 г.) стороны окончательно расставили все точки над «i», объявив о запуске четырехстороннего «Киберкупола» — масштабной инициативы, нацеленной на повышение уровня цифровой защищенности инфраструктуры государств–участников. К реализации проекта, помимо Израиля, подключились ОАЭ, Марокко и Бахрейн.

Согласно представленному проекту, стороны планируют активизировать совместную работу по мониторингу и выявлению угроз в киберпространстве, а также нарастить обмен научными кадрами, чтобы «обеспечить понимание общей картины ситуации и использовать все доступные возможности для борьбы с врагами». Решение о запуске коллективного «Киберкупола» было преподнесено в том числе и как прорыв в отношениях между Израилем и арабским миром, при этом сопровождалось волной публикаций комплиментарного характера в СМИ.

Если друг оказался вдруг…

В то же время, несмотря на амбициозность проекта арабо-израильской киберобороны, есть ряд подводных камней, которые могут снизить эффективность его реализации.

В первую очередь, бросается в глаза разница «цифровых мощностей» участвующих в проекте государств. Несмотря на то, что, согласно Глобальному индексу кибербезопасности (Global Cybersecurity Index, GCI), издаваемому Международным союзом электросвязи (МСЭ), участники «Киберкупола» находятся примерно в одной «корзине» — т.е. в первой десятке регионального рейтинга (см. Таблица 1) — реальный технологический разрыв между ними значительно шире.

Место в мировом рейтинге Место в региональном рейтинге
Израиль 36 6
ОАЭ 5 2
Бахрейн 60 8
Марокко 50 7

Таблица 1. Положение государств – участников «Киберкупола» в рейтинге Global Cybersecurity Index. Составлено по GCI [4].

Например, Израиль обладает гораздо более развитой системой государственных институтов, отвечающих за поддержание национальной безопасности в киберпространстве, нежели его арабские союзники, а также большим опытом отражения массированных киберударов. Кроме того, высокий уровень государственно-частного партнерства в Израиле обеспечивает своевременную и эффективную трансформацию национальной модели киберобороны (чем на данный момент не могут похвастаться другие участники «Киберкупола»). Обозначенные дисбалансы вкупе с ведущей ролью израильских специалистов несколько ограничивают потенциал расширения инициативы и усложняют включение в нее новых участников [5].

Вторая проблема — расхождения между Израилем и другими участниками инициативы в вопросах определения содержания «цифрового вызова» и способов реагирования на него. В то время как в израильском подходе к обеспечению кибербезопасности военный и гражданский аспекты цифровой обороны четко разграничены и существуют в относительно равновесном положении; у арабских партнеров деление более условно, а система киберобороны выстроена линейно, с сильным перекосом в один из секторов [6].

Кроме того, принимая во внимание предыдущий опыт кооперации Израиля и арабских держав в области безопасности, не стоит исключать, что на передний план рано или поздно выйдет противостояние с Ираном. В этом контексте «Киберкупол», изначально ориентированный на обеспечение внутренней безопасности участников проекта (без нанесения ударов вовне) и защиты гражданского сектора, будет активнее заниматься «проактивной обороной». Подобная трансформация, хоть и, в целом, укладывается в модель противодействия укреплению позиций Ирана в киберпространстве, не совсем отвечает долгосрочным интересам значительной части участников проекта. В первую очередь потому, что в условиях «постоянной угрозы» Тегерану будет гораздо проще обосновать выпады «патриотически настроенных киберкоманд» [7] против цифровой инфраструктуры участников «Киберкупола», позиционируя их в качестве «полноценных союзников» Израиля в асимметричном конфликте.

Характерной особенностью ситуации можно считать сохраняющееся — несмотря на взаимный политес — недоверие между Израилем и остальными участниками инициативы. Так, например, даже после запуска «Киберкупола» израильские официальные лица не спешат пересматривать ранее принятый список «надежных покупателей» собственных кибертехнологий и возвращать в него исключенные ОАЭ и Марокко. Что касается арабских участников инициативы, то они стараются лишний раз не выносить свое недовольство в публичное поле, дабы не создавать негативный фон вокруг «Соглашений Авраама»; однако дебаты о «пределах допуска» израильских специалистов к арабской цифровой инфраструктуре продолжаются не первый год. В случае же с «Киберкуполом» ключевым аргументом алармистов может стать тезис о том, что избранный «усеченный» формат инициативы едва ли пойдет на пользу арабо-израильской нормализации, поскольку «за бортом» остаются сразу несколько крупных региональных держав.

