Сравнительные аспекты публичной дипломатии США в Сербии и Албании
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.67) |
(9 голосов) |
К. полит. н., старший научный сотрудник Группы по исследованию проблем мира и конфликтов Отдела международно-политических проблем ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Публичная дипломатия США осуществляется органами исполнительной власти и аффилированными с ними структурами, а также широкой сетью аналитических центров и неправительственных организаций. Она направлена на продвижение внешнеполитических и внешнеэкономических задач США, имеет двухпартийную поддержку и, несмотря на сложную структуру координации, отлаженный механизм работы. Декларируемые задачи публичной дипломатии США — укрепление государственного управления зарубежных стран, создание инфраструктуры, поддержка безопасности и стабильности, развитие образования и здравоохранения, стимулирование экономического роста, оказание гуманитарной помощи. Посредством публичной дипломатии осуществляются политические и экономические преобразования развивающихся и постконфликтных стран в соответствии с интересами Вашингтона.
Балканы — один из ключевых регионов для американской публичной дипломатии, значимость которого обусловлена внешнеполитическими и внешнеэкономическими задачами США. Сербия и Албания наиболее ярко представляют подходы Соединенных Штатов в сфере публичной дипломатии на Балканах. Задача США в отношении Сербии — вовлечь страну в евроатлантические структуры, ослабить ее пророссийскую ориентацию, а Албания и не признаваемая Россией территория Косово — стратегические партнеры США и одни из наиболее проамерикански настроенных стран в Европе. На протяжении последних десятилетий Вашингтон при помощи публичной дипломатии создавал видимость регулирования региональных конфликтов, а на самом деле, управляя повесткой в гуманитарной области, они имеют возможность влияния не только на внешне- но и на внутриполитические процессы обеих стран.
Большая часть расходов США, выделяемых на публичную дипломатию на Западных Балканах, идет на работу с правительствами и гражданским обществом: НПО, экспертами, активистами. Посредством консалтинговых агентств и GR-компаний американцы лоббируют свою повестку в регионе. Имея лояльные себе кадры на руководящих должностях, в медиасреде, среди гражданского общества, американцы могут форматировать региональные внутригосударственные процессы. С 2024 г. в Сербии проходят сотрясающие страну многотысячные протесты, и можно с уверенностью говорить о том, что американцы играют в их организации не последнюю роль. Управляемые американцами и их европейскими союзниками — прежде всего британцами — гражданские активисты пытаются связать свою активность с антиправительственными настроениями сербского общества, но представляется, что прежде всего они инициированы отказом Сербии вводить антироссийские санкции.
Публичная дипломатия призвана минимизировать риски, подготовить представителей политических и деловых кругов, экспертного сообщества и гражданского общества к сотрудничеству Сербии и Албании с США, создать «режим благоприятствования» для работы американских компаний через солидаризацию и рост лояльности среди широких слоев местного населения. Несмотря на общую стандартизацию американской публичной дипломатии, региональные программы в Сербии и Албании адаптируются с учетом местной специфики. В каждой стране существует особое регулирование, разные аспекты работы с государственными организациями, особые условия деятельности зарубежных организаций.
Конкурентами для публичной дипломатии США в регионе выступают программы Турции, Китая и России. Исторически Россия ориентировалась на обращение к «церковной дипломатии», защиту православных христиан. Во времена холодной войны регион стал сферой открытого противостояния не только в области безопасности, но и в гуманитарной сфере. После ликвидации российской гуманитарной системы в 1990-х гг. России было довольно сложно вернуть свои позиции, это требовало серьезных финансовых затрат и управленческих решений. Вместе с тем представляется, что запуск гуманитарных инициатив и инфраструктурных проектов в регионе отвечал бы стратегическим задачам нашей страны. Однако для этого существуют серьезные вызовы ввиду тесной координации вашингтонских и брюссельских гуманитарных инициатив по «евроинтеграции» Сербии и Албании и активное противодействие российской повестке, в том числе и в гуманитарной области.
Публичная дипломатия США осуществляется органами исполнительной власти и аффилированными с ними структурами, а также широкой сетью аналитических центров и неправительственных организаций. Она направлена на продвижение внешнеполитических и внешнеэкономических задач США, имеет двухпартийную поддержку и, несмотря на сложную структуру координации, отлаженный механизм работы. Даже если президент Дональд Трамп окончательно закроет Агентство США по международному развитию (USAID), то маховик американской публичной дипломатии не остановится, поскольку эффективно функционирует на протяжении двух столетий, со времен деятельности американских миссионеров на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии, вне зависимости от смены президентских администраций.
Декларируемые задачи публичной дипломатии США — укрепление государственного управления зарубежных стран, создание инфраструктуры, поддержка безопасности и стабильности, развитие образования и здравоохранения, стимулирование экономического роста, оказание гуманитарной помощи. Посредством публичной дипломатии осуществляются политические и экономические преобразования развивающихся и постконфликтных стран в соответствии с интересами Вашингтона [i].
Публичная дипломатия используется США для установления «миропорядка, основанного на правилах». К моменту окончания блокового противостояния американцы при ее помощи продвигали собственные внешнеполитические и внешнеэкономические задачи в приоритетных регионах. Сегодня в отдельных странах применяются регионально ориентированные адресные инициативы, но в целом специально создаваемые структуры действуют под «зонтиком» одних и тех же институтов. Если для внешней аудитории американской публичной дипломатии создается видимость ее ценностной ориентации, на самом деле она опирается на взаимосвязанные политические и военно-стратегические аспекты.
Усилия США в области публичной дипломатии направлены на формирование американского видения мирового порядка посредством привлечения (engagement), в основном бизнес-проектов, образовательных и культурных программ, и противодействия угрозам — экстремизму, зарубежной пропаганде (прежде всего российской) — при помощи стратегических коммуникаций, то есть американская публичная дипломатия включает элемент противодействия внешнеполитическим соперникам. Профильной аудиторией выступают лидеры, ориентированные на демократические преобразования, а также образованная молодежь, не имеющая возможностей для самореализации. Американский кадровый «принцип вращающихся дверей» обеспечивает взаимодействие политических, научных и бизнес-элит внутри страны.
США извлекают прибыль из своих гуманитарных проектов. Иностранные студенты приезжают в США из 220 стран и территорий мира, наибольшее количество — из Китая, Индии и Республики Корея. В 2023–2024 уч. годах они принесли американской казне около 44 млрд долл. На каждый доллар, вложенный в инфраструктурные проекты в развивающихся странах, американцы получают 136 долл. от экспорта в эти страны американкой продукции.
Публичная дипломатия США на Балканах: исторический аспект
Балканы — один из ключевых регионов для американской публичной дипломатии, значимость которого обусловлена внешнеполитическими и внешнеэкономическими задачами США. Сербия и Албания наиболее ярко представляют подходы Соединенных Штатов в сфере публичной дипломатии на Балканах. Задача США в отношении Сербии — вовлечь страну в евроатлантические структуры, ослабить ее пророссийскую ориентацию, а Албания и не признаваемая Россией территория Косово — стратегические партнеры США и одни из наиболее проамерикански настроенных стран в Европе. Поскольку современная публичная дипломатия США начала формироваться во время и после окончания Второй мировой войны, когда американцы осознали важность работы с зарубежными лидерами общественного мнения, представляется важным рассмотреть американское гуманитарное присутствие в регионе начиная с конца 1940-х гг.
Югославия
США начали работать с Югославией по линии публичной дипломатии в конце 1940-х гг., после разрыва отношений между президентом Югославии И.Б. Тито и И.В. Сталиным. Несмотря на то, что Югославия была социалистической страной, она начала перенимать западные новшества, от поп-культуры до экономических подходов. Американцам было важно склонить общественное мнение в свою сторону, а публичной дипломатии (тогда она называлась и являлась внешнеполитической пропагандой) была отведена в этом важная роль. Например, в 1969 г. экипаж «Аполлона-11» прибыл в Югославию менее чем через сто дней после высадки на Луну.
С 1945 г. Информационное агентство США (US Information Agency — USIA) инициировало создание информационных служб в Белграде, Загребе, Нови-Саде, Любляне, Скопье и Сараево [ii]. В этих центрах находились библиотеки и читальные залы с американскими журналами, проводились лекции, выставки, концерты и уроки английского языка. Совместно с Государственным департаментом USIA также организовывало визиты творческой интеллигенции и общественных деятелей. В 1953 г. по приглашению Тито Элеанора Рузвельт, вдова президента США Франклина Делано Рузвельта, посетила Югославию: Белград, Сараево, Подгорицу (в то время — Титоград), Загреб, Дубровник, Цетинье и Любляну. По итогам визита ей удалось убедить Демократическую партию и американскую общественность в долгосрочных выгодах американо-югославского партнерства.
С начала 1950-х гг. Государственный департамент и Информационное агентство США начали выстраивать политику, направленную на оказание культурного и политического влияния на Тито и югославское общественное мнение с помощью новых инструментов — печатной пропаганды, зарубежного вещания и выставочной деятельности. Значимым фактором влияния на умы югославских элит и интеллектуалов стал журнал Pregled, издававшийся тиражом до 32 тыс. экземпляров и демонстрировавший привлекательность американской экономической модели и общественной системы. Но куда более важным механизмом американской пропаганды стал эфир «Голоса Америки»*, к которому подключались 69% всех югославских радиослушателей [iii]. США воспринимались как «потребительский рай», а американские павильоны на Загребской и Белградской международных выставках 1950-х гг. создавали осязаемое представление об «американской мечте».
После антиамериканской речи Тито на первой конференции Движения неприсоединения в Белграде в 1961 г. американский посол Джордж Кеннан в своей телеграмме Государственному департаменту написал, что Вашингтон должен переформатировать свою политику в регионе. США взяли курс на оказание влияния на нынешнее и будущее руководство Югославии с целью эволюции югославских институтов посредством публичной дипломатии. В ноябре 1964 г. сенатор Фулбрайт посетил Югославию, после чего были запущены программы двусторонних международных обменов, которые вызвали живой интерес у югославских политиков, ученых и студентов, формируя сеть проамериканских симпатизантов.
Следует отметить, что Югославия ценила гуманитарные программы США: при их помощи она демонстрировала миру свой «либеральный социализм». Белграду было важно, что «красные ковровые дорожки стелили и в Москве, и в Вашингтоне». Примечательно, что программы двойных обменов были запущены между двумя странами в 1965 г., а уже в 1967 г. возникло националистическое движение «Хорватская весна», сыгравшее существенную роль в последующем распаде страны. Югославские студенты американских программ международного обмена — партноменклатура и их дети, представители творческих кругов — по возвращении на родину становились адептами преобразований, часть из них уходила в диссидентство, часть пыталась реформировать систему изнутри. Безусловно, в югославском авторитарном обществе накапливались проблемы в области национальной политики, в частности сохранялось привилегированное положение хорватов и словенцев. Американская публичная дипломатия была направлена на мониторинг накапливающихся противоречий. 25 июня 1990 г. Хорватия и Словения первые провозгласили независимость, единая Югославия распалась, а в регионе началась серия вооруженных конфликтов с внешним участием.
В США после окончания холодной войны стало сложнее объяснять избирателям необходимость работы в идеологической сфере, и бюджеты на публичную дипломатию во многих регионах стали сокращаться. Американский центр в Белграде был закрыт в 1994 г. В 1995 г. Ричард Холбрук, специальный посланник президента Клинтона на Балканах, неоднократно приезжал в Белград. После подписания Дейтонского мирного соглашения американцы позиционировали себя в регионе как миротворцы. Как отмечают американские дипломаты, на одной из встреч Слободан Милошевич спросил о причинах закрытия Американкого центра, а Холбрук ответил, что Центр был закрыт по бюджетным причинам. После этого Американский центр был освобожден от уплаты арендной платы, и сербская сторона взяла на себя оплату счетов за электроэнергию. Работа Американского центра была возобновлена, на его площадке сотрудники Госдепа запустили оппозиционный канал B-92, формирующий общественное мнение. В результате Милошевич был смещен с поста президента и выдан Международному уголовному трибуналу по бывшей Югославии как военный преступник.
Американский центр в Белграде был разгромлен сербами во время натовских бомбардировок Югославии в 1999 г. Однако посредством умелой манипуляции общественным мнением уже через четыре года после бомбардировок США снова открыли центр в Белграде, а Сербия стала партнером программы НАТО «Партнерство во имя мира» (Partnership for Peace).
Албания
Внерегиональные игроки на Балканах: the West and the rest
С 1946 по 1990 гг. дипломатические отношения между Албанией и США были разорваны. Почти полвека две страны придерживались диаметрально противоположных взглядов по наиболее важным вопросам международных отношений. Политические цели Вашингтона были четко определены и публично провозглашены: поощрение независимости Албании от Москвы и содействие внутренней либерализации. Однако было ясно, что заявленные цели не могли быть реализованы в отсутствие дипломатических связей. Разрыв Албании с СССР в 1960 г. подогрел интерес к стране: Соединенные Штаты были готовы предложить Албании — как это было сделано в случае с Югославией после разрыва Тито со Сталиным — существенную экономическую и политическую помощь. Однако это предложение было отвергнуто Тираной. Авторитарный руководитель Албании Энвер Ходжи, убежденный сталинист, так и не проявил интереса к возобновлению двусторонних отношений.
В течение длительного периода самоизоляции Албании и отсутствия дипломатических отношений «Голос Америки» был, по сути, единственным средством влияния на албанскую аудиторию. Задача радиостанции заключалась в том, чтобы служить «надежным источником новостей и информации, представлять сбалансированную и всестороннюю проекцию значительной американской мысли и институтов, а также четко и эффективно представлять политику Соединенных Штатов». «Голос Америки» стал важным проводником перемен, успешно бросив вызов монополии режима на новости и информацию и продвигая западные идеалы «свободного, плюралистического и демократического общества». Его целевой аудиторией стали образованные граждане, чья лояльность и надежность были критически важны для стабильности режима. Радиостанция широко освещала внутренние события в Албании, а также параллельные восточноевропейские события. К маю-июню 1990 г. «Голосу Америки» удалось провести телефонные интервью с албанскими лидерами общественного мнения. Привлекая внимание представителей политической и интеллектуальной элиты к политически чувствительным вопросам, «Голос Америки» смог повлиять на их настроения.
В мае 1990 г. Албанию посетили сенатор-республиканец Том Лантос и бывший конгрессмен Джо ДиоГуарди. Албания стала частью концепции Вашингтона в построении «единой и свободной Европы». Используя уроки смены режима в других социалистических странах, Вашингтон взял на себя координацию внутриполитической повестки Тираны. Тесно сотрудничая со своими ключевыми европейскими союзниками, Государственный департамент и Совет национальной безопасности усилили давление на режим и увязали восстановление дипломатических отношений и поддержку членства Албании в СБСЕ с политическими реформами.
В августе 1990 г. посетившие страну представители Хельсинкской комиссии США во главе с сенатором Деннисом ДеКончини охарактеризовали ситуацию в Албании как «явно несоответствующую быстро развивающемуся процессу демократизации, политического плюрализма, верховенства закона и свободной рыночной экономики, происходящему по всей Европе» [iv]. В начале декабря 1990 г. студенческие демонстрации прошли в Тиранском университете: первоначальные требования студентов были экономическими, но вскоре они сосредоточились на призывах к политическим реформам. У формирующейся продемократической элиты сформировался запрос на помощь американских советников в сферах стратегического консультирования и институционального развития. Американские действия были скоординированы с европейскими союзниками и тщательно выверены.
После более чем пятидесятилетнего перерыва США и Албания восстановили дипломатические отношения 15 марта 1991 г. Пресс-секретарь Белого дома Марлин Фицуотер подчеркнул, что США рассматривают установление дипломатических отношений с Албанией как «возможность поддержать демократические реформы в этой стране» [v]. После установления дипотношений госсекретарь США Джеймс Бейкер объявил, что Соединенные Штаты предоставят Албании гуманитарную помощь в размере 6 млн долл., увязав дальнейшее предоставление помощи с созданием демократических институтов и развитием рыночной экономики [vi]. Соединенные Штаты разработали новую конституцию, запустили проамериканские СМИ. Вашингтон направил экономических советников, сыгравших важную роль в получении Албанией членства в МВФ и Всемирном банке.
Победа демократических сил на парламентских выборах в Албании в марте 1992 г. ознаменовала начало союзнических отношений между двумя странами. Страна стала ключевым американским партнером на Западных Балканах — сменявшие друг друга американские администрации сохраняли преемственность в политике в отношении Албании. После американской агрессии в отношении Югославии 1999 г. американцы создали Фонд поддержки Косово (Union Fund for the Reconstruction of Kosova). Вашингтон способствовал независимости Косово от Сербии и вступлению Албании в НАТО. США сыграли ключевую роль в управлении этническим конфликтом в Северной Македонии, что привело к значительному укреплению позиций албанцев в этой стране.
Независимость Косово, членство Албании в НАТО, а также расширение возможностей албанского населения в Македонии и Черногории придали албанцам уверенность в поддержке со стороны США. Благодарная США Албания поддержала действия США в Афганистане и Ираке и присоединилась к возглавляемой США коалиции против ИГИЛ**. Обе страны регулярно обмениваются делегациями, сотрудничают по широкому кругу вопросов. Действующая на территории сербского края Косово и Метохия база «Бондстил» стала региональным опорным пунктом вооруженных сил США. Понятие «гуманитарной интервенции» было введено из-за трагических событий на Балканах 1990-х гг. На протяжении последних десятилетий Вашингтон при помощи публичной дипломатии создавал видимость регулирования региональных конфликтов, а на самом деле, управляя повесткой в гуманитарной области, они имеют возможность влияния не только на внешне- но и на внутриполитические процессы обеих стран.
Современная публичная дипломатия США в Сербии и Албании
Можно выделить три ключевых направления американской публичной дипломатии на Западных Балканах: общественная дипломатия, научная дипломатия, бизнес-дипломатия.
1. Общественная дипломатия
Общественная — она же «народная» — дипломатия направлена на формирование горизонтальных связей между американскими окологосударственными структурами и гражданским обществом зарубежных стран. Американские советники активно участвовали в разработке конституций и ключевых законодательных документов как Албании, так и стран — участниц бывшей Югославии: Сербии, Хорватии, Македонии, Словении, Черногории, Боснии и Герцеговины, реформируя работу профильных министерств и ведомств. Ключевой интерес для них представляли министерства обороны, образования, финансов, цифровых технологий. Американские советники применяли принцип local ownership — местные контрагенты должны считать рекомендуемые им решения инициируемыми ими самими. По сути, именно американцы выступили авторами многих балканских реформ, прописывают планы их реализации и стратегии контроля. За три десятилетия осуществления американских программ на Балканах сформировалось сеть активистов, положительно воспринимающих и внедряющих реформы по прописанным американцами лекалам: офицеры и чиновники, журналисты, сотрудники НПО, получающие финансирование от американских фондов. Большая часть расходов по линии американской общественной дипломатии идет на операционные траты — зарплату сотрудников проамериканских НПО, аналитических центров, СМИ.
На примере помощи Сербии в борьбе с коронавирусом можно проследить акценты общественной дипломатии США в регионе. Еще до оказания американской помощи Сербии президент Вучич в социальной сети поблагодарил президента Трампа и президента Си Цзиньпина, сказав, что мир нуждается в их лидерстве. США выделили 1,35 млн долл. на приобретение тестов на коронавирус, медицинского оборудования и оказание помощи наиболее уязвимым группам населения. Параллельно Посольство США в Белграде публикует в социальных сетях истории о пребывании сербских студентов — участников программ обменов в престижных университетах «Лиги плюща» во время пандемии, находя отклик среди сербов. Демонстрируя интерес к судьбам будущих лидеров стран региона, США привлекали наиболее ярких из них к участию в программах обменов, финансируемых по линии Государственного департамента или при поддержке американских корпораций.
В качестве значимой черты общественной дипломатии США в Сербии и Албании следует выделить ее локализацию — американцы идут напрямую в муниципалитеты и даже отдельные дома. Так, программы USAID в Сербии стимулируют прямое участие граждан в решении местных проблем и побуждают их самими «быть теми переменами, которые они хотят видеть». В Сербии они работают «с организациями гражданского общества от деревень до национального уровня, предоставляя им инструменты и модели, которые можно использовать для эффективной защиты интересов своих избирателей»
Примечательно, что в 2023 г. при поддержке USAID сербское Министерство по правам человека, меньшинств и социальному диалогу работало над созданием Совета гражданского общества. В рамках работы над проектом американцы получили доступ к неправительственным организациям из всех регионов страны: «лидеры правительства и гражданского общества будут продолжать сотрудничать в создании среды, в которой голоса граждан будут услышаны и им будет уделено должное внимание». Важно отметить, что направления поддержки гражданского общества Сербии и Албании координируются с европейскими союзниками. В случае закрытия USAID программы поддержки гражданских активистов будут, вероятно, переданы европейским союзникам США, особенно Великобритании.
Анализ доступных за 2024 г. американских затрат в регионе позволяет выявить приоритеты Вашингтона:
Сербия — 44 млн долл. (из них 22 млн долл. — на работу с правительством и гражданским обществом, 11 млн долл. — на зарплату сотрудников операторов американских программ, 5 млн долл. — на работу с местным бизнесом)
Албания — 51 млн долл. (из них 18 млн долл. — на работу с правительством и гражданским обществом, 14 млн долл. — на зарплату сотрудников американских программ, 8 млн долл. — на кризисное реагирование)
Косово — 70 млн долл. (из них 23 млн долл. — на работу с правительством и гражданским обществом, 20 млн долл. — на вопросы безопасности, 8 млн долл. — на зарплату сотрудников операторов американских программ).
Таким образом, большая часть расходов идет на работу с правительствами и гражданским обществом: НПО, экспертами, активистами. Посредством консалтинговых агентств и GR-компаний американцы лоббируют свою повестку в регионе. Имея лояльные себе кадры на руководящих должностях, в медиасреде, среди гражданского общества, американцы могут форматировать региональные внутригосударственные процессы. С 2024 г. в Сербии проходят сотрясающие страну многотысячные протесты, и можно с уверенностью говорить о том, что американцы играют в их организации не последнюю роль. Управляемые американцами и их европейскими союзниками — прежде всего британцами — гражданские активисты пытаются связать свою активность с антиправительственными настроениями сербского общества, но представляется, что прежде всего они инициированы отказом Сербии вводить антироссийские санкции.
2. Научная дипломатия
Трамп и «Сербский мир»: возможности и вызовы
Наука и образование представляют собой один из наиболее эффективных инструментов гуманитарного сотрудничества США со странами Западных Балкан. Американцы активно взаимодействуют с университетами (опорными, партнерскими) через работу «американских уголков», участвуют в формировании образовательных стандартов, организуют программы обменов. У США имеются два опорных университета в регионе: Рочестерский технологический институт (бывший Американский университет в Косово) и Американский университет в Болгарии. Помимо опорных университетов у США в регионе выстроена сеть партнерских университетов. «Американские уголки» открыты в вузах в сербских Белграде, Нише, Новом Саде, Крагуеваце, Нови-Пазар, Буяноваце, Суботице, албанской Тиране. При этом они функционируют не просто как место для чтения книг или получения бесплатного доступа в Интернет, но и как платформа для приобретения навыков, отвечающих запросам молодежной аудитории (конкурсы дебатов, помощь в поиске работы, организация курсов, 3D-моделирование). Кроме того, в офисах программы EducationUSA в Белграде и Тиране можно получить информацию о возможности участия в программах обмена, языковых проектах. Как и в других регионах, США участвуют во всех уровнях образовательного процесса формируемых под их надзором элит: от детских садов и школ до бакалавриата и аспирантуры. Американцы запустили программы сотрудничества в направлениях от медицины до международной безопасности. Причем в целях образовательных программ открыто говорится о поддержке вступления Сербии в Европейский союз.
Важной частью научной дипломатии США в Сербии и Албании выступают программы международных обменов — проекты для будущих лидеров (стипендии Fulbright, the International Visitor Leadership Program, the Future Leaders Exchange — FLEX program, The Kennedy-Lugar Youth Exchange and Study — YES program, American Council of Young Political Leaders — ACYPL, Study of the U.S. Institutes for Student Leaders — SUSI, International Leaders in Education Program — ILEP|IREX, Hubert H. Humphrey Fellowship), а также специализированные программы для различной аудитории, к примеру, проекты для зарубежных писателей, бизнесменов, женщин, учителей — The International Writing Program (IWP), Salzburg Global Seminar, FORTUNE/US State Department Global Women’s Mentoring Partnership, Teaching Excellence and Achievement Program (TEA) IREX. Выпускники американских программ обмена, поддерживаемые на всех этапах карьерного пути, становятся представителями высшего звена органов власти Сербии и Албании. Благодаря их привлечению к администрированию программ американцы получают доступ к внутриполитической повестке обеих стран.
Ориентация публичной дипломатии США на научную дипломатию и образовательные программы заложила основу для прочных связей США с региональными лидерами мнений и гражданским обществом, что положительно влияет на позиции США среди лиц, причастных к процессу принятия решений.
3. Бизнес-дипломатия
Поскольку американская публичная дипломатия тесно связана с экономическими задачами США, бизнес-дипломатия выступает одним из ключевых способов форматирования экономики региона под американские интересы и оказывает непосредственное влияние на позиционирование США в обеих рассматриваемых странах.
Так, в Сербии американцы поддерживают все отрасли сербской промышленности, но прежде всего — стартапы и технологические компании, представители которых часто выступают проводниками демократических перемен. USAID активно работало над углублением торговых связей, поддерживая экспортоориентированный сербский бизнес, сотрудничая с правительством Сербии, предприятиями, муниципалитетами и гражданами, чтобы помочь Сербии выстроить независимый от России энергетический сектор. Для Белграда Вашингтон — третий по значимости зарубежный инвестор после Берлина и Рима. И в Сербии, и в Албании активно работают американские торгово-промышленные палаты (AmChams), возглавляемые выпускниками американских программ обмена, которые курируют гранты USAID, выделяемые на поддержку предпринимательства. В Сербии в компаниях — членах американской ТПП AmCham трудоустроено 119 тыс. человек, а ее членами являются 270 компаний. В 2020 г. в Сербии было открыто представительство Development Finance Corporation — государственно-частной структуры по финансированию зарубежных инфраструктурных проектов с объемом выделенных средств в размере 12 млрд долл.
В 2024 г. американские инвестиции в экономику Албании составили 313 млн долл. США, утроившись с 2020 г., 40 тыс. человек трудоустроено компаниями — членами AmCham, производящими четверть ВВП страны. В Косово зарегистрированы представительства пятнадцати крупных американских корпораций, в том числе — Coca Cola, General Electric, KFC, Marriott, Cisco, Famous Famiglia, Burger King, Domino’s, Microsoft. На развитие энергетики Косово только по линии Millenium Challenge Corporation с 2020 г. было выделено 250 млн долл.
Активно продвигая свои экономические инициативы в Сербии и Албании, американцы не только создают рабочие места, но и позиционируют себя как страну, предлагающую модернизацию и развитие обоим народам.
***
Публичная дипломатия призвана минимизировать риски, подготовить представителей политических и деловых кругов, экспертного сообщества и гражданского общества к сотрудничеству Сербии и Албании с США, создать «режим благоприятствования» для работы американских компаний через солидаризацию и рост лояльности среди широких слоев местного населения. Несмотря на общую стандартизацию американской публичной политики, региональные программы в Сербии и Албании адаптируются с учетом местной специфики. В каждой стране существует особое регулирование, разные аспекты работы с государственными организациями, особые условия деятельности зарубежных организаций. Ключевой характеристикой для публичной дипломатии США является ориентация на запросы аудитории, глубокое понимание ее потребностей и запросов, создание отвечающих им программ.
Не сложно заметить, что американские социогуманитарные технологии, подходы к национальному строительству и институциональному развитию, обкатанные в ходе балканских конфликтов, сегодня предлагаются к применению и в других странах Евразии. В эпоху «многоуровневого противостояния» [vii] с Россией американцам крайне важно сделать страны Западных Балкан управляемыми. Э.Я. Баталов отмечал, что «либерализм в том варианте, который служил двигателем английского и американского общества в течение последних двух столетий, не способен стать источником развития в новых условиях» [viii]. Уровень безработицы, доходящий среди молодежи региона до 30%, свидетельствует о том, что американцы не могут предложить действенную модель развития. Им хватает ресурсов формировать лояльных лидеров мнения, но они не предлагают инфраструктурных проектов, сопоставимых с китайскими инициативами.
Конкурентами для публичной дипломатии США в регионе выступают программы Турции, Китая и России. Исторически Россия ориентировалась на обращение к «церковной дипломатии», защиту православных христиан. Во времена холодной войны регион стал сферой открытого противостояния не только в области безопасности, но и в гуманитарной сфере. После ликвидации российской гуманитарной системы в 1990-х гг. России было довольно сложно вернуть свои позиции, это требовало серьезных финансовых затрат и управленческих решений. Вместе с тем представляется, что запуск гуманитарных инициатив и инфраструктурных проектов в регионе отвечал бы стратегическим задачам нашей страны. Однако для этого существуют серьезные вызовы ввиду тесной координации вашингтонских и брюссельских гуманитарных инициатив по «евроинтеграции» Сербии и Албании и активное противодействие российской повестке, в том числе и в гуманитарной области.
* Радиостанция внесена Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
**Организация признана террористической и запрещена на территории РФ.
i. Великая А.А. Публичная дипломатия России и США: монография / А. А. Великая. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2023. — 192 с.
ii. Carla Konta. A New Leadership for the Socialist Federal Republic of Yugoslavia? The Nature and Impact of the Fulbright Exchange Program in the Light of the American Public Diplomacy Goals in Yugoslavia (1964-1970). Blair Center Legacy Conference, Arkansas University, September 2015.
iii. Nicholas J. Cull, The Cold War and the United States Information Agency: American Propaganda and Public Diplomacy, 1945-1989. Cambridge, U.K.; New York: Cambridge University Press, 2009.
iv. “Helsinki Commission Delegation Visits Albania, Establishes Dialogue on Human Rights,” U.S. Helsinki Commission, press release, August 22, 1990.
v. U.S., Albania to Resume Diplomatic Relations After 52 Years. The Washington Post, March 13, 1991.
vi. Robert L. Hutchings. American Diplomacy and the End of the Cold War: An Insider’s Account of U.S. Policy in Europe. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1997.
vii. Шаклеина Т.А. Россия и США в современных международных отношениях: Монография / Т.А. Шаклеина. — 3-е изд;.перераб. и доп. — М.: Издательство «Аспект-Пресс». 2022. — 440 с.
viii. Баталов Э.Я. Человек, мир, политика. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2008. — 330 с.
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.67) |
(9 голосов) |
Второй президентский срок Д. Трампа в Сербии и Республике Сербской воспринимается с надеждой и оптимизмом как с ценностной, так и с практической точек зрения
Внерегиональные акторы на БалканахДоклад № 102 / 2025
Внерегиональные игроки на Балканах: the West and the restО балканской проблеме как конкурентной борьбе внешних игроков
Братья навек: российско-сербское экономическое партнерство в условиях геополитической турбулентностиВстреча в Пекине вышла за рамки дипломатического протокола