***

Новый, «коллективно переосмысленный» проект «Киберкупола» имеет мало общего с выстроенной в Израиле «экосистемой обороны», ввиду чего его запуск следует считать скорее хорошо продуманным маркетинговым ходом, направленным на привлечение внимания к формату цифрового сотрудничества в целом, чем самостоятельной инициативой. Израильские официальные лица активно апеллируют к хорошо известному национальному «бренду», проецируя его на киберпространство, однако на деле предлагаемый формат имеет другое, отличное от заявляемого наполнение.

С другой стороны, факт запуска формата и приглашение в него арабских игроков свидетельствует о частичной трансформации подхода израильтян к обеспечению региональной безопасности в целом, а также к переосмыслению ими места своей страны в системе региональных альянсов. Не исключено, что Израиль и дальше будет использовать «цифровой бренд» как одно из обоснований собственных претензий на роль гаранта системы региональной безопасности.

Кроме того, запуск столь амбициозной цифровой инициативы в какой-то степени позволит действующему премьеру Б. Нетаньяху разобраться с наследием предшественников: в первую очередь, вдохнуть вторую жизнь в «Соглашения Авраама» и подтолкнуть сомневающиеся государства к наращиванию сотрудничества с Израилем.

Не стоит исключать и того, что развитие новой версии «Киберкупола» будет проходить при активном участии Вашингтона, поскольку подобные инициативы не только хорошо укладываются в логику сокращения прямого присутствия США в регионе, но и частично «перекликаются» с новой Стратегией кибербезопасности США. А сам проект по итогу будет встроен в более крупную инициативу в области региональной безопасности (например, «Ближневосточное НАТО»).

1. Шин-Бет (Шабак) — общая служба безопасности Израиля, специализирующаяся на контрразведывательной деятельности и обеспечении внутренней безопасности в целом. До 2012 г. Служба являлась одним из ключевых элементов системы кибербезопасности Израиля и отвечала за цифровую защищенность объектов критической инфраструктуры.

2. По заявлениям самих израильтян, за период с 2012 по 2021 гг. им удалось, используя наработки в области цифровой безопасности, своевременно выявить и предотвратить более 50 терактов, а также пресечь несколько десятков акций по распространению компьютерных вирусов.

3. Например, Управление разведки сигналов ОАЭ в 2021 г. предоставило спецслужбам Израиля данные о кампании кибершпионажа, проводившейся хакерской группировкой «Ливанский кедр» (международная хакерская киберпреступная группировка, предположительно, базирующаяся в Ливане и связанная с Хезболлой) в отношении Израиля.

4. В рейтинге GCI Израиль, в силу ряда методологических особенностей, отнесен к «европейскому» региону и занимает 23-ю позицию. Однако при проецировании результатов на Ближний Восток его положение соответствовало бы 6-й строке.

5. Именно ведущая роль израильтян в новом проекте отчасти обусловила решение других стран, имеющих постоянные контакты с Израилем (Иордания, Египет) не присоединяться к «Киберкуполу». Присутствовавшие на конференции в Манаме представители Омана и Катара, которых Израиль считает перспективными партнерами на цифровом треке, также не проявили значительного интереса к проекту.

6. Исключение — ОАЭ, где в конце 2019 г. была инициирована масштабная перестройка системы институтов кибербезопасности. После подписания «Соглашений Авраама» в 2020 г. одним из приоритетов Абу-Даби стало формирование «сбалансированной системы цифровой безопасности».

7. Как правило, за формулировкой «патриотически настроенные команды», которую активно используют иранские официальные лица, зачастую стоят кадровые подразделения киберсил Ирана.


(Голосов: 18, Рейтинг: 4.5)
 (18 голосов)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju